Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ НА УСЛУГИ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ КОМПАНИЙ В СФЕРЕ ЖКХ: ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Рекшня Д.А. 1, 2 Ваславская И.Ю. 1
1 Набережночелнинский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета
2 ООО «ГРК»
В настоящем исследовании представлен инновационный подход к формированию государственной тарифной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предложена Концепция, включающая в себя шесть ключевых аспектов: установление предельно нормированных тарифов, финансовую дисциплину потребителей, учет экологических интересов, внедрение цифровых технологий, формирование единого реестра оборудования и разработку инвестиционных программ. В рамках исследования проанализировано взаимодействие между указанными аспектами. Основной целью настоящего исследования является разработка тарифной системы, которая отличается объективностью, экономической целесообразностью и прозрачностью. С применением многогранной методологии, включающей анализ существующей практики, экспертное мнение и сравнительные исследования, рассматривается потенциал создания целостной тарифной системы. Основным элементом данного подхода является объединение установленных предельных нормируемых тарифов с финансовыми, экологическими и технологическими стратегиями в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предложенная модель стремится к достижению баланса интересов различных участников с целью разработки тарифной политики, способствующей значительной выгоде для инфраструктурных компаний и населения в целом. Окончательной целью является создание реформированного тарифного механизма, способствующего устойчивому развитию и поощряющего инновации в данной сфере.
предельно нормированный тариф
экономически обоснованные расходы
жилищно-коммунальное хозяйство
водоснабжение
теплоснабжение
ресурсоснабжающая компания
1.Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «О водоснабжении и водоотведении».
2. Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ (ред. от 01.05.2022) «О теплоснабжении».
3. Закон Российской Федерации «Налоговый кодекс» от 31 июля 1998 года № N 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. Ст. 252. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 02.02.2024).
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».
5. Письмо Минфина России от 08.07.2019 г. № 03-03-06/1/50124. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72194300/ (дата обращения: 12.02.2024).
6. Актуальная практика применения законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), естественных монополиях и об административной ответственности в этой сфере. Ключевые акты ФАС России за 2021–2022 гг. Книга 1. Практические комментарии / под общ. ред. М.А. Шаскольского. М.: РГ-Пресс, 2023. 216 с.
7. Аналитический доклад Института энергетики и финансов Газпромбанка Фонда содействия реформированию ЖКХ «Тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации в 2000–2010 годах»: сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: https://genproc.gov.ru/documents/nauka/execution/ document-70963/ (дата обращения: 11.02.2024).
8. Ежегодный отчет Правительства в Государственной Думе, 23 марта 2023 года. URL: https://ac.gov.ru/ (дата обращения: 12.02.2024).
9. Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года» от 31.10.2022 № № 3268-р. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405560559/ (дата обращения: 03.02.2024).
10. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 05.02.2024).
11. Беляев С.Г., Маркин В.В. Новые подходы к повышению эффективности тарифного регулирования // Социальные и экономические системы. 2021. № 2(20). С. 117-125.
12. Гембик Ю.С., Городкова С.А. Проблемы практического применения законодательного механизма определения расходов на оплату труда и объемов реализации услуг в сфере водоснабжения и водоотведения // Вестник НГУЭУ. 2017. № 4. С. 146–160.
13. Гречухина Е.И. Проблемы финансовой устойчивости предприятий, оказывающих услуги ЖКХ // Роль учёта, контроля и управления в системе обеспечения устойчивого развития государственного и коммерческого секторов экономики, Симферополь, 29 апреля 2021 года. Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2021. С. 355-358.
14. Куцыгина О.А., Анисимова Н.А., Минакова А.А. Трансформация методической базы расчета тарифов как основа устойчивого развития и повышения качества коммунальных услуг // Цифровая и отраслевая экономика. 2021. № 4(25). С. 28-35.
15. Лебедева Н.И. Правовые основы и правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения // Молодой ученый. 2021. № 12(354). С. 124-127.
16. Лодятая Д.А. «Эталонный» принцип формирования тарифов в сфере ЖКХ // XXV Региональная конференция молодых ученых и исследователей Волгоградской области: Сборник материалов конференции, Волгоград, 24–27 ноября 2020 года. Волгоград: Волгоградский государственный технический университет, 2021. С. 270-271.
17. Макеева Т.И., Шарапова Е.А., Анисимова Н.А., Серебрякова И.А. Проблемы повышения качества жилищно-коммунальных услуг на региональном уровне // Цифровая и отраслевая экономика. 2020. № 1(18). С. 91-95.
18. Щаблыкин М.И. Совершенствование методов регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения региона // Инженерный вестник Дона. 2014. № 3. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n3y2014/2520 (дата обращения: 12.02.2024)

