Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Пак В.В. 1 Неуструева А.С. 1 Петренко Ю.В. 1 Лейзин И.Б. 1
1 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна»
В современных рыночных условиях возрастает роль малого предпринимательства для социально-экономического развития страны. Малый бизнес участвует в формировании бюджетов всех уровней, создаёт дополнительные рабочие места, способствует развитию конкуренции, ускоряет модернизацию и инновационное развитие страны. В данном исследовании рассмотрены критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому предпринимательству; описана роль малого предпринимательства в экономике России; объяснена взаимосвязь малого предпринимательства и валового внутреннего продукта; на основе данных официальной статистики проведено статистическое наблюдение. Проанализирована динамика ВВП и доли малого и среднего предпринимательства во внутреннем валовом продукте, а также динамика количества субъектов малого предпринимательства. Выявлены ключевые факторы сокращения субъектов малого предпринимательства. Рассмотрены структура территориального расположения и принадлежности к отраслям экономики субъектов малого предпринимательства.
малое предпринимательство
мсп
ввп
финансы
микропредприятия
факторы сокращения
региональная структура
1. Федеральный закон №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007.
2. Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2017 г. № 1412 «О предельном значении среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год для средних предприятий – хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности, и об утверждении Правил формирования перечня хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности».
3. Росстат представляет первую оценку ВВП за 2020 год [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/113015 (дата обращения: 24.10.2023).
4. Национальные счета. Федеральная служба государственной статистки [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts (дата обращения: 24.10.2023).
5. Институциональные преобразования в экономике. Федеральная служба государственной статистки [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/instituteconomics (дата обращения: 24.10.2023).
6. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. URL: https://ofd.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 24.10.2023).

В таблице 1 представлены критерии отнесения субъектов к МСП по численности и уровню дохода.

Важно отметить, что критерии классификации малого бизнеса могут различаться в разных странах и регионах и периодически пересматриваться в соответствии с изменяющимися экономическими условиями. Определение хозяйствующих субъектов как малого бизнеса имеет важные практические последствия, включая налогообложение, доступ к финансированию и право на участие в государственных программах поддержки малых предприятий.

Роль малого предпринимательства в экономике страны является существенной и важной с практической и теоретической точек зрения. Одним из основных экономических индикаторов является внутренний валовой продукт (ВВП). Взаимосвязь малого предпринимательства и ВВП страны представляет собой сложный симбиотический аспект экономической динамики. Малое предпринимательство и ВВП взаимодействуют взаимно и влияют друг на друга следующим образом:

− малое предпринимательство способствует экономическому росту, который, в свою очередь, влияет на уровень ВВП. Оно способствует созданию новых рабочих мест, стимулированию инноваций и конкуренции, что является драйвером увеличения производства и, следовательно, ВВП страны;

− большое количество субъектов малого предпринимательства может снижать уровень безработицы, что способствует росту ВВП за счет увеличения общего дохода и потребительского спроса;

− малый бизнес способствует разнообразию экономики, поскольку он может внести различные товары и услуги на рынок, уменьшая зависимость экономики от одной отрасли. Это повышает устойчивость и резервы для роста ВВП;

− малое предпринимательство часто является источником инноваций, что может улучшить эффективность и производительность экономики. Разработка новых технологий и методов, внедренных малыми предприятиями, может привести к росту ВВП;

− малый бизнес может быть активным участником глобальных цепочек поставок, соответственно, это способствует экспорту и международной торговле, что имеет непосредственное воздействие на размер ВВП.

Важно отметить, что взаимосвязь малого бизнеса и ВВП обусловлена множеством факторов и может различаться в зависимости от конкретной страны. Однако, в большинстве случаев малый бизнес оказывает положительное воздействие на ВВП, способствуя его росту и разнообразию, по этой причине поддержка и стимулирование малого предпринимательства, как правило, считается важной частью экономической политики многих стран.

