Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

DIRECTIONS OF RESTRUCTURING AND INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ENTERPRISES IN MODERN CONDITIONS

Ponimatkina L.A. 1 Livanova R.V. 2
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
2 Russian State Agrarian University – Moscow Timiryazev Agricultural Academy
The article substantiates the directions of restructuring and innovative development of enterprises in modern conditions. It is established that restructuring is one of the main mechanisms for ensuring the innovative development of the enterprise and aims to eliminate or reduce the negative effect of a complex of external and internal factors on the financial and economic condition of the enterprise through the introduction of organizational, economic, technical and technological innovations. It is proved that when restructuring is carried out in a complex, it is necessary to combine measures of reform and reorganization of the enterprise. It has been found out that, in relation to the conditions of enterprises, the concept of «restructuring» is a complex transformation of activities for the implementation of organizational, economic, technical and legal measures aimed at transforming the structure of production, assets and liabilities of the balance sheet, management system in accordance with the requirements of the environment and the established development strategy, increasing sustainability, competitiveness and profitability enterprises. It is determined that the basis of restructuring changes in enterprises should be their orientation to the requirements of the market, a change in the approach to activities that provides for producing what the market needs. In these conditions, restructuring changes should be carried out not spontaneously, but permanently in order to achieve medium- and long-term goals based on a sound strategy for the development of the organizational and legal structure.
restructuring
innovation
development
enterprise
condition
business
market
competitiveness
profitability
production

Введение

Настоящий этап развития экономических отношений характеризуется глобализацией экономических процессов, высокой степенью неопределенности государственной экономической политики, конъюнктуры рынка и повышенными рисками хозяйствования. В этих условиях предприятия вынуждены приспосабливаться к изменениям внешней среды. При такой напряженной ситуации большинство руководителей и работников сферы менеджмента не используют теоретические и методологические достижения и практический опыт стратегического управления, важным направлением которого все в большей степени признается метод бенчмаркинга, что в значительной мере способствует обеспечению прогрессивного развития предприятий.

Проблемы обоснования научно-методических основ внедрения принципов и систем стратегического менеджмента в управлении предпринимательской деятельностью основательно освещаются в научных трудах зарубежных исследователей, которые начали разработку этих подходов во второй половине ХХ в. начиная с 70-х годов предыдущего столетия. Принципы стратегического управления с элементами бенчмаркинга постепенно вводятся в развитых странах рыночной экономики, а в начале 90-х доминировали в большинстве корпораций, размещенных по всему миру.

В отечественной науке вопросы внедрения стратегического управления в практику менеджмента организаций и предпринимательства начали исследоваться благодаря усилиям Л.А. Баландиной [1], А.Р. Байгузина [2], В.Э. Бондаренко [3], Н.В. Зяблицкой [7], В.О. Кожиной [8], А.А. Федулина [12], М.В. Чараевой [13] и др. Однако эти наработки пока имеют преимущественно научно-методологический характер. В то же время, отечественная практика требует научно-методических разработок по внедрению такого действенного компонента стратегического управления, как бенчмаркинг, с учетом особенностей различных производств.

Особенно это касается управления предприятиями, руководители которых, в большинстве случаев, не имеют возможностей существенного влияния на рыночную ситуацию и поэтому выбирают оборонные стратегии выживания своих предприятий во внешнем окружении. Учитывая это производственная практика все в большей степени требует доступных для руководителей научно-методических подходов к внедрению этого метода стратегического управления, построения механизма реструктуризации и инновационного обеспечения экономического развития субъектов хозяйствования.

Целью статьи является обоснование направлений реструктуризации и инновационного развития предприятий в современных условиях.

Материалы и методы исследования

В процессе проведения исследования применялись научные методы, основанные на объективных законах экономики и диалектическом методе познания, а именно: абстрактно-логический и исторический – для обеспечения теоретико-методологических обобщений и формулирования выводов; экономико-статистические и социологические – для проведения анализа современного состояния развития предприятий и процессов реструктуризации; аналитического прогнозирования с использованием рядов динамики – для прогнозирования показателей прогрессивного развития и влияния на него реструктуризационных мероприятий. Информационной базой исследования явились нормативно-правовые положения, публикации отечественных и зарубежных ученых, статистические данные, учетные данные предприятий, материалы анкетирования и опроса руководителей и специалистов предприятий и органов государственного управления.

Результаты исследования и их обсуждение

Исследования показали, что в современном понимании понятие «развитие» трактуется как постоянное приспособление к изменениям, происходящим в окружающей среде: обществе, материальном производстве и других сферах деятельности. При этом установлено существование экстенсивного, интенсивного и инновационного путей развития предприятий, а реструктуризация здесь выступает одним из действенных механизмов обеспечения инновационного развития субъектов хозяйствования с целью ликвидации или уменьшения негативного влияния комплекса внешних (отражающих экономическую ситуацию на ресурсных и продуктовых рынках, в регионе, стране и за рубежом) и внутренних (которые напрямую зависят от форм, методов и организации работы на предприятии) факторов на финансово-хозяйственное состояние предприятий через внедрение инноваций организационно-экономического и технико-технологического характера.

