Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

THE RESULTS OF THE CREATION OF THE EAEU – VIETNAM FREE TRADE ZONE FOR THE UNION COUNTRIES AND THE POTENTIAL FOR ITS USE UNDER SANCTIONS

Arzhaev F.I. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
The EAEU free trade zone – Vietnam today is the flagship of the external contour of the Eurasian integration and is of considerable interest, especially in the context of import substitution and expanding the geography of exports of the EAEU countries. The relevance of the topic is also confirmed by the need to form long-term economic partnerships with friendly countries, which include Vietnam. As part of this study, the goal is to assess the effectiveness of the EAEU-Vietnam FTA in the current conditions and its potential in the current conditions in terms of parallel imports and promotion of exports of goods and EAEU countries. To achieve the goal, a number of tasks are being solved, including assessing the quantitative effects of the EAEU-Vietnam FTA, identifying competitive advantages in trade with Vietnam of the EAEU countries, as well as developing recommendations for cooperation within the framework of the FTA in modern conditions. The solution of these problems is associated with a limitation of the study – the lack of statistical data on Russian exports for 2022, however, an empirical analysis of the current state of cooperation partially levels this. The main results of the work include the proof of the special structure of trade between the EAEU and Vietnam with a significant share of high value-added goods and a large number of goods from the Russian Federation with competitive advantages, the identification of modern barriers to increasing trade and the development of recommendations for transforming the FTA into a more effective integration mechanism
free trade zone
eaeu
vietnam
barriers
competitiveness
sanctions

Введение

Зона свободной торговли ЕАЭС – Вьетнам стала первой ЗСТ Евразийского союза, соответственно имеет не только экономическое, но и символическое значение в развитии Евразийской интеграционной модели. С 2016 года, когда было запущено функционирование этого проекта, прошло 6 лет, за которые изменились не только подходы к расширению ЕАЭС и Евразийской интеграции в целом, но и геополитическая ситуация в целом. Безусловно, значительное влияние на концепцию сотрудничества ЕАЭС с другими странами оказала специальная военная операция на Украине и последовавшие за ней значительные санкции против РФ и Белоруссии. Сложившаяся ситуация принуждает страны ЕАЭС активизировать сотрудничество с дружественными странами, в частности с теми странами, которые имеют сильные торговые отношения с РФ.

В этой связи цель исследования – оценка эффективности ЗСТ ЕАЭС – Вьетнам в текущих условиях и ее потенциала в современных условиях с точки зрения параллельного импорта и стимулирования экспорта товаров и стран ЕАЭС. Для решения поставленной цели поставлен и решен ряд задач: 1) оценены количественные эффекты торговли стран ЕАЭС с Вьетнамом; 2) выявлены конкурентные преимущества стран ЕАЭС в торговле с Вьетнамом; 3) разработаны рекомендации по наращиванию сотрудничества с Вьетнамом в условиях санкций. При этом нельзя не отметить и то, что исследование в связи с ограничениями статистики не позволяет в полной мере судить о состоянии исследуемых отношений в 2022 году.

Полученные в ходе исследования результаты представляют практическую значимость так как на сегодняшний день в научной среде нет обоснования эффективности использования ЗСТ как «внешнего контура» евразийской интеграции, как и нет оценок современного состояния ЗСТ ЕАЭС – Вьетнам.

Результаты исследования и их обсуждение

Первым шагом исследования стал анализ товарооборота стран ЕАЭС и Вьетнама. Известно, что основная специализация экспорта стран ЕАЭС – сырьевые товары, транспортировка которых достаточно затруднительна в отдаленные регионы без использования посредников [5]. Обратимся к рисунку, отражающему динамику экспорта товаров из стран Союза во Вьетнам.