В 2020 г. в период пандемии коронавируса (COVID-19) ВВП Российской Федерации, как и многих других стран, оказался под воздействием серьезных экономических изменений. Одним из наиболее заметных влияний пандемии на ВВП России оказало снижение экономической активности. Введение карантинных мер и ограничений на мобильность граждан привело к сокращению деятельности многих предприятий, особенно в сферах обслуживания, туризма и розничной торговли. Помимо этого, на динамику ВВП в 2020 г. по сравнению с 2019 г. оказало влияние сокращение внутреннего конечного спроса на 5,0% и рост чистого экспорта товаров и услуг за счет опережающего сокращения импорта (-13,7%) по сравнению с экспортом (-5,1%) [3].

Спад спроса на энергоносители также повлиял на российскую экономику в период пандемии, поскольку Россия является крупным экспортером энергоресурсов. Снижение цен на нефть и сокращение объемов нефтяных экспортов оказали негативное воздействие на финансовые потоки страны. На рисунке 1 графически представлены статистические данные ВВП и доли МСП в экономике России в период 2017-2021 гг.

Величина валовой добавленной стоимости, которая была создана субъектами МСП России, увеличилась с 18242,4 млрд руб. в 2017 г. до 24603,9 млрд руб. в 2021 г. (+34,87%). В 2018 г. удельный вес малого и среднего предпринимательства в экономике Российской Федерации сократился с 22,0% до 20,4%. На протяжении 2018-2021 гг. доля МСП в российской экономике практически не изменялась.

Количество субъектов малого предпринимательства в России представляет собой важный показатель развития предпринимательской среды в стране. Они способствуют разнообразию экономической деятельности, а также содействуют устойчивости и конкурентоспособности российской экономики.

missing image file

Рис. 1. Динамика внутреннего валового продукта и доли малого и среднего предпринимательства во внутреннем валовом продукте в период с 2017 г. по 2021 г. [4, 5]

missing image file

Рис. 2. Динамика количества субъектов малого предпринимательства (с учетом микропредприятий) в Российской Федерации на начало года в период с 2017 г. по 2023 г. [6]

В России в течение продолжительного периода среди субъектов МСП наиболее популярными являются микроорганизации. Например, на начало 2023 г. доля микропредприятий в совокупности субъектов МСП составляла 96,16%, в то время как доля малых предприятий была равна 3,54%, а средних предприятий менее 1%.

Преобладание числа микропредприятий над числом малых и средних предприятий в экономике объясняется рядом факторов. Во-первых, микропредприятия часто имеют более низкие налоговые обязательства и требования по сравнению с другими субъектами МСП, соответственно, это позволяет им сэкономить на налогах и бухгалтерских расходах.

Во-вторых, микропредприятия, как правило, имеют более простую структуру управления, а также они могут быстрее реагировать на изменения не только на рынке, но и в потребительском спросе, по этой причине они обладают большей гибкостью в адаптации к новым условиям.

В-третьих, для создания и запуска микропредприятий часто требуется меньше капиталовложений в сравнении с малыми и средними предприятиями, что позволяет снизить финансовый порог для входа на рынок и стимулировать предпринимателей.

Согласно официальной статистике число малых предприятий на начало 2023 г. составляло 212271 ед., а микроорганизаций 5761069 ед. На рисунке 2 в графическом виде представлена динамика численности субъектов малого предпринимательства России (с учетом микроорганизаций).

Высокий уровень смертности от распространения коронавирусной инфекции стал причиной введения множества ограничений в 2021 г. Наибольший ущерб был нанесен пандемией коронавируса на субъекты малого предпринимательства именно в данный период, так, в 2021 г. их число составило 5666876 ед., что на 3,95% и 5,13% меньше 2020 г. и 2023 г. соответственно. Среди основных факторов сокращения субъектов малого предпринимательства можно выделить следующие:

1. Снижение спроса и выручки. Ограничения, введенные для предотвращения распространения вируса, привели к снижению потребительского спроса на многие товары и услуги. Как следствие, произошло негативное воздействие на малые предприятия, ориентированные на местный рынок и мелких потребителей. Сокращение выручки и ограничения в работе привели к финансовым трудностям для многих субъектов малого бизнеса, а недостаток дополнительного финансирования и доступа к кредитам затруднял продолжение деятельности многих компаний.