Введение

Проблематика, заложенная в сфере ЖКХ России в период реформ, отчетливо демонстрирует значительное неравновесие: между ростом тарифов на ресурсы и уровнем качества услуг. Устаревание основных активов, созданных еще в эпоху планово-административной экономики и на данный момент утративших свою актуальность как технологически, так и физически, использование устаревших дотационных механизмов, не соответствующих требованиям рыночной экономики; непрозрачный подход к тарифообразованию на услуги ресурсоснабжающих компаний, и постоянное стремление государства и потребителей к улучшению качества предоставляемых услуг.

Вопросы, связанные с регулированием отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства в нашей стране в последнее время пользуются повышенным вниманием, как со стороны представителей различных наук, исследующих общественные отношения в сфере экономики (юриспруденции, менеджмента и других экономических наук), так и самих участников: представителей бизнеса, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, граждан, являющихся потребителями.

В исследованиях и научной литературе постоянно идет обсуждение предлагаемых к использованию, либо уже внедренным на экспериментальных объектах ЖКХ новых способов расчета тарифов. Несмотря на актуальность темы, реформирования системы тарифообразования на теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение (ВиВ) жилищно-коммунального хозяйства РФ, в правовом, теоретическом и методологическом аспектах она далека от решения проблем.

Существующую систему государственного регулирования тарифов рассматривали М.И. Щаблыкин [18], Ю.С. Гембик [12] и С.А. Городкова [12]. Они справедливо отмечают, что действующие в России подходы к формированию тарифов не обеспечивают безубыточную деятельность организаций ВиВ и не способствуют сокращению износа основных фондов. Вот лишь несколько из последних научных статей, в которых рассматриваются отдельные вопросы регулирования тарифов в ВиВ и теплоснабжении. В научной статье Е.И. Гречухина [13] обращает внимание на финансовое состояние предприятий в ЖКХ и контроль над тарифами, акцентируя внимание на доходности и финансовой устойчивости. О.А. Куцыгина [14] рассматривает влияние инвестиций на повышение качества услуг и подчеркивает важность бюджетной поддержки и изменения тарифной политики для обновления инфраструктуры. Исследователи также уделяют внимание проблемам конкретных регионов и предлагают решения для улучшения качества ЖКХ услуг [17]. В работе Н.И. Лебедевой [15] анализируются нормативно-правовые акты и тарифообразование на примере ВиВ, подчеркивая важность эффективного использования ресурсов. Д.А. Лодятая [16] акцентирует внимание на особенности ценообразования в ЖКХ и широкое потребление услуг ВиВ и теплоснабжения. С.Г. Беляев [11] проводит анализ цикличности в тарифном регулировании и выделяет необходимость гибкости тарифного регулирования для удовлетворения интересов участников рынка.

При разработке и анализе методологии регулирования тарифов авторы сходятся во мнении, что ВиВ и теплоснабжение, как отдельный вид деятельности, представляет собой сложный инженерный комплекс взаимосвязанных технических объектов и обладает рядом ключевых особенностей. Основными из них являются отсутствие альтернативных вариантов при выборе поставщика услуг.

