Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

MODERN FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF THE WOOD PROCESSING INDUSTRY IN THE FORESTRY REGIONS OF RUSSIA

Zhemulin S.B. 1
1 Perm Institute of the Federal Penal Service
In the article, based on a review of modern economic sources and analysis of statistical information, the key features and various aspects of the development of the woodworking industry in the regions of the Russian Federation are investigated. The main threats and risks of branch development in the conditions of modern economic uncertainty are revealed. The dynamics of the volume of logging in the timber industry regions of Russia for 2017-2022 has been studied. A significant decrease in logging volumes has been established since 2020 due to the coronavirus pandemic and the complication of the international situation. Domestic regions-leaders and regions-outsiders have been determined in terms of the profitability of the woodworking industry. Comparison of indicators of branch development of Krasnoyarsk and Perm territories and the Russian Federation as a whole is carried out. Based on the dynamics of official wages by type of activity in the Perm Territory, conclusions about intra-industry features are formulated. In conclusion, promising directions for increasing the competitiveness of the timber industry regions of the country are substantiated.
region
timber industry
woodworking industry
timber
investment in fixed capital

Введение

В научной литературе отмечается существующая в мировом пространстве многовариантность и альтернативность методов государственного регулирования лесной промышленности и деревообрабатывающей отрасли. Подчеркивается значимость своевременных объективных маркетинговых исследований для обеспечения рентабельности бизнеса в соответствующей сфере экономики [1]. При этом, объективность выделения деревообрабатывающей отрасли из лесной промышленности, как обособленного подкомплекса, связывают с появлением во второй половине прошлого века инновационных технологий переработки древесины и производстве на ее основе широко востребованной в экономике продукции [2].

Обладая мощным ресурсным потенциалом и являясь ключевым поставщиком материалов для многих отраслей российской экономики отечественная деревообработка существенно отстает от них по уровню маркетинга [3], развитости инструментов анализа рынка, учету современных интересов потребителя [4]. В настоящих условиях экономической неопределенности, обостряющихся внешних рисков и угроз [5], данные обстоятельства предопределяют научный и практический интерес к обозначенной проблематике, стимулируют творческий поиск, ориентированный на преодоление негативной ситуации и выявление факторов благоприятного отраслевого развития. В особой степени анализ сложившейся ситуации актуален для лесопромышленных регионов Российской Федерации, органов отраслевого управления и соответствующих бизнес-структур.

Цель статьи заключается в исследовании современных тенденций развития отраслей деревообработки и производства изделий из дерева в условиях современных структурных сдвигов в экономическом пространстве.

Материалы и методы исследования

Материалом для настоящей статьи послужили работы российских и зарубежных экономистов, посвященные анализу современных тенденций развития отечественной лесной промышлености и деревообрабатывающей отрасли, показатели официальной статистики Российской Федерации, а также ранее опубликованные результаты исследований автора.

В качестве методов исследования использовались методы познания и обобщения, монографический метод и методы аналитической обработки статистической информации за 2017-2022 годы.

Результаты исследования и их обсуждение

В условиях современного санкционного противостояния отечественный бизнес деревообработки столкнулся с целым спектром проблем, рисков и угроз. Среди них называются:

– высокая зависимость от импорта из недружественных стран специализированной техники и комплектующих, усугубляемая введенными ограничениями на их поставку;

– уход или приостановка деятельности иностранных компаний соответствующего сегмента рынка с территории России;

– переориентация транспортной логистики лесоперевозок с «Запада» на «Восток»;

– внутренний рост цен на перемещение грузов железнодорожным транспортом;

– повышение вывозных пошлин на необработанную древесину [6];

– санкции против национальной банковской системы и приостановка действия международных торговых сертификатов на российскую продукцию, пролоббированные рядом стран в целях ограничения экспорта древесины и лесоматериалов и др. [7];

– низкий уровень задействования возвратных отходов [8] и др.

Необходимо отметить, что несмотря на зависимость деревообрабатывающих производств от источников сырья [9] необязательно присутствие предприятий соответствующего профиля на территориях регионов с наибольшей лесистостью [10]. Кроме того, в ряде лесопромышленных регионов, ввиду их высокой степени индустриальности, вопросам соответствующего отраслевого развития уделяется недостаточно много внимания со стороны органов управления субъектов Российской Федерации. К подобным регионам можно отнести Пермский край, занимающий при этом, значимую позицию по объему заготовленной древесины в стране (рисунок 1).

Рисунок 1 иллюстрирует позиции лесопромышленных регионов России по заготовке древесины за 2017-2022 годы. Можно отметить лидирующую позицию Красноярского края не только среди регионов Сибири и Дальнего Востока, но и в целом по стране. Среди лесопромышленных субъектов европейской части России выделяются по данному показателю Вологодская и Архангельская области.

Совершенно иная ситуация просматривается по показателям хозяйственной деятельности предприятий и организаций отрасли деревообработки и производства изделий из дерева (рисунок 2).

Так, за рассматриваемый период по показателю прибыли до налогообложения среди лидеров, наряду с лесопромышленными регионами (Республики Карелия и Коми, Архангельская и Кировская области, Пермский край) находится Республика Татарстан. Неплохие позиции демонстрируют Свердловская и Тюменская области. Отрицательные значения показателя у Приморского и Хабаровского краев и, особенно, у Томской области.

Ход дальнейшего исследования предполагает сопоставление показателей развития отрасли обработки древесины и производства изделий из дерева Красноярского края, Пермского края и Российской Федерации в целом.

