Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

THE ROLE OF NATIONAL PROJECTS IN THE PROVISION OF PUBLIC GOODS AT THE REGIONAL LEVEL

Kiselyova H.E. 1
1 Kemerovo State University
The provision of public goods to the population is one of the indicators of the well-being of the population, which is the basis of Russia’s national policy. The production of public goods is carried out in various ways. In particular, the option of producing public goods within the framework of a regional/municipal order can be implemented in the form of national projects. To date, the Government of the Russian Federation has approved and launched 13 national projects. The article reflects data on national projects in the context of approved funding volumes, the number of subsidies and contracts, and cash execution. Special attention is paid to the mechanism of project execution on the example of the implementation of the regional project «Success of every child» within the framework of the national project «Education» in Kemerovo, Kemerovo region. The key risks of deviations from the approved «roadmap» of the project in terms of the development of allocated funds, deadlines and the values of the results determined for each project are identified. A categorization of national projects is proposed depending on the results achieved.
national project
implementation of the national project
public and quasi-public goods
education
welfare

Введение

Социально-экономическое развитие государства является приоритетным направлением внутренней политики России. В основе данной политики заложено увеличение общественного благосостояния, которое зависит от множества факторов. Среди этого множества следует обратить внимание на предоставление общественных благ. Обеспечение общества общественными благами может быть достигнуто через реализацию национальных проектов.

Цель исследования заключается в выявлении взаимосвязи между реализацией национальных проектов и предоставлением общественных благ населению.

Материал и методы исследования

Информационной базой исследования выступили Указы Президента Российской Федерации об определении национальных целей развития общества, отчеты Министерства образования Кузбасса о реализации региональных проектов, а также материалы публикаций по оценке национальных проектов. При написании работы применялись общенаучные методы сравнительного анализа, категоризации. Описание реализации национального проекта проводилось посредством использования общенаучных методов аналогии и моделирования.

Результаты исследования и их обсуждение

Обеспечение населения общественными благами непосредственно связано с общественным благосостоянием, характеризующим уровень потребления обществом материальных и нематериальных товаров / услуг. Национальные проекты являются одним из инструментов реализации целей национального развития, приводящих к росту благосостояния. Это означает, что национальные проекты способствуют производству общественных благ. В своей работе О.П. Новоженина, старший научный сотрудник института социально-политических исследований ФНИСЦ РАН, рассматривает национальные проекты через оценку их результатов гражданским обществом [1]. Посредством опросов были выявлены наиболее значимые проекты как для отдельных граждан, так и для государства в целом. Результаты исследования О.П. Новожениной показали, что наибольшую значимость составляют такие проекты, как: «Здравоохранение», «Образование», «Экология», «Жилье и городская среда», «Культура» (данные 2021 года). В 2022 году первую пятерку наиболее значимых проектов составили: «Здравоохранение», «Образование», «Демография», «Жилье и городская среда», «Экология» [2]. В 2023 году опрос по данному вопросу не проводился. Значимость определенного проекта свидетельствует о том, насколько его реализация влияет на изменение уровня благосостояния.

Повышение уровня благосостояния населения выступает одним из приоритетов национальной политики российского государства. Указами Президента России от 07.05. 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», а также в 2021 году разработан Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года [3].

Начало реализации национальных проектов датировано концом 2018 года. На сегодняшний день в России реализуются 13 национальных проектов, субсидируемых из средств областного бюджета, на общую сумму 2 615 074,17 млрд руб. [4]. По объемам межбюджетных трансфертов, выделяемых на реализацию национальных проектов, приоритетными направлениями являются: проект «Демография» (с 2019 года) – 753 809,62 млрд руб.; проект «Здравоохранение» (с 2019 года) – 348 797,25 млрд руб.; проект «Безопасные качественные дороги» (с 2018 года) – 300 777,39 млрд руб.; комплексный план – Транспортная инфраструктура (с 2018 года) – 296 204,70 млрд руб.; проект «Цифровая экономика» (с 2018 года) – 195 049,53 млрд руб. Данное распределение проектов по значимости соответствует Указу Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [5], согласно которому одними из основных национальных целей развития Российской Федерации определены следующие: а) сохранение населения, здоровья и благополучия людей: б) обеспечение комфортной и безопасной среды для жизни; в) цифровая трансформация.