Анализ представленных статей исследователей показывает, что все они сосредотачиваются на определенных аспектах проблем тарифного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, однако ни один из них не затрагивает вопросы реформирования в целом. Учитывая указанные аспекты реформирования, можно сделать вывод о необходимости комплексного подхода к развитию и совершенствованию сферы жилищно-коммунального хозяйства, что способствует повышению конкурентоспособности и инновационного потенциала данной отрасли.

Цель исследования заключается в разработке инновационного подхода к формированию государственной тарифной политики в ЖКХ, который предполагает создание новой Концепции «Ресурсный баланс 2.0», включающей шесть ключевых аспектов: установление предельно нормированных тарифов, обеспечение финансовой дисциплины потребителей, учет экологических интересов и качества услуг, интеграцию цифровых технологий, формирование единого реестра оборудования и разработку инвестиционных программ, с целью создания объективной, экономически целесообразной и прозрачной тарифной системы.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось путем анализа текущего тарифного регулирования в сфере ВиВ и теплоснабжения, рассмотрения различных подходов по улучшению системы тарифообразования. Был проведен анализ опыта в области ценообразования на услуги ресурсоснабжающих компаний, в том числе предельно нормированного тарифа, заложенного в основу предложенной новой Концепции «Ресурсный баланс 2.0» по совершенствованию государственной тарифной политики.

Для обоснования предложенных механизмов использовались, как теоретические материалы, так и практический опыт, основанный на анализе действующих систем и проблематики в данной области. Методы исследования включили анализ экспертных мнений, изучение литературных источников, а также сравнительный анализ практических примеров реализации тарифообразования методами экономически обоснованных расходов и предельно нормированных тарифов в жилищно-коммунальном секторе.

Результаты исследования и их обсуждения

Противоречивый интерес между ресурсоснабжающими компаниями и потребителями ресурсов находит свое воплощение в стремлении организаций и городских властей повысить тариф до уровня, обеспечивающего нормальное функционирование ресурсоснабжающих компаний, противопоставленному стремлению населения снизить тариф и повысить качество предоставляемых услуг.

Необходима новая Концепция «Ресурсный баланс 2.0» подходов к формированию тарифов в ВиВ и теплоснабжении, а также комплексный подход к реформированию данных отраслей. Даже при всех усилиях законодателей, регулярно вносящих изменения в отраслевые законы [1, 2, 4] и иные документы [9], в целях улучшения ситуации в этих сферах деятельности, успехов на сегодняшний день добиться не удается. Изменение системы невозможно без всестороннего подхода к регулированию деятельности поставщиков ресурсов.

В рамках исследования, была разработана Концепция «Ресурсный баланс 2.0» совершенствования государственной тарифной политики на услуги инфраструктурных компаний в сфере ЖКХ, направленная на реформирование системы тарифообразования в жилищно-коммунальном секторе. Ключевой задачей стало выявление основных составляющих, определяющих успех предложенной модели, и доказательство того, что их взаимосвязь и интеграция являются неотъемлемыми условиями для достижения желаемых результатов. Предложение базируется на принципе предельно нормированного тарифа, заложенного в основу новой концепции, что обеспечит справедливость и прозрачность ценообразования, позволяя направлять усилия на оптимизацию затрат и на повышение общей эффективности за счет инвестиций в обновление инфраструктуры и внедрение инновационных технологий.

Концепция «Ресурсный баланс 2.0» предусматривает следующие основные мероприятия:

1. Введение предельно нормированного тарифа.

2. Создание системы управления финансовой ответственностью потребителей.

3. Разработка и реализация инвестиционных проектов.

4. Обеспечение экологической безопасности и качества услуг.

5. Применение цифровых технологий – внедрение современных цифровых решений, повышение эффективности и уровня автоматизации процессов.

6. Создание единого реестра оборудования – установление стандартов для используемого оборудования, повышения эффективности и снижение издержек.

Любое исключение при реформировании хотя бы одного из перечисленных компонентов Концепции может нарушить эффективность ее внедрения и реализации.

1. Введение предельно нормативного тарифа.