2. Ограничения на работу и закрытие предприятий. В условиях пандемии были введены ограничения на работу многих организаций, что привело к временному или постоянному закрытию некоторых из них.

3. Потеря рабочих мест. Сокращение числа субъектов малого предпринимательства привело к потере рабочих мест для многих людей. На начало 2021 г. среднесписочная численность работников с учетом микроорганизаций составила 12795861 чел. Для сравнения количество работников на начало 2023 г. было равно 13277541 чел.

4. Трудности в адаптации. Некоторым субъектам малого предпринимательства было довольно сложно адаптироваться к новым условиям и требованиям, связанным с безопасностью здоровья, цифровизацией бизнес-процессов и изменениями в потребительском поведении.

Совокупность перечисленных факторов повлияла на то, что многие компании столкнулись с угрозой банкротства вследствие снижения доходов и невозможности погашения своих задолженности или сохранения операционной деятельности, тем самым оказывая негативное воздействие не только на малое предпринимательство, но и экономику в целом. По этой причине в России в условиях пандемии COVID-19 был разработан ряд мер поддержки малого бизнеса, которые оценивались с научной точки зрения как инструментарий смягчения негативных экономических последствий пандемии и поддержания финансовой устойчивости предприятий. Государство предоставило финансовую помощь малым организациям в виде субсидий и грантов, направленных на покрытие текущих расходов, а также поддержку роста и развития. Помимо этого, в рамках мер поддержки предпринимателям была предоставлена отсрочка по уплате налогов и кредитных платежей, что помогло снизить финансовое давление. Для наиболее пострадавших отраслей, таких как туризм, ресторанный бизнес и транспорт были разработаны специализированные программы поддержки.

Наибольшая доля субъектов малого предпринимательства на начало 2023 г. приходилась на Центральный федеральный округ (1923533 ед.) и Приволжский федеральный округ (1040258 ед.) [6]. Удельный вес субъектов малого предпринимательства только в этих двух округах составил почти 50%. Оборот субъектов малого предпринимательства с учетом микропредприятий на территории Российской Федерации в 2021 г. составил 57197,25 млрд руб., а в 2022 г. 60947, 9 млрд руб., прирост составил 6,56%.

По состоянию на январь 2023 г. среди наиболее популярных видов деятельности среди малых предприятий были «Строительство жилых и нежилых зданий» – 8343 ед. (19%), «Деятельность охранных служб, в т.ч. частных» – 6457 ед. (15%) и «Деятельность ресторанов и услуги по доставке питания» – 5888 ед. (14%). Среди микропредприятий 210289 ед. было задействовано в сфере автомобильного грузового транспорта (15%). Также среди субъектов, получивших статус микропредприятий, была популярны розничная торговля при помощи информационно-коммуникационной сети Интернет и строительство жилых и нежилых зданий [6].

Выводы

В рамках проведенного исследования была определена роль малого предпринимательства в развитии экономики страны. Выявлены факторы, влияющие на условия функционирования сектора. На основе официальных данных проведено статистическое наблюдение. Таким образом, в ходе исследования было установлено:

1. Малый бизнес в России имеет значительное влияние на экономику страны. Этот сектор охватывает разнообразные отрасли, включая производство, торговлю, услуги, сельское и сельскохозяйственное предпринимательство. Малые предприятия вносят существенный вклад в валовой внутренний продукт и занятость.

2. Малое предпринимательство является одним из важнейших источников создания новых рабочих мест в России. Оно способствует снижению уровня безработицы и увеличению доходов населения.

3. Государство Российской Федерации разрабатывает и внедряет различные программы и меры поддержки малого предпринимательства, включая субсидии, гранты, льготы по налогообложению и доступ к финансированию. Данные меры направлены на стимулирование роста и развитие малых предприятий.


Библиографическая ссылка

Пак В.В., Неуструева А.С., Петренко Ю.В., Лейзин И.Б. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 12-1. – С. 126-131;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3144 (дата обращения: 17.05.2024).