Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ASSESSMENT OF THE ECONOMIC EFFICIENCY OF THE TOUR “ACQUAINTANCE WITH TEBERDA NATURE”

Ivanova E.V. 1
1 Institute of Service and Entrepreneurship (branch) Don State Technical University
This article calculates the cost of the tour “Acquaintance with the Teberdinsky nature”, assesses the profitability and profitability of the tour. The price of a tourist voucher for one person, the total cost of transport services for the entire tour is calculated. The prime cost of the tourist product, the marginal income from the sale of one ticket and the gross profit of this tour for the year are revealed. The economic efficiency of the developed tourist product is evaluated using indicators of profitability and profitability of products. The results of the study showed that the introduction of this tour will be expedient and cost-effective for the development of tourism in the Karachay-Cherkess Republic. This is indicated by the profitability coefficient – 20% and the profitability coefficient – 70%. Due to the low price for this tour and considering its cognitive value, it can be concluded that it can be available to a wide range of consumers.
economy
economic efficiency
tour
cost
profitability
marginal income
gross profit

Оценка экономической эффективности тура «Знакомство с тебердинской природой»

Как социально-экономическое явление, туризм сочетает в себе рыночные аспекты экономических связей и социально ориентированные цели развития общества. В современных условиях отрасль превратилась в один из ведущих секторов мирового хозяйства. Во многих странах мира туризм является высокодоходной и наиболее динамично развивающейся отраслью экономики.

Карачаево-Черкесская республика обладает определенным потенциалом для развития туризма, выраженном в ее природном и историко-культурном наследии. Большинство объектов, представляющих потенциальный интерес для туризма, находится в удовлетворительном состоянии как с точки зрения среднего уровня туристского сервиса, так и с точки зрения инфраструктуры [1].

Целью исследования в статье является расчет экономической эффективности тура «Знакомство с тебердинской природой» Карачаево-Черкесской Республики.

Одной из потенциальных точек роста представляются туры, знакомящие туристов с природным наследием Тебердинского заповедника.

Методологической и теоретической базой исследования послужили фундаментальные положения системного подхода, общей теории экономики и менеджмента, теории стратегического управления, а также работы ведущих отечественных и зарубежных ученых в исследуемой области: З.Ю. Уртенова [2], Е.Л. Драчева [3], А.А. Лепшокова [5] и др.

В процессе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы: метод индукции и дедукции, методы системного и сравнительного анализа, а также исторический методы.

Развитие туристского продукта на Кавказе, в частности, в Карачаево-Черкесии в настоящее время очень актуально. Туризм в Карачаево-Черкесии, обладающей уникальными рекреационными ресурсами, должен стать важной составной частью экономики республики. В связи с этим стратегия развития туризма должна определяться необходимостью формирования собственного туристского продукта Карачаево-Черкесии, обеспеченного комплексом мер для его выхода на внутренний и внешний рынки. В последние годы сфера туризма в республике в целом развивается стабильно и динамично [2, с. 100].

В данной статье произведем оценку экономической эффективности тура «Знакомство с тебердинской природой». Тур является туром выходного дня и получил название «Знакомство с тебердинской природой». Разработанный тур является активным по своей сути (общая протяженность пешеходного маршрута более 15 км), а также экологическим (туристы посещают уникальные природные объекты). Маршрут, входящий в тур относится к умеренной категории сложности. Учитывая специфику заповедника, тур исключительно пеший, позволяющий оказать минимальное воздействие на биоценозы региона. Автобус используется только для доставки туристов к территории заповедника и отправки домой.

Себестоимость туристского продукта складывается из суммы переменных и постоянных затрат на организацию тура. Кроме того, в себестоимость включаются и другие затраты.

К переменным (прямым и косвенным) затратам относятся: стоимость размещения туристов в гостинице, стоимость заказного питания, стоимость перевозки, стоимость экскурсий, стоимости трансфера и организации встречи/проводов, а также комиссионные турагентам и расходы на руководителя группы.

К основным постоянным затратам туристской фирмы относятся: аренда офиса, заработная плата управленческого и иного персонала с отчислениями на социальное страхование, затраты на общую рекламу, прочие общехозяйственные расходы.

При формировании тура разрабатывается программа обслуживания туристов, в которой чётко определяется количество ночёвок в гостиницах. Большое влияние на цену, предлагаемую гостиницей за проживание, оказывает её классность и месторасположение.

