Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

WAYS TO INCREASE THE COMPETITIVENESS OF BAKERY INDUSTRY ENTERPRISES UNDER SANCTIONS

Drobyshevskaya L.N. 1 Isaeva L.A. 2
1 Kuban State University
2 Kuban State Agrarian University
Abstract Sanctions restrictions have a significant impact on the development of the baking industry. Today the problem of shortage of investment resources and equipment is acute. A paradoxical situation has developed in the bakery market: the more the owners invested in the development of enterprises and equipment of the production process, the more difficult the situation they are in now. At the same time, one of the trends influencing the development of the baking industry is the dynamically growing consumer interest in a healthy lifestyle and healthy eating. The purpose of the work is to analyze the current state of enterprises in the baking industry, study directions for their modernization and develop a system of measures to increase competitiveness. State support measures aimed at maintaining and developing bakery enterprises are disclosed. The directions of systemic modernization of the industry and their expected results are highlighted. The necessity of choosing between maximum efficiency (high level of automation of production processes, narrow assortment, standard packaging, work in both the middle and low segments) or maximum flexibility (mainly manual labor, individual packaging, current assortment, high production costs and markups) is substantiated. The feasibility of developing a collaboration of bakery product manufacturers under conditions of external restrictions is argued.
competitiveness
baking industry
erp system
digital environment
clean label
collaboration

Введение

В последние годы рынок хлебопечения в среднем растет на 3-5% в год. Совокупный объем российского рынка хлебобулочных изделий довольно стабилен, колебания по показателю объема выпускаемой продукции находятся в пределах 1–2%. В 2023 году, по прогнозным оценкам, объем производства хлеба в нашей стране превысит 6,2 млн т по сравнению с 6,13 млн т в 2022 году [1]. На функционирование субъектов хлебопекарной отрасли значительное влияние оказывают внешние вызовы. Так, санкционные ограничения и сопряженная с ними перестройка логистических цепочек, снижение курса рубля, значительно тормозят процесс модернизации оборудования и приводят к росту расходов на его содержание, на закупку ингредиентов иностранного производства, а в конечном итоге – к увеличению стоимости продукции. В этой связи особую значимость приобретает проблема совершенствования инструментария повышения конкурентоспособности предприятий хлебопекарной отрасли.

Цель работы состоит в анализе современного состояния предприятий хлебопекарной отрасли, исследовании направлений их модернизации и разработке системы мер по повышению конкурентоспособности.

Материал и методы исследования

Исследование базируется на системном, структурно-функциональном анализе, общенаучных методах познания: статистических, анализа и синтезе, сравнения и сопоставления.

Результаты исследования и их обсуждение

В РФ зарегистрировано 17,5 тыс. предприятий по производству хлебобулочных и мучных кондитерских изделий». Из них более 95,7% это предприятия микро- и малого бизнеса (80% микро- и 15,7% малых предприятий), средних – 3%, крупных – 1%, а средних – порядка 3%.

Сегодня в хлебопекарной отрасли России имеет место дефицит инвестиционных ресурсов, и оборудования. В то же время одной из тенденций, оказывающих влияние на развитие хлебопекарной отрасли, является динамично растущий потребительский интерес к здоровому образу жизни и здоровому питанию. Именно поэтому потребление традиционной продукции из хлеба в России сокращается. В связи с этим большинство предприятий вынуждены расширять свой продуктовый ассортимент, осваивать новые виды технологий производства хлеба и мучных кондитерских изделий, а, соответственно, и обновлять оборудование.

Для обновления оборудования российские хлебопекарные предприятия вынуждены привлекать кредитные ресурсы. Однако зачастую заемные средства превышают собственные средства предприятий, что негативным образом сказывается на финансовой устойчивости.

Другой проблемой является то, что в структуре себестоимости хлеба порядка 40% составляет сырье (мука, сахар, растительное масло, упаковка) (рисунок) [5].

missing image file

Структура розничной цены хлеба в РФ в 2022 г., %

Подобное соотношение затрат в себестоимости хлеба приводит к тому, что стоимость основного сырья, муки, оказывает существенное влияние на цену конечной продукции. Итак, к числу основных проблем, оказывающих существенное влияние на конкурентоспособность хлебопекарных предприятий, можно отнести:

– снижение курса национальной иностранной валюты;

– дефицит инвестиционных ресурсов и зависимость от поставок иностранного оборудования и комплектующих;

– высокая, практически заградительная цена кредитных ресурсов;

– стремительный рост стоимости сырья и материалов;

– сокращение потребления традиционной продукции из хлеба;

– высокая отраслевая конкуренция;

– недостаток квалифицированных кадров.

