Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

OVERVIEW OF STARTUPS ON THE RUSSIAN MARKET FOR 2021-2023. AND THE FACTORS INFLUENCING THE ASSESSMENT OF THEIR MARKET VALUE

Bazhenova S.A. 1 Grammova E.A. 1
1 Novorossiysk Branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation
The article examines the essence and features of changes in the market value of a company when implementing a “startup” or investing in a startup. Startup research can be used by entrepreneurs and business owners not only to gain a deeper understanding of market segments and the customer base, but also to calculate the future value and estimate the value of the business after the startup is implemented. The article presents data on ratings and the cost of startups in the Russian economy sectors for 2020-2023. The article determines that potential investors who consider innovations, first of all, as a new direction for increasing their own investments, always consider the positive dynamics of existing implementations within a startup to participate in it. A full-fledged and comprehensive multidimensional assessment of startups, both in an already developed and established business, where a startup is often a new or diversified line of activity, and in a company that enters the market for the first time and is in dire need of investment. Maximizing the profits of business owners initiating a startup and increasing the capital of investors through participation in the innovation process of a particular business entity are, of course, the most important goal, but not the only one. The article also notes that the main focus when creating value for a startup company is on innovation. Thus, one of the goals can also be called the innovative development of economic processes and companies in various industries for the benefit of society. The article focuses on determining the main characteristics of the development and implementation of a startup, which are important for determining its initial and prospective value.
startup
market value of the company
innovation
investment
startup valuation

Введение

Понятие «стартап-компания», стартап в рамках действующей компании, инвестирование в стартап и другие экономические термины, связанные с определением стартапа не нашли на сегодня среди ученых единого подхода. Проведем краткий обзор этого понятия учеными – экономистами. Так в работах Стива Бланка по стартапам прослеживается мысль, что стартап – это «временная структура, которая занимается поисками масштабируемой, воспроизводимой, рентабельно экономической модели бизнеса» [3, с. 120-122]. В исследованиях Пола Грэм отмечается, что «стартап – это компания, созданная для быстрого роста. Новое образование само по себе не делает компанию стартапом. Стартапу также не обязательно работать над технологиями, иметь венчурное финансирование или какой-то «выход». Единственное, что необходимо – это рост. Все остальное, что мы ассоциируем со стартапами, следует из роста» [5]. Итак, в различных источниках можно встретить большое количество определений стартапа. В одной из своих работ, один из авторов этой статьи, дал определение стартапа, как «……формы реализации проекта, которая представляет временную организационную структуру бизнеса, компании, департамента или подразделения в компании, создаваемую в целях реализации новых идей, продуктов, товаров, а также в направлении освоения новых рынков или сегментов рынка, для повышения конкурентоспособности в условиях быстрых изменений, риска и неопределенности» [1, с. 35-40].

Высокие риски, сопровождающие внедрение стартапа, призваны настроить руководство компании и всю команду на скрупулёзный расчет всех видов рисков, на поиск способов их уменьшения (избегания, нивелирования, хеджирования и др.) в разного рода процессах – поиске и закупке сырья и комплектующих, управлении логистикой доставки и распределения, финансовом менеджменте, маркетинге, бухгалтерии, управлении персоналом и производством и др.

Важной составляющей грамотного определения стоимости стартапа, безусловно, в ближайшем окружении компании является не только поиск выгодных инвесторов и инвестирование, а грамотное выстраивание экономических отношений с ними, в целях не только получения недостающих финансовых средств, но и получения возможности «вписаться» в высоконкурентное экономическое сообщество, в самом начале озаботившись репутацией, «именем», «гудвиллом», т.е. деловой репутацией, которая в дальнейшем поможет привлечь наиболее удачные инвестиционные ресурсы на принципах доверия и уважения. Большое количество стартапов на первых этапах вкладывают очень много средств на разработки, исследований, опытно-конструкторские работы, изготовление пробных партий и промышленных образцов, что, несомненно, сопряжено с большими расходами и зависимостью от огромных инвестиций. Очень часто и длительность внедрения сложных технологий и поиск инвесторов, которые верят в определенную идею, составляет самую важную для предпринимателя, внедряющего стартап, проблему.

Таким образом, внедрение инновационной идеи в форме реализации стартапа в рамках повышения стоимости, уже действующей на рынке компании, как направление диверсификации ее деятельности, либо же только вышедшей на рынок, при последовательном развитии и контроле всех организационных, финансовых, производственных процессов может оказаться весьма прибыльным делом.