В условиях современной жизни актуальной задачей является реформирование процесса формирования тарифов в секторе ВиВ и теплоснабжения. На сегодняшний день существует разнообразие подходов к регулированию тарифов, но все они основываются на экономически обоснованных расходах [5]. Это понятие изначально было заимствовано из Налогового кодекса (расходы уменьшающие налогооблагаемую базу) [3]. В случае расчета тарифов присутствует важная составляющая, которая при утверждении экономически обоснованных расходов влияет на социальную оценку тарифа, его доступность населению. На данный момент отсутствует четкий перечень экономически обоснованных расходов, что приводит к постоянным разногласиям между регуляторами и регулируемыми организациями [6]. Часто отказ в учете расходов выглядит нелепым. Организации вынуждены предоставлять документы, подтверждающие каждый расход, иначе те могут быть признаны экономически необоснованными, но и наличие документов не всегда является гарантией признания расходов. Это касается как расходов на газ, так и на электроэнергию. Компаниям требуется предоставлять отчеты о расходе газа, основываясь на удельных расходах и установленных нормативах, умноженных на стоимость газа. Иногда компании могут превышать установленные нормы и использовать газ в значительных объемах, особенно в периоды холодов, но подобное превышение не всегда признается экономически обоснованным расходом. У ресурсоснабжающей организации не принимают расходы на электроэнергию, если она для осуществления водоснабжения покупает ее не у энергосбытовой компании, а у «перепродавцов», в том числе у УК, в связи с невозможностью заключить прямой договор. Субъективность в расчетах тарифов создает негативную мотивацию для организаций, оказывающих услуги в области ВиВ. Организации не заинтересованы в снижении себестоимости и повышении эффективности деятельности, так как в случае снижения уровня выручки тарифы будут снижены. Решение о размере тарифа остается на усмотрение регулятора (эксперта), что подчеркивает субъективный характер данного решения.

В реальной жизни часто возникают ситуации, когда организации в одном регионе, обладая однотипным оборудованием, предоставляют для защиты перед регулирующими органами разные затраты. Это приводит к установлению различных по величине тарифов на водоснабжение и отопление для потребителей в одном и том же регионе, городе, и даже на одной улице. Нередко эти различия оказываются значительными, как показано в таблице, демонстрирующей различия в утвержденных тарифах для одного региона Московской области, с перекрытием до 600%.

Приложение №3 к Распоряжению Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.11.2022 г. №206Р. Тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций водопроводно-канализационного хозяйства на 2021-2023 годы

Наименование организации водопроводно- канализационного хозяйства

Наименование территории оказания услуг

Вид товара (услуги) /вид деятельности

Тип тарифа (наименование тарифа)

2021

2022

2023

с 01.01.2021 по 30.06.2021

с 01.07.2021 по 31.12.2021

с 01.01.2022 по 30.06.2022

с 01.07.2022

по 30.11.2022

с 01.12.2022

по З1.12.2023

руб./куб.м

руб./куб.м

руб./куб.м

руб./куб.м

руб./куб.м

АО «198 КЖИ»

Можайский городской округ

Питьевое водоснабжение

Тариф на питьевую воду для прочих потребителей

10.59

10.84

10.84

11.08

11,78

Тариф на питьевую воду для населения

12.71

13.01

13.01

13.30

14.14

ООО «ЦИТЭО»

Городской округ

Химки

Питьевое водоснабжение

Тариф на питьевую воду для прочих потребителей

60.69

61.40

61.40

63.44

66.41

Тариф на питьевую воду для населения

X*

X*

X*

X*

X*

Примечание: *тариф для данной категории потребителей не установлен

Организации, стремясь к получению более высокой компенсации, могут увеличивать дополнительные расходы, что в результате повышает уровень тарифов. Однако высокий тариф не всегда означает высокое качество услуг – его установление не связано с данной характеристикой. Как следствие, при наличии повышенных тарифов недобросовестные участники рынка могут предлагать некачественные услуги, что негативно сказывается на общем имидже сектора в целом.

