Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

INSTITUTIONAL AND ECONOMIC ASPECTS OF REGULATION OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE EAEU COUNTRIES

Ivanchenko L.A. 1 Ilyinykh A.I. 2
1 Reshetnev Siberian State University of Science and Technology
2 JSC «Russian Agricultural Bank»
The article reveals the institutional and economic aspects of regulating the activities of small and medium-sized enterprises (SMEs) in the EAEU countries, whose members are five states: the Republic of Armenia, the Republic of Belarus, the Republic of Kazakhstan, the Russian Federation, the Kyrgyz Republic. The “Treaty on the Eurasian Economic Union” (2015) and “Strategic Directions for the Development of the Eurasian Economic Integration until 2025” (2020) are the main documents regulating business activities in the EAEU countries. For the development of entrepreneurship, each of the Union countries implements strategic documents and national programs to support SMEs. These documents are characterized by an expert-oriented orientation with the predominance of national interests over the interests of the Union. In the countries, there is a unified approach to classifying enterprises as SMEs by the average number of employees, with the exception of the Republic of Belarus by income for the past calendar year. The dynamics of absolute and relative indicators characterizing the activities of SMEs demonstrate an increase in the role of SMEs in the economic development of the member States of the Union. A positive aspect is the growth of the share of gross value added of SMEs in GDP in all EAEU countries.
eaeu
small and medium-sized businesses
institutional regulation
economic regulation

Введение

МСП является приоритетным сектором экономики, учитывает особенности потребителей, создает новые виды товаров, услуг, рабочие места, изменяет отраслевую структуру валового внутреннего продукта и, следовательно, влияет на развитие национальных экономик стран. Процесс развития деятельности МСП в рамках экономической интеграции не теряет своей актуальности, поэтому институциональное регулирование и роль МСП в развитии экономик стран ЕАЭС требуют дальнейшего изучения.

Цель исследования – анализ и оценка нормативно-правовых и экономических аспектов регулирования деятельности малого и среднего предпринимательства в странах ЕАЭС.

Материалы и методы исследования

Материалами для исследования послужили труды отечественных авторов, нормативно-правовые документы, официальные статические данные о развитии малого и среднего предпринимательства в странах-участницах ЕАЭС.

В процессе написания работы использованы следующие методы: системный, обобщения, группировки и другие.

Результаты исследования и их обсуждение

Целями Союза являются создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения, стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик [1,2]. Важнейшим фактором развития сотрудничества государств ЕАЭС в области поддержки инициатив на едином рынке Евразийского союза является взаимодействие в сфере государственной поддержки по развитию малых и средних предприятий.

Проанализируем основные государственные документы, способствующие развитию МСП в странах ЕАЭС, принятые в период с 2016-2020 гг.

Россия реализует «Стратегию развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года», (2016 г.), национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной инициативы», целью последнего является увеличение доли МСП в российском ВВП более чем на 30% к 2024 году.

В Республике Беларусь в 2018 году была разработана Стратегия развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь – страна успешного предпринимательства» на период до 2030 года». В январе 2021 года в стране утверждена государственная программа «Малое и среднее предпринимательство» на 2021-2025 гг., которая направлена на реализацию Стратегии.

В Казахстане реализуются «Концепция развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года», также государственная программа поддержки и развития бизнеса «Дорожная карта бизнеса – 2025», целью которой является рост регионального предпринимательства, и также поддержка действующих предприятий малого и среднего бизнеса.

Армения осуществляет «Стратегию развития малого и среднего предпринимательства на 2020–2024 гг.», которая была разработана в 2019 году, но далее была обновлена в 2020 году с учетом влияния на экономику страны коронавирусной инфекции.

В Кыргызстане в 2019 году разработана «Программа Правительства Кыргызской Республики по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства на 2019-2023гг.», в 2020 году утверждена программа «Финансирование субъектов предпринимательства» для поддержки предпринимательства в условиях коронавирусной инфекции.

Целью, принятых документов является не только количественный рост предприятий, относящихся к малому и среднему бизнесу в странах, но и повышение их конкурентоспособности на внутренних и внешних рынках.

