Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

PERSONAL SECONDARY FARMS AS A RESOURCE POTENTIAL FOR THE DEVELOPMENT OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY IN RURAL TERRITORIES OF THE REGION

Kovaleva I.V. 1 Merdyasheva A.V. 1
1 Altai State Agrarian University
A socially significant category of the rural population is personal subsidiary plots (hereinafter referred to as private household plots), the main purpose and activity of which is to meet the need for food. During the formation of a multi-structure economy, there was a reduction in large-scale agricultural production, which led to the release of labor resources and a decrease in income in agricultural sectors. At this time, the activation of the working-age rural population in the economic activities of personal subsidiary plots was noted, the main task of which was now not only to provide food for their families, but to increase the volume of agricultural production and its sale in order to generate income for the family budget and provide employment for their members families. Thus, there was a conditional division of personal subsidiary plots into classic (consumer) and commercial ones, which directly strive to increase the marketability of their products in order to sell them profitably. Commercial private household plots can subsequently be a resource potential in increasing the overall production of agricultural products and the transition to other organizational and legal forms of ownership of producers, for the purpose of efficient production, which is one of the foundations of state agri-food policy, both of the state as a whole and of a separate rural area.
farms
personal subsidiary plots
assessment
trends
region
agri-food
policy
agricultural
commodity producer

Введение

Малое предпринимательство отвечает возможностям развития личных подсобных хозяйств, как в форме крестьянского фермерского хозяйства, так и индивидуального предпринимателя. Однако, как показывает практика не все товарные ЛПХ готовы изменить статус и перейти в разряд предпринимательства из-за недостаточности объемов производства, в связи с ограниченностью земельных, трудовых и др. ресурсов, а также выполнению обязательств по уплате налоговых и других платежей, связанных с предпринимательской деятельностью.

Целью исследования является оценка современного уровня развития личных подсобных хозяйств и факторов, влияющих на их эффективное развитие.

Материалы и методы исследования

Исследование осуществлялось при помощи информационных данных Федеральной службы государственной статистики РФ с использованием системного подхода, метода сравнения, систематизации и обобщения информационных данных. Информационная база исследования включает публикации российских ученых и практиков в области развития сельского хозяйства региона, публикации научно-практических конференций и научных журналов.

Результаты исследования и их обсуждение

Вопросам развития личных подсобных хозяйств в России в научной литературе уделяется достаточно внимания [1-6]. Устойчивое развитие личных подсобных хозяйств возможно только при такой экономической государственной политике, которая бы формировала и транслировала в системном виде четкий механизм широкого спектра финансовой, кредитной и организационной поддержки, включая организацию и развитие потребительских снабженческо-сбытовых кооперативов, для данного сектора экономики.

С 1 января 2019 года в нескольких регионах России, а с 1 июля 2020-го по всей территории страны вступил в силу Федеральный закон о самозанятых (№ 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «налог на профессиональный доход»). Федеральным нормативно-правовым актом определено, что самозанятый – это человек, который работает сам на себя или продает товары собственного производства, не имея наемных работников с трудовыми договорами. Самозанятые занимаются профессиональной деятельностью, от которой получают доходы и платят государству налог с этих доходов. Как было отмечено ранее, что товарные ЛПХ ведут свою деятельность для получения дохода, данная норма федерального закона даётся возможность товарным ЛПХ официально декларировать свою деятельность путем законного оформления в органах Федеральной налоговой службы. Данный закон минимизирует обязательства ЛПХ по платежам, в сравнении с предпринимателями, однако вопросы, касающиеся определение трудового стажа, пенсионного обеспечения, медицинского страхования, условий труда владельца, ведущего личное подсобное хозяйство, остаются нерешенными. Плюсом данного закона возможна является та «ступенька», которая позволит ускорить переход ЛПХ в статус предпринимательства.