Произведем расчет стоимости тура на 1 человека.

Проживание туристов осуществляется в палаточном лагере, устанавливаемом гидами-инструкторами по ходу маршрута. Стоимость проживания в палаточном лагере – 100 рублей с человека в день. Соответственно, стоимость за 2 дня составляет 200 рублей.

Стоимость питания закладывается из расчета 500 рублей в день. Рассчитывается на 2 дня (в первый день, проводимый туристами почти полностью в автобусе, питание предполагается за свой счет). Итого стоимость питания на 1 туриста – 1000 рублей.

Транспортные расходы на одного туриста.

Перевозка осуществляется на арендованном автобусе. Стоимость аренды автобуса количеством мест 31+1 – 1000 рублей в час. Автобус арендуется на 70 часов (с учетом ожидания туристов во время их нахождения на маршруте). Таким образом, общая стоимость 70000 рублей.

Подсчитав общую стоимость транспортной услуги за весь тур, определяем стоимость перевозки одного туриста за время действия аренды по формуле:

Rпер.1 = Rар / Nтур , (1)

где Rар – стоимость аренды автобуса (полная);

Nтур – количество туристов в группе.

Стоимость аренды на одного туриста при количестве туристов 30 человек:

Rпер.1 = 70 000/30 = 2 333 рубля.

Стоимость экскурсий на одного туриста – 1 000 рублей (экскурсия на Муруджинские озера).

Стоимость услуг инструктора на маршруте составляет 500 рублей в день с туриста. Стоимость за два дня – 1000 рублей в день на одного туриста.

Расходы на руководителя группы определяются по формуле:

Rр.гр. = (Rпр.р.г. + Rпит.р.г. + Rстр.)/ Nтур, (2)

где Rnр.р.г. – затраты на проживание руководителя группы;

Rпит.р.г – затраты на питание руководителя группы;

Rстр. – затраты на оплату страховки руководителя группы;

Nтур . – количество туристов в группе.

Rр.гр. = (200 + 1000 + 250) / 30 = 49 рублей.

Таким образом, на основании затрат на туристское обслуживание рассчитаем себестоимость тура на одного туриста путём суммирования всех стоимостей, отнесённых на одного туриста по формуле:

Sт. = Rпр. + Rпит + R пер. + Rэкс. + Rр.г. (3)

Общая себестоимость тура на одного туриста:

Sт. = 200+ 1000 + 2333 + 2000 + 49 = 5582 руб.

Цена туристской путевки для конкретного покупателя данного тура определяется по формуле:

Ц1 = Sогр. × Крент, (4)

где Ц1 – цена турпутевки для конкретного покупателя;

Sогр. – себестоимость (ограниченная) данной турпутевки для фирмы;

Крент. – установленный коэффициент рентабельности.

В практике экономических расчётов устанавливают 15–20%-й коэффициент рентабельности.

Ц1 = 5582 + 5582 × 0,2= 6698 рублей.

Зная цену тура и его себестоимость, можно рассчитать маржинальный доход туристской фирмы. Маржинальный доход – это величина, выражающая разницу между ценой турпутёвки и её себестоимостью [3, с. 148].

Маржинальный доход от продажи одной путёвки находится по формуле:

Мтур = Цпр.1 – Sогр.1 (5)

Мтур = 6698 – 5582 = 1116 рублей.

Годовой маржинальный доход определяется по формуле:

Мгод = Мтур × Nтур, (6)

где Mтур – маржинальный доход одного тура;

Nтур – общее количество туров за год.

При Nтур = 5,

Мгод = 1116 × 5 = 5580 рублей.

Для упрощения расчётов принимают, что фирма часть маржинального дохода от каждого тура направляет на оплату своих постоянных издержек и что эта часть составляет 30%. Величина постоянных издержек, приходящихся на данный тур, и валовая прибыль тура в этом случае определяется по формуле:

Rп.тур = Мтур × 30% / 100, (7)

где Rп.тур. – постоянные издержки, приходящиеся на данный тур;

Мтур. – маржинальный доход тура.

Rп.тур = 1116 × 30% / 100 = 335 рублей.

Величина валовой прибыли рассчитывается по формуле:

Пв.тур. = Мтур – Rп.тур., (8)

где Пв.тур. – валовая прибыль данного тура;

Мтур – маржинальный доход данного тура;

Rп.тур. – постоянные издержки фирмы, приходящиеся на данный тур.