В таблице представлена обобщенная информация о национальных проектах с указанием сроков реализации, утвержденным планом бюджетных ассигнований и исполнением проектов в денежном выражении. Предполагаемый срок завершения реализации национальных проектов – 2025 год, по итогам совещания Правительства РФ, состоявшегося 27 декабря 2023 г., был пересмотрен и продлен до 2030 года.

Анализируя реализацию национальных проектов с точки зрения предоставления государством общественных благ населению, следует обратить внимание на тот аспект, что конечным результатом не всегда становится создание общественных благ. Все нацпроекты условно можно разделить на три группы: I группа – проекты, создающие общественные блага; II группа – проекты, создающие условия для производства общественных благ; III группа – проекты, объединяющие в себе два результата (создание условий и производство благ). Иными словами, результатом реализации нацпроектов является производство общественных (I группа), квазиобщественных благ (II группа).

Результатами реализации проектов I группы являются: строительство и ремонт автомагистралей, обновление пассажирского транспорта («Безопасные качественные дороги»).

Перечень национальных проектов, реализуемых в России

Наименование нацпроекта

Количество федеральных проектов

Сроки реализации

Количество контрактов

Количество субсидий

Утверждено, млрд руб.

Исполнено, млрд руб.

1. «Цифровая экономика»

7

01.10.2018 – 31.12.2024

2 239

1 563

195 049,53

15 811,78

2. «Образование»

11

01.01.2019 – 31.12.2024

6 083

5 302

165 461,25

4 296,31

3. «Демография»

5

16 952

5 281

753 809,62

151 200,44

4. «Культура»

3

1 529

1 206

43 448,43

2 057,62

5. «Жилье и городская среда»

5

01.10.2018 – 31.12.2024

3 515

1 350

175 761,41

70 913,29

6. «Экология»

11

2 204

859

117 142,66

2 718,83

7. «Производительность труда»

3

1 059

743

5 488,71

1 033,07

8. «Здравоохранение»

8

01.01.2019 – 31.12.2024

19 693

4 895

348 797,25

68 617,90

9. «Безопасные качественные дороги» (БДК)

6

03.12.2018 – 31.12.2024

7 331

169

300 777,39

23 267,16

10. «Наука и университеты»

7

01.10.2018 – 31.12.2024

51

626

122 125,42

15 389,17

11. «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»

6

15.10.2018 – 31.12.2024

404

2 644

65 007,80

2 949,42

12. Комплексный план – Транспортная инфраструктура

13

01.10.2018 – 31.12.2024

685

160

296 204,70

46 379,66

13. Комплексный план «Развитие техники, технологий и научных исследований в сфере атомной энергии» (КП РТТН)

5

01.01.2021 – 31.12.2024

0

0

26 000,00

1 444,08

ИТОГО:

2 615 074,17

406 078,73

Результатами реализации проектов II группы являются: 1) развитие инфраструктуры связи, внедрение цифровых технологий при получении образования, стандартизированных государственных услуг («Цифровая экономика»); 2) финансовая поддержка семей с детьми, проведение диспансеризации граждан старшего поколения для увеличения продолжительности жизни, создание условий для ведения активного образа жизни (занятия физкультурой и спорта) («Демография»); 3) утилизация и переработка мусора, ликвидация свалок, сохранение видового разнообразия животных и растений в заповедниках («Экология»); 4) профессиональная переподготовка управленческих кадров («Производительность труда»); 5) развитие инфраструктуры научных исследований, повышение квалификации образовательных кадров в сфере науки, развитие объединения вузов («Наука и университеты»).

Результатами реализации проектов III группы являются: 1) строительство образовательных объектов (школы, детские сады), внедрение в обучение мероприятий патриотической направленности, развитие системы профессионального обучения, создание безбарьерной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья («Образование»); 2) строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов культуры (библиотеки, театры, музеи, школы искусств), создание виртуальных выставочных и концертных площадок, повышение квалификации работников культуры («Культура»); 3) предоставление ипотеки, строительство жилищных комплексов, реконструкция очистных сооружений для повышения качества питьевой воды («Жилье и городская среда»); 4) строительство больниц и мобильных медицинских комплексов, оснащение передовым медицинским оборудованием («Здравоохранение»); 5) модернизация морских портов, строительство и реконструкция железных дорог, аэропортов, обновление воздушного транспорта, развитие северного морского пути (Комплексный план – Транспортная инфраструктура).

