Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

VIOLATION OF THE RULES OF TREATMENT OF ANIMALS HAZARDOUS SUBSTANCES AND WASTE: CHARACTERISTICS OF THE SUBJECT OF THE CRIME

Golubev S.I. 1
1 Kazan (Volga region) Federal University
The article deals with the problems of recognizing such anthropogenic objects as prohibited types of hazardous waste, radioactive, bacteriological chemical substances and waste as the subject of crime. Based on the analysis of regulatory legal acts in the field of environmental protection, the characteristic of each of them is given. The theoretical provisions are illustrated by examples from judicial practice. The article gives a critical assessment of the proposal to recognize as a premeditated crime under art. 247 of the criminal code, the rules for handling environmentally hazardous substances and wastes as contrary to Uche understanding about the subject of crimes in General and environmental crimes in particular, and also attribution to the subject of the crime environment in the aggregate components of nature: land, subsoil, water, atmosphere, etc.
subject of crime
anthropogenic objects
environmentally hazardous substances
environmentally hazardous waste
radioactive
bacteriological
chemical substances

В ст. 247 УК РФ выделены две группы предметов преступления:

1) запрещенные виды опасных отходов;

2) радиоактивные, бактериологические, химические вещества и отходы [1].

Первые относятся к производству, вторые – к обращению экологически опасных веществ и отходов.

По предмету рассматриваемого преступления в литературе высказаны и иные точки зрения. Так, Н.А. Лопашенко в качестве такового считает «правила обращения с экологически опасными веществами и отходами. Указанные правила составляют часть общих правил охраны окружающей природной среды, имеют то же целевое назначение и сформулированы в природоохранном и ином законодательстве» [2, 3]. Э.Н. Жевлаков предметом преступления, предусмотренного ст. 247 УК РФ, признает окружающую среду в совокупности составляющих ее компонентов природы: земли, недр, вод, атмосферы и т.д. [4]. В этой трактовке рассматриваемого признака нет необходимой конкретизации определения, а признание в качестве такового, например земли или воды, не позволяет дать характеристику механизма нарушения охраняемого уголовным законом объекта. В этом случае за его пределами оказываются опасные вещества и отходы, нарушения правил обращения с которыми и криминализированы законодателем.

В самом общем виде под запрещенными видами опасных отходов понимаются вещества (смеси веществ), признанные непригодными для дальнейшего использования с учетом имеющихся технологий производства или после бытового использования продукции, обладающие двумя взаимосвязанными характеристиками: правовым – их производство запрещено нормативными правовыми актами; сущностным – являются экологически опасными, способными оказывать негативное воздействие на окружающую природу.

Понятие отходов производства и потребления как таковых дается в ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2019 г.) «Об отходах производства и потребления» [5]: «отходы производства и потребления (...отходы) – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению...». Минприроды России к отходам относит в том числе остатки сырья и материалов, которые образовались в процессе производства [6].

Определение отходов, содержащееся в указанном Федеральном законе, по сути, основано на тех же принципиальных подходах, что и дефиниция указанного понятия в ст. 2 Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением. Согласно этой статьи «отходы представляют собой вещества или предметы, которые удаляются или подлежат удалению в соответствии с положениями национального законодательства» [7, 8].

В Модельном законе об отходах производства и потребления рассматриваемое понятие сформулировано несколько иначе. В ст. 1 этого Закона отходами признаются любые вещества, материалы и предметы, которые образуются в процесс человеческой деятельности и не имеют дальнейшего использования в месте их образования или обнаружения и от которых их собственник избавляется, имеет намерение или должен избавиться путем утилизации или удаления[9]. В этом случае не только дается характеристика отходов, но и называются способы обращения с ними (в частности, говорится об удалении и утилизации). Кстати сказать, иной перечень видов деятельности с отходами указан в п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2019 г.) «Об охране окружающей среды»[10]; он охватывает сбор, накопление, утилизацию, обезвреживание, транспортировку, хранение и захоронение, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

Подходы к определению отходов, реализованные в указанном Модельном законе, были использованы в их формулировке в национальном стандарте РФ[11], согласно которому под ними понимаются остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью [11]. Следует заметить, что стандарт вводит дополнительные признаки рассматриваемого понятия.