Немаловажной проблемой для производителей хлеба и хлебобулочных изделий является сбыт производимой продукции. Наиболее развитой сбытовой моделью является сотрудничество производителя и крупных розничных сетей напрямую без посредника. Однако предприятия-поставщики вынуждены выкупать нереализованную продукцию торговых сетей и осуществлять ее переработку за свой счет, что является дополнительной финансовой нагрузкой на предприятия. Более того, сотрудничество с крупными ритейлерами требует дополнительных затрат, связанных с реализацией продукции, например такими, как отчисления на маркетинг, скидки и бонусы, а также отсрочки платежей.

Кроме того, со стороны конкурентов значительной угрозой для хлебопекарных предприятий является поступающая на рынок продукция из близлежащих регионов. В результате обостряются конкурентные условия в регионе и ожесточается борьба за потребителя. Поэтому ключевым условием конкурентного преимущества компаний-производителей является соотношение оптимального уровня цен при высоком качестве выпускаемого товара.

Основополагающая роль в развитии хлебопекарной отрасли, бесспорно, принадлежит государству. В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которая продлена до 2025 года, основной формой поддержки предприятий хлебопекарной отрасли является субсидирование ставки по банковским кредитам, предоставляемых на инвестиционные цели. С 2019 года для регионов, которые приняли обязательства по субсидированию этого направления, лимит был увеличен, а для не принявших – наоборот снижен. Механизм льготного кредитования для предприятий отрасли был расширен – был включен порядок предоставления льготных кредитов на закупку мукомолами зерна у аграриев Урала и Сибири [2].

В 2022 году Правительство России направило 2,5 млрд руб. на осуществление компенсации предприятиям хлебопекарной промышленности части затрат на реализацию произведенных и реализованных хлеба и хлебобулочных изделий, а также сдерживания роста цен на хлеб. Было выделено по 2,5 руб. компенсации на 1 кг хлебобулочных изделий. Однако, проанализировав данные по 23 регионам РФ, было выявлено, что эта мера оказалась эффективной лишь в краткосрочной перспективе, а в долгосрочной она не может компенсировать стремительный рост сырья [7]. К тому же установление для всех регионов одной и той же величины компенсации не учитывает особенностей снабжения сырье, материалами, обеспечения трудовыми ресурсами. По экспертным оценкам, сегодня помощь государства должна составлять не менее 10 руб. за 1 кг хлебобулочных изделий [4]. У представителей Российского союза пекарей (РСП) еще более радикальное предложение – для поддержки хлебопечения необходимо отказаться от регулирования цен в пользу адресной помощи нуждающимся в ней слоям населения [4].

На рынке хлебопечения сложилась парадоксальная ситуация: чем больше собственники инвестировали средств в развитие предприятий, оснащение процесса производства, тем в более сложной ситуации они находятся сейчас. Более того, проблемы накапливаются и еще более усложняют их положение.

Уход западных поставщиков оборудования и ингредиентов открывает возможности для развития российского машиностроения. В связи с этим целесообразна разработка государственной программы поддержки производителей оборудования для хлебопекарной отрасли, а также налоговые льготы и преференции, к которым авторы относят: налоговые каникулы для новых производств, диверсификацию рисков по исследованиям и разработкам и др.

Направления системной модернизации хлебопекарной отрасли РФ

Направления

Ожидаемый результат

Создание системы финансирования и привлечения инвестиционных ресурсов, организация системы выхода на внешние рынки

Повышение капитализации предприятий, снижение налоговой нагрузки, снижение издержек, рост рентабельности продаж, кооперация с зарубежными партнерами

Совершенствование налоговой политики: снижение уровня потенциально возможного годового дохода при патентной системе налогообложения

Рост численности и доходов хлебопекарных предприятий, высоко развитая конкурентная среда в отрасли

Изменение ассортимента выпускаемой хлебобулочной продукции с учетом требований рынка

Формирование благоприятной конъюнктуры рынка, увеличение каналов распределения, рост выручки от реализации и рентабельности продаж

Развитие цифровых сервисов в управлении, в т.ч. в маркетинге, логистике, экономике

Обеспечение прямых контактов с потребителями и всеми контрагентами рынка. Более выгодная закупка сырья, эффективная загрузка оборудования, оптимальное использование складских мощностей, обеспечение 100%-ной дисциплины поставок и дистрибьюции

Формирование непрерывной системы подготовки и повышения квалификации кадров, развитие сетевых ее форм

Рост конкурентоспособности за счет повышения как производительности труда, так и объемов производства в целом

Создание экологически безопасных хлебопекарных предприятий в контексте повестки ESG

Активное внедрение инноваций, в т.ч. оперативное реагирование на результаты исследований и новейшие разработки ученых: биологов, химиков, нутрициологов и др.