Как видно из категоризации национальных проектов, проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» стоит обособленно от всех нацпроектов, поскольку он направлен, в большей степени, на создание условий для ведения предпринимательской деятельности, результатом которой станет создание благ, не являющихся общественными.

При изучении вопроса реализации национальных проектов следует обратить внимание на то, что успешная реализация проекта в масштабах государства напрямую зависит от реализации проекта в каждом отдельном городе всех субъектов Российской Федерации. В качестве примера выберем реализацию регионального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование» в Кемеровской области.

В Кемеровской области нацпроект «Образование» представлен 9 региональными проектами, а именно: 1) «Современная школа»; 2) «Успех каждого ребенка»; 3) «Поддержка семей, имеющих детей» (в настоящее время завершен); 4) «Цифровая образовательная среда»; 5) «Учитель будущего» (в настоящее время завершен); 6) «Молодые профессионалы» («Повышение конкурентоспособности профессионального образования») (в настоящее время завершен); 7) «Социальная активность»; 8) «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»; 9) «Развитие системы поддержки молодежи» («Молодежь России»). Механизм реализации проекта от получения межбюджетного трансферта из федерального и (или) областного бюджета является стандартным для всех муниципальных образований области. Поскольку сферой деятельности автора является управление образования города Кемерово, то в данной статье реализация проекта будет рассмотрена на примере города Кемерово.

Город Кемерово участвует в реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка» посредством создания дополнительных образовательных мест в общеобразовательных учреждениях с 2021 года.

Проект «Успех каждого ребенка» предполагает реализацию мероприятий, направленных на оснащение (обновление материально-технической базы) оборудованием, средствами обучения и воспитания образовательных организаций различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ, для создания информационных систем в образовательных организациях [6]. Осуществление данных мероприятий представляет собой создание новых мест дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях, которые распределяются по различным направленностям – естественнонаучной, туристско-краеведческой, технической, художественно-эстетической. Новые места создаются посредством закупки необходимого оборудования и инвентаря. Так, в рамках технической направленности мест приобретаются беспилотные летальные аппараты, оборудование дополненной и виртуальной реальности, робототехника; в рамках туристско-краеведческой направленности – спортивное снаряжение для походов, палатки; в рамках естественно-научной направленности – микроскопы, исследовательские препараты, оборудование и материалы для лабораторий; в рамках художественно-эстетической направленности – театральные декорации, материалы для сценического оформления актовых залов и подготовки выступлений обучающихся.

Реализация проекта осуществляется на основе утвержденной «дорожной карты», которая представляет собой поэтапный план. Он содержит сведения о достижении мероприятий (результатов) – базовые значения показателей (индикаторов), плановые, фактические (на конец отчетного периода) и прогнозные значения (на дату достижения результата); количество объектов; срок реализации – плановый, фактический и прогнозный, ответственный исполнитель за соблюдением прохождения контрольных точек в соответствии с графиком. Формированию плана предшествует выход постановления о перечислении средств, в которое вносится сумма, предусмотренная на реализацию проекта в утвержденном бюджете на текущий финансовый год и два года планового периода. Рассмотрим детально поэтапный план реализации.

На первоначальном этапе осуществляется подготовительная работа: утверждение правил распределения и предоставления межбюджетных трансфертов; направление проекта перечня оборудования (средств обучения), санкционированного к приобретению, и списка учреждений, в которых будет реализован проект. На следующем этапе заключаются соглашения о предоставлении межбюджетных трансфертов между министерством и главным распорядителем бюджетных средств (далее – ГРБС) (между Министерством образования Кузбасса и управлением образования), утверждается перечень оборудования (средств обучения).

Далее на основании вышеуказанных документов заключается соглашение между получателем денежных средств и ГРБС (между учреждением, подведомственным управлению образования, и управлением образования). За подписанием соглашения следует внесение изменения в плане финансово-хозяйственной деятельности и утверждение плана-графика.