К отходам относятся твердые, порошкообразные, пылеобразные остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных, не являющихся конечной целью процесса производства, изделий и продуктов, в том числе некондиционных, использованная и утратившая полностью или частично свои исходные документированные потребительские свойства готовая продукция и другие техногенные или биоестественные объекты, предназначенные для ликвидации с их утилизацией или удалением.

Отходами признается и техногенный объект (вещество, материал, изделие, предмет), образовавшийся в процессах производства и эксплуатации продукции, при выполнении работ или оказании услуг и не находящий применения на предприятии из-за его несоответствия требованиям конкретного документа на основную продукцию и/или правилам его эксплуатации, в связи с чем считается полностью непригодным для использования в том качестве, для которого он предназначен. К отходам относят бытовые пищевые, торговые и иные отбросы, сор, мусор в твердой, пылеобразной или вязкой фазах.

Согласно резолюции ОЭСР «О трансграничном перемещении опасных отходов, предназначенных для операций по регенерации» 1994 г. [11] национальный стандарт к отходам относит объекты, подлежащие ликвидации и отличающиеся одним или несколькими признаками, указанными в перечне-идентификаторе указанной Резолюции:

Q1 – не оговоренные как-либо производственные остатки (а не исходные заготовки из любых материалов, не полуфабрикаты, пригодные для дальнейшего использования в соответствии с документированным назначением, и не побочные продукты;

Q2 – продукция, не отвечающая техническим условиям, а также паспортам, описаниям, в том числе каталожным, и другим документам на поставку, ставшая такой, например, в результате нештатных ситуаций;

Q3 – продукция, у которой истек документированный срок годности (срок хранения, срок службы); при этом последующее использование продукции по своему первоначальному функциональному назначению может быть разрешено только после проведения дополнительных испытаний и декларирования или иных способов подтверждения соответствия продукции;

Q4(1) – вещества и материалы в твердой фазе, утерянные или подвергшиеся какому-либо иному нештатному воздействию, в том числе материалы, оборудование и т.п., загрязненные в результате такого воздействия;

Q5 – материалы, загрязненные в результате штатных и нештатных действий (например, остатки после операций чистки, упаковочные материалы, непригодные для штатного использования изготовителем основной продукции);

Q6 – изделия, непригодные к дальнейшему использованию и к разборке на составные элементы (например, дорожно-ртутные лампы, отработанные катализаторы и т.п.);

Q8(1) – изделия и материалы в твердой фазе (в том числе шлаки, кубовые остатки и т.д.);

Q9 – изделия и материалы в твердой (в том числе пылевидной) фазе, остающиеся от процессов снижения загрязнения (например, шламы скрубберов, пыль от пылеуловителей, отработанные фильтры и т.п.);

Q10 – остатки твердых материалов от операций металлообработки/отделки (например, токарная стружка, окалина и т.п.);

Q11 – твердые остатки от переработки сырья (например, остатки руд от добычи полезных ископаемых, некондиционные нефтепродукты и т.п.);

Q13 – любые материалы, вещества, продукция или предметы, использование которых запрещено законом в стране-экспортере;

Q14 – продукты, не имеющие дальнейшего применения (например, сельскохозяйственные, бытовые, медицинские, учрежденческие, торговые отбросы и т.п.);

Q15 – материалы, вещества или продукты, образующиеся в результате мероприятий по оздоровлению загрязненных земель;

Q16(1) – любые вещества, материалы или продукты в твердой фазе, которые их производитель или экспортер обоснованно и ответственно (на основе письменно оформленной декларации, паспорта опасного сброса, удостоверенных уполномоченным на то федеральным, региональным или иным органом) объявляет сбросами и которые не входят в перечисленные выше категории.

Национальный стандарт также выделяет:

– твердые бытовые отходы: отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.

– инертные отходы: отходы, существование которых не оказывает воздействия на людей и окружающую среду.

Согласно национальному стандарту к опасным свойствам отходом относятся: токсичность, взрывоопасность, способность к самовозгоранию, высокая реакционная способность, канцерогенность, наличие возбудителей инфекционных заболеваний или другие установленные документально свойства отхода, обращение с которым представляет непосредственную или потенциальную опасность для жизни и здоровья человека и/или окружающей среды.

В зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду отходы подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды[12], на пять классов опасности.