Проведение работы по повышению узнаваемости бренда

Позитивное восприятие бренда, повышение лояльности потребителей, увеличение спроса

Не вызывает сомнения, что эффективная государственная поддержка сферы хлебопечения будет способствовать снижению негативных последствий секционных ограничений, а в долгосрочном периоде – созданию новых рабочих мест и предприятий МСБ.

Поэтому для поддержания и повышения конкурентоспособности предприятий хлебопекарной отрасли в условиях санкционных ограничений необходима системная модернизация отрасли. Направления системной модернизации предприятий хлебопекарной отрасли и ожидаемый результат, способствующий повышению их конкурентоспособности, приведены в таблице.

Реализация названной программы будет способствовать повышению капитализации, производительности труда, рентабельности, объемов производства, снижению издержек, формированию благоприятной конъюнктуры рынка, расширению каналов распределения, рынков сбыта, ассортимента выпускаемой продукции, росту деловой репутации, позитивному восприятия бренда, повышению лояльности потребителей. Для модернизации предприятий хлебопекарной отрасли необходимы длинные деньги – кредиты по низкой ставке, а также повсеместное использование современных технологических возможностей.

В условиях цифровизации у предприятий появляются новые возможности повышения конкурентоспособности посредством развития интернет-продаж. Для этого целесообразно на предприятиях внедрить ERP-систему. Как известно, ее применение позволяет рационализировать передачу и применение данных, повысить эффективность загрузки оборудования, использования складских мощностей, управления персоналом; снизить затраты труда. При включении интернет-магазина в ERP-систему предприятия затраты практически отсутствуют (за исключением первичной настройки), т.к. все данные предоставляются напрямую из управляющей системы.

Одним из возможных решений для повышения технологического уровня производства является расширение практики внутренних заказов и продаж между предприятиями. Речь идет о собственных торговых марках (СТМ) для продажи продукции по внутренним заказам.

В повышении конкурентоспособности любого предприятия особое значение приобретает гибкость, понимание современных тенденций развития [3]. Тренды здорового питания входят в десятку самых популярных, среди них – укрепление иммунитета, полезные снеки, пища растительного происхождения, Free Form (без глютена, дрожжей, лактозы, сахара, продуктов животного происхождения), «чистая этикетка» и др. Потребители становятся более требовательными, покупают, ориентируясь не на торговую марку, а на этикетку, выбирая продукты без Е кодов, с натуральными ингредиентами.

Сегодня на рынке хлебобулочных изделий более ¾ занимает классическая хлебобулочная продукция и около ¾ продукция, соответствующая тенденциям здорового питания. При этом большее разнообразие модных товарных позиций приходится на крупные торговые сети, меньшее – на пекарни и магазины у дома. Проведенный авторами анализ финансовых результатов крупных предприятий хлебопекарной промышленности Краснодарского края показал, что в результате внедрения в производство новых товарных позиций линейки «БИО, прирост прибыли в 2022 г. в среднем составил 8 %.

Итак, для повышения конкурентоспособности хлебопекарной отрасли необходима система мер, к которым относятся:

− федеральные меры поддержки производителей, предусматривающие введение коэффициента дифференциации территорий (учет стоимости ресурсов, логистики и т.п.);

− налоговые льготы, в т.ч. и распространение льгот сельскохозяйственных товаропроизводителей на предприятия отрасли;

− инициация и реализация программы непрерывной подготовки, повышения квалификации и переобучения работников отрасли;

− коллаборация производителей (производство небольшими предприятиями узкого ассортимента);

− развитие цифровых технологий.

Важная роль отводится и профессиональному сообществу – Российскому союзу пекарей, который помогает органам власти формировать долгосрочную внутреннюю и внешнюю экономическую политику, давая понимание, какие шаги предпринимать, куда выгоднее инвестировать, чтобы поддержать предприятия хлебопекарной отрасли в сложных условиях и запустить их рост [6]. Диалог государства, производителей, общественных организаций сегодня нужен как никогда для выработки наиболее эффективных решений.

Заключение

В хлебопекарной отрасли все больше усиливается конкурентная борьба между крупными вертикально-интегрированные компаниями, включающими аграрные, перерабатывающие и другие предприятия, и небольшими производствами, пекарнями. Для поступательного развития предприятиям необходимо сделать выбор: максимальную эффективность (высокий уровень автоматизации производственных процессов, узкий ассортимент, стандартная упаковка, работа как в среднем, так и в низком сегменте) или же максимальная гибкость (преимущественно ручной труд, индивидуальная упаковка, актуальный ассортимент, высокая себестоимость продукции и наценка). Сегодня рационально развивать коллаборацию производителей, нежели чем пытаться в условиях ограничений производить максимальный ассортимент.