После подписания необходимых документов происходит объявление закупок малых объемов (ЗМО) / проведения конкурентных процедур / запроса котировок; выбор способа заключения контракта на выполнение работ либо поставку товара осуществляется в зависимости от суммы доведенных лимитов бюджетных обязательств по соглашению. Затем следует выполнение работ по контрактам и оплата принятых и исполненных по контракту обязательств.

На завершающем этапе предоставляется отчет к соглашению об исполнении / неисполнении условий соглашения.

Несмотря на закрепление перечня всех необходимых мероприятий в «дорожной карте», существуют риски неисполнения проекта. Основными рисками могут выступать:

1) опережение заключения соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов между министерством и ГРБС и между ГРБС и получателем утверждения перечня оборудования (средств обучения) утверждения разрешенного перечня товаров / работ, что приводит к нецелевому использованию межбюджетных трансфертов;

2) искусственное дробление суммы предусмотренных лимитов бюджетных обязательств в целях освоения выделенных объемов денежных средств в установленные сроки приводит к нарушению законодательства в сфере закупок;

3) нарушение сроков предоставления учреждениями ГРБС закрывающих документов на оплату для выделения финансирования приводит к нарушению сроков реализации проекта в целом.

По данным отчетности, представленной в Министерство образования Кузбасса за период 2021 – 2023 гг., проект «Успех каждого ребенка» (в виде создания дополнительных образовательных мест в общеобразовательных учреждениях) был успешно реализован, а именно: достигнуты целевые значения индикаторов – результат использования субсидии (Созданы новые места в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей, в тыс. ед.); кассовые расходы (из отчета о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия).

В 2021 году в реализации проекта участвовали следующие учреждения: МБОУ ДО «ЦТ Заводского района»; МБОУ ДО «СЮТ «Поиск»; МБОУ ДО «ГЦД(Ю)ТТ города Кемерово»; МБОУ ДО «Кедровский ЦРТДиЮ»; МБОУ ДО «ЦРТДЮ Кировского района»; МБОУ ДО «ДДТ Рудничного района г. Кемерово»; МБОУ ДО «ЦДТ» Центрального района города Кемерово; МБОУ ДО «ЦДОД им. В. Волошиной»; МАОУ «СОШ № 36» г. Кемерово; МБОУ «СОШ № 97» (подразделение дополнительного образования).

В 2022 году – МБОУ ДО «Городской центр детского (юношеского) технического творчества города Кемерово»; МБОУДО «ЦТ Заводского района»; МБОУ ДО «Станция юных техников «Поиск»; МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 80»; МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 90»; МАОУ «Гимназия №42» (подразделение дополнительного образования).

В 2023 году – МБОУ «СОШ № 80»; МБОУ «СОШ № 90», МБОУ «Лицей № 89»; МАОУ «Гимназия № 41», МБОУ ДО «ДДТ Рудничного района г. Кемерово»; МБОУ ДО «ЦДОД им. В. Волошиной» (на базе МБОУ «СОШ № 5»).

Результатом реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка» в рамках нацпроекта «Образование» является предоставление квазиобщественных благ, а именно: посредством внедрения в обучение нового оборудования создаются условия для формирования новых методик преподавания, что, в свою очередь, приводит к улучшению качества среднего образования в школах.

Заключение

Таким образом, посредством реализации национальных проектов уровень благосостояния увеличивается. Исполнение нацпроектов позволяет сделать вывод, что они являются эффективным инструментом создания общественных благ, а также условий для их производства. Данный вывод основывается на экономическом аспекте. Социальный аспект (опрос респондентов по вопросам значимости нацпроектов и степени информированности об их реализации) позволил сформулировать следующие выводы, а именно: нацпроекты по таким направлениям национальной политики, как: здравоохранение, жилье, образование, экология, являются наиболее важными, как для российского общества в целом, так и для отдельного взятого респондента. Это также свидетельствует об эффективности национальных проектов. В то же время, опрос по степени информированности показывает достаточно низкий процент опрошенных, кто полностью либо в средней степени знает о внедрении нацпроектов в экономику, что снижает достоверность проведенного опроса о значимости проектов.

В данной работе было предложено условное деление нацпроектов на группы в зависимости от достижения итоговых результатов, что позволило выявить взаимосвязь нацпроектов с общественными благами.