Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

INSTITUTIONAL ASPECTS OF REGIONAL TOURISM POLICY IN THE CONTEXT OF INTERNATIONALIZATION

Bastrykina T.S. 1 Kepa Y.N. 1 Lebedev K.A. 2, 3
1 Russian State University of Tourism and Service
2 Russian State Agrarian University – Moscow Timiryazev Agricultural Academy
3 Financial University under the Government of the Russian Federation
The article examines the institutional aspects of regional tourism policy in the context of internationalization. It is established that it is at the regional level of regulation of international cooperation of travel agents that there are opportunities to provide the necessary guarantees to counterparties of operations on a wide range of forms of international economic cooperation. It is necessary to take into account the potential of personal, formal and informal contacts between representatives of the tourism business and local leaders, officials, responsible employees. It is proved that the relationship of tourism companies with local and regional authorities can take various forms, depending on the actual regional conditions. It was found out that the local government can help tourist companies in the formation of demand, it can influence the financial parameters of commercial activity in the relevant territory. At the same time, the regional management schemes that currently exist in the Russian Federation are not capable of performing management functions in such a specific branch of the market economy as tourism. Therefore, the regional level of tourism development is an important constructive element in the strategy of ensuring national competitiveness, bringing the economy of a particular country to a favorable position in the international division of labor.
region
tourism
politics
competitiveness
economy
division of labor
management
strategy
element
industry

Кардинально значимым элементом структурной реформы, повышения национальной конкурентоспособности страны в условиях глобализации и новой конфигурации силовых центров современной геополитики является оптимизация участия регионов в процессах международного туристского сотрудничества. При этом задача максимизации регулятивного эффекта в регионе связана с соотношением роли центральной и региональной властей, конкретикой трансформационного процесса. Поэтому следует говорить о целом комплексе значимых детерминант и факторов развития, которые следует учитывать при оптимизации туристской системы.

Региональный уровень туристского развития выступает важным конструктивным элементом в стратегии обеспечения национальной конкурентоспособности, вывода экономики отдельной страны на благоприятные позиции в международном разделении труда [4, 8, 16]. Но, учитывая, что социально-экономическая ситуация в Российской Федерации характеризуется неотрегулированностью многих сфер жизнедеятельности и воспроизводства, отсутствием устойчивых управленческих схем, неадекватностью методов формирования органов публичной власти и соответствующих административных институтов, особое значение приобретает изучение мирового опыта региональной туристской политики, организации моделей участия регионов в международных туристских процессах.

Различным проблемам развития международного туристского бизнеса посвящены труды И.А. Глебовой [1], В.С. Дементьева [2], Л.В. Деточенко [3], Б.А. Ершова [9], Е.С. Коваленко [10], О.В. Королёвой [11], А.И. Набоко [12], А.Ю. Русакова [13] и др. Но текучесть ситуации, постоянное возникновение новых условий протекания глобализационных процессов и создание межгосударственных объединений, объединений регионов разных государств между собой постоянно выдвигают новые задачи региональной туристской политики.

Комплекс методологических вопросов проведения региональной туристкой политики в системе целей глобализации и национального экономического регулирования связан с глобализационным контекстом, динамической и контроверсионной природой регионализации, а также с современными тенденциями регионализма как базового геоэкономического фактора в международной конкурентной среде.

Глобализация и регионализм уже в конце прошлого века превратились в такие факторы развития туризма, группировок стран, системы международных экономических отношений в мировом масштабе, которые обуславливают изменения реальных экономических параметров, необходимость принятия практических регулятивных мер на всех уровнях туристской деятельности [5, 7, 15]. Характер глобализации и регионализации определяет требования по политике обеспечения конкурентоспособности государства, отдельных туристских агентов.

Регионализация туризма в отличие от глобализации нацелена на общую либерализацию, унификацию режимов туристского сотрудничества, создает новые реалии разделения международного туризма на конкурентных агентов, отныне более укрупненных и гарантирующих себе контроль над значительным геоэкономическим пространством. Имеет место рост интенсивности региональных туристских процессов в мире. Это приводит к созданию больших, унифицированных туристских пространств и к эффекту роста экономии на масштабах предоставления услуг.

Также образуются относительно замкнутые туристские блоки, что означает эффект сегментации мирового туристского рынка и мировой хозяйственной системы в целом. Поэтому учет этих современных тенденций и проявлений интернационализации является обязательным элементом регулятивной, управленческой, коммерческой деятельности в туризме. Это предъявляет новые требования правительствам, даже рядовым туристским компаниям, которым приходится выдерживать более жесткую конкуренцию, давать ответы на сложные вызовы времени.

