Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

SHADOW ECONOMY IN THE SYSTEM FINANCIAL OF SOCIO-ECONOMIC RELATIONS

Bondarskaya T.A. 1
1 Tambov State Technical University
The shadow economy is one of the most complex, dangerous and ubiquitous phenomena. It has its own history, which began hundreds of years ago and continues to this day. To date, the shadow economy has been able to penetrate almost all layers of society. The study presents an analysis of the causes and trends of the shadow economy in the system of socio-economic relations in Russia, in the Central Federal District and the Tambov region, based on open data and data provided by the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Tambov region. To form a complete picture of the state of the shadow economy, the period from 2018 to 2022 was studied. The purpose of the study was to analyze the main indicators of the level of the shadow economy in the system financial of socio-economic relations, which made it possible to identify threats and trends of economic security in municipalities, to propose measures to minimize the risks of the shadow economy. Based on the results of the study, conclusions were drawn about the strategic importance of this problem in municipalities and understanding the consequences of its strengthening.
socio-economic relations
regional policy
development
shadow economy
system
problems and ways to solve them

Введение

Теневая экономика неоднозначное социально-экономическое явление, как с позиции ее теоретического осмысления, так и с позиции ее реального существования. Причем, сочетающие в себе, как экономические правонарушения, так и легальные экономические операции, закрытые от государства. Что не даёт сформировать однозначное мнение о данном явлении [3].Теневая экономика несёт в себе неконтролируемый характер, а если быть точнее, любая экономическая информация –недоступна, но и ее невозможно измерить открытыми контрольно-измерительными методами [3]. Ещё одним довольно частым явлением стала офшоризация экономики, замедляющая развитие отечественной экономики. По различным оценкам в офшоры, за последние 20 лет, было выведено от 800 млрд до 1 трлн долларов [7]. А согласно данным, представленным ЦБ РФ, в офшоры ежегодно переводятся до 100 млрд рублей. Прекращение данных действий могло бы привести к росту ВВП России на 2% [4].

Материалы и методы исследований

Для формирования полной картины заявленной темы, предметом для исследования было определено состояния уровня теневой экономики финансовых и социально-экономических отношений в территориях. Объектом исследования выбран регион ЦФО – это Тамбовская область. Исследуемый период составил с 2018 по 2022 годы

Использовались методы сравнения, статистико-экономический, расчетно-конструктивный, общенаучные инструменты анализа, в том числе интеллектуальный анализ данных.

Информационной базой исследования послужили официальные данные Росстата, Тамбовстата, а также данные статистики Генеральной прокуратуры РФ, данные Управления МВД России по Тамбовской области.

Результаты исследований и их обсуждение

В настоящее время в каждом субъекте РФ актуальное и решающее значение имеет масштаб теневой экономики [1].

Есть ли шансы у российской экономики выйти из тени?

Ответить на этот вопрос мы решили рассмотреть через анализ рисковых зон социально-экономического развития регионов, которые могут способствовать развитию роста теневого сектора в региональной экономике по РФ и по ЦФО. Подробный анализ будет представлен по региону, в котором мы проживаем – это Тамбовская область. Нам небезразлично состояние теневых угроз для жителей нашего региона.

Отмечая важность и актуальность заявленной темы, сегодня нельзя не отметить мнение россиян о тенденциях теневой экономики в разных сферах ее проявления.

На рисунках 1 и 2 представлены результаты опроса, проведенного в Тамбовском регионе.

1. 51% респондентов ответили, что невозможно победить коррупцию в нашей стране (рис. 1).

2. 39% респондентов верят в то, что коррупцию реально искоренить в нашей стране и в регионах (рис. 2).

3. Однако, 69 % всё же отмечают высокий уровень проявления коррупции в нашей стране.

missing image file

Рис. 1. Результаты опросов жителей Тамбовской области по искоренению коррупции

missing image file

Рис. 2. Результаты опросов жителей Тамбовской области по уровню коррупции

missing image file

Рис. 3. Сводные данные по структуре и результатам экономической преступности в РФ за период 2018-2022 гг. [5]

missing image file

Рис. 4. Зарегистрировано преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в РФ в 2018-2022 г., ед. [6]

Разберемся по порядку с ситуацией теневых взаимоотношений в России.

Для наглядности представим сводные данные по структуре и результатам экономической преступности в РФ за исследуемый период с 2018-2022 годы на рисунке 3 [5].

Проанализируем и отметим следующие обобщенные результаты:

1. За период с 2018-2020 годы лидирующие позиции в структуре экономической преступности дает сфера экономической деятельности, 2021 год – 41,1%.

2. В 2021-2022 годы наблюдается тенденция снижения экономических преступлений в сфере экономической деятельности, что радует полученный результат и его качество, где показатель в 2022 году – 39,4%.

3. Второе место в списке структуры экономической преступности в РФ за исследуемый период занимают преступления против собственности, отметим рост в 2019 и в 2022 годах, составив 35,1%.

