Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

THE CURRENT STATE OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA

Pak V.V. 1 Neustrueva A.S. 1 Petrenko Yu.V. 1 Leyzin I.B. 1
1 St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design
In modern market conditions, the role of small business for the socio-economic development of the country is increasing. Small businesses participate in the formation of budgets at all levels, create additional jobs, promote competition, and accelerate the modernization and innovative development of the country. This study examines the criteria for classifying business entities as small businesses; the role of small business in the Russian economy is described; the relationship between small business and gross domestic product is explained; Statistical observation was carried out based on official statistics. The dynamics of GDP and the share of small and medium-sized businesses in the gross domestic product, as well as the dynamics of the number of small businesses are analyzed. The key factors for the reduction of small businesses have been identified. The structure of the territorial location and belonging to the economic sectors of small businesses is considered.
small business
smes
gdp
finance
microenterprises
reduction factors
regional structure

В таблице 1 представлены критерии отнесения субъектов к МСП по численности и уровню дохода.

Важно отметить, что критерии классификации малого бизнеса могут различаться в разных странах и регионах и периодически пересматриваться в соответствии с изменяющимися экономическими условиями. Определение хозяйствующих субъектов как малого бизнеса имеет важные практические последствия, включая налогообложение, доступ к финансированию и право на участие в государственных программах поддержки малых предприятий.

Роль малого предпринимательства в экономике страны является существенной и важной с практической и теоретической точек зрения. Одним из основных экономических индикаторов является внутренний валовой продукт (ВВП). Взаимосвязь малого предпринимательства и ВВП страны представляет собой сложный симбиотический аспект экономической динамики. Малое предпринимательство и ВВП взаимодействуют взаимно и влияют друг на друга следующим образом:

− малое предпринимательство способствует экономическому росту, который, в свою очередь, влияет на уровень ВВП. Оно способствует созданию новых рабочих мест, стимулированию инноваций и конкуренции, что является драйвером увеличения производства и, следовательно, ВВП страны;

− большое количество субъектов малого предпринимательства может снижать уровень безработицы, что способствует росту ВВП за счет увеличения общего дохода и потребительского спроса;

− малый бизнес способствует разнообразию экономики, поскольку он может внести различные товары и услуги на рынок, уменьшая зависимость экономики от одной отрасли. Это повышает устойчивость и резервы для роста ВВП;

− малое предпринимательство часто является источником инноваций, что может улучшить эффективность и производительность экономики. Разработка новых технологий и методов, внедренных малыми предприятиями, может привести к росту ВВП;

− малый бизнес может быть активным участником глобальных цепочек поставок, соответственно, это способствует экспорту и международной торговле, что имеет непосредственное воздействие на размер ВВП.

Важно отметить, что взаимосвязь малого бизнеса и ВВП обусловлена множеством факторов и может различаться в зависимости от конкретной страны. Однако, в большинстве случаев малый бизнес оказывает положительное воздействие на ВВП, способствуя его росту и разнообразию, по этой причине поддержка и стимулирование малого предпринимательства, как правило, считается важной частью экономической политики многих стран.

В 2020 г. в период пандемии коронавируса (COVID-19) ВВП Российской Федерации, как и многих других стран, оказался под воздействием серьезных экономических изменений. Одним из наиболее заметных влияний пандемии на ВВП России оказало снижение экономической активности. Введение карантинных мер и ограничений на мобильность граждан привело к сокращению деятельности многих предприятий, особенно в сферах обслуживания, туризма и розничной торговли. Помимо этого, на динамику ВВП в 2020 г. по сравнению с 2019 г. оказало влияние сокращение внутреннего конечного спроса на 5,0% и рост чистого экспорта товаров и услуг за счет опережающего сокращения импорта (-13,7%) по сравнению с экспортом (-5,1%) [3].

Спад спроса на энергоносители также повлиял на российскую экономику в период пандемии, поскольку Россия является крупным экспортером энергоресурсов. Снижение цен на нефть и сокращение объемов нефтяных экспортов оказали негативное воздействие на финансовые потоки страны. На рисунке 1 графически представлены статистические данные ВВП и доли МСП в экономике России в период 2017-2021 гг.

Величина валовой добавленной стоимости, которая была создана субъектами МСП России, увеличилась с 18242,4 млрд руб. в 2017 г. до 24603,9 млрд руб. в 2021 г. (+34,87%). В 2018 г. удельный вес малого и среднего предпринимательства в экономике Российской Федерации сократился с 22,0% до 20,4%. На протяжении 2018-2021 гг. доля МСП в российской экономике практически не изменялась.

Количество субъектов малого предпринимательства в России представляет собой важный показатель развития предпринимательской среды в стране. Они способствуют разнообразию экономической деятельности, а также содействуют устойчивости и конкурентоспособности российской экономики.

missing image file

Рис. 1. Динамика внутреннего валового продукта и доли малого и среднего предпринимательства во внутреннем валовом продукте в период с 2017 г. по 2021 г. [4, 5]

missing image file

Рис. 2. Динамика количества субъектов малого предпринимательства (с учетом микропредприятий) в Российской Федерации на начало года в период с 2017 г. по 2023 г. [6]

В России в течение продолжительного периода среди субъектов МСП наиболее популярными являются микроорганизации. Например, на начало 2023 г. доля микропредприятий в совокупности субъектов МСП составляла 96,16%, в то время как доля малых предприятий была равна 3,54%, а средних предприятий менее 1%.