Целью исследования является обзор научных трудов для уточнения понятия «стартап» и его особенностей в различных сферах российской экономики. Кроме этого, на наш взгляд, важным является обзор сфер современной российской экономики наиболее привлекательных для предпринимательской среды в рамках внедрения инноваций в форме стартапов. Одной из задач данной работы является обозначение тех характеристик стартапов, которые определяют и выделяют его особенности в среде разно отраслевых компаний в аспекте изменения стоимости компании после внедрения нововведения. Анализируя факторы изменение рыночной стоимости стартапа, необходимо отметить, что оценка стартапа – это важнейший показатель, оказывающий огромное влияние не только на успех и долговечность бизнеса, но и на ближайшее окружение компании, ее перспективы [6, 8].

Таким образом, еще раз отметим, что целью нашего исследования явились не только обзор научных подходов к классификации, уточнению определения и особенностей современного состояния стартапов в разных отраслях российской экономики, но и анализ статистических данных по стартапам в России в динамике 2020-2023 гг. и факторов, влияющих на изменение стоимости действующих компаний, внедряющих стартапы либо вновь создаваемых компаний, реализующих идею стартапа с нуля.

Материалы и методы исследования

Материалами для написания статьи явились, прежде всего, статистические данные, используемые в кабинетных исследованиях, а именно данные официальный сайтов Федеральной службы государственной статистики, сайты компаний, ставящих перед собой цель в краткосрочном периоде по внедрению стартапа, на примере некоторых отраслей и регионов страны, а также научные труды, результаты исследований, сборники научных статей, интернет-источники и периодическая печать по направлению выбранной нами темы для освещения в нашей научной статье.

При написании данной статьи были использованы методы: нормативно целевой при обращении к законам и подзаконным актам по тематике; системно-аналитический-при изложении и структурировании материала; специальные методы – финансового и экономического анализа, при анализе состояния стоимости, приводимых в примерах, компаний; статистический-при исследовании статистических данных и др. Методика репрезентативной выборки позволила нам провести анализ представителей российского рынка по стартапам за 2020-2023 гг.

Результаты исследования и их обсуждение

«Россия в 2023 году сохранила 29-е место (а Москва потеряла одну позицию, заняв 30-е место) в ежегодном рейтинге экосистем для стартапов Global Startup Ecosystem Indeх, который готовит агентство StartupBlink. В 2022 году в рейтинг вошли 6 городов: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань, Калининград и Томске. В отчете сказано, что РФ в течение длительного времени пыталась преодолеть восприятие страны как закрытой стартап-экосистемы и открыться для международных рынков, но в условиях сложной геополитической ситуации экосистемы стали еще более изолированными» [6, 8].

По критерию инновационной активности в РФ, лидирующими, можно назвать на конец 2023 года, следующие регионы: Центральный федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Южный федеральный округ, Приволжский федеральный округ [9].

Определяя предположительную рыночную стоимость при оценке стартапа, действующей компании, субъекты – юридические и физические лица, выступающие инвесторами всегда обращают пристальное внимание на такие важные моменты, как: уникальность предложения, востребованность в обществе (своевременность, полезность и ценность для большинства), конкурентные преимущества, динамика продаж, наличие достаточно масштабного сегмента и представительства на рынке, развитая собственная сеть, грамотная и структурированная логистика, достаточно весомая клиентская база, добротная производственная инфраструктура, команда профессионалов, умное руководство, наличие в подразделениях актуального программного обеспечения, и конечно, постоянный поступательный рост выручки, прибыли и снижение себестоимости, даже на первом этапе реализации, соблюдение нормативов финансовых и экономических показателей при анализе отчетности, выверенная организационная структура и др.

Согласно рейтингу The Untitled Ventures и «Русский венчур» [8], составленному в рамках одноименного исследования, важнейшими сегментами на российском рынке по вливанию инвестиционных средств, стали (таблица 1).

Таблица 1

Рейтинг агентства «Русский венчур» за 2021 год

Отраслевой сегмент российской экономики

Сумма инвестиций, млрд руб.

FinTech

22,5

Транспорт

13,2

E-commerce

12,5

Образование

9,2

Решения для бизнеса

7,3

А вот согласно списку «100 самых успешных стартапов 2021 года в России» [9]), по количеству крупных успешных проектов (внедренных и развивающихся) и воспользовавшихся инвестиционными средствами, рыночные сегменты были распределены так (таблица 2).