4. Замечен постоянный рост теневых преступлений с 2018 по 2022 год экономической преступности против государственной власти: от 13,6% в 2018 году, 15% – это 2019 год, 15,7 % в 2020 году, 17,5 % в 2021 году и достигается максимума 17,7% – это в 2022 году.

5. Среди прочих результатов экономической преступности наблюдается положительная динамика снижения показателя на 50%, то есть с 12,4% (в 2018 году) до 6% (в 2022 году).

На рисунке 4 показан результат о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков в РФ в 2018-2022 гг., отметим снижение их с 200306 до 177741, это на 22565 случаев меньше.

missing image file

Рис. 5. Число зарегистрированных преступлений экономической направленности в ЦФО, ед. [6]

missing image file

Рис. 6. Число зарегистрированных преступлений – получение взятки в ЦФО, ед. [6]

Далее ставилась задача проанализировать ситуацию в теневом секторе по ЦФО, рисунки 5-10, представлены ниже по тексту.

Оговоримся, что при измерении уровня теневой экономики с криминогенной точки зрения на уровне ЦФО, из выборки были убраны г. Москва и Московская область, так как эти регионы являются лидирующими в области экономической преступности.

Анализируя представленные результаты на рисунках 5-10 заметим, что Тамбовский регион среди регионов ЦФО, конечно, имеет проблемы в теневой экономике в системах финансовых и социально-экономических отношений, но они не являются доминирующими и критичными, то есть наш регион не входит в тройку лидеров, как представлена ситуация в других субъектах ЦФО.

missing image file

Рис. 7. Число зарегистрированных преступлений – дача взятки в ЦФО, ед.[6]

missing image file

Рис. 8. Число преступлений экономической направленности, дела по которым направлены в суд, в ЦФО, ед.[6]

missing image file

Рис. 9. Число преступлений по получению взятки, дела по которым направлены в суд, в ЦФО, ед. [6]

missing image file

Рис. 10. Число преступлений по даче взятки, дела по которым направлены в суд, в ЦФО, ед.[6]

Проведём подробный анализ состояния теневой экономики по Тамбовской области за периоды 2018-2022 годы.

Согласно открытым данным, 2018 г. характеризовался незначительным приростом преступлений экономической направленности (на 10,4 %) – общее число составило 457 выявленных случаев [7]. В таблице 1 представлен подробный анализ по категориям и числу преступлений.

Таблица 1

Анализ состояния теневой экономики в сфере экономики Тамбовской области за периоды 2018 год [7]

Преступление

Число случаев

В сфере экономической деятельности

88 % выявленных правонарушений

403 преступления.

В сфере распределения бюджетных средств

10 случаев (в 5 раз больше)

Против собственности

55 случаев (+ 27,9 %)

В топливно-энергетическом комплексе

6 случаев (в 2 раза больше)

В финансово-кредитной системе

117 случаев (+ 21,9 %)

Присвоение или растрата

9 случаев

Незаконное предпринимательство

6 случаев (в 2 раза больше)

Мошенничество

46 случаев (+ 27,8 %)

Злоупотребления полномочиями в коммерческой организации

5 случаев

Коммерческий подкуп

2 случая

Таблица 2

Анализ состояния теневой экономики в сфере экономики Тамбовской области за периоды 2019 год [7]

Преступление

Число случаев

В сфере экономической деятельности

Рост на 14,6%, со 192 до 220 случаев

Незаконное образование юридических лиц

Рост на 102%, с 40 до 82 случаев

Незаконное банкротство

3

Незаконные операции с недвижимостью

6

Незаконный оборот алкогольной продукции

111

Освоение или хищение денежных средств

66

Взяточничество

Рост на 125,5%, с 55 до 124 случаев

Легализация (отмывание) нелегальных доходов

4

Против государственной власти, интересов государственной службы

Рост на 100%, с 53 до 106 случаев

В аспекте противодействия коррупции выявлено 91 преступление. Причем, 21 % из них выступают в крупном и особо крупном размере. По данным делам к уголовной ответственности привлечено 38 человек, в том числе работники органов исполнительной власти, местного самоуправления и предприятий [7].

Проведём подробный анализ состояния теневых составляющих в сфере экономики Тамбовской области за периоды 2019 год.

Составим таблицу 2 с подробным анализом структуры преступлений теневой экономики и их количественный состав.

В 2019 году 233 человека совершили экономические правонарушения, что говорит об увеличение на 5,4 %, в сравнении с 2018 годом (221 чел.).

Далее проведём подробный анализ состояния теневой экономики в сфере экономики Тамбовской области за период 2020 год.

Всего зарегистрировано – 587 преступлений, наблюдаем увеличение на 17,4% в сравнении с 2019 годом. 250 человек совершили экономические правонарушения, это на 7,3% больше по сравнению с 2019 годом.

Составим таблицу 3 с подробным анализом структуры преступлений теневой экономики и их количественный состав.

В аспекте противодействия коррупции выявлено 95 преступлений.

В 2020 г. согласно рейтингу МВД РФ, УМВД России по Тамбовской области находилась в тройке лидеров по эффективности работы и доверию граждан.

Далее проведём подробный анализ состояния теневой экономики за период 2021 год.

