Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

PRESSING QUESTIONS OF DEVELOPMENT OF INTERACTION OF SUBJECTS OF SMALL AND LARGE BUSINESS IN COAL BRANCH IN SPACE OF THE RUSSIAN ECONOMY

Kovalenko L.V. 1 Yakunina Ю.S. 1
1 T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University
In article questions of effective interaction of participants of economic space are considered. Large managing subjects are the most significant and active participants of economic space, in the conditions of economic recession, instability of environment they show relative stability and economic activity. Competitive small-scale business as the economic and social basis of the state, can stimulate efficiency of the multinational corporation as less other participants of economic relations are subject to influence of instability of the internal and external economic environment. Interaction of managing subjects of transnational, national and regional level strengthens integration processes, cooperation communications. It defines an urgency of research of interaction of subjects of large and small forms As a result of the analysis competitive advantages and interaction problems are revealed, offers on activization of use of potential of this interaction are formulated. The offers formulated by authors can be used by working out of concrete directions and tools of interaction of managing subjects of large and small forms in coal branch on the basis of use of competitive advantages.
economic space
the environment
competitive advantages
the cooperation communications
managing subjects
coal branch
transnational corporations
small-scale business

Введение

В современных условиях мирового развития особенно важно обеспечить эффективное взаимодействие участников экономического пространства, включая обеспечение взаимовыгодных кооперационных связей между ними в системе разделения труда, как в рамках функционирования национальной экономики в целом, так и угольной отрасли, в частности. Это определяет актуальность исследования взаимодействия субъектов крупных и малых форм в угольной отрасли в пространстве российской экономики в условиях нестабильности внешней среды.

Цель данного исследования – проанализировать и сформулировать предложения по активизации использования потенциала взаимовыгодных связей субъектов крупного и малого бизнеса в угольной отрасли в пространстве российской экономики в условиях нестабильной внешней среды.

Материалы и методы исследования

В работе использовались общенаучные методы исследования (анализ, синтез, обобщение, аналогия), включая статистические методы обработки информации.

Результаты исследования и их обсуждение

Взаимодействие хозяйствующих субъектов транснационального, национального и регионального уровня усиливает интеграционные процессы, кооперационные связи. Крупные хозяйствующие субъекты являются наиболее значимыми и активными участниками экономического пространства, в условиях экономического спада, нестабильности внешней среды они демонстрируют относительную стабильность и экономическую активность.

В публикации «Стимулирующее воздействие государства на развитие взаимодействия хозяйствующих субъектов в угольной отрасли» [1] авторами отмечено, что угольная отрасль характеризуется достаточной устойчивостью функционирования деятельности по сравнению с другими отраслями экономики, а уголь продолжает оставаться наиболее распространённым и доступным топливом в мире, поэтому особенно актуальными становятся вопросы активизации использования потенциала взаимовыгодных связей крупных субъектов экономики с другими субъектами экономических отношений, в частности, с региональным малым бизнесом.

При этом многие ТНК, занятые в топливно-энергетическом секторе мировой, национальной и региональной экономики, сохраняют свое господство в построении эффективных систем дистрибуции на товарно-сырьевых рынках, что подтверждает их высокие конкурентные преимущества на рынке.

Можно с уверенностью утверждать, что на фоне глобального энергетического кризиса 2022 года выручка ТОП-40 западных топливно-энергетических компаний возросла на 48%. Данные таблицы характеризуют рейтинг западных топливно-энергетических транснациональных компаний по объему выручки за 2022 год [12].

Рейтинг ТОП-40 западных топливно-энергетических ТНК

Место в рейтинге

ТНК

Страна происхождения

Выручка 2021, млрд $

Выручка 2022, млрд $

Прирост 2022/2021, %

Прогноз 2023, млрд $

1

ExxonMobil

США

286

420

47

417

2

Shell

Великобритания

262

387

48

380

3

TotalEnergies SE

Франция

185

287

56

262

4

Chevron Corporation

США

162

246

52

224

5

BP

Великобритания

164

231

41

219

6

Marathon Petroleum

США

121

175

45

136

7

Phillips 66

США

115

172

49

155

8

Valero Energy

США

114

172

51

139

9

Equinor

Норвегия

91

158

54

107

10

Eni

Италия

87

133

54

107

40

Топ-40 ТНК

2431

3588

48

3277

missing image file

10 крупнейших компаний в угольной промышленности России из рейтинга RAEX-600 2022 года по объему реализации, млн руб.

Рост прибыли западных ТНК происходил на фоне рекордного подорожания энергоносителей, особенно в 1-2 кварталах 2022 года. Например, уголь в Европе сейчас стоит $263 за 1 т, что в 2,2 раза больше, чем в начале 2022 г., и в 3,8 раза больше, чем в начале 2021 года [12].