Целью реструктуризации предприятий является превращение их в эффективные организационно-правовые структуры рынка, адаптация в рамках внешней среды, достижение высокого уровня конкурентоспособности продукции и конкурентоспособности предприятия в соответствии с целями инновационного обеспечения развития [4, 9, 16]. При проведении реструктуризации в комплексе можно сочетать меры реформирования и реорганизации предприятия.

Относительно условий деятельности субъектов хозяйствования понятие «реструктуризация предприятия» можно определить как комплексное преобразование деятельности экономических субъектов, суть которого базируется на осуществлении организационно-экономических, технических и правовых мероприятий, предусматривающих изменение отношений собственности, структуры производства продукции, активов и пассивов баланса, а также системы управления в рамках требований внешней среды и наработанной стратегии развития в рамках повышения устойчивости, конкурентоспособности и прибыльности предприятия.

Основой реструктуризационных изменений в предприятиях должна быть их ориентация на требования рынка, изменение подхода к деятельности, предусматривающего производить то, что нужно рынку; то, что находит платежеспособный спрос; то, что можно реализовать. В этих условиях реструктуризационные изменения следует проводить не спонтанно, а перманентно для достижения средне – и долгосрочных целей на основе обоснованной стратегии (программы) развития организационно-правовой структуры.

В зависимости от цели, которую ставит руководство предприятия, реструктуризация может быть санационная (восстановительная), адаптационная или опережающая. Санационная (восстановительная) реструктуризация необходима, когда предприятие находится в предкризисном или кризисном состоянии и хочет выйти из него. Если негативные тенденции не приобрели масштабов кризиса, то целесообразно проводить адаптационную реструктуризацию, что обеспечит преодоление негативных тенденций, таких как снижение общей эффективности, эффективности управления и тому подобное. Опережающую реструктуризацию мы предлагаем проводить на предприятиях, которые работают успешно, но стремятся усилить конкурентные преимущества.

В зависимости от объекта изменений можно выделить такие виды реструктуризации: операционную, финансовую и реструктуризацию собственности. Сущность операционной реструктуризации заключается во введении существенных изменений в основной хозяйственной деятельности предприятия в рамках повышения его прибыльности. Финансовая реструктуризация предполагает управление пассивами предприятия, в частности его задолженностью, и тесно связана с операционной реструктуризацией.

Реструктуризация собственности (корпоративная реструктуризация) касается изменения отношений собственности и соответственно распределения властных полномочий на предприятии [5, 10, 15]. Она должна проводиться путем реорганизации, ликвидации по инициативе хозяйства, ликвидации через процедуру банкротства, через санацию и через привлечение инвестора. В зависимости от продолжительности можно выделить оперативную и стратегическую реструктуризацию. Оперативная реструктуризация предусматривает: обеспечение «выживания» предприятия на определенный срок, с ориентацией на достижение краткосрочных целей со следующим характером вводимых изменений: получение «быстрых денег»; пассивность по отношению к новым рынкам; ожидание «лучших времен»; ориентация на старые изделия на традиционных рынках.

Стратегическая реструктуризация должна проводиться с ориентацией на достижение долгосрочных целей: освоение новых рынков; привлечение новых потребителей; технологическое развитие; структурное развитие. Большинство предприятий сознательно или неосознанно могут осуществлять оперативную реструктуризацию, чтобы выживать, в то время как целесообразнее проводить стратегическую реструктуризацию, чтобы развиваться.

В то же время универсальной модели в рамках реструктуризации может не существовать [6, 11, 14]. Для каждого конкретного предприятия она зависит от его размера, структуры, технологии, ресурсов, квалификации работников, уровня менеджмента, угроз и возможностей, позиции на рынке и конкуренции, а также других факторов. Каждый проект (Программа) реструктуризации требует индивидуального подхода, с учетом цели реструктуризации, ее масштабов и глубины, источников финансирования, возможных социальных последствий и их сглаживания.

Последовательность действий по проведению реструктуризации можно рассматривать как определенный типовой процесс, предусматривающий осуществление следующих этапов: понимание необходимости изменений; формирование команды; диагностика состояния предприятия, выявление существующих проблем; определение целей реструктуризации; формирование программы реструктуризации; внедрение программы; мониторинг хода выполнения программы; корректировка действия; анализ выполнения программы; начало нового витка процесса реструктуризации.

Выводы

Подводя итоги можно отметить, что реструктуризация выступает одним из основных механизмов обеспечения инновационного развития предприятия и имеет целью устранение или уменьшение негативного действия комплекса внешних и внутренних факторов на финансово-хозяйственное состояние предприятия через внедрение инноваций организационно-экономического и технико-технологического характера.

При проведении реструктуризации в комплексе необходимо сочетать меры реформирования и реорганизации предприятия.

Применительно к условиям деятельности предприятий понятие «реструктуризация» представляет собой комплексное преобразование деятельности по осуществлению организационно-экономических, технических и правовых мероприятий, которые направлены на преобразование структуры производства продукции, активов и пассивов баланса, системы управления в соответствии с требованиями окружающей среды и наработанной стратегии развития, повышения устойчивости, конкурентоспособности и прибыльности предприятия.