Следует отметить, что мотивация и стимулирование дальнейшего развития категории граждан сельской местности как «...самозанятых ЛПХ…» регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации № 695 от 18.04.2022, где отмечается, что самозанятые граждане в сельском хозяйстве официально могут получать государственные субсидии и покрывать с их помощью часть расходов на ведение личного хозяйства [7].

Таким образом, согласно условий, созданных на федеральном уровне и действующей нормативной правовой базе, можно схематично отразить возможные направления в развитии ЛПХ (рис. 1).

К основным векторам развития ЛПХ следует рассматривать традиционные (сохраняющие свою производственно-хозяйственную деятельность); товарные, направленные на осуществление деятельности с целью увеличения объемов производства; ликвидированные (устраненные) не имеющие производственно-хозяйственной деятельности (продажа участка).

Традиционно Алтайский край рассматривается как сельский регион. По состоянию на 01.01.2022 года доля сельского населения в регионе составляет 42,6 %, что на 17% выше доли сельского населения в Сибирском Федеральном округе (25,6%), и на 17,4 % превышает долю сельского населения в Российской Федерации (25,2%) [8].

Управлением Росреестра по Алтайскому краю зарегистрировано 459 480 личных подсобных хозяйств населения (01.01.2023) с владением 300,2 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, в том числе пашни – 185,9 тыс. га (таблица 1, рис. 2).

За 2022 год хозяйствами населения произведено 353,9 тыс. тонн картофеля, 100,3 тыс. тонн овощей, 496,1 тыс. тонн молока, 92,7 тыс. тонн скота и птицы на убой (в живом весе), получено более 7,4 тыс. тонн товарного мёда, настрижено 223 тонны шерсти [9].

missing image file

Рис. 1. Основные векторы развития личных подсобных хозяйств

Таблица 1

Динамика количества личных подсобных хозяйств в Алтайском крае [9]

Показатели

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

2018г.

2019г.

2020г.

2021г.

2022 г.

Количество личных подсобных хозяйств, ед.

452625

454218

454486

454501

454655

454717

454816

458886

459108

459262

459480

Общая площадь земель сельхоз назначения, га

256756

279683

286326

293170

297400

299712

300251

299695

299324

299893

300186

По ряду товарных позиций удельный вес производства продукции представлен на достаточно высоком уровне: картофеля 78,2 %; овощей 67,5 %; молока – 43,5 %; скота и птицы на убой – 39,4 %; мёда – 91,9 %; шерсти 82,6% (табл. 2).

В хозяйствах населения Алтайского края содержится 38,7 % от общего поголовья крупного рогатого скота, в том числе 42,9 % коров, 48,7 % свиней, 74,9 % овец и коз, 52,6 % лошадей, 12,8 % птицы, 93,5 % пчелосемей при стоимости на уровне 41,3 млрд. рублей (15,4% сельскохозяйственной продукции). При этом продукция растениеводства осталась на прежнем уровне (индекс 100,6%); производство животноводческой продукции имеет тенденцию к снижению 93,4 % [9]. Данная негативная тенденция становится устойчивым трендом в Алтайском крае. Следует отметить, что основными факторами следует отметить: использование ручного труда, минимальная механизация производства, что в конечном итоге влияет на товарность продукции, её качества и уровень конкурентоспособности. Кроме того, большое значение имеет удаленность от рынков сбыта.

Таблица 2

Объемы производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах Алтайского края, тыс. тонн [9,10]

Продукция

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

2018 г.

2019г.

2020г.

2021г.

2022 г.

тыс. тонн

доля в

производстве региона, %

Картофель

556,2

494,2

428,3

459,0

446,6

437,7

387,5

371

355,2

353,9

78,2

Овощи

136,4

125,1

117,5

123,7

113,5

105,6

110,7

99,2

104,7

100,3

66,9

Скот и птица на убой (в живом весе)

138,6

138,7

131,9

122,9

114,1

109,1

121,3

109,5

107,8

98,8

38,6

Молоко

648,9

653,7

636,7

593,3

571,7

561,9

571,7

560,5

531,7

496,1

43,5

Товарный мёд, тонн

4248

3794

4541

4500

3989

3763

3688

3830

4130

7459

91,9

Шерсть, тонн

377

375

374

341

304

300

285

267

236

223

82,6

Яйца, млн. шт.