Таблица 3

Анализ состояния теневой экономики в сфере экономики Тамбовской области за периоды 2020 год [7]

Преступление

Число случаев

Совершенные ОПГ или преступными сообществами

16

В налоговой сфере

27

Против собственности

Прирост на 39% – 82 случая

В сфере экономической деятельности

Прирост на 46,8% – 323 случая

Нарушение авторских и смежных прав

8

В сфере функционирования средств, направленных на реализацию национальных проектов

6 случаев

Присвоение или растрата

9

Легализация (отмывание) нелегальных доходов

5

Таблица 4

Анализ состояния теневой экономики в сфере экономики Тамбовской области за периоды 2021 год [7]

Преступление

Число случаев

Мошенничество

Рост на 72% – 129 случаев

Легализация (отмывание) денежных средств

8

Нелегальный оборот алкогольной продукции

Рост на 17,9% – 125 случаев

Освоение или хищение бюджетных средств

74 случая

Коррупция

207 случаев, из них 105 – взятки

Мошенничество в IT-сфере

Рост до 1698 в 2021 г. (185 из них (10,9%) в сфере экономики)

Всего зарегистрировано – 672 преступления, (произошло увеличение на 14,5% по сравнению с 2020 г.) – из них 325 (48,4%) это – тяжкие и особо тяжкие.

Составим таблицу 4 с подробным анализом структуры преступлений теневой экономики и их количественный состав.

Далее проведём подробный анализ состояния теневой экономики в сфере экономики Тамбовской области за период 2022 года.

2022 год характеризовался незначительным снижением выявленных экономических правонарушений – 666 случаев (к 672 в 2021 г.), из них 51,9 % (346 случаев) – это тяжкие и особо тяжкие деяния.

Однако выявлено резкое увеличение численности раскрытых коррупционных деяний – 220 случаев (прирост составил 31% по сравнению с 2021 г.)

Также было выявлено 17 правонарушений с посягательством на средства, выделенные в рамках национальных проектов, оценённый ущерб составил – 9 943 тыс.руб, из них были возмещены 4 349 тыс. руб.

Однако, заметим, что с каждым годом, за исследуемый нами период с 2018 по 2022 годы по Тамбовской области, радует положительной динамикой в работе силовых структур, например, растет число раскрытых правонарушений в сфере экономики, в сфере противодействия нелегальному обороту наркотиков. Нельзя не отметить положительную динамику по показателям увеличения числа раскрытых посягательств на бюджетные средства. При этом также выросло число раскрытых случаев коррупции, большинство которых выступают как случаи взяточничества, причем как получение, так и дача взяток.

Заключение

Раскрываемость преступлений является важным инструментом для оценки эффективности работ правоохранительных органов. Она позволяет определить насколько успешно осуществляется противодействие экономической преступности и создает основу для разработки стратегии дальнейших действий в территориях [2].

Чтобы увеличить уровень раскрываемости, необходимо обращать внимание на факторы, влияющие на работу правоохранительных органов и на личности, совершающие преступления. Компетентные сотрудники, качественное кадровое обеспечение и сотрудничество с другими службами помогут повысить уровень раскрываемости и сделать наше общество безопаснее, социально-экономически устойчивым.

Наиболее распространенным мнением выступает, что теневая экономика особо сильна в том государстве, где довольно высок уровень коррупционной составляющей. Такая взаимосвязь неудивительна, так как финансовая база теневой экономики – это и есть коррупция.

По нашему мнению, следует отметить, что в реальной действительности имеют место ряд негативных факторов, которые способствуют росту финансовых и теневых нарушений в регионах, это:

- Социальное расслоение и дифференциация (неравенство) доходов населения.

- Неэффективность реализации политики государственного управления.

- Коррумпированность госслужащих.

- Слабая и недостаточная профилактическая работа с населением.

- Теневая экономика активно переносится в цифровое пространство.

Нами выработаны следующие мероприятия по минимизации угроз теневого сектора в финансовых и социально-экономических отношениях, которые могут быть использованы в качестве рекомендаций к действию как в нашем регионе, так и в других субъектах РФ.

1. Повышение правовой грамотности муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений (организаций) и предприятий.

2. Совершенствование работы по подбору и комплектованию кадров в учреждениях (организациях) и предприятий.

3. Проведение постоянного мониторинга информации антикоррупционной направленности.

4. Изучение лучших практик и опыта работы антикоррупционной направленности других субъектах Российской Федерации, с целью обобщения и распространения его.

5. Оказание содействия детским и молодежным общественным объединениям, фондам и иным учреждениям и организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике антикоррупционной направленности.

6. Информационное обеспечение деятельности по профилактике правонарушений.

Теневая экономика неоднозначное социально-экономическое явление, как с позиции ее теоретического осмысления, так и с позиции ее реального существования.

Поэтому, сегодня нельзя не отметить важность именно слаженной работы гражданского общества, государственных институтов в области противодействия теневой экономики [1].

Только совместное решение данной актуальной проблемы на федеральном уровне, станет флагманом для разрешения ее угроз и на региональных уровнях.