Устаревшая и неразвитая система тарифообразования является одной из главных проблем жилищно-коммунальной отрасли. Основной при расчете тарифов на жилищные и коммунальные услуги является методика, не позволяющая достигнуть рационального для всех участников рынка жилищно-коммунальных услуг размера тарифа и не учитывающая социальной направленности отрасли. Необходимо разработать новые, более эффективные методики расчета и обоснования тарифов на жилищные и коммунальные услуги, учитывающие всю специфику современной российской экономической системы. Несмотря на актуальность проблемы совершенствования государственной тарифной политики на услуги инфраструктурных компаний в сфере ЖКХ, в теоретическом и методологическом аспектах она далека от решения.

Внедрение предельно нормированного тарифа, не зависящего от субъективного мнения и полностью автоматизированный расчет тарифов представляет собой ключевой механизм устранения недостатков взаимодействие между регулятором и регулируемыми организациями, освобождает от избыточной бюрократии и непредсказуемости, способствуя более эффективным бизнес-процессам. Он основан на анализе оборудования и установлении нормативов обслуживания. При таком подходе тариф формируется исходя из стоимости обслуживания конкретного оборудования, а не на основе затрат отдельной компании. Создание базы оборудования сетевых организаций по России в сочетании с разработкой перечней типов оборудования, и расчетом стоимости обслуживания на основе нормирования, сможет обеспечить разработку объективных критериев формирования тарифов в водоснабжении.

2. Создание системы управления финансовой ответственностью потребителей.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), задолженность россиян за ЖКУ достигла почти 900 млрд рублей. По итогам I квартала 2023 года эта сумма составила 876,4 млрд, (этими данными оперирует Минстрой). За год показатель вырос на 72 млрд руб., тогда как в 2022 году он увеличился на 56,6 млрд. При этом в службе уточнили, что перед ресурсоснабжающими организациями (РСО) долги россиян увеличились на 15,8% [10].

Существующий в отрасли кризис неплатежей обусловил механизм покрытия безнадежной дебиторской задолженности за счет увеличения тарифов и оплаты платежеспособными абонентами, что в настоящее время недопустимо.

Необходимо применять строгие меры, чтобы улучшить платежи потребителей. Подрядчики и поставщики часто страдают из-за неоплаты своих услуг, что может привести к финансовым проблемам, банкротству. Парадокс ситуации с платежами состоит в том, что при недостаточной собираемости денег тарифы могут снижаться для населения, а для ресурсной компании будет двойное снижение части необходимой валовой выручки НВВ на сумму неоплаченных ресурсов (двойное, значит уменьшение НВВ в прошедшем и будущем периодах). Регулятором используется механизм уменьшения тарифа на сумму недополученных средств утвержденной выручки (компания обошлась без этих денег, значит может обслуживать и за меньшую выручку). Соответственно снижение НВВ может ухудшить общую ситуацию и привести к банкротству организации, падению качества услуг. Важно выстраивать эффективную систему взаиморасчетов, чтобы избежать перекосов и финансовых проблем на всех уровнях.

3. Разработка и реализация инвестиционных проектов.

У водоснабжающих и теплоснабжающих предприятий крайне мала заинтересованность в осуществлении ремонта инженерных сетей и оборудования, в связи с неурегулированностью этого вопроса в законодательстве. Положение усугубляется крайне неудовлетворительным состоянием инженерных сетей и коммунальных сооружений. В конце 2022 года была принята Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства РФ на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года [8]. Среди актуальных проблем там назван высокий износ коммунальной инфраструктуры. Более 40% линейных объектов сферы ЖКХ нуждается в замене, в том числе:

• сетей водоснабжения 43,4% (249 тыс. км из 574 тыс. км);

• сетей теплоснабжения 30% (50 тыс. км из 167 тыс. км);

• сетей водоотведения 46% (92 тыс. км из 199 тыс. км).