276,5

253,4

230,7

216,6

200,1

188,2

165,1

153,6

145,7

138

12,4

Эта территориальная особенность Алтайского края (удаленность от основных рынков сбыта), где продукция закупается в хозяйствах населения по низким ценам посредников товародвижения продукции, что оказывает существенное влияние на политику ценообразования и каналы реализации продукции, что, в конечном итоге, сказывается на формировании локального рынка продукции.

Другой существенной проблемой является ограниченная возможность возможности приобретения современной сельскохозяйственной техники и оборудования для обработки и переработки продукции, сложность с арендой, приобретением, модернизацией современных производственных помещений как для содержания крупного рогатого скота, так и собственных мест для хранения овощеводческой и другой продукции, что находит отражение на эффективность производства и реализации готовой продукции.

Для достижения главной цели, а именно использование ресурсного потенциала личных подсобных хозяйств Алтайского края, и не допущение ежегодного снижения объемов и доли производства в данном секторе экономики, необходимо разработка программно-целевого метода.

Государственную поддержку в части решения вопросов пенсионного и социального страхования, минимального налогообложения, льготных кредитов и займов, прямой государственной поддержки в виде грантов следует рассматривать как стратегическую составляющую развития ЛПХ региона. Учитывая, что в Алтайском крае более 400 тыс. личных подсобных хозяйств проживают в 59 муниципальных районах края, предоставление прямой государственной финансовой поддержки, в виду дотационного краевого бюджета, не представляется возможным. Однако, формирование новых вертикальных экономических связей между сельхозтоваропроизводителями и перерабатывающими предприятиями в форме районных потребительских кооперативов могли бы существенной увеличить товарность продукции хозяйств населения и обеспечить эффективный сбыт продукции сельского хозяйства. Прямые государственные средства в форме грантов (льготных кредитов и займов) предоставлять на такие кооперативы для приобретения необходимой техники для закупа продукции, различного оборудования, в том числе лабораторного, для организации: приемных пунктов (закуп молока и мяса), овощеводческих хранилищ, складов. Кроме того, оказывая государственную поддержку государством может осуществляться контроль и регулирование закупочных цен на продукцию личных подсобных хозяйств. В свою очередь подсобные хозяйства, являющиеся членами такого кооператива, могли бы иметь доступ к современной технике, оборудованию, гарантированному сбыту продукции, а также финансовой помощи на приобретение породного крупного рогатого скота, семенного материала, и других необходимых средств производства. Имея доступ к современным средствам производства, создаются условия для дальнейшей трансформации ЛПХ в другие формы хозяйствования.

missing image file

Рис. 2. Основные направления государственной поддержки развития ЛПХ в регионе

Стабильное развитие личных подсобных хозяйств улучшит качество жизни сельских населенных территорий, а применение программного государственного регулирования позволит сохранить и увеличить ресурсный потенциал хозяйств населения. Важным направлением аграрной политики Алтайского края является регулирование сбыта продукции, производимой в хозяйствах населения и стимулирование поставок сельскохозяйственной продукции через обеспечение социальных гарантий лицам, занятым в таких хозяйствах. Основные направления государственной поддержки представлены на рисунке 2.

Безусловно, представленные направления должны быть составной частью сельскохозяйственной политики региона, что позволит снизить социальную напряженность на селе (и уровня безработицы в том числе).

