Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

НОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА: ПРАКТИКА И ОПЫТ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Нехайчук Д.В. 1 Зенцова О.С. 1 Шевчук А.С. 1
1 Севастопольский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова
В статье рассматривается современное состояние развития экономики и культуры в связи с глобальными изменениями и вызовами, стоящими перед образовательной сферой. Обращается внимание на эволюцию экономической деятельности, в частности, что интеграция цифровых технологий и индивидуального творчества играет ключевую роль в современной экономике. Подчеркивается, что в условиях перехода к рыночной экономике обучающимся экономических вузов предъявляются высокие требования, не только в области профессиональных навыков, но и в формировании их профессиональной культуры и ценностной позиции. Отмечается, что глобализация способствует размыванию различий между внутренней и внешней политикой, оказывая влияние на образовательную среду. В исследовании доказана важность внедрения образовательных технологий с целью повышения эффективности обучения, а также рассматривается необходимость поиска новых подходов к организации учебного процесса в современных условиях. Особое внимание уделено использованию электронных технологий, что позволяет более глубоко изучить историю и обогатить образовательный опыт обучающихся. Показаны основные преимущества внедрения образовательных технологий, выделяются наиболее важные составляющие, которые могут быть использованы для улучшения образовательного процесса и повышения эффективности обучения обучающихся. Показан практический пример разработки и внедрения в образовательный процесс интерактивного образовательного проекта «История в одной картине», который предоставляет возможность изучать историю жизни выдающихся отечественных деятелей, внесших особый вклад в развитие России, через специальную мультимедийную платформу.
учебный процесс
интерактивный проект
цифровая среда
современный вуз
образовательные технологии
образовательная платформа
1. Конягина Л.Н. Необходимость формирования нравственной культуры у современных обучающихся экономических вузов // Сервис Plus. 2019. Т. 13, № 2. С. 62-71.
2. Груздева М.Л., Феофанова Т.Д. Возможности использования цифровых платформ в образовании // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 6. С. 104-108.
3. Ванюшкина В.В. Бренд ВУЗа в цифровой образовательной среде // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2019. № 4 (68). С. 26-33.
4. Косицкая Ф.Л. Основные тренды в современном российском высшем образовании (по материалам зимней школы преподавателей – 2020) // Научно-педагогическое обозрение. 2020. №3 (31). С. 101-109.
5. Мухидинов М.Г., Магомедова С.М., Магомедов Г.А. Проблемы формирования новой образовательной среды // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 2 (99). С. 67-69.
6. Майкова В.П., Песоцкий В.А., Янгез Д.И. Особенности влияния цифровых технологий на образование // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2021. № 4. С. 71-78.
7. Щербакова О.И., Скляднева В.В. Применение цифровых технологий при обучении в ВУЗе // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2021. Т. 10, № 4. С. 18-25.
8. Оразов Б.К., Аманов Э. Опыт преподавателей и цифровые платформы в образовании // Наукосфера. 2022. № 12-2. С. 42-45.
9. Путин заявил, что Россия будет бороться за свою независимость ради великого будущего. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/politika/15824763 (дата обращения: 05.02.2024).

Введение

Ключевым ресурсом развития экономики в настоящее время как своеобразным капиталом становятся новые виды деятельности, основанные на интеграции цифровых технологий и индивидуального творчества. На базе этих видов деятельности могут создаваться новые рабочие места, предполагающие производство и эксплуатацию интеллектуальной собственности. Результаты анализа международного опыта показывают, что в последнее время увеличивается интерес к изучению и исследованию культурного наследия, и это помогает решать многие современные проблемы.

«Социально-экономические и культурно-ценностные изменения, происходящие в России в связи с переходом к рыночной экономике, ставят перед обучающимися экономических вузов высокие требования как будущим специалистам, готовым к современному рынку труда. Однако успешная работа в любой сфере трудовой деятельности зависит не только от уровня профессиональной подготовки и способности адаптироваться к новым экономическим условиям с учетом развивающихся рыночных отношений, и общей нравственно-экономической культурой личности» [1, 2].

«В сфере образования назревает потребность в создании поколения специалистов, для которых честность, ответственность и призвание станут существенной частью их профессиональной культуры и личной философии. Эта цель достижима при условии, что учебный процесс будет ориентирован на осознание глубинной взаимосвязи культуры, образования и воспитания. Принимая во внимание важность ценностей и норм в обществе, образование должно способствовать формированию личности специалиста как носителя ценностей отечественной культуры. Важную роль в формировании профессиональной культуры играет языковая, психологическая и культурологическая подготовка, поскольку специфика и эффективность большинства современных профессий зависят во многом от коммуникативной культуры, включающей способность к пониманию, эмпатии, сочувствию и сопереживанию. Гуманитарная подготовка станет основой для формирования профессиональной этики будущих специалистов» [2].