На рисунке 1 представим пример основных источников средств для запуска ИТ-стартапа в предпринимательской среде РФ за 2022 г. [12].

missing image file

Источники запуска IT-стартапа, участвующие в создании его рыночной стоимости в 2022 г. в Российской Федерации

Таблица 2

Распределение крупных состоявшихся стартапов в 2021 году по отраслям и сферам экономики России [8]

Отрасль или сфера экономики России

Количество успешных проектов, ед.

Услуги

15

Образование

11

Инжиниринг

9

IT

9

FinTech

9

AI

9

Компьютерные игры

7

Медицина

7

Еда и продукты

4

HR

3

Медиа

3

Современная российская классификация стартапов – это процесс распределения стартапов по категориям на основе таких факторов, как [2, с. 154-157]:

1) размер компании;

2) отраслевая направленность;

3) бизнес-модель;

4) стадии развития.

В краткосрочной перспективе реализация стартапа направлена, прежде всего, на то, чтобы показать, что продукт, услуга, товар, работа – как объект стартапа, имеют несомненные основания считаться действительно реальной и измеримой качественно и количественно ценностью, инвестиции в которую были не только необходимы, но воспроизведены, если не на порядок, на первом этапе имели бы сущность несомнительного приращения. Чтобы инвестору было сразу понятно, что ему стоило инвестировать в этот проект.

Как мы уже писали выше, доказательством ценности стартапа являются растущие финансовые показатели, в первую очередь прибыль, увеличение потребителей и клиентов, рост продаж и др. Растущий показатель коэффициента удержания может быть свидетельством ценности товаров и услуг для их потребителей и покупателей. Все это способствует увеличению и наращиванию также текущей рыночной стоимости компании и внедряемого в ней стартапа, а также указывает на факторы его потенциал роста.

Так в 2022-2023 годах в России наиболее востребованными отраслями внедрения стартапов, в которых стремительно росла клиентская база, а отсюда и рыночная стоимость, были «технологии в HR-сфере и IT-инструменты для разработки приложений без знания языков программирования; сферы NFT, криптовалюта, Метавселенная и блокчейн» [13]. «Судя по объему инвестиций, в топ-5 наиболее востребованных индустрий входят FinTech, транспорт, E-commerce, образование и B2B-софт» [13], и соответственно, они же и являются более привлекательными для клиентов, постоянно обновляя свои продукты, и «считывая» настроения клиентов, внедрением все новых и новых стартапов.

Итак, структура стоимости стартапа включает такие составляющие, как:

1) размер/скорость роста клиентской базы;

2) возможности технологической инфраструктуры;

3) динамика команды;

4) возможности финансовой поддержки;

5) стратегические партнерства;

6) статус интеллектуальной собственности (патенты/торговые марки);

7) юридический статус (регистрация/ответственность);

8) внешние обзоры/одобрения и так далее [11, с. 158-161].

В совокупности эти факторы составляют оценку стоимости стартапа для первоначального выхода на рынок и влияния его на изменение стоимости уже действующей компании при внедрении стартапа. Более того, профессиональное мнение об организации, отрасли, технологии, продукте, сегменте клиентов и др., позволяет принимать более обоснованные решения при оценке перспективных стартапов. В целом, оценивая успешные стартапы, нужно сосредоточиться на вышеперечисленных характеристиках при принятии решения.

Заключение

В связи с резким ростом числа стартап-компаний, выходящих на рынок, инвесторам бывает трудно понять, является ли рыночная стоимость такой компании недооцененной или переоцененной. Однако, как для начинающих, так и для опытных инвесторов существуют инструменты, которые помогают им определиться с этим [4, с. 158-167].

Реализация стартапа и определение его стоимости, может быть использована, как эффективный инструмент не только совершенствования системы управления, но и ее существенной реорганизации конкретных бизнес-единиц, что, безусловно, так же положительно скажется на повышении рыночной стоимости компании, так как успешная компания всегда может быть при необходимости продана или совершить сделку слияния и поглощения с другой компанией для расширения и укрупнения бизнеса. Также компания, в которой постоянно генерируются и воплощаются идеи, очень интересна для инвесторов при более крупных проектах.

Неформальность и творчество в процессе внедрения стартапа, передовые лидерские позиции руководства компании, нацеленные на оптимизацию и поддержание конкурентных преимуществ компании в любой сфере экономики, вовлеченность сотрудников во внедрение инноваций, привлечение грамотных специалистов высокой квалификации в проекты стартапов, помогут компаниям максимально полно использовать свои возможности и реализовывать их, расширяя присутствие на рынке и наращивая конкурентный потенциал в своей отрасли. А это в свою очередь положительно скажется на рыночной стоимости компании.