Региональные инструменты туристкой политики позволяют максимизировать использование ресурсов, улучшить общие параметры развития отдельных регионов и стран в целом. Это связано со следующим:

- на региональном уровне может быть обеспечена наиболее действенная и полная связь между туристским сектором и институтами общественного регулирования, плотный контакт нормотворческих, регламентирующих и регулирующих институтов с частными туристскими агентами;

- региональный уровень является звеном, которое опосредует связь между государством в целом и отдельными агентами международного туристского сотрудничества, регулирующими неправительственными организациями, всеми иерархическими звеньями экономической жизни;

- территориальные и местные регулирующие органы значительно лучше связаны с туристскими предприятиями, чем центральные органы;

- территориальные органы государственного управления обладают специфической и наиболее полной информацией о состоянии дел в соответствующем регионе, о проблемах, задачах и имеющихся резервах туристского сотрудничества.

Значение региональных вопросов усиливается вследствие той особой роли, которые придает проблематике глобально-конкурентная борьба, возможности реально улучшать параметры туристской деятельности вследствие создания общих интеграционных пространств.

Среди основных совместных стратегических целей государств, входящих в определенное блочное объединение, можно назвать: всестороннее развитие туристской деятельности, углубление туристской специализации и расширение системы кооперации; либерализацию факторного движения, в частности взаимное обеспечение доступа к туристским ресурсам; оптимизацию ресурсопользования, рационализацию и лучшее логистическое обеспечение движения различных ресурсов; совместное решение задач развития туристской инфраструктуры.

В условиях диверсификации глобальной конкурентной борьбы и многообразия стратегий реализации коммерческих и геоэкономических интересов, необходимости целенаправленной туристской политики, которая направлена на закрепление позиций на конкретных туристских рынках, их географических, номенклатурных и отраслевых сегментах, большое значение приобретает использование региональной власти, потенциала экономического регулирования регионального уровня в процессах международного туризма.

Международный опыт свидетельствует также и о том, что подключение регионального уровня регулирования и управления процессами международного туристского сотрудничества позволяет ускорить формирование новой системы сравнительных преимуществ, лучшему использованию имеющихся туристских потенциалов стран. На региональном уровне реализуется совокупность хозяйственно-регулятивных, нормативно-правовых и организационно-административных инструментов, отражающих интересы государства в целом, соответствующего региона.

Преимуществами туристской политики на региональном уровне являются те дополнительные возможности, которые связаны с формированием туристских профилей отдельных регионов и обусловливают активизацию процесса туристской диффузии, распространением новых технологий между туристскими компаниями [6, 14]. Этот эффект обусловлен как возможностями лучшего обмена туристским опытом, идеями, так и дополнительными возможностями концентрации учебных, образовательных учреждений, центров повышения квалификации, научных центров в определенных географических местностях и культурных центрах.

Все это сокращает расходы на подготовку высококвалифицированных туристских специалистов, внедрение новейших технологий, выводит местные туристские компании на высококонкурентные позиции на международных рынках. Существует также комплекс факторов повышения значимости региональных властей. Прежде всего, ими являются:

- специфические интересы развития конкретных регионов, обусловленные наличием характерных местных форм организации туристской деятельности;

- культурно-исторический обусловленный характер трудовых ресурсов, наличие языковых особенностей, которые следует особенно тщательно учитывать при условии открытия туризма в рамках глобализации и регионализации;

- наличие локальных природно-климатических, географически-геологических особенностей, что обуславливает характер специализации туризма в регионе, структуру занятости, местные экономические традиции;

- характер размещения туристского потенциала, что обуславливает и объемы финансовых ресурсов в масштабах страны.

Важным элементом международных экономических отношений, средством решения актуальных проблем туристского развития выступают многоаспектные контакты между приграничными территориями, регионами, разнообразными административно-территориальными образованиями.

В то же время выявление общих закономерностей и анализ многоаспектного международного опыта развития субрегионов и налаживание приграничного сотрудничества позволяет сделать определенные обобщения и выявить тенденции развития механизма туристского сотрудничества регионов, более четко выявить соответствующие регулятивные задачи.

При этом в региональной туристской политике зарубежных стран значительное распространение получили разнообразные средства содействия национальным туристским компаниям. Причем применяются как инструменты организационного, институционального содействия, поддержки с помощью специализированных неправительственных структур, так и механизмы финансово-экономической политики, которая преследует увеличение туристского потенциала.

Подводя итоги, можно отметить, что именно на региональном уровне регулирования международного сотрудничества туристских агентов имеются возможности обеспечения необходимых гарантий контрагентам операций по широкому спектру форм международного экономического сотрудничества. Следует учитывать потенциал персональных, формальных и неформальных контактов между представителями туристского бизнеса и местными руководителями, чиновниками, ответственными служащими.

Взаимоотношения туристских фирм с местными, региональными органами власти могут принимать разнообразные формы, в зависимости от реальных региональных условий и размещения производства. В частности, местная власть может помогать туристским фирмам в формировании спроса, она может влиять на финансовые параметры коммерческой деятельности на соответствующей территории.

В то же время те схемы управления регионом, которые в настоящее время существуют в Российской Федерации, не способны выполнять функции управления в такой специфической отрасли рыночной экономики, как туризм. Поэтому организации туристского процесса должно предшествовать управленческое нововведение в виде принципиально новой конфигурации органов управления этим процессом.