Обозначим основные выявленные тенденции. Во-первых, экспорт Киргизии и Армении во Вьетнам значительно увеличился, что свидетельствует о серьезных эффектах ЗСТ для экономик этих стран Союза, белорусский экспорт также немного вырос. Российский экспорт увеличился практически в два раза, что подтверждает сделанный выше вывод. При этом наихудшие результаты демонстрирует Казахстан, чей экспорт заметно упал, что связано с отсутствием значимых конкурентных преимуществ (таблица). Отметим, что несмотря на положительную динамику общий объем экспорта стран ЕАЭС во Вьетнам колеблется около 0,5% общего экспорта стран ЕАЭС и около 0,8% экспорта ЕАЭС в страны, не входящие в Союз [7].

missing image file

Экспорт стран ЕАЭС во Вьетнам, тыс. долл. США Источник: составлено автором по данным UNCTAD [15]

Доля товаров с конкурентными преимуществами

 

Россия

Белоруссия

Казахстан

Армения

Киргизия

Вьетнам, 2021 г.

47,7%

3,1%

0%

0%

0%

Вьетнам, 2014 г.

76,9%

3,1%

1,6%

0%

0%

Мир, 2021 г.

22,4%

69,4%

18,4%

35,7%

45,9%

Мир, 2014 г.

31,6%

72,4%

21,4%

40,8%

50%

Примечание: рассчитано автором по данным Comtrade и UNCTAD [10].

Изучим товарную структуру экспорта стран ЕАЭС во Вьетнам. Как уже было сказано выше, основу экспорта ЕАЭС составляют товары сырьевого характера, однако с Вьетнамом наблюдается интересная и отличающаяся от общей картины ситуация. Основные позиции экспорта ЕАЭС – уголь, автомобили, металлы, зерно и продукты питания, углеводороды, органическая химия, резина, электроника и пластики. Примечательно, что среди значимых позиций экспорта остаются автомобили и электроника, то есть продукция с высокой добавленной стоимостью. Вьетнамский экспорт в ЕАЭС характеризуется в основном продукцией легкой промышленности, пищевыми продуктами и микроэлектроникой.

Определим потенциал дальнейшего сотрудничества в рамках ЗСТ через поиск конкурентных преимуществ стран Союза в торговле с Вьетнамом по формуле Б. Балаши [9] (1).

RCA = (xij / xi) / (xnj / xn), (1)

где xij – экспорт товара j из страны i, xi – общий экспорт страны i, xnj – экспорт товара j из стран ЕАЭС, xn – общий экспорт стран ЕАЭС. Здесь также наблюдается интересная ситуация, описанная в таблице.

Отметим тот факт, что с точки зрения доли товаров с конкурентными преимуществами относительно экспорта ситуация отличается незначительно. Это свидетельствует о том, что взаимная торговля стран ЕАЭС с Вьетнамом во многом состоит из малых товарных групп, составляющих незначительную долю экспорта [14].

Важным нюансом торговли с азиатским регионом в целом остается высокая конкуренция со стороны китайских товаров [11] и относительно низкая эффективность поддержки экспорта стран ЕАЭС со стороны ЕЭК и регуляторов Союза [1]. Так, наблюдается ситуация, при которой использование китайских полуфабрикатов дешевле, чем закупка сырья в РФ с дальнейшим производством товара промежуточного потребления в конечной стране, что оправдывается высокой эффективностью китайской экономики [13], однако часто готовый полуфабрикат из КНР стоит дешевле российского сырья, что с экономической точки зрения можно обосновать сочетание двух факторов: сложной логистики и сравнительно более низкой эффективностью российской экономики относительно китайской [12]. При этом регуляторы ЕАЭС часто проводят ограничительную политику в отношении сотрудничества с ЗСТ, в случае с Вьетнамом речь идет о квотировании импорта продукции легкой промышленности [6], что явно создает напряженность в экономических отношениях с дружественной страной в условиях санкций, помимо этого информационная поддержка экспортера возлагается на сторонние организации (торгпредства, РСПП и региональные АНО), деятельность которых недостаточна для активного завоевания новых рынков [3].