При таком состоянии фондов для их приведения в надлежащее состояние требуется вложение огромных средств. Чтобы обеспечить приток капитала в коммунальный сектор ЖКХ необходимо создание соответствующих условий, обеспечивающих привлекательность инвестиций.

Правительство РФ утвердило программу, которая предусматривает обновление коммунальной инфраструктуры. В течение четырех лет (с 2022 года) на модернизацию ЖКХ выделят до 150 млрд рублей за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Из них 7,5 млрд рублей выделят на улучшение качества водоснабжения [8].

Вопросами модернизации отрасли жилищно-коммунального хозяйства регулярно занимаются и ученые, и законодатели. Однако во все времена основным принципом реформирования системы коммунального хозяйства была «настройка» системы её финансирования. Попытки перевода этой системы на рыночные рельсы с развитием свободной конкуренции и частной собственности в секторе, а следовательно, и формированием эффективных рыночных стимулов пока что привели лишь к частичным сдвигам» [7]. По данным Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, «водоснабжение — самый отсталый с точки зрения финансового наполнения сектор ЖКХ, при этом очень капиталоемкий и отличающийся медленным возвратом инвестиций. В итоге 82% водоканалов убыточны. В отличие от тепловых сетей, где результатом модернизации может быть серьезная экономия на топливе, у водоканалов нет прямой зависимости между модернизацией и снижением издержек». В соответствии со статьей 32 Федерального закона № 416-ФЗ «расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки» [1].

Важно обеспечить платежную дисциплину, так как любые предложения по совершенствованию тарифной политики неосуществимы без финансовых возможностей.

4. Обеспечение экологической безопасности и качества услуг.

Учитывая современные вызовы и тенденции в сфере экономического регулирования, важно рассмотреть влияние изменений климата и экологических аспектов на установление тарифов на водоснабжение. В условиях изменения климата и угрозы исчерпания природных ресурсов, организации водоснабжения должны принимать во внимание экологическую ответственность и стимулировать уменьшение потребления ресурсов через меры повышения энергоэффективности и экологической устойчивости.

Исследование и адаптация передовых практик установления тарифов с учетом экологической устойчивости, инновационных методов анализа данных и повышения прозрачности процессов могут эффективно содействовать модернизации системы ценообразования в сфере ВиВ, обеспечивая экономическую эффективность, социальную справедливость и экологическую устойчивость отрасли.

Примером инновационного подхода может служить использование тарификации с учетом экологических факторов. Вместе с основными затратами и нормативной прибылью, тарифы могут учитывать экологическую нагрузку от производства водоснабжения, стимулируя организации к внедрению более экологически чистых технологий и процессов.

Экологическая составляющая играет важную роль в обеспечении качества услуг по ВиВ и теплоснабжению. Соблюдение экологических норм и стандартов в процессах обработки сточных вод и управления теплоснабжением влияет на экологическую безопасность и устойчивость системы. Активная роль в экологически ответственных практиках и контроль за выбросами вредных веществ способствует повышению качества предоставляемых услуг, уменьшает негативное воздействие на окружающую среду и способствует сохранению природных ресурсов.

5. Применение цифровых технологий.

Полностью автоматизированный расчет тарифов представляет собой перспективный механизм оптимизации. Автоматизированные системы способны значительно ускорить процессы принятия решений и уменьшить вероятность ошибок, что в свою очередь повышает прозрачность и доверие к процессу регулирования.

Для усиления эффективности системы регулирования тарифов необходимо интенсивное внедрение информационных технологий. Развитие этих инструментов, создание моделей расчета тарифов на основе нормативов обслуживания конкретного оборудования позволит повысить прозрачность ценообразования. Информатизация обеспечит единые стандарты в тарификации, исключит субъективное мнение специалиста регулирующего органа и коррупционные риски.

6. Создание единого реестра оборудования.