Личное подсобное хозяйство регистрируется органом местного самоуправления в похозяйственной книге на основании заявления членов семьи или гражданина, ведущего такое хозяйство. Выбор категорий граждан сельского населения, имеющих право на государственную поддержку в форме дополнительного пенсионного обеспечения, осуществляется исходя из принципов обеспечения занятости и повышения доходов сельского населения. «…При этом принимается во внимание, что занятие личным подсобным хозяйством может быть как дополнительным к основному, так и единственным (для пенсионеров, домохозяек, безработных) видом деятельности жителей сельской местности и основным источником их дохода» [11]. Целесообразно создание и развитие регионального «Фонда поддержки личных подсобных хозяйств». При этом «…размер дополнительной пенсии должен находиться в зависимости от периода работы в личном подсобном хозяйстве по производству и реализации продукции» [11]. Для получения года стажа лицу, занятому в личном подсобном хозяйстве, необходимо реализовать 600 кг мясной продукции (в живой массе) или 900 кг молока (основанием для установления нормы послужили основная производственная направленность личных подсобных хозяйств; среднегодовая величина реализованной животноводческой продукции на одного занятого в личном хозяйстве). При этом следует четко установить, что продукция личных подсобных хозяйств, реализуемая через посредников, не включается в расчетный объем для начисления стажа. Основаниями для установления нормы могут использоваться: основная производственная направленность личных подсобных хозяйств – производство животноводческой продукции; среднегодовая величина реализованной животноводческой продукции на одного занятого в личном хозяйстве. При расчете нормы производства продукции для хозяйств населения предполагается, что лица, претендующие на получение дополнительных пенсий, работают полный восьмичасовой рабочий день. Выплата дополнительных пенсий лицу, подтвердившему свое право на их получение, осуществляется пожизненно на период проживания на территории Алтайского края. Расчет дополнительного пенсионного обеспечения производится с момента обращения лица в Социальный фонд. Нам представляется целесообразным представить в виде схемы процесс закупки животноводческой продукции (рис. 3). Для обеспечения возможности выплаты дополнительных пенсий по данному варианту требуется непрерывное поступление продукции в фонд от личных подсобных хозяйств.

missing image file

Рис. 3. Схема закупки сельскохозяйственной продукции в хозяйствах населения и дополнительного пенсионного обеспечения лиц, производящих животноводческую продукцию

Прекращение поставок продукции из личных подсобных хозяйств по объективным и субъективным причинам, то есть нарушение воспроизводственных процессов в формировании фонда, создает условия для невыполнения государством взятых на себя обязательств по выплате дополнительных пенсий. Таким образом, на наш взгляд, в качестве выплате дополнительных пенсий. Таким образом, на наш взгляд, в качестве основного критерия выбора статуса фонда «Поддержка личных подсобных хозяйств» целесообразно рассматривать гарантированное обеспечение государственных обязательств по выплате дополнительных пенсий лицам, которые, работая в личном подсобном хозяйстве, осуществляли поставки продукции.

Также возможно фонд рассматривать в виде целевого бюджетного фонда. В этом случае источниками формирования фонда являются дополнительные налоговые поступления от заготовительных организаций и перерабатывающих организаций.

Выводы

Личное подсобное хозяйство населения является неотъемлемой частью хозяйственной деятельности граждан, проживающих в сельской местности, способствующее активизации предпринимательской деятельности. Существующая негативная тенденция сокращения производства продукции в личном секторе требует разработки предложений и рекомендаций, позволяющих применять меры государственной поддержки. Реализация схемы государственной поддержки хозяйств населения на основе дополнительного пенсионного обеспечения позволяет одновременно решить различные организационные, социальные и экономические вопросы: стимулирование реализации произведенной сельскохозяйственной продукции для государственных и региональных нужд; повышение занятости жителей сельской местности и доходной части бюджетов всех уровней за счет увеличения налоговых отчислений от перерабатывающих и заготовительных организаций в связи с возрастанием объемов производства продукции. При производстве и реализации хозяйствами населения продукции в объемах, меньших или больших установленного размера, соответственно уменьшается либо увеличивается и стаж работы для начисления дополнительной пенсии (на целое число месяцев) пропорционально доле уменьшения (увеличения) объемов поставки продукции. Таким образом, требуется поиск новых индикативных экономических мер и механизмов поддержки развития личных подсобных хозяйств населения.