Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

A NEW MODEL FOR THE DEVELOPMENT OF ECONOMIC COOPERATION WITHIN BRICS

Smirnov E.N. 1 Pasko A.V. 1
1 State University of Management
Our research is devoted to the analysis of the main trends and directions of development of economic cooperation within the framework of the BRICS association, caused by changes in the world economic order due to modern geopolitical changes. Anti-Russian economic sanctions have changed the attitude of developing countries to the format of international economic cooperation, so our analysis shows that the BRICS group will expand in the foreseeable future, but this expansion will be limited. The study separately examines the main trends in the development of BRICS, assesses the specifics and trends in the development of mutual trade of its member countries, and reveals the key problems of further expansion of BRICS. A special place in the article is given to the consideration of the new BRICS development model, which is based on the de-dollarization of cross-border trade of countries. We came to the conclusion that BRICS is a viable association, but faces a set of problems. Among them, we note a slowdown in global economic growth, increased geopolitical tensions, differences in the priorities of member countries, pressure from Western countries, and problems with coordination and cohesion.
brics
economic integration
de-dollarization
currency
international trade
international economic cooperation

Введение

Проблемы региональной экономической интеграции широко изучены в экономической литературе последних десятилетий [2, 3]. Некоторые из этих источников раскрывали специфику интеграционных группировок на региональных пространствах мира [1, 4]. При этом сравнительно гораздо меньшее число исследований посвящено неформальным объединениям стран, которые не проходили классический путь экономической интеграции, к числу которых относится и группа БРИКС, включающая Бразилию, Россию, Индию, Китай и ЮАР.

БРИКС – сравнительное молодое, реформистское объединение стран, созданное в 2006 году, чтобы, скорее всего, сформировать международную структуру, которая может бросить вызов глобальному доминированию стран Запада, причем это особенно ярко стало проявляться начиная с в 2014 года. На страны БРИКС уже приходится 42 % населения мира, 26 % мирового валового внутреннего продукта (ВВП) и 16 % мировой торговли. Страны «Глобального Юга», то есть развивающиеся страны, изначально рассматривали БРИКС как группировку, которая сможет инклюзивно представлять их интересы на мировой арене. Вместе с тем, страны БРИКС руководствуются национальными стратегиями стран-членов, и поэтому их интересы не только совпадают, но и расходятся.

В нашем исследовании мы акцентировали внимание на анализе новой модели развития БРИКС, связанная с нынешним геополитическим состоянием в мире, обусловившем усиление позиций данного объединения в мировой экономике и его возможное расширение.

Материалы и методы исследования

Настоящее исследование подготовлено на основе анализа материалов и статистики ключевых международных экономических организаций – Международного валютного фонда (МВФ), Всемирной торговой организации (ВТО), группы Всемирного банка. Характер и специфика проблем, затронутых в исследовании, потребовала обращения к опыту ключевых региональных интеграционных объединений и группировок, в частности, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Европейского союза (ЕС). Анализ взаимной торговли в рамках БРИКС обусловил необходимость изучения специализированной литературы по либерализации международной торговли и преференциальным торговым соглашениям.

Результаты исследования и их обсуждение

Новые тренды развития БРИКС

В рамках БРИКС сотрудничество по линии «Юг – Юг» является важным механизмов содействия глобальному устойчивому развитию, и это, в частности, достижимо путем двусторонней поддержки такими странами, как Индия и Китай, на менее развитых стран Африки. Усилия по содействию устойчивому развитию реализуются преимущественно через Новый банк развития БРИКС (НБР), который продвигает развитие инфраструктуры в развивающихся странах (аналогично тому, что делал ранее Всемирный банк) [2].

Перспективы БРИКС можно рассматривать по меньшей мере в нескольких стратегических измерениях. Так, следует отметить геополитическую (а не экономическую) природу БРИКС, отражающую в первую очередь его стремление конкурировать со странами Запада. Во-вторых, следует отметить асимметрию и дивергенцию между отдельными странами БРИКС, и это очень серьезная проблема для экономической интеграции, хотя страны-члены продолжают фокусироваться не на ней, а на расширении сотрудничества в других сферах (например, в энергетике). Однако асимметрия между странами, с ясным экономическим доминированием Китая, привела к развитию такого международного разделения труда в группе, где Китай является центром, что может обусловить деиндустриализацию таких стран, как Бразилия. Наконец, в-третьих, каждая из стран стремиться влиять на регион посредством отношений с другими странами БРИКС, что может носить признаки эксплуатации, которая была традиционно между развитыми и развивающимися странами (например, транснациональные корпорации Китая будут оказывать влияние на «периферийные» страны Азии).