I класс – чрезвычайно опасные отходы;

II класс – высокоопасные отходы;

III класс – умеренно опасные отходы;

IV класс – малоопасные отходы;

V класс – практически неопасные отходы (ст. 4.1. Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

Приказом Минприроды определен порядок отнесения указанных отходов к конкретному классу опасности[13].

Следует заметить, что уголовно-правовое значение имеют первые четыре класса отходов.

Росприроднадзор России утвердил Федеральный классификационный каталог отходов[14]. В связи с этим возникает вопрос, можно ли признавать соответствующие отходы предметом преступления, предусмотренного ст. 247 УК РФ, если они не указаны в этом каталоге и банке данных об отходах? На наш взгляд, в этом случае следует руководствоваться Критериями отнесения отходов к I–V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, исходить из сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации.

При определении рассматриваемого предмета преступления надо иметь в виду специфические виды отходов, предусмотренные специальными нормативными правовыми актами. В п. 2 ст. 2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» говорится: «Отношения в области обращения ... с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой ... регулируется соответствующим законодательством Российской Федерации». Например, в ст. 49 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (в ред. от 1 апреля 2020 г.) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[15] выделяются медицинские отходы – все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве и хранении биомедицинских клеточных продуктов.

По степени эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, негативного воздействия на среду обитания они подразделяются на следующие классы:

класс «А» – эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;

класс «Б» – эпидемиологически опасные отходы;

класс «В» – чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;

класс «Г» – токсикологически опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;

класс «Д» – радиоактивные отходы [16, 17].

Постановлением Правительства РФ утверждены критерии разделения медицинских отходов на указанные классы [18].

По нашему мнению, к предмету преступления, предусмотренного ст. 247 УК РФ, могут относиться только те опасные отходы, которые оказывают негативное воздействие на среду обитания [19].

Законом РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-1 (в ред. от 27 декабря 2019 г.) «О ветеринарии» [20] предусмотрена обязательность утилизации биологических отходов, к которым относятся трупы животных и птиц, абортированных и мертворожденных плодов, ветеринарных конфискатов, других отходов, непригодных в пищу людям и на корм скоту.

В Межгосударственном стандарте биологические отходы определены несколько по-иному; под ними понимаются биологические ткани и органы, образующиеся в результате медицинской и ветеринарной оперативной практики, медико-биологических экспериментов, гибели скота, других животных и птицы, и другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения, а также отходы биотехнологической продукции [21]. В связи с указанными отходами в стандарте выделяется биологическое загрязнение, т.е. случайное или происходящее как следствие деятельности человека проникновение в экосистемы или технические устройства видов животных и (или) растений, обычно там отсутствующих.

Как нам представляется, при определении рассматриваемых отходов как предмета преступления, предусмотренного ст. 247 УК РФ, необходимо исходить из их определения, данного в Ветеринарно-санитарных правилах сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, биологических отходов, биологических отходов, биологических отходов, утвержденных постановлением главного ветеринарного инспектора РФ от 4 декабря 1995 г. № 13-7-2/469 [22, 23] (как специального нормативного акта). Согласно п. 1. 2 этих Правил биологическими отходами являются трупы животных и птиц, в том числе лабораторных; абортированные и мертворожденные плоды; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и других объектах; другие отходы, поучаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения. В силу прямого требования закона предметом преступления они могут быть при условии, во-первых, если являются опасными, и во-вторых, оказывают негативное воздействие на окружающую природу.

М., являясь заместителем директора ООО с возложением на него обязанностей руководителя обособленного подразделения, не имея разрешения на сбросы и выбросы отходов производства – культуральной жидкости – на почву и в водные источники, организовал вывоз, а также сброс на участок местности площадью 25,8 га, расположенный в кадастровом квартале Аркадакского района Саратовской области. Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов культуральная жидкость относится к категории «Отходы пивоваренного, спиртового и ликероводочного производства». Ее сброс привел к наступлению негативных последствий для окружающей среды и ухудшению санитарно-эпидемиологического состояние территории.

Приговором Аркадакского районного суда Саратовской области М. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 247 УК РФ [24].