Преобладание числа микропредприятий над числом малых и средних предприятий в экономике объясняется рядом факторов. Во-первых, микропредприятия часто имеют более низкие налоговые обязательства и требования по сравнению с другими субъектами МСП, соответственно, это позволяет им сэкономить на налогах и бухгалтерских расходах.

Во-вторых, микропредприятия, как правило, имеют более простую структуру управления, а также они могут быстрее реагировать на изменения не только на рынке, но и в потребительском спросе, по этой причине они обладают большей гибкостью в адаптации к новым условиям.

В-третьих, для создания и запуска микропредприятий часто требуется меньше капиталовложений в сравнении с малыми и средними предприятиями, что позволяет снизить финансовый порог для входа на рынок и стимулировать предпринимателей.

Согласно официальной статистике число малых предприятий на начало 2023 г. составляло 212271 ед., а микроорганизаций 5761069 ед. На рисунке 2 в графическом виде представлена динамика численности субъектов малого предпринимательства России (с учетом микроорганизаций).

Высокий уровень смертности от распространения коронавирусной инфекции стал причиной введения множества ограничений в 2021 г. Наибольший ущерб был нанесен пандемией коронавируса на субъекты малого предпринимательства именно в данный период, так, в 2021 г. их число составило 5666876 ед., что на 3,95% и 5,13% меньше 2020 г. и 2023 г. соответственно. Среди основных факторов сокращения субъектов малого предпринимательства можно выделить следующие:

1. Снижение спроса и выручки. Ограничения, введенные для предотвращения распространения вируса, привели к снижению потребительского спроса на многие товары и услуги. Как следствие, произошло негативное воздействие на малые предприятия, ориентированные на местный рынок и мелких потребителей. Сокращение выручки и ограничения в работе привели к финансовым трудностям для многих субъектов малого бизнеса, а недостаток дополнительного финансирования и доступа к кредитам затруднял продолжение деятельности многих компаний.

2. Ограничения на работу и закрытие предприятий. В условиях пандемии были введены ограничения на работу многих организаций, что привело к временному или постоянному закрытию некоторых из них.

3. Потеря рабочих мест. Сокращение числа субъектов малого предпринимательства привело к потере рабочих мест для многих людей. На начало 2021 г. среднесписочная численность работников с учетом микроорганизаций составила 12795861 чел. Для сравнения количество работников на начало 2023 г. было равно 13277541 чел.

4. Трудности в адаптации. Некоторым субъектам малого предпринимательства было довольно сложно адаптироваться к новым условиям и требованиям, связанным с безопасностью здоровья, цифровизацией бизнес-процессов и изменениями в потребительском поведении.

Совокупность перечисленных факторов повлияла на то, что многие компании столкнулись с угрозой банкротства вследствие снижения доходов и невозможности погашения своих задолженности или сохранения операционной деятельности, тем самым оказывая негативное воздействие не только на малое предпринимательство, но и экономику в целом. По этой причине в России в условиях пандемии COVID-19 был разработан ряд мер поддержки малого бизнеса, которые оценивались с научной точки зрения как инструментарий смягчения негативных экономических последствий пандемии и поддержания финансовой устойчивости предприятий. Государство предоставило финансовую помощь малым организациям в виде субсидий и грантов, направленных на покрытие текущих расходов, а также поддержку роста и развития. Помимо этого, в рамках мер поддержки предпринимателям была предоставлена отсрочка по уплате налогов и кредитных платежей, что помогло снизить финансовое давление. Для наиболее пострадавших отраслей, таких как туризм, ресторанный бизнес и транспорт были разработаны специализированные программы поддержки.

Наибольшая доля субъектов малого предпринимательства на начало 2023 г. приходилась на Центральный федеральный округ (1923533 ед.) и Приволжский федеральный округ (1040258 ед.) [6]. Удельный вес субъектов малого предпринимательства только в этих двух округах составил почти 50%. Оборот субъектов малого предпринимательства с учетом микропредприятий на территории Российской Федерации в 2021 г. составил 57197,25 млрд руб., а в 2022 г. 60947, 9 млрд руб., прирост составил 6,56%.

По состоянию на январь 2023 г. среди наиболее популярных видов деятельности среди малых предприятий были «Строительство жилых и нежилых зданий» – 8343 ед. (19%), «Деятельность охранных служб, в т.ч. частных» – 6457 ед. (15%) и «Деятельность ресторанов и услуги по доставке питания» – 5888 ед. (14%). Среди микропредприятий 210289 ед. было задействовано в сфере автомобильного грузового транспорта (15%). Также среди субъектов, получивших статус микропредприятий, была популярны розничная торговля при помощи информационно-коммуникационной сети Интернет и строительство жилых и нежилых зданий [6].

Выводы

В рамках проведенного исследования была определена роль малого предпринимательства в развитии экономики страны. Выявлены факторы, влияющие на условия функционирования сектора. На основе официальных данных проведено статистическое наблюдение. Таким образом, в ходе исследования было установлено:

1. Малый бизнес в России имеет значительное влияние на экономику страны. Этот сектор охватывает разнообразные отрасли, включая производство, торговлю, услуги, сельское и сельскохозяйственное предпринимательство. Малые предприятия вносят существенный вклад в валовой внутренний продукт и занятость.

2. Малое предпринимательство является одним из важнейших источников создания новых рабочих мест в России. Оно способствует снижению уровня безработицы и увеличению доходов населения.

3. Государство Российской Федерации разрабатывает и внедряет различные программы и меры поддержки малого предпринимательства, включая субсидии, гранты, льготы по налогообложению и доступ к финансированию. Данные меры направлены на стимулирование роста и развитие малых предприятий.