Многие ключевые развивающиеся страны, стремясь присоединиться к таким объединениям, как БРИКС, преследуют определенные цели, связанные, например, с: получением доступа к технологиям для обеспечения перспективного экономического роста; развития военно-технического сотрудничества; получения новых преимуществ в новом полюсе торговли «Россия – Китай», а также с США и Европой; обеспечения доступа к продовольственному и сельскохозяйственному сырью; решения проблем реструктуризации чрезмерных заимствований (в основном долларовых долгов).

Несмотря на имеющийся определенный скепсис у западных стран по поводу БРИКС (по поводу, в частности, имеющегося экономического застоя стран-членов, отсутствия у них единства целей), они все же активизируются по поводу налаживания сотрудничества со странами-членами БРИКС. Несмотря на сохраняющуюся напряженность между странами-членами БРИКС, у них есть и единство по поводу ряда вопросов, в частности, в части необходимости реформирования глобальной финансовой архитектуры. Чрезмерное влияние доллара на трансграничные транзакции делает монетарную политику США влиятельной в отношении всего мира. Вместе с тем, амбиции по поводу новой валюты БРИКС вряд ли осуществимы даже в среднесрочной перспективе, и страны БРИКС будут сосредотачиваться преимущественно на том, чтобы расширять взаимные инвестиции и торговлю в местных валютах.

Оценка внутрирегиональной торговли БРИКС

БРИКС большее внимание уделяет на совместном преодолении глобальных кризисов, развитию альтернативных маршрутов в международной торговле, реализации многополярной стратегии. На практике БРИКС уже добился некоторых успехов в деле противодействия унилатерализму и может в перспективе рассматриваться как альтернатива сложившимся ранее институтам глобального экономического регулирования – Международному валютному фонду (МВФ) и Всемирному банку, а также торговой и финансовой политике западных стран.

Совместная деятельность БРИКС направлена на разработку альтернативных платежных систем, а также формирование «бездолларовой» международной торговли и мировой финансовой системы за счет расширения использования цифровых валют центральных банков. Так, например, Индия, Китай и Россия готовы уже к 2025 году запустить собственные цифровые валюты для совместного использования, что позволит отказаться от глобального механизма SWIFT. К слову, следует отметить, что США и ЕС только недавно согласовали свои протоколы по цифровой валюте, тогда как страны БРИКС заверили этот процесс уже несколько лет назад.

В приведенной ниже таблице нами были оценены позиции отдельных стран во взаимной торговле БРИКС (табл. 1).

Из данных таблицы следует, что для разных стран БРИКС взаимная торговля играет разную роль, и не все из стран-членов пока ориентируются на развитие взаимного обмена. Более того, как показывают данные табл. 2, по отдельным направлениям двусторонней торговли диссоциация выражена еще больше, с безусловным доминированием связей «Китай – Россия», «Китай – Индия» и «Китай – Бразилия».

Следует также отметить, что развитие экономической и торговой интеграции между странами БРИКС усложняется тем, что каждая из них имеет собственную внешнеэкономическую стратегию и одновременно состоит в других группировках и интеграционных объединениях (табл. 3), что, безусловно, отвлекает интересы этих стран от полноценной интеграции в рамках БРИКС.

Таблица 1

Позиции отдельных стран во взаимной торговле БРИКС

Страна

Позиции во взаимной торговле БРИКС

Оценка проблем и перспектив

Китай

Электротехническая продукция – основной продукт экспорта Китая в страны БРИКС, а 76 % импорта Китая из БРИКС составляет продукция горнодобывающей промышленности, энергетики и сельского хозяйства.

Торговля со странами БРИКС является взаимодополняющей и будет расти, но ярко выражено доминирование Кита во взаимной торговле стран БРИКС.

Индия

В 2022 году торговля Индии со странами БРИКС превысила 100 млрд долл., и Индия торгует активно со всеми членами БРИКС.

Развитие торговли со странами БРИКС позволяет Индии решать взаимные разногласия, а также укреплять отношения с Латинской Америкой и Африкой.

Бразилия

Бразилия ориентируется в основном на Индию и Китай.

Ключевые позиции в Латинской Америке могут позволить стран Бразилии «мостом» между МЕРКОСУР и БРИКС.

ЮАР

ЮАР слабо связана в торговле со странами БРИКС, увеличив оборот только с Китаем.

ЮАР может стать ключом для выхода на африканские рынки других стран БРИКС

Источник: составлено авторами.

Таблица 2

Оценка двусторонней торговли в рамках БРИКС

Направление торговли

Объем торговли, млрд долл.