В условиях санкций и отсутствия данных по российскому экспорту, который составляет основную часть экспорта ЕАЭС во Вьетнам, охарактеризуем потенциал сотрудничества с Вьетнамом в рамках ЗСТ эмпирически. Достаточно очевидно, что российские экспортные пути сейчас нарушены и во избежание вторичных санкций многие юрисдикции отказываются от явного сотрудничества с РФ. Важно заметить, что Вьетнам не относится к этим странам, более того, на политической арене выступает максимально сдержанно [2] и готов наращивать партнерство с РФ. Экспорт во Вьетнам при помощи механизмов изменения страны происхождения на другую страну ЕАЭС в рамках промышленной кооперации сегодня выглядит малореализуемым в первую очередь из-за того, что их контакты и логистические маршруты с Вьетнамом проходили чаще всего через РФ. В таких условиях торговля в рамках ЗСТ с Вьетнамом демонстрирует в целом общую динамику для российского экспорта и экспорта стран ЕАЭС – сокращение экспортируемых позиций и упрощение экспорта в целом [8]. Тем не менее нельзя отрицать, что импорт из Вьетнама становится значимым каналом поставки отдельных товарных позиций в ЕАЭС, в частности, товаров, связанных с микроэлектроникой и товаров двойного назначения. Безусловно, здесь имеет место быть схема «производственной прослойки» параллельного импорта, когда в РФ завозится товар, скрытый от контроля западных стран за счет его предварительного импорта в страну с активно развивающимся производством через дочернюю или внучатую компанию. Именно такой подход открывает большие возможности для сотрудничества с Вьетнамом стран ЕАЭС. Так, дочерняя компания размещается в стране ЕАЭС, а внучатая организуется во Вьетнаме. Такая схема уже достаточно часто применяется в отношении товаров из стран АСЕАН. Особое значение в этих условиях должно уделяться инвестиционному сотрудничеству. На сегодняшний день российские компании активно инвестируют во Вьетнам не только из-за санкций, но и благодаря тому, что экономика страны очень быстро развивается и предлагает выгодные возможности для инвестора.

В части анализа потенциала ЗСТ ЕАЭС – Вьетнам в части параллельного импорта стоит заметить, что такие схемы требуется организовывать с использованием классических инструментов теневой экономики, т.н. «стиралок» и «креативной логистики», а также обеспечивать финансированием с должным уровнем надежности и непрерывности, что ставит вопрос использования юаня в расчетах и расчетов в национальных валютах. На сегодняшний день этот вопрос фактически решен на корпоративном уровне российских банков, многие из которых готовы работать во вьетнамских донгах с контрагентами во Вьетнаме.

Значимыми направлениями сотрудничества с Вьетнамом остаются такие значимые отрасли как атомная энергетика, электротехника, текстиль, товары двойного назначения и пищевая промышленность, они составляют значительную часть товарооборота между ЕАЭС и Вьетнамом и позволяют рассматривать современное партнерство со страной как всеобъемлющее и стратегическое.

Таким образом, выделяется набор проблем развития ЗСТ ЕАЭС – Вьетнам, преодоление которых на сегодняшний день – ключ к успешной реализации потенциала этого соглашения в условиях санкций:

1) Проблема логистики без использования посредников;

2) Проблема упрощения структуры экспорта ЕАЭС во Вьетнам;

3) Проблема конкуренции с китайскими товарами;

4) Недостатки регулирования ЗСТ с ЕАЭС.

Решение выделенных проблем лежит в плоскости расширения институтов сотрудничества, актуализации регулирования, а также создания новых логистических маршрутов. Перечислим и опишем некоторые меры по преодолению барьеров развития ЗСТ ЕАЭС – Вьетнам.

Во-первых, актуальным вопросом развития сотрудничества ЕАЭС с другими странами видится расширения так называемого «внешнего контура» ЕАЭС, формирование ЗСТ со странами АСЕАН в целом. Текущая геоэкономическая ситуация, однако, накладывает ограничения на это решение, в частности, только Вьетнам и Лаос отказались в явном виде осуждать специальную военную операцию России, что указывает на более высокий потенциал сотрудничества с КНР, США и странами ЕС для государств региона, чем с РФ и ЕАЭС.