Важную роль для формирования и развития предпринимательства играют критерии отнесения субъектов экономики к МСП. Критерии отнесения субъектов экономики к МСП в странах Союза различаются, как и по количественным, так и по финансовым характеристикам (табл. 1) [3].

В России в 2016 году установлены новые предельные значения дохода от реализации предпринимательской деятельности. Они были увеличены в 2 раза на основании Постановления правительства Российской федерации от 04 апреля 2016 г. № 265.

Таблица 1

Критерии отнесения субъектов предпринимательства к малому и среднему бизнесу в странах ЕАЭС

Субъект

Армения

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Россия

Сверхмалые предприятия (микро

предприятия)

ССЧР ≤ до 10 чел.

Прибыль ≤100 млн драмов

БСА ≤100 млн драмов

ССЧР≤15 чел.

ССЧР ≤15 чел.

Доход до 30 000 МРП (месячный расчетный показатель) до 91,89 млн тенге

МРП – 3063 тенге (2022 г.)

ССЧР ≤15 чел.

Объем оборота

до 150 тыс. сомов

ССЧР ≤15 чел.

Доход до

120 млн руб.

Малые

предприятия

ССЧР ≤ 50 чел.

Прибыль ≤500 млн драмов

БСА≤500 млн драмов

16≤ССЧР ≤100 чел.

16≤ССЧР ≤100 чел.

Доход до

до 300 000 МРП

до 918, 9 млн тенге

(2022 г.)

ССЧР ≤50 чел.

Объем оборота

до 500 тыс. сомов

16≤ССЧР

≤100 чел.

Доход до

800 млн руб.

Средние

предприятия

ССЧР ≤ 250 чел.

Прибыль ≤1500 млн драмов

БСА≤1000 млн драмов

101≤ССЧР ≤250 чел.

101≤ССЧР ≤250 чел.

От 300 000 МРП

до 3 000 000 МРП

(от 918,9 до 9189 млн тенге) (2022 г.)

51≤ССЧР ≤200чел

Объем оборота

от 500 до 2000 тыс. сомов

101≤ССЧР

≤250 чел.

Доход до

2 млрд. руб.

Новые предельные значения дохода приближены к средним значениям МСП за рубежом, что позволяет сопоставлять доли предпринимательства в Российской Федерации и зарубежных странах. Критерии среднесписочной численности работников, занятых в малом и среднем предпринимательстве в России не изменились.

В Республике Беларусь используется только один критерий отнесения субъектов к малому и среднему бизнесу – численность работников на предприятии на основании закона «О поддержке малого и среднего предпринимательства от 1 июля 2010 г. № 148.

В Кыргызской Республике критерии отнесения к МСП установлены постановлением Правительства «Об основной схеме классификатора типов предприятий» от 17 февраля 1998 г. № 78, законом «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 25 мая 2007 г. № 7. В стране используется два критерия отнесения предприятий к МСП: среднесписочная численность работников, объем оборота продукции, работ и услуг, с учетом дифференциации предприятий по отраслям. В таблице 1 критерии отнесения субъектов к МСП предназначены для следующих видов деятельности: сельское хозяйство, рыболовство, горнодобывающая и обрабатывающая промышленности, строительство, производство и распределение газа, электроэнергии и воды.

В Республике Армения критерии отнесения субъектов к МСП установлены законом «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» от 2000 г. № 121 и включают три показателя: среднесписочная численность работников, прибыль, полученная от деятельности в предыдущем году, балансовая стоимость активов на конец предыдущего года. Следует отметить, что в Армении государственная статистка по МСП ведется по первому критерию.

В Республике Казахстан разработаны два критерия отнесения фирм к МСП в соответствии законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам предпринимательства» № 375 (2015 г.). Для государственной статистики используется показатель среднесписочной численности работников, два показателя для оказания государственной поддержки предпринимательству. Финансовые показатели (годовой оборот) корректируется каждый год с учетом изменения месячного расчетного показателя.

Количество МСП по странам ЕАЭС приведено в таблице 2 [4-8]. За анализируемый период происходит увеличение МСП по всем странам, заметный скачок наблюдается в период 2019-2020 гг., что обусловлено коронавирусными ограничениями.