Пв.тур. = 1116 – 335 = 781 рубль.

Годовая валовая прибыль от тура определяется:

Пв.год. = Пв.тур × Nтур, (9)

где Пв.год – валовая прибыль данного тура за год;

Пв.тур – валовая прибыль данного тура;

Nmур – количество туров за год.

Пв.год. = 781 × 5 = 3905 рублей.

Для определения чистой прибыли за год от тура необходимо из значения валовой прибыли за год вычесть величину налога на прибыль. Налоговое отчисление из прибыли рассчитывается по формуле:

Пч.год. = Пв.год – ( Пв.год. × Нал.ст)/ 100% (10)

Пч.год. = 3905 – (3905× 20)/100% = 3124 руб.

Основные экономические показатели тура

Показатель

Единицы

измерения

Величина

показателя

Стоимость аренды автобуса на 1 человека

Стоимость проживания 1 туриста

Стоимость питания 1 туриста

Стоимость экскурсионного обслуживания 1 туриста

Стоимость услуг инструктора на 1 туриста

Расходы на руководителя группы на 1 туриста

Себестоимость тура

Цена туристской путевки

Годовой маржинальный доход

Годовая валовая прибыль

Годовая чистая прибыль

Доход от реализации

Сумма продаж

Показатель рентабельности тура

руб.

руб.

руб.

руб.

руб.

руб.

руб.

руб.

руб.

руб.

руб.

руб.

руб.

%

2333

200

1000

1000

1000

49

5582

6698

5580

3905

3124

200 940

1 004 700

20

Для оценки экономической эффективности необходимо знать общий доход от продажи тура в течение года. Доход тура определяется по формуле:

Дтур = Ц1 × Nгр, (11)

где Ц1 – цена путевки;

Nтур – количество туристов в группе.

При Nтур = 30,

Дтур = 6698 × 30 = 200 940 рублей.

Сумма продаж туров за год находится по формуле:

Sпр. = Дтур. × Nтур, (12)

где Sпр. – сумма продаж туров за год;

Дтур – доход одного тура;

Nтур – количество туров за год.

Sпр. = 200 940 × 5= 1004700 рублей.

Оценить экономическую эффективность разрабатываемого турпродукта можно с помощью показателей прибыльности и рентабельности продукции [4].

Показатели прибыльности и рентабельности определяются по формулам:

Ппр. = Пв.год / Мгод × 100% (13)

где Пв год – валовая прибыль данного тура за год;

Мгод – годовой маржинальный доход.

Ппр. = 3905 / 5580 × 100% = 70 %.

Показатель рентабельности турпродукта определяется как отношение маржинального дохода с одного тура к себестоимости тура:

Рпр. = М1. / S. × 100%. (14)

где Рпр. – показатель рентабельности турпродукта;

М1 – маржинального дохода с одного тура;

S = себестоимости тура.

Рпр. = 335 / 5582 × 100% = 20 % (таблица).

Тур «Знакомство с тебердинской природой» представляется целесообразным, его внедрение способно принести определенные денежные поступления в экономику республики.

Предложенный тур поможет привлечь дополнительные потоки туристов в регион. Использование природного потенциала Тебердинского заповедника в туризме может стать одной из «точек роста» туризма Карачаево-Черкесской республики [5].

Таким образом, тур «Знакомство с тебердинской природой» является экономически эффективным и способным придать дополнительный импульс развитию туризма Карачаево-Черкесской республики.

Результатом исследования послужил произведенный расчет экономической эффективности тура «Знакомство с тебердинской природой», по итогам которого можно сделать вывод, что внедрение этого тура будет целесообразно и экономически эффективно. На это указывает коэффициент рентабельности – 20% и коэффициент прибыльности – 70%. Благодаря низкой цене на данный тур и, учитывая его познавательную ценность можно сделать вывод, что он может быть доступен для широкого круга потребителей.

В данной статье произведен расчет стоимости тура «Знакомство с тебердинской природой»», оценка рентабельности и прибыльности тура. Цена туристской путевки на одного человека составляет – 6698 руб. Показатель рентабельности тура составляет – 20%, а прибыльности – 70%.

Таким образом, внедрение данного тура принесет туристскому предприятию только доход от его реализации. Об этом свидетельствуют расчеты, представленные в статье.