Основные экспортные товары

Оценка состояния торговли и ее перспектив

Китай – Россия

190*

из России – энергоносители

Торговля будет расти, учитывая взаимное использование цифровых валют и желание двух стран сломать доминирование США.

Китай – Индия

136

Из Китая – электроника, полупроводники; из Индии – продукция металлургии и энергетическое сырье

Стабильный рост товарооборота

Китай – Бразилия

165,6

Из Бразилии – нефть, железная руда; из Китая – электроника, полупроводники

Торговля будет расти за счет значительных совместных разработок и роста совместимости в торговле

Китай – ЮАР

56,7

Из ЮАР – железная руда, алмазы, золото; из Китая – компьютеры, радиооборудование, сталепрокат.

ЮАР не станет крупным торговым партнером Китая, но взаимный товарооборот растет устойчиво.

Индия – Россия

45**

Из России – минеральное сырье; из Индии – химическая продукция, машины и оборудование.

Будет быстро расти не только торговля энергоносителями, но и другими товарами, поскольку экспортеры, импортеры и цепочки поставок двух стран постепенно адаптируются к санкциям.

Индия – Бразилия

16

Из Индии – переработанная нефть, лекарственные препараты; из Бразилии – сырая нефть, золото и соевое масло.

Расширение морских маршрутов и взаимовыгодный обмен сырьевыми товарами ведет к стремительному росту торговли двух стран.

Индия – ЮАР

20

из ЮАР – золото, уголь, медь; из Индии – нефтепродукты, автомобили и суда специального назначения.

Индия уделяет большое внимание Африке в целом, однако связи с ЮАР не так значимы для Индии, как для России и Китая.

Бразилия – Россия

10

Из Бразилии – потребительские товары (вино, сыры, мясо, кофе), из России – минеральные удобрения

Двусторонняя торговля достаточно равномерна. Бразилия частично восполнила дефицит, возникший у России в торговле с Португалией и Испанией. Данное направление останется динамичным и продолжит развиваться.

Россия – ЮАР

1,3

В основном – сельскохозяйственная продукция.

Объем торговли сравнительно невысок, однако впервые устанавливаются прямые маршруты поставок, и данное направление лишь начинает развиваться

Бразилия – ЮАР

2,3

Из Бразилии – тракторы, мясо, ферросплавы; из ЮАР – пестициды, алюминий-сырец, платина.

Странам необходимо изучать взаимные выгоды, чтобы усилить жизнеспособность взаимной торговли.

Примечания: *за первое полугодие 2023 года оборот торговли между Россией и Китаем возрос на 20 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года; **с апреля 2022 г. по февраль 2023 г. – рекордный рост товарооборота.

Источник: составлено авторами по [3].

Вместе с тем, в перспективе следует ожидать роста институционализации сотрудничества в рамках БРИКС, а также либерализации взаимной торговли. В свою очередь, тренд на создание многополярной системы мироустройства повысило интерес к БРИКС. Стратегия БРИКС-2025, принятая в 2020 году, безусловно, привела к росту торговли и инвестиций между странами-членами, а также диверсификации их сотрудничества. Возможно, что в будущем потребуется укрепление связей БРИКС с другими интеграционными объединениями, в которых участвуют страны-члены БРИКС. В частности, мы рассматриваем как перспективное направление укрепление сотрудничества по линии «БРИКС – ШОС».

В свою очередь, предполагаемое расширение БРИКС, как представляется, может обострить противоречия и конкуренцию, как это имеет место в настоящее время в Европейском союзе (ЕС).

Таблица 3

Участие стран-членов БРИКС в других объединениях и группировках

Страна

Объединения и группировки

Китай

Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство (ВРЭП) в составе 15 стран, с которым товарооборот Китая в 2022 году возрос на 7,5 %.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) – крупнейший торговый партнер Китай (на него приходится 15 % внешней торговли Китая), с которым у него заключено соглашение о свободной торговле.

Индия

Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК), членство в котором является чрезвычайно важным для внешней политики Индии и позволяет ей развивать диверсифицированную торговлю со странами на своих условиях.

Инициатива Бенгальского залива для межотраслевого технического и экономического сотрудничества (BIMSTEC) является значимой для индийского влияния.

Индия также имеет соглашение о свободной торговле с АСЕАН.

Россия

Евразийский экономический союз (ЕАЭС), взаимная торговля стран-членов которого возросла в 2022 году на 17 %.

Содружество независимых государств (СНГ)

Бразилия

Общий рынок стран Южной Америки (МЕРКОСУР).