Это объясняется тем, что «наименьшие удельные капитальные вложения (в пересчете на условное топливо) приходятся на долю угольной промышленности (по сравнению с нефтяной и газовой промышленностью), поэтому в период обеспечения устойчивого развития экономики в целом развитие угольной промышленности потребует меньших затрат и может создать условия для развития других смежных отраслей (машиностроение, производство электроэнергии)» [2].

Не отстают по объемам роста и отечественные топливно-энергетические компании. Согласно данным рейтинга «RAEX-600» (рейтинг крупнейших компаний в угольной промышленности России) показано, что в 2021 году угольные корпорации занимали лидирующие места по объему реализации в российской экономике. Данные рейтинга представим на рисунке [13].

Одним из важных условий успешного развития топливно-энергетического сектора в России является высокая степень адаптации продукта к требованиям рынка, сотрудничество с российскими компаниями, обладающими большим знанием рынка и возможностями в преодолении нестандартных для угольных ТНК ситуаций, а также достаточная степень децентрализации в принятии решений, позволяющая местным предприятиям успешно противостоять быстрым изменениям внешней среды. Такая стратегия способствует более высокому уровню мотивации персонала локальных подразделений [3].

В работе «Диверсификация деятельности угледобывающего предприятия в условиях изменчивости рыночного спроса» [4] авторами отмечено, что в условиях изменчивости рыночного спроса и возрастающей конкуренции для обеспечения эффективности функционирования предприятия в долгосрочной перспективе необходимо диверсифицировать производство и труд его работников, так как изменения на рынке энергоносителей характеризуются повышением конкуренции углю со стороны газа, гидро- и атомной генераций, намерениями общества перейти к «зеленой» энергетике.

Конечно, приходится принимать во внимание изменяющиеся внутренние и внешние условия функционирования угольной отрасли. Развитие угольной отрасли в современных условиях связано с необходимостью нейтрализации проблем и рисков, формируемых внешней средой [5]. Следует учитывать положительное и отрицательное влияние деятельности угольных компаний на сотрудников, население региона, органы власти [6]. Активная деятельность угольных компаний может создавать высокий уровень социальной напряженности в угледобывающих регионах, вызванный тяжелыми условиями работы, высоким уровнем травматизма и аварийности в отрасли, проблемами загрязнения окружающей среды, что препятствует экономическому росту [7]. Первостепенное значение приобретает решение экологических проблем развития угольной отрасли, в том числе эмиссия вредных веществ (углекислого газа, азота, серы), учитывая, что некоторые загрязнители приводят к серьезным экологическим и медицинским последствиям [8]. Траектория развития зеленой экономики изменяет производственный, финансовый и экологический ландшафты [9].

Деятельность крупных, в том числе, угольных компаний связана с привлечением инвестиций, увеличением бюджетных доходов, ростом благосостояния населения на территории происхождения и присутствия, поэтому использование их инвестиционных, инновационных, конкурентных возможностей для функционирования национальной экономики в современных условиях нестабильности внешней среды является очень важным стратегическим ресурсом. Приемлемым инструментом государственного воздействия следует считать стимулирование эффективного взаимодействия хозяйствующих субъектов национального и регионального, в том числе малого бизнеса, являющегося социально-экономической основой государств.

Развитие экономических связей с участием крупных угольных компаний в России, в частности, в регионах происхождения и присутствия, обеспечивает привлечение значительных объемов инвестиций, технологическое обновление производства, развитие управленческих компетенций, достижение более устойчивого положения на региональных рынках для субъектов малых форм хозяйствования. Объединение возможностей и конкурентных преимуществ малого и крупного бизнеса обеспечивает более эффективное функционирование экономики в условиях нестабильности внешней среды.

Значительно затрудняет использование конкурентных возможностей малого предпринимательства для развития национальной и региональной экономики несовершенство взаимосвязей и взаимодействия крупных корпоративных компаний и предприятий малых форм. Это важная проблема, требующая решения. По мере изменения условий экономического развития появляются новые предпосылки и возможности для сотрудничества хозяйствующих субъектов крупных и малых форм. Взаимовыгодные кооперационные связи могут способствовать расширению перспектив экономического развития для всех участников хозяйственных отношений.

«Незначительное использование потенциала регионального бизнеса в деятельности корпораций транснационального капитала в современной отечественной экономике, в частности, в угольной отрасли, может быть связано с отсутствием основательной научной базы и опыта прикладного и творческого характера деятельности хозяйствующих субъектов. На наш взгляд, для улучшения ситуации необходимо совершенствовать процессы организации и проектирования комплексного механизма взаимодействия субъектов экономических отношений» [1].