Малое и среднее предпринимательство в России за 2022 год выросло на 3,2% (182,14 тыс.ед.), самое большое увеличение вновь открытых предприятий – индивидуальные предприниматели, их количество увеличилось на 239,99 тыс.ед. и составило 3 552,65 тыс.ед.

Таблица 2

Количество МСП по странам ЕАЭС, тыс. ед.

Страна

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

Россия

2 222,37

2 770,56

2 754,58

2 659,94

5 920,00

5 700,00

5 684,56

5 866,70

Армения

75,05

75,02

75,04

75,06

75,05

83,03

84,22

84,33

Беларусь

399,26

400,21

400,45

405,83

437,39

451,72

459,63

460,11

Казахстан

1 146,11

1 186,63

1 145,99

1 241,33

1 330,24

1 357,31

1 431,65

1452,99

Кыргызстан

781,49

808,48

883,16

856,54

880,69

897,40

914,45

880,75

Таблица 3

Среднегодовая численность занятых в МСП по странам ЕАЭС, тыс.чел.

Страна

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

Россия

25 998

25 854

26 011

25 978

26 124

26 098

26 012

26 054

Армения

220,35

219,79

221,35

212,96

248,07

232,96

235,46

236,54

Беларусь

264,43

263,74

265,61

255,56

297,68

279,55

282,55

283,85

Казахстан

200,32

199,81

201,22

193,60

225,52

211,78

214,05

215,04

Кыргызстан

101,95

102,01

102,66

102,80

105,40

100,10

100,60

100,99

Таблица 4

Доля занятых в МСП по странам ЕАЭС, %

Страна

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

Россия

35,4

34,9

35,1

35,7

36,7

36,4

36,5

36,5

Армения

24,98

25,01

24,9

24,95

25,07

25,03

25,04

24,98

Беларусь

31,9

32,8

33,5

33,9

35,0

34,7

34,7

35,1

Казахстан

37,8

37,0

37,2

38,1

39,3

39,8

39,5

39,4

Кыргызстан

19,3

19,7

20,3

20,5

21,2

21,2

20,5

20,9

В 2021 году на территории Кыргызской Республики действовало 914,45 тыс. предприятий, что на 33,7 тыс. предприятий больше, чем в 2022 г. Из всех действующих малых предприятий 63% осуществляют свою деятельность в городе Бишкек. Число индивидуальных предпринимателей на 1 января 2022 года возросло на 2,7% и составило 430 тыс.ед.

В Республике Беларусь в 2022 году количество МСП увеличилось на 0,1%. Рост МСП в 2022 г. относительно 2021 г. отмечен также в Казахстане и Армении (на 1,49% и 0,13%) соответственно.

Увеличение количества малых и средних предприятий является положительной тенденцией, так как способствует увеличению количества занятых в странах, и, тем самым, приводит к снижению уровня безработицы. Среднегодовая численность занятых в МСП по странам ЕАЭС приведена в таблице 3 [4-8].

Среднегодовая численность занятых в МСП колеблется по годам. Как общую тенденцию следует отметить ее некоторый рост в 2019 году, что связано с ограничительными мерами в период коронавирусной инфекции, а также увеличение в 2022 году относительно 2021 года. При этом наибольшее количество занятых в МСП наблюдается в России, а наименьшее в Кыргызстане.

Однако абсолютные показатели не всегда реально отражают имеющиеся тенденции. В таблице 4 проанализируем долю занятых в МСП от общей численности занятых по странам ЕАЭС [4-8].

Отметим, что в 2022 году наибольший удельный вес занятых в МСП в общей численности занятых в странах отмечен в республике Казахстан – 39,4 %. Отмечена также тенденция увеличения доли занятых в МСП в России на 1,1% по сравнению с 2015 годом, в Белоруссии на 3,2 %, в Кыргызстане на 1,6 %.

Таблица 5

Динамика удельных показателей МСП в странах ЕАЭС в 2010-2020 гг. (1 долл США = 79,98 рублей)

Страна

Количество МСП на 10 000 жителей, ед.