ЮАР

Южноафриканский таможенный союз, способствующий росту регионального экспорта.

Африканская континентальная зона свободной торговли (AfCFTA) в составе 54 стран, способствующее либерализации торговли в Африке. Участие ЮАР в БРИКС, в свою очередь, позволяет ей обеспечивать себе лидерство во многих «общеафриканских» делах.

Источник: составлено авторами.

Вызовы дальнейшего расширения БРИКС

Исторически в БРИКС вошли крупные развивающиеся страны. В последнее время Россия и Китай выражают особый интерес в расширении БРИКС. На 15-м саммите БРИКС, прошедшем в ЮАР в августе 2023 года, внимание к данному неформальному объединение повысилось, поскольку там было принято решение о включении в состав БРИКС новых 6 членов (Аргентина, Египет, Иран, ОАЭ, Саудовская Аравия, Эфиопия). Формат так называемого «расширенного БРИКС» (БРИКС+), включающего шесть крупнейших производителей нефти в мире, дает БРИКС больше возможностей по воздействию на глобальную энергетику, а также позволяет влиять на международную передачу технологий. Шесть стран БРИКС+ (Бразилия, Иран, Китай, ОАЭ, Россия и Саудовская Аравия) сосредотачивают 30 % мировой нефтедобычи, но также Бразилия, Индия, Китай, Россия и Саудовская Аравия – крупнейшие потребители энергии в мире. Безусловно, расширение БРИКС будет иметь последствия для международной торговли энергоносителями и позволит странам трансформировать мировые энергетические рынки.

Уже свыше 40 стран выразили желание присоединиться к БРИКС, причем 22 страны это сделали официально. Среди этих стран также следует отметить и влиятельных союзников США (Египет, ОАЭ, Саудовская Аравия), и их конкурентов (Иран). Некоторые страны, выражая желание присоединиться к БРИКС, указывают США на снижение их влияния в современной мировой экономике и политике. Очевидно, что изначально БРИКС может прирастать теми странами, которые больше связаны торговлей и инвестициями с самим БРИКС, поэтому потенциальными членами могут стать некоторые страны Ближнего Востока и Северной Африки.

Однако, если расширение БРИКС будет происходить быстро и этот процесс будет управляться слабо, то объединение утратит свою маневренность и станет громоздким, где слишком разные страны будут иметь различные проблемы, ограничивающие устойчивое развитие экономик стран-членов и внутриблокового сотрудничества в целом.

Необходимость усиления позиций объединения БРИКС в мировой экономике для России была продиктована теми противоречиями, которые сложились вследствие экономических санкций. В мире формируется два центра влияния, один из которых представлен развитыми странами, а другой – развивающимися. Несмотря на то, что, например, «Большая двадцатка» была создана по существу для антикризисного регулирования мировой экономики, вряд ли такие объединения способны решать нынешние актуальные проблемы международного сотрудничества. Поэтому, скорее, формат БРИКС можно дополнять до БРИКС+, включая в него другие крупные развивающиеся страны.

Вместе с тем. БРИКС может привлекать другие страны в части налаживания инвестиционного сотрудничества, особенно когда многие развивающиеся страны испытывают дефицит капитала, что особенно актуально в условиях нынешних санкций, риск которых может охватить и другие страны. Эти страны, несомненно, хотят обеспечить устойчивость своего экономического роста, основанную на стабильной интеграции в международную торговлю, валютные рынки и рынки капитала.

Новая модель БРИКС: единая валюта и борьба с долларизацией

После начала специальной военной операции (СВО) в отношении валютных резервов нашей страны за рубежом были введены санкции, что актуализировало проблематику надежности валютных транзакций, осуществляемых в американских долларах, и мировой валютной стабильности в целом. Поэтому уже летом 2022 г. Президент РФ В. Путин объявил о возможности разработки в рамках БРИКС новой резервной валюты – потенциального альтернативного платежно-расчетного инструмента. Следует оговориться, что в настоящее время у России больше мотивов для создания такой валюты, поскольку ее платежный баланс испытывает сравнительно большее (по сравнению с другими странами БРИКС) напряжение и давление вследствие введенных экономических.

Однако данный тренд совпадает с растущим недоверием со времен глобального кризиса 2007-2008 гг. к Бреттон-Вудским институтам, сформировавшихся после Второй мировой войны с целью осуществления валютного регулирования в международном масштабе. К тому же, в последние десятилетия доминирование доллара в мире не раз ставилось под сомнение. Роль развитых стран в мировой экономике снижается, они чрезмерно отягощены долговой нагрузкой, им сложно справляться с беспрецедентно высокой инфляцией.