В последние годы в регионах действовали федеральные и региональные программы, целью которых было стимулирование развития малого бизнеса. Они включали субсидирование малого бизнеса и процентной ставки, помощь безработным в открытии своего дела (программы самозанятости) и льготное кредитование. Эффективность данных программ оценивается неоднозначно и теоретиками, и практиками, так как одновременно проводились мероприятия, которые существенно снижали результативность работы малого бизнеса (например, в результате повышения обязательных социальных страховых выплат примерно 400 тыс. индивидуальных предпринимателей закрыли бизнес или ушли в «тень») [10].

Кроме того, что «малые предприятия играют решающую роль в усилении конкуренции развивающихся секторов, они имеют решающее значение для экономического роста и инновационного потенциала во многих регионах» [11]; малый бизнес трансформирует и развивает общество; решает важные социально-экономические проблемы и, в этом смысле, улучшает качество жизни региона, в котором расположены малые предприятия.

Потенциально малый бизнес может помочь стране сменить сырьевой экспорт на более эффективный – технологический. Крупнейшие ТНК могут не производить все заявленные виды деятельности собственными силами, а передавать малым предприятиям выполнение части процессов с применением оптимальных с точки зрения конкурентных преимуществ форм взаимодействия (аутсорсинга, краудсорсинга и др.). Крупные корпорации могут сосредоточиться только на важнейших процессах бизнеса, передав малым предприятиям определённые операции и функции управления в качестве средства получения конкурентных преимуществ. Новые формы сотрудничества позволяют на основе партнерских отношений и эффективного взаимодействия развивать бизнес и получать новые экономические результаты. Это стремление оптимизировать организационную структуру компаний вполне оправданно с точки зрения выявления и использования конкурентных преимуществ.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что с помощью создания благоприятных общих условий и реального механизма поддержки функционирования хозяйствующих субъектов крупных и малых форм, государство может стимулировать их взаимовыгодное кооперационное взаимодействие, основанное на использовании конкурентных преимуществ.

В теории и практике экономического развития накоплен существенный опыт в этой сфере, изучение и использование которого можно считать весьма полезным, так как это позволит обеспечить увеличение эффективности взаимодействия малого и крупного бизнеса в современных условиях нестабильности внутренней и внешней среды.

Как экономическая и социальная основа государства, конкурентоспособный малый бизнес может стимулировать эффективность ТНК, так как менее других участников хозяйственных отношений подвержен влиянию нестабильности внутренней и внешней экономической среды.

Возможные проблемы взаимодействия субъектов малого и крупного бизнеса в угольной отрасли в пространстве российской экономики: несовершенство взаимосвязей и взаимодействия хозяйствующих субъектов, проявляющееся в недостаточном развитии коммуникационных процессов, которые реализуются посредством цифровых технологий; отсутствие эффективного комплексного механизма взаимодействия, что создает сложности в согласовании элементов системы взаимодействия; высокие риски финансовой неустойчивости в связи с нестабильностью конъюнктуры угольных рынков в мире.

Для решения перечисленных и других проблем, активизации использования преимуществ взаимодействия хозяйствующих субъектов крупных и малых форм в пространстве российской экономики можно предложить следующие направления:

– снижение издержек деятельности, в том числе снижение несбалансированного роста операционных затрат;

– использование потенциала роста производительности труда в результате взаимодействия хозяйствующих субъектов, в том числе путем использования преимуществ аутсорсинга;

– активное внедрение 3D-технологий в процессах проектирования, моделирования, планирования развития геолого-разведочных и горных работ с привлечением потенциала малых предприятий;

– увеличение темпов оптимизации производственной деятельности угледобывающих организаций, в частности, путем внедрения аутсорсинга;

– разработка и внедрение на предприятиях угольной отрасли проектов, обеспечивающих развитие угольной энергетики на базе чистых угольных технологий;

– разработка проектов по минимизации негативного воздействия на окружающую среду.

Заключение

Можно сделать вывод, что кооперационные связи между хозяйствующими субъектами крупных и малых форм в пространстве российской экономики, в угольной отрасли, в частности, в определенной степени сформированы. В результате анализа выявлены конкурентные преимущества и проблемы взаимодействия, сформулированы предложения по активизации использования потенциала этого взаимодействия. Сформулированные авторами предложения могут быть использованы при разработке конкретных направлений и инструментов взаимодействия хозяйствующих субъектов крупных и малых форм в угольной отрасли на основе использования конкурентных преимуществ.