Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

1
1
-

Введение

Россия занимает ведущее место в мире по уровню обеспеченности природными ресурсами. На ее долю приходится около 20 % земельных, лесных и водных ресурсов и мировых запасов газа. Эти ресурсы представляют собой значительные конкурентные преимущества, образовавшиеся благодаря географическому положению и природно-климатическим особенностям России. Реализация этих конкурентных преимуществ во многом зависит от эффективности государственной экономической политики, направленной на рациональное распределение ресурсов между участниками рыночных отношений и целесообразное их использование для производства и удовлетворения потребностей общества.

Результаты исследования и их обсуждение

По обеспеченности земельными и лесными ресурсами Россия занимает первое место в мире, а по обеспеченности водными ресурсами – второе. Несмотря на наличие таких значительных преимуществ, объемы импорта продовольствия в Россию значительно выше объемов его экспорта (табл. 1).

Неэффективное распределение и использование природно-экономических ресурсов в России приводят к снижению уровня доходов и качества жизни населения, усиливают социальное расслоение общества, способствуют увеличению коррупции в органах государственной власти и управления.

Одним из ключевых показателей макроэкономического развития страны является ВВП (внутренний валовой продукт). Анализ изменения ВВП России в динамике (накопительным эффектом) позволяет выявить снижение показателя на 1,669 %. При этом среднемировой показатель за тот же период увеличился на 17,2 % (табл. 2).

Таблица 1

Экспорт и импорт продовольственных товаров и сырья для их производства в Российской Федерации в 2000–2018 гг., млрд долл. США [1]

Направления внешней торговли

Годы

2000

2005

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Экспорт

1,6

4,5

8,8

13,3

16,8

16,3

19,0

16,2

17,6

20,7

24.86

Импорт

7,4

17,4

36,4

42,5

40,7

43,3

39,9

26,5

25,2

26,28

28,82

Таблица 2

Динамика ВВП Российской Федерации в 2013–2018 гг., % [2]

Годы

Фактически

Накопленным эффектом

Россия

Мир

Россия

Мир

2013

1,279

2,62

1,279

2,62

2014

0,747

2,86

2,026

5,48

2015

–3,746

2,86

–1,72

8,34

2016

–1,849

2,51

–3,569

10,85

2017

0,4

3,15

–3,169

14

2018

1,5

3,2

–1,669

17,2

По данным МВФ в 2018 году Россия по-прежнему находилась за пределами десятки экономически развитых стран мира и занимала 12 место, уступая таким странам, как Бразилия, Франция, Индия. За прошедший год доля РФ в мировом ВВП составляла всего 1,85 %. Для сравнения, самая крупная экономика мира – США – превышает российскую в 13 раз, а экономика Китая – в 9 раз. Международный Валютный Фонд для оценки благосостояния той или ной страны использует параметр – ВВП на душу населения. По данному показателю Россия в общем списке стран мира в 2018 году заняла 73 позицию, что на одну ступеньку выше, чем в предыдущем году. Отставание от лидирующих развитых государств остается, по-прежнему, очень значительным.

Заслуживает внимания показатель качества жизни населения, одна из методик определения которого базируется на данных крупнейшей в мире базы пользовательского контента Numbeo. Индекс качества жизни оценивался по нескольким критериям при помощи онлайн-исследований [3].

Индекс качества жизни (чем выше, тем лучше) является оценкой качества жизни в целом. При расчете данного показателя используется эмпирическая формула, которая учитывает индекс покупательной способности (чем выше, тем лучше), индекс загрязненности (чем ниже, тем лучше), индекс соотношения цен на недвижимость и доходов населения (чем ниже, тем лучше), индекс стоимости жизни (чем ниже, тем лучше), индекс безопасности (чем выше, тем лучше), индекс здравоохранения (чем выше, тем лучше), индекс учитывающий время в пробках (чем ниже, тем лучше) и индекс климата (чем выше, тем лучше).

В табл. 3 представлены основные показатели объема ВВП и качества жизни населения в ведущих странах мира за 2018 год.

Как видим, по объему ВВП Россия занимает 12-е место в мире, по объему ВВП на душу населения – 73-е место, а по качеству жизни населения – 56-е место в мире. Эти показатели свидетельствуют о неэффективности распределения и использования экономических ресурсов общества.

Россия обладает огромным объемом экономических ресурсов, которые могут быть использованы для построения эффективной экономической системы, но, к сожалению, эти ресурсы используются нерационально. Известно, что Япония почти не обладает полезными ископаемыми, но эффективное использование других экономических ресурсов позволило ей занять ведущее место в мировом промышленном производстве.

Таблица 3

Основные показатели производства ВВП и качества жизни населения в 15-ти ведущих странах мира за 2018 год [2, 3]

№ п/п

Страны

Объем ВВП

Рейтинг стран (место в рейтинге)

всего, млрд долл.

