Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

INFORMATION SOCIETY IN MODERN RUSSIA, SOCIAL ASPECT

Kosova L.N. 1 Kosova Yu.A. 1
1 The Russian State University of Justice
The article presents the analysis of the formation of the information society in Russia, based on the knowledge of the concept of determining the content of the information category. The concept of a “uniform information space” is introduced, its content is determined on the basis of a systematic approach as a system includes three elements: information resources, tools and means of their formation and use, internal and external communications. The historical process is considered two stages: the accumulation of information resources in printed and electronic forms and the transition to the use of digital technologies for the production, storage and use of information products and services. The paper analyzes the practice of implementing state programs and projects of digital transformation of the formation of information support for the functions of the state in the social sphere. The results of the organization of the provision of public services to the population of the country.
information
society
knowledge
government
services
digitalization
technologies
communications
social sphere

Введение

В конце ХХ века появилась новая концепция общественного развития постиндустриализм или информационное общество. «Д. Белла использовал выражение “информационное общество” в качестве нового названия для понятия «постиндустриального общества», подчеркивающее основу определения его социальной структуры – информацию» [1]. Понятие «информационное общество» появилось в конце 60-х – начале 70-х годов XX столетия. «Глава Института информационного общества Японии И. Масуда писал, что в отличие от индустриального общества, характерной ценностью которого является потребление товаров, информационное общество выдвигает в качестве характерной ценности время. Главным фактором общественного развития по концепции информационного общества является инновационное развитие производства и приоритетность информации как фактора производства» [2].

Определяющим документом по реализации стратегии формирования информационного общества в России стал Указ Президента от 9 мая 2017 г. N 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» [6]. В документе определены основные задачи «применения информационных и коммуникационных технологий для развития социальной сферы, системы государственного управления, взаимодействия граждан и государства. Определены направления стратегии.

В социальной сфере: доступность медицинских услуг и товаров, доступность качественных образовательных услуг посредством обеспечения дистанционных форм обучения, дистанционных форм формирования рабочих мест.

В финансовой сфере: предоставления финансовых услуг в электронной форме и обеспечение их информационной безопасности, введение в оборот цифрового рубля.

В сфере государственного управления: развитие технологий электронного взаимодействия граждан, организаций, государственных органов, совершенствование механизмов электронной демократии, использования информационных и коммуникационных технологий при проведении опросов и переписи населения, применение новых технологий, обеспечивающих повышение качества государственного управления [6].

Целью исследования является изучение концепции государственной политики формирования «информационного общества», практических результатов реализации государственной программы цифровой трансформации коммуникационных процессов предоставления услуг населению органами государственной власти и обеспечения равных возможностей в их получении на всей территории страны.

Гипотеза. Формирование информационного общества может быть реализовано посредством обеспечения единого информационного пространства функционирования национальной социально-экономической системы.

Материалы и методы исследования

В исследовании используется анализ официальных источников информации органов государственной власти, публикации отечественных и зарубежных ученых в научных изданиях, ресурсах Internet; аналитические публикации полнотекстовых баз данных. Методы исследования: аналитико-синтетический и системный подход.

Результаты исследования и их обсуждение

Понятие единое информационное пространство может быть определено как сложный комплексный объект, имеющий системный характер, включающий такие элементы как информационные ресурсы, коммуникационные каналы, профессиональные трудовые ресурсы, систему управления, внутренние и внешние связи.

Создание информационных ресурсов обеспечивающих развитие национальной экономической системы нашей страны исторически можно разделить на два этапа. Первый этап это создание и использование источников информации в печатной форме, и второй этап формирование электронных форм представления информации. Примером государственной программы оцифровки может служить проект «Национальной электронной библиотеки (НЭБ). Российская государственная библиотека, насчитывающая на 1января 2022 года 48.1 млн единиц хранения развивает этот проект и на сегодняшний день фонд библиотека насчитывает 1.7 млн оцифрованных единиц хранения» [3] «Российская государственная библиотека назначена оператором НЭБ, ответственным за продвижение проекта 28 октября 2014 года решением Министерства культуры РФ. НЭБ представлена единым порталом и поисковой системой. Проект, цель которого – свободный доступ читателей к фондам российских библиотек. НЭБ содержит коллекции оцифрованных документов (как открытого доступа, так и ограниченных авторским правом), а также каталог изданий, хранящихся в библиотеках России. Миссия НЭБ – собирать, архивировать, описывать электронные документы и организовывать их общественное использование» [3].