Что касается введения новой валюты БРИКС как инструмента дедолларизации, то, возможно, она будет обеспечена золотом и будет служить средством международного обмена внутри БРИКС. Дедолларизация играет новую роль, особенно для стран, опасающихся, что государственное регулирование экономики со стороны США и других развитых стран могут серьезно ограничить национальную безопасность России и Китая. В свою очередь, Бразилия, Индия и ЮАР, у которых отношения с западными странами более надежны и устойчивы, полагают, что уход от доллара положительно скажется на потенциале их внешней торговли и экономическом росте. При этом, речь идет не о том, чтобы «свергнуть» доллара, а о создании альтернативного метода транзакций внутри БРИКС, который не зависел бы от доллара, услуг американских банков и системы SWIFT.

Эксперты задаются вопросом, насколько сможет сработать этот валютный гамбит, поскольку репутация БРИКС в сфере дедолларизации не является однозначной [1]. Так, следует отметить положительный опыт снижения зависимости от доллара во внешней торговле России и Китая. Однако, например, тот же Новый банк развития, созданный для упрощения дедолларизации, во многом зависит от доллара и не может быстро адаптироваться к новой реальности. Помимо прочего, доминирование доллара связано с фактором удобства и сильным сетевым эффектом. Развитые, глубокие рынки доллара, его стабильность обусловливают простоту, предсказуемость и стабильность транзакций в международной торговле.

Указанные проблемы могут быть решены и при помощи новой валюты БРИКС, однако внутри БРИКС существуют значительные дисбалансы по поводу дедолларизации. И в целом, как и в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) вес БРИКС подрывается сложными отношениями между странами-членами и их разными стратегиями по отношению к Западу. Так, Индия и Китай – стратегические конкуренты, и их отношения с США существенно различаются. В свою очередь, Бразилия также обеспокоена, что может утратить такого партнера, как США. Если БРИКС расширится, то интересы его стран-членов будут еще более разнонаправленными, и это не поможет объединению усилить свое политическое и экономическое влияние. Наконец, дедолларизация может сопровождаться тем, что Китай и Россия будут стремиться к укреплению роли своих национальных валют в БРИКС и не видеть смысла в создании новой единой валюты. Кроме того, на данном этапе необходимо преодолеть волатильность курсов валют стран БРИКС по отношению к американскому доллару, которая особенно резко проявляется в периоды глобальных кризисов.

Если будет создана новая резервная валюта стран БРИКС, это, безусловно, укрепит потенциал для национальных валют стран-членов, позволит более четко управлять их платежными балансами, формировать новые автономные, не зависимые от развитых стран региональные платежные системы.

Вместе с тем, создание единой валюты стран БРИКС может стать сложной и многоэтапной задачей, и сначала странам-членам необходимо наладить взаимные расчеты в национальных валютах, чтобы в будущем сформировать региональную валютную (и платежную) систему с единым механизмом координации. Важно и то, что единая валюта стран БРИКС должна создаваться исходя из высокого уровня взаимной торговли, а, как было показано нами ранее, страны БРИКС в торговле пока в большей степени ориентируются на третьи страны, то есть преобладает внеблоковая торговля. Кроме усиления взаимной торговли, необходимо сближение платежно-финансовой инфраструктуры стран БРИКС. Наконец, единая резервная валюта должна обеспечиваться стабильность экономик стран БРИКС, связанная с выверенностью и эффективностью их монетарной и фискальной политик, чего пока также нет на практике.

Как показывает имеющийся международный опыт, чтобы ввести единую валюту, страны должны пройти длительный и взвешенный путь укрепления экономической взаимозависимости и экономической интеграции. БРИКС может на первом этапе быть платформой, форумом, где будут разрабатываться, апробироваться и внедряться новые инструменты глобального экономического регулирования.

Заключение

В будущем БРИКС способен вырасти во влиятельную организацию, которая сможет решать сложные задачи по координации взаимной макроэкономической политики стран-членов и их межбанковского и валютно-финансового сотрудничества, создания альтернативной (новой) резервной валюты для международных расчетов. Торговля и инвестиции останутся ключевыми направления взаимного экономического сотрудничества стран БРИКС, однако его фундаментальная роль изменится, и оно может выступить центром нового экономического порядка.

Работа подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет средств федерального бюджета по государственному заданию. Наименование научной темы – «Разработка стратегии позиционирования России в новой системе координат глобального рынка: векторы многополярности»; рег. номер – 1023042400110-8-5.2.1, код (шифр) научной темы, присвоенной учредителем (организацией) – FZNW2023-0048.