Так, на рисунке 3 представлены изменения цен на продукцию за 2017-2022 годы.

missing image file

Рис. 1. Объем заготовленной древесины в лесопромышленных регионах РФ в 2017-2022 гг., тыс. куб. м. Источник: составлено автором по данным [11]

missing image file

Рис. 2. Прибыль до налогообложения предприятий деревообрабатывающей промышленности регионов РФ за 2017-2022 гг., млн руб. Источник: составлено автором по данным [11]

missing image file

Рис. 3. Индексы цен производителей по обработке древесины и производству изделий из дерева, кроме мебели за 2017-2022 гг., декабрь к декабрю предшествующего года Источник: составлено автором по данным [11]

Можно отметить существенный рост цен на обработанную древесину и изделия из дерева в 2021 году по отношению к 2020 году – периоду введения локдауна. В свою очередь, в 2022 году в связи с обострением внешнеполитической ситуации данный индекс резко упал по отношению к предшествующему периоду.

Важнейшим направлением повышения отраслевой конкурентоспособности [12] является повсеместное внедрение технологий комплексного использования древесного сырья, основывающихся на способах его глубокой переработки с максимизацией экономического эффекта с одного кубического метра при соблюдении экологического императива [13]. Вместе с тем, большинство лесопромышленных регионов Российской Федерации характеризуются низким уровнем технологичности функционирующих деревообрабатывающих предприятий [14]. Несомненно, что для преодоления технологического разрыва необходимы серьезные инвестиционные вливания в отрасль.

В настоящее время, особую актуальность приобретают инвестиционный проекты по внедрению технологий, ориентированных на комплексное использование сырья, в том числе низкосортного и отходов переработки, требующих больших начальных вложений в сравнении с традиционными технологиями механической обработки древесины. Особый приоритет в сложившейся ситуации должен уделяться импортозамещающей технике, в том числе, специализированной [15], наиболее предпочтительной до настоящего времени для отечественного потребителя ввиду ее большей надежности, меньшей трудо- и энергозатратности. Преодоление сложившейся зависимости требует усиления государственной поддержки с принятием необходимых управленческих решений на федеральном и региональном уровнях [16].

На рисунке 4 представлены показатели объемов инвестиций в основной капитал по видам деятельности «обработка древесины» и «производство изделий из дерева» в Красноярском и Пермском краях за рассматриваемый период.

Рисунок 4 иллюстрирует различия не только в объемах инвестиций в основной капитал, но и в отраслевой специализации исследуемых регионов. Если в Красноярском крае отраслевые инвестиции в основной капитал направляются в сферу обработки древесины, то в Пермском крае инвестиции в производство изделий из дерева тождественны с инвестициями в обработку древесины.

missing image file

Рис. 4. Инвестиции в основной капитал по видам деятельности обработка древесины и производство изделий из дерева в Пермском и Красноярском краях за 2017-2022 гг., млн руб. кроме субъектов МП Источник: составлено автором по данным [11]

missing image file

Рис. 5. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по видам деятельности в Пермском крае за 2017-2022 гг., руб Источник: составлено автором по данным [11]

В то же время, отраслевые сдвиги, связанные с переориентацией экспортных потоков лесной промышленности, увеличивающийся товарооборот с азиатскими партнерами, стимулировал начиная с 2020 года значительные рост инвестиций в обработку древесины для последующего экспорта. При этом, Пермский край в последние годы демонстрирует отрицательную динамику.

Одним из показателей, характеризующим отраслевую специфику и особенности развития лесопромышленного региона, выступает показатель среднемесячной заработной платы (рисунок 5).

Рассмотрев динамику среднемесячной номинальной начисленной заработной платы по видам деятельности в Пермском крае можно сделать ряд выводов.

Во-первых, практически не изменяющийся за анализируемый период официальный размер оплаты труда по виду деятельности «распиловка и строгание древесины», связан, по нашему мнению, с нормативно установленным размером минимальной оплаты труда и широким применением так называемых «серых» схем, особенно в микро- и малых предприятиях. Чуть лучше ситуация наблюдается по «обработке древесины».

Во-вторых, большую достоверность реальной заработной платы демонстрирует «производство изделий из дерева», осуществляемое как правило, на предприятиях расположенных в пределах крупных населенных пунктов и осуществляющих более открытую хозяйственную деятельность.

В-третьих, наблюдаемый устойчивый рост официальной заработной платы в «лесозаготовках» связанный как с реализацией инвестиционных проектов, в том числе по приобретению техники в лизинг, так и введением электронного документооборота.

Данные выводы могут послужить источником информации для выработки необходимых управленческих решений органами государственного регулирования отраслевого развития.

Заключение

Рассмотренные в настоящей статье аспекты развития деревообрабатывающей отрасли лесопромышленных регионов страны актуальны и могут послужить основой для более конкретизированных исследований. Изменяющаяся экономическая обстановка создала предпосылки для отраслевых сдвигов в лесопромышленном комплексе страны и регионов. В наибольшей степени негативные изменения коснулись лесопромышленных субъектов европейской части России. Перспективы дальнейшего конкурентоспособного развития лесопромышленного комплекса связаны с переориентацией на азиатские государства. При этом, для отрасли появился реальный шанс на восстановление производств специализированной техники отечественного производства с учетом новейших достижений научно-технического прогресса в рамках реализации программ государственной поддержки развития.