на душу населения, долл. на 1 чел.

по объему ВВП на душу населения

по индексу качества жизни населения

1.

США

20 513,32

61053,67

6

10

2.

Китай

13 457,26

9559,92

70

62

3.

Япония

5070,62

36317,74

26

9

4.

Германия

4029,14

44408,.42

19

7

5.

Великобритания

2808,89

45111,11

17

18

6.

Франция

2794,69

40039,74

22

23

7.

Индия

2689,94

2026,74

141

49

8.

Италия

2086,67

31570,04

27

35

9.

Бразилия

1909,44

7690,46

81

61

10.

Канада

1733,70

43306,2

20

19

11.

Южная Корея

1655,32

27999,24

31

31

12.

Россия

1576,55

9264,27

73

56

13.

Испания

1437,36

28841,1

29

17

14.

Австралия

1427,34

52643,48

13

4

15.

Мексика

1199,69

9321,69

71

47

Трудовые и инвестиционные ресурсы (капитал), как известно, являются мобильными факторами производства. Если условия для использования этих ресурсов в других странах лучше, (зарплата выше, процентные ставки лучше, рисков меньше и т. д.), то эти ресурсы всегда будут перемещаться в те страны, где им созданы такие условия. Повышению эффективности отечественной экономики, в первую очередь, способствует улучшение делового климата. На счетах российских организаций, согласно данным Центробанка, лежит больше 20 трлн рублей. Следовательно, необходимы условия для обеспечения инвестиционной активности. Улучшение делового климата – это, прежде всего, реализация предпринимательских способностей и деловой активности, которые реализуются квалифицированным персоналом. Основной задачей государства в данном случае является создание более благоприятных условий для привлечения квалифицированных специалистов и инвестиций. Чрезмерная бюрократизация на различных уровнях власти является существенной проблемой, которая влияет на эффективность использования экономических ресурсов. На федеральном уровне принимаются решения об устранении излишних барьеров для ведения бизнеса, а на местах фактически наблюдается обратный процесс [4].

В условиях глобальной конкуренции за рынки сбыта очень важно своевременно выявлять факторы, влияющие на развитие отраслевых рынков, с тем, чтобы оперативно реагировать на их изменения, разрабатывая и принимая эффективные решения для сохранения и укрепления своих позиций на внутреннем и международном рынках.

Во многих странах принимаемые законы и программы способствуют более эффективному использованию трудовых, финансовых и природных ресурсов. К сожалению, в России из-за непрофессионализма многих чиновников, принимающих участие в подготовке и принятии законов, программ и других управленческих решений, напротив, создаются дополнительные барьеры для бизнеса и населения. Невозможно добиться лидерства в глобальной экономике с недостаточно эффективным государственным управлением. В информационном обществе определяющее значение для повышения эффективности экономики приобретают правовые средства. Согласно результатам социологических исследований, по мнению граждан около 30 % норм права неэффективны. Каждая третья норма права, регулирующая предпринимательские отношения в обществе, снижает эффективность государственного управления, конкурентоспособность экономики страны и должна быть изменена. Качество государственного управления и конкурентоспособность экономики могут быть улучшены за счет повышения эффективности правовых средств. Кардинально повысить эффективность отечественной экономики можно, совершенствуя государственную политику и государственное регулирование экономикой. Основу экономики современного государства образуют три сектора: сектор государственной экономики, коммерческий сектор, некоммерческий сектор. Изменение государственной политики и государственного регулирования каждого из этих трех секторов позволит создать качественно новую модель экономического развития. Характерной особенностью экономической модели развития в развитых странах является использование инструментов индикативного планирования на микро- и макроэкономическом уровнях [4]. В то же время Россия полностью отказалась от принципов государственного планирования экономики и не создала эффективного механизма функционирования рыночной модели экономического развития [4].

Зарубежный опыт показывает, что наиболее эффективно используются трудовые ресурсы в китайской модели экономического развития, основанной на тесном взаимодействии власти, бизнеса и науки. В отличие от России, природные ресурсы здесь ограничены, но грамотная экономическая политика позволяет Китаю обеспечить высокие темпы экономического развития и значительно повысить уровень доходов и качество жизни населения.

Выводы

Развитие экономики должно быть ориентировано на человека, обеспечение его безопасности, защиту его жизни и здоровья, охрану окружающей среды, создание благоприятных условий для жизни и деятельности человека, создание устойчивых социальных структур. Эффективность государственного управления может быть повышена путем совершенствования регулирования предпринимательской деятельности, реализацией конституционных основ социального государства, норм гражданского законодательства. Эффективное взаимодействие органов власти, бизнеса и науки с учетом региональных особенностей и тенденций развития глобализации и интеграции на мировых товарных рынках представляется важнейшим направлением рационального использования природно- экономических ресурсов общества для повышения уровня доходов и качества жизни населения России.