Доход на 1 работника, тыс. долл.

2010

2015

2020

2010

2015

2020

Армения

74,3

104,3

121,4

22,96

29,5

48,7

Беларусь

90,4

110,3

117,4

21,0

18,1

23,8

Казахстан

41,4

99,2

148,4

15,3

38,8

38,8

Кыргызстан

18,5

22,4

25,6

23,9

28,8

37,7

Россия

115,4

152,3

172,4

63,7

70,1

72,1

Таблица 6

Доля валовой добавленной стоимости МСП в ВВП, %

Страна

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

Россия

20,2

20,1

20,4

20,1

20,5

20,2

20,3

20,4

Армения

23,5

23,7

23,7

23,6

26,0

26,3

26,4

26,4

Беларусь

23,4

23,6

24,6

24,5

25,6

25,8

26,6

25,7

Казахстан

24,9

26,8

26,8

28,4

31,7

32,8

33,3

33,4

Кыргызстан

40,3

39,1

41,2

42,5

42,8

40,6

42,8

42,9

Для оценки результативности деятельности МСП по странам ЕАЭС важным является сравнение таких показателей, как количество МСП на 10 000 жителей, так и дохода на 1 работника (табл. 5).

За прошедшие 10 лет, наибольшее увеличение количества предприятий на 10 000 жителей произошло в Казахстане (на 107 ед.), а наименьшее – в Кыргызстане (на 7,1 ед.), наибольшее увеличение дохода на 1 работника наблюдалось на предприятиях МСП Армении – 25,74 тыс.долл. на человека.

За анализируемый период доля валовой добавленной стоимости МСП в ВВП по странам ЕАЭС увеличивается (табл. 6) [4-9]. Значительный рост показателя (8,5%) отмечен в Казахстане. Данная тенденция характеризует увеличение роли МСП в экономическом развитии стран Союза.

Отметим некоторые проблемы, сдерживающие развитие МСП в Союзе. Развитие малого и среднего предпринимательства в странах ЕАЭС требует новых подходов к регулированию налогообложения, поскольку сложные налоговые режимы препятствуют развитию молодых и новых фирм.

Малый и средний бизнес испытывает трудности с обеспечением прав собственности, так как доступность недорогих помещений, офисов, земель является одним из основных условий создания бизнеса. Соблюдение условий конкуренции на рынках экономических ресурсов положительно повлияет на развитии предпринимательства, будет способствовать расширению внутренних и внешних рынков товаров и услуг.

В связи с возросшим интересом к проблемам развития и становления предпринимательства в рамках ЕАЭС следует внести в Договор о ЕАЭС, статьи, относящиеся к МСП.

Необходимо создание союзных брендов для отдельных товаров для формирования положительного делового имиджа ЕАЭС [11].

К проблемам правового регулирования деятельности МСП можно отнести низкий уровень научного осмысления вопросов, преимущественно в области юриспруденции [12].

Система источников законодательства о предпринимательской деятельности в ЕАЭС нуждается в изменении, в этих рамках действует только Таможенный кодекс [13]. Целесообразно принятие других кодифицированных законов, но прежде необходимо научное осмысление соответствующих вопросов и привлечение к обсуждению экспертов из различных отраслей [14].

Заключение

Малые и средние предприятия являются важнейшей составляющей экономики стран ЕАЭС, где успешно реализуются комплексные программы развития МСП, приняты законодательные акты, регулирующие и стимулирующие развитие этого сектора экономики.

Увеличение количества малых и средних предприятий, среднегодовой численности занятых, доли занятых в МСП от общей численности занятых, доли валовой добавленной стоимости МСП в ВВП характеризует увеличение значимости предпринимательства для стран, входящих в Союз.

Необходимо отметить, об отсутствии единого подхода в странах ЕАЭС к выбору финансового критерия, отнесения предприятий к МСП. В России, Кыргызстане, Казахстане финансовым показателем является доход (объем оборота), в Армении прибыль. Отсутствие четкости при определении финансового критерия затрудняет развитие и сопоставление этого сектора экономики по странам Союза.