Важным аспектом совершенствования тарифной политики на услуги инфраструктурных компаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства является обеспечение безопасности и надежности коммунальной инфраструктуры. Финансовые средства на регулярное техническое обслуживание, проведение плановых ремонтов и модернизация инженерных систем позволят уменьшить вероятность аварийных ситуаций и обеспечить бесперебойное предоставление коммунальных услуг.

Внедрение предельно нормированного тарифа, основанном на технико-экономическом анализе оборудования и установлении нормативов обслуживания позволит в будущем создать базы оборудования сетевых организаций по России. 2024 год начался с коммунальных аварий по всей стране. В подмосковном Подольске, Архангельске тысячи жителей остались без тепла, в ХМАО в сорокаградусные морозы произошла целая серия аварий, в Краснодаре местами пропали одновременно вода, отопление и электричество. Причина коммунальных аварий – износ систем ЖКХ. Была и вторая причина, в связи с которой было невозможно экстренно провести аварийные работы. Повреждение технологического оборудования, труб нестандартных диаметров стало причиной долгого проведения ремонтных работ. Хотя ресурсоснабжающие компании имеют в запасе целые склады запасных частей, нестандартное оборудование становится причиной задержки работ, а это долговременные отключения отопления в самые сильные морозы. Заранее такие ситуации просчитать невозможно, поскольку сейчас нет единого реестра оборудования, соответственно нет возможности иметь все виды запасных деталей (вышедшие из строя детали могут быть нестандартных размеров).

Создание базы оборудования сетевых организаций по России в сочетании с разработкой перечней типов оборудования, позволит обеспечить высокие стандарты качества. Расчет стоимости обслуживания на основе нормирования, обеспечит разработку объективных критериев формирования тарифов в водоснабжении.

Заключение

Совершенствование государственной тарифной политики на услуги инфраструктурных компаний в сфере жилищно-коммунального хозяйства требует комплексного подхода, включающего в себя обеспечение безопасности и надежности инфраструктуры, применение энергосберегающих технологий, ориентацию на экологическую устойчивость. Только внедрение таких мер позволит создать современную, устойчивую и эффективную систему жилищно-коммунального хозяйства, соответствующую потребностям современного общества и требованиям экологической безопасности.

Акцентируется внимание на дисбалансе между объемами государственного финансирования инвестиционных программ и долговыми нагрузками (150 млрд против 900 млрд рублей) образующимися у потребителей перед поставщиками услуг ЖКХ. Выявленная проблематика наглядно демонстрирует, что непропорциональное распределение финансовых ресурсов создает дополнительные препятствия на пути к модернизации и обновлению коммунальной инфраструктуры. Следует вывод о необходимости поиска оптимального баланса между инвестициями, дисциплиной платежей и эффективным управлением, что станет ключевым фактором для гарантирования устойчивого развития сектора. Особенностью выступает нацеленность на разработку устойчивого инвестиционного цикла, который будет ориентирован на применение отечественных материалов и технологий в ходе реализации модернизационных проектов. Это не только повысит безопасность и качественные характеристики предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, но и будет способствовать дальнейшему развитию отечественной промышленности, укрепляя ее позиции на внутреннем и международном рынках.

Новейшие методы анализа данных могут использоваться для прогнозирования изменений в потреблении водных ресурсов и эффективной адаптации тарифов с учетом реальных потребностей рынка. Такие технологии позволяют организациям оперативно реагировать на изменения в спросе и осуществлять гибкое управление тарифами.

Реализация данных мероприятий позволит создать фундамент для построения новой модели регулирования тарифов, которая будет отвечать современным требованиям экономического развития, социальной справедливости и экологической безопасности. Интеграция шести ключевых составляющих успеха концепции в единую систему даст возможность формирования устойчивого и динамично развивающегося сектора экономики, которая станет основой для обеспечения качественной и доступной жизни населения.


Библиографическая ссылка

Рекшня Д.А., Ваславская И.Ю. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ НА УСЛУГИ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ КОМПАНИЙ В СФЕРЕ ЖКХ: ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОДХОД // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 3-3. – С. 459-466;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3370 (дата обращения: 18.05.2024).