Э.Н. Жевлаков запрещенными видами отходов предлагает считать и такие, которые не уничтожаются, не обезвреживаются, что приводит к их накоплению [25]. Это утверждение подверглось критике [26]. В литературе обоснованно указывается, что в ст. 247 УК РФ речь идет о производстве отходов, которые запрещены законодательством РФ. «В этом смысле, – пишет О.Л. Дубовик, – понятийный оборот «производство отходов» подлежит толкованию и пониманию как производство, приводящее к появлению запрещенных видов опасных отходов. Такое понимание основывается на правовой и материальной природе отходов как продукта нежелательного, побочного, ненужного, хотя и неизбежного» [1]. Указанная Э.Н. Жевлаковым ситуация, на наш взгляд, характеризует хранение отходов.

Вторая группа предметов рассматриваемого преступления, как уже говорилось, объединяет: а) радиоактивные, бактериологические и химические вещества; б) радиоактивные, бактериологические и химические отходы.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 25 ноября 1995 г. № 170-ФЗ (в ред. от 26 июля 2019 г.) «Об использовании атомной энергии» [27] радиоактивными признаются не относящиеся к ядерным материалам (т.е. содержащим или способным воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества) вещества, испускающие ионизирующее излучение [28]. Правительством РФ установлены нормативы выбросов радиоактивных веществ и нормативы допустимых их сбросов [29].

Бактериологическое вещество – это вещество, содержащее патогенные бактерии, вызывающие болезни человека, животных или растений [30]. Патогены представляют собой микроскопические организмы, которые вызывают или могут вызвать заболевание.

Химическим веществом считается устойчивая совокупность частиц (атомов, ионов или молекул), обладающих определенными химическими и физическими свойствами. В Межгосударственном стандарте оно определяется как химический элемент или химическое соединение, существующее в природе или полученное искусственно [31, 32].

С. приобрел 5 000 литров азотной кислоты, разлитой в пять армированных металлом пластиковых емкостей. Азотная кислота относится к химическому веществу 3 класса опасности. Часть кислоты реализовал, а часть оставил на необорудованной площадке, чем нарушил требования ряда федеральных законов, нормативов и регламентов. В результате возникшего пожара произошли оплавление емкостей и разлив указанного вещества. Рабочий Ш. от соприкосновения с зараженным участком земли получил ожоги 2 и 3 степени (средней тяжести вред здоровью).

Энгельсским районным судом Саратовской области виновный осужден по ст. 247 УК РФ [33].

Согласно ст. 247 УК РФ предметом транспортировки, хранения, использования или иного обращения выступают радиоактивные, бактериологические и химические отходы.

В соответствии с ст. 3 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» радиоактивные отходы – это не подлежащие дальнейшему использованию материалы и вещества, а также оборудование, изделия (в том числе отработавшие источники ионизированного излучения), содержание радионуклидов в которых превышает уровни, установленные Правительством РФ[34].

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. № 190-ФЗ (в ред. от 2 июля 2013 г.) «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [35] расширяет круг указанных отходов, относя к ним материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов, образовавшихся при осуществлении не связанных с использованием атомной энергии видов деятельности по добыче и переработке минерального и органического сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов, в случае, если эти материалы не подлежат дальнейшему использованию.

Все радиоактивные отходы подразделяются на два класса: 1) удаляемые и 2) особо опасные. К последним относятся радиоактивные отходы, образовавшиеся в результате выполнения государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа, использования ядерных зарядов в мирных целях или вследствие ядерной и (или) радиационной аварии на объекте использования атомной энергии, жидкие радиоактивные отходы, размещенные в поверхностных водоемах – хранилищах радиоактивных отходов общим объемом более 25 куб. м., а также донные отложения таких водоемов-хранилищ [34]. В ст. 247 УК РФ они не специально не выделяются, охватываются общим понятием «отходы».

Правительством РФ определена система государственного учета и контроля радиоактивных отходов [36].

К химическим относятся отходы химических производств или их продукция, сырье в виде химических веществ или их смесей, инертные либо опасные для здоровья человека и окружающей среды [21].

Батайский городской суд Ростовской области признал виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 247 УК РФ, генерального директора ООО С., нарушившего правил транспортировки и захоронения химических веществ и отходов, что повлекло загрязнение и отравление окружающей среды. В частности, виновный допустил «размещение отходов ... за пределами земельного участка, выделенного под размещение полигона на землях, расположенных в непосредственной близости от мест проживания людей, а в дальнейшем не принял мер для ликвидации нарушений и последствий в виде загрязнения земель» [37].