Эта ситуация позволяет предложить региональное ограничение на формирование ЗСТ с региональными членами, в частности, предлагается создать ЗСТ+ ЕАЭС с Вьетнамом и Лаосом, включающую регулирование и синергизацию инвестиционного законодательства, возможности инвестирования в национальных валютах и государственные гарантии таких инвестиций. Помимо этого, предлагается предоставить доступ компаниям из Вьетнама и Лаоса к государственным закупкам стран ЕАЭС с аналогичными мерами и со стороны контрактной системы обеих стран.

Вторая необходимая мера – устранение всех квот на льготный импорт товаров из Вьетнама хотя бы на время блокирующих западных санкций. Это не только позволит более активно насыщать российский рынок, но и максимизировать положительные эффекты международного сотрудничества.

Очевидным предложением является создание системы расчетов в национальных валютах с деноминацией контрактов в третьей валюте не являющейся токсичной для ЕАЭС и Вьетнама. Так, возможным решением может стать деноминирование контрактов со странами ЕАЭС (кроме РФ) в рублях, тогда как контракты с контрагентами из РФ могут быть заключены в юанях. Это во многом позволит избежать валютных рисков, хотя и не даст значительной экономии на прямом обменном курсе как при использовании только национальных валют.

Важнейшем элементом развития торговли ЕАЭС и Вьетнама должно стать создание транспортных коридоров без посредников. Несмотря на кажущуюся возможность использования коридоров «Одного пояса, одного пути» или мультимодального транспортного коридора «Север-Юг» санкционные ограничения вынуждают реализовывать вариант с экспортом через северные порты РФ через Северный морской путь (СМП). Неоднократно рассматривались ограничения и потенциал СМП [4], отметим лишь, что настоятельно требуется модернизация этого транспортного коридора.

Заключение

Зона свободной торговли ЕАЭС – Вьетнам стала основой внешнего контура ЕАЭС, значимой частью развития стратегии развития евразийской модели интеграции.

В настоящее время ЗСТ выполняет свои функции обеспечения притока товаров из Юго-Восточной Азии в ЕАЭС, однако объем поставляемых товаров в обоих направлениях остается небольшим. Экспорт стран Союза во Вьетнам увеличился благодаря ЗСТ (в целом по всем странам на 78% с наибольшим ростом в Армении (в 48 раз) и наименьшим в Казахстане (-2,3%). Основу экспорта во Вьетнам составляют не только сырьевые товары (уголь, углеводороды, металлы, пластмассы, органическая химия) – традиционные статьи экспорта ЕАЭС, но и товары с высокой добавленной стоимостью (транспортные средства, электроника), высока доля пищевой и легкой промышленности во взаимной торговле.

С началом СВО отношения РФ и стран ЕАЭС с Вьетнамом не только не ухудшились, но и вышли на уровень глубокого экономико-политического партнерства. Параллельный импорт через страну в РФ и страны ЕАЭС имеет большой потенциал, особенно в части компактных изделий электротехнического характера и пищевых продуктов. Инвестиционное сотрудничество также остается активным.

Тем не менее, основные проблемы развития взаимной торговли не могли не обостриться в кризисный период, среди них выделяются: проблема создания неотслеживаемых западными странами логистических маршрутов, проблема низкой товарной диверсификации экспорта стран ЕАЭС во Вьетнам, проблема высокой конкуренции с китайскими товарами и недостатки регулирования торговли в ЕАЭС.

Предложенные меры по нивелированию негативных эффектов выявленных недостатков должны реализовываться системно, иначе их эффекты будут значительно ниже ожидаемых.

Дальнейшее развитие ЗСТ ЕАЭС – Вьетнам и ее расширение на другие страны Юго-Восточной Азии видится логичным и эффективным инструментом реализации политики РФ в условиях формирования многополярного мира.

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.