С середины 90-х годов государственные и частные информационные центры и библиотеки начали активно оцифровывать фонды печатных изданий для формирования полнотекстовых баз данных Новым направлением создания полнотекстовых баз данных стали коммерческие специализированные базы данных, примером могут служить правовые базы данных «КонсультантПлюс» и «Гарант» и электронные библиотечные системы издательств. Необходимо отметить один из первых проектов: создание Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU «Платформа eLIBRARY.RU была создана в 1999 году по инициативе Российского фонда фундаментальных исследований для обеспечения российским ученым электронного доступа к ведущим иностранным научным изданиям. С 2005 года eLIBRARY.RU начала работу с русскоязычными публикациями и является ведущей электронной библиотекой научной периодики на русском языке в мире. На сегодня посетителям eLIBRARY.RU доступны рефераты и полные тексты более 38 млн научных публикаций и патентов, в том числе электронные версии более 5600 российских научно-технических журналов, 4500 из которых в открытом доступе» [4].

Еще одно направление формирования информационных ресурсов для обеспечения единого информационного пространства информационного общества создание государственных автоматизированных информационно поисковых систем, платформ и сервисных центров для обеспечения функций государства в области экономики, безопасности, образовании, медицинском и социальном обеспечении населения.

В рамках концепции развития экономики «информационное общество» важными приоритетами обеспечения единого информационного пространства являются: использование телекоммуникационных технологий связи для обеспечения равной доступности использования информации для всех субъектов национальной экономической системы, без ограничений по временному и географическим факторам и профессиональные трудовые ресурсы.

Головным органом системы управления цифровой трансформации национальной экономической системы является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, созданное 15 мая 2018 года на базе Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры России). Вышестоящий орган исполнительной власти Правительство Российской Федерации. «Для достижения национальной цели цифровая трансформация экономики сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 года № 7» [9].

Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», Включает девять федеральных проектов с плановым бюджетом 1796837,72 млн рублей период реализации проектов с 2018 года по 2030 год.

В рамках данного исследования рассмотрим один из аспектов цифровой трансформации развития экономики страны, обеспечение комфортной социальной среды жизнедеятельности населения. На решение этой задачи в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» направлены следующие проекты: «Информационная инфраструктура», «Цифровое государственное управление», «Информационная безопасность», «Кадры для цифровой экономики» период реализации 2018 – 2024гг.; «Обеспечение доступа в Интернет за счет развития спутниковой связи», «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли» период реализации 2022-2030 гг. [9].

По проекту «Информационная инфраструктура» «к 2022 году было обеспечено подключение доступа к сети Интернет более 76000 социально значимых учреждений, школы, медицинские учреждения, учреждения органов государственной власти и местного самоуправления, объекты МЧС, МВД, ФСБ, учреждения культуры. Жители 1.2 тысячи малых населенных пунктов получили доступ к беспроводной связи. К концу 2024 года в рамках проекта развития спутниковой связи будут завершены работы по обеспечению доступа к широкополосному Интернету в труднодоступных удаленных районах, таких как заполярье, дальневосточные территории и протяженность северного морского пути» [8].

В рамках реализации проекта «Цифровое государственное управление» сформирована цифровая среда взаимодействия органов государственной власти и населения страны. В 2009 году начала работать Федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», краткое название ЕПГУ, «Госуслуги». Становление работы системы имеет свою историю. «В 2010 году на портале Госуслуги была реализована возможность авторизации пользователей, регистрировать учетные записи и получать государственные услуги, непосредственно обращаясь к ответственным учреждениям. В феврале 2012 года была представлена новая версия портала, число пользователей превысило 3 миллиона человек, пользователей мобильного приложения – около 400 тысяч человек» [7]. «В 2016 году в рамках пилотного проекта «Мультирегиональность ЕПГУ» была создана возможность соединения в единое информационное пространство региональные системы обеспечивающие предоставление государственных услуг с порталом «Госуслуг». Первыми такую возможность получили жители Калининградской, Ростовской, Саратовской, Томской, Челябинской, Ярославской областей, Приморского и Ставропольского краев, Республики Бурятия, Ханты-Мансийского автономного округа. Процесс подключения регионов продолжается с 2022 года портал «Госуслуги» доступен в Донецкой Народной Республике и в Луганской Народной Республике» [8]. В настоящее время «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» является крупнейшим онлайн-ресурсом, на платформе зарегистрировано 100 миллионов граждан страны, доступны 170 видов услуг, ежедневное обращение более 10 миллионов человек. Анализ частотности получения услуг позволил определить наиболее востребованные услуги:

 «27 млн обращений по назначению социальных выплат, пособий и льгот (из них 17 млн оформлены детские пособия);

 20 млн обращений запись на приемы врачей;

 18 млн обращений оформление Пушкинской карты;

 4 млн обращений по записи в образовательные учреждения;

 1.2 млн обращений по получению документов о регистрации брака, развода, рождения ребенка» [7].

В работе по предоставлению услуг используются базовые информационные ресурсы (таблица) [5].

Список базовых государственных ресурсов

Уполномоченный орган

Название информационного ресурса

1

ФНС России

Единый государственный реестр налогоплательщиков

2

ФМС России

Информационные ресурсы, полученные в результате учета выданных, утраченных и похищенных паспортов (бланков паспортов) гражданина Российской Федерации

3

ФМС России

Информационные ресурсы, полученные в результате регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации

4

ФМС России

Информационные ресурсы, полученные в результате миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства

5

ФНС России

Единый государственный реестр юридических лиц

6

ФНС России

Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей

7

Росреестр

Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним

8

Росреестр

Государственный кадастр недвижимости

9

МВД России

Реестр регистрации автомототранспортных средств

10

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации

Адресный реестр

11

Пенсионный фонд Российской Федерации

Информационные ресурсы, полученные в результате индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования

Всего в обслуживании используют информационные ресурсы 48 ведомств. В коммуникационном взаимодействии органов государственной власти и населения используются официальные правительственные сайты и сервисы:

 сайты полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, сайты консультативных (совещательных органов) при Президенте Российской Федерации;

 официальный Сайт Правительства Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации;

 официальное интернет-представительство Президента Российской Федерации;

 официальный портал мэра и правительства Москвы (Mos.ru);

 официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов (Портал Госпродаж);

 сервис «Картотека арбитражных дел» (КАД, КАД Арбитр);

 сервис по доступу к базе данных судебных актов, судебных решений «Судебные и нормативные акты РФ» (СудАкт).

Практическая деятельность реализации проектов направленных на формирование единого информационного пространства выявила ряд вопросов:

- технико-технологических связанных с необходимостью импортозамещения программных продуктов используемых при разработке и использовании информационных автоматизированных систем;

- финансовые связанные с различными подходами формирования состава себестоимости услуг;

- социальные связанные с различным уровнем информационной грамотности населения различных возрастных групп;

- методические формирующие стандартные правила ввода, хранения, поиска и передачи информации информационных автоматизированных систем разных организаций и учреждений.

Заключение

Проведенный анализ практики перехода общественного развития России в этап «постиндустриализма», который характеризуется активным применением информационных цифровых технологий, в развитии промышленности, и социальной сфере показывает, что в России, как и в развитых странах, идет формирование информационного общества.

Сформирована ресурсная база для применения цифровых процессов поиска, обработки, хранения информации обеспечивающей возможность предоставления большого спектра государственных и муниципальных услуг населению в современной и комфортной технологической среде. Разработаны механизмы, нормативная база и финансовое обеспечение для дальнейшего использования практики предоставления государственных услуг в цифровом виде, позволяющей повысить уровень качества жизни населения, за счет сокращения времени на получение услуги, снижения уровня конфликтности коммуникационных связей между населением и бюрократическим аппаратом государства. Единый портал государственных услуг – Госуслуги, обеспечивает сервис получение объективной «обратной связи» населения, является эффективным инструментом сбора данных о жителях и их обращениях в органы государственной власти.

Информационные системы определенные, как базовый информационный ресурс государства, для реализации своих функций можно классифицировать по признаку назначения данных. Сформировано четыре группы, это системы поддерживающие функции связи и коммуникаций, системы обеспечивающие функции контроля, системы, собирающие фактические данные для предоставления услуг и принятия управленческих решений и системы, поддерживающие процессы государственного управления.