Цель статьи заключается в рассмотрении современного состояния развития экономики и культуры в связи с глобальными изменениями и вызовами, а также анализе их воздействия на образовательную среду. Основной упор делается на эволюцию экономической деятельности, включая важность интеграции цифровых технологий и индивидуального творчества в современной экономике. В статье также выявляется, что переход к рыночной экономике предъявляет высокие требования к обучающимся экономических вузов не только в области профессиональных навыков, но и в формировании их профессиональной культуры и ценностной позиции. Кроме того, исследование ставит своей целью доказать важность внедрения образовательных технологий для повышения эффективности обучения в современных условиях и выделить ключевые моменты, способствующие улучшению образовательного процесса.

Материалы и методы исследования

В ходе исследования используются к общенаучные так и специальные методы и авторские эмпирические научные приемы. Методом доказательной аргументации показана важность описания эволюции экономической деятельности, учитывая значимость цифровых технологий и индивидуального творчества в экономике. Описательные методы фокусируют внимание на высокие требования и вызовы, предъявляемые к обучающимся экономических вузов в условиях рыночной экономики. Доказывается важность внедрения образовательных технологий для повышения эффективности обучения в современных условиях, приведены примеры успешного поиска новых подходов к организации учебного процесса. Для демонстрации важности внедрения интерактивных образовательных технологий и их преимуществ, а также для обоснования необходимости поиска новых подходов к организации учебного процесса, в статье представлен практический пример разработки и внедрения интерактивного образовательного проекта «История в одной картине». В обзоре приведены как теоретические, так и практические аспекты, подразумевающие использование электронных технологий для углубленного изучения истории, а также для обогащения образовательного опыта обучающихся.

Результаты исследования и их обсуждение

Сегодня глобализация способствует сглаживанию различий между внутренней и внешней политикой. Государства вынуждены заставлять политическую элиту более тщательно оценивать плюсы и минусы участия своей страны в глобальных политических и экономических системах, что ставит перед управленческими кадрами повышенные требования. К ним относятся знание различных языков, умение владеть компьютерными технологиями, осведомленность о быстро меняющейся ситуации на мировых рынках, а также готовность к инновациям и вызовам [3].

Один из вызовов образован современными информационно-телекоммуникационными технологиями, компьютерной сетью Интернет, поставившей человека перед новыми испытаниями.

Реальность информационно-компьютерных технологий поставила перед обществом и человеком ряд серьезных проблем, заставляющих искать пути дальнейшей продуктивной жизнедеятельности.

«Человек «массовый» стал достаточно примитивен, отказавшись от поиска смысла жизни, встав на путь потребления и превратившись в «голого» прагматика. Это ни в коем случае не умаляет роли интеллектуального, творческого, познавательного начала в разнообразии общественной деятельности, что предполагает постоянный поиск путей избегания тех вызовов и угроз, которые появились перед современным человеком. Ведь прогресс человечества путем постоянного развития и совершенствования не остановить, и постоянные открытия, инновации с необходимостью вносят изменения в экономику, культуру, образование, мировоззрение, что и предопределяет трансформации, которые мы наблюдаем сейчас, даже если эти изменения, инновации и трансформации кажутся разрушительными. Прогресс во многих своих аспектах с его направленностью вперед и вверх оказывается ловушкой, которая проблематизирует нашу жизнь, ведет вроде бы назад, а на самом деле – к новым свершениям, достижениям, открытиям [4].

Прогрессивное продвижение, даже если оно и губительно действует на судьбы человечества, не остановить. Если и возникают подобного рода призывы, они утопичны.

При этом, важная роль массовой культуры определяется нынешней мировой системой управления, отличной от традиционных, которую можно назвать геоэкономической. Она содержит регулирующие властные функции, далеко выходящие за пределы самых сложных производственных и рыночных связей, и относящаяся к политической жизни общества. Поскольку глобализации и мировому геоэкономическому управлению присущ целый комплекс кардинально отличительных черт, их целям соответствует не традиционная классическая, культура, а современная, массовая. Такая культура, вопреки тревожным прогнозам, не может столь быстро привести к деградации и духовному коллапсу.

Цифровая трансформация образования на стимулирование учебных заведений, преподавателей и обучающихся к объединению сил для улучшения качества обучения и, таким образом, принятия инновационных решений в подготовке молодежи к деятельности в глобализированном пространстве. Находясь на передовой линии образовательного пространства, образовательная система России должна обеспечивать равные права всех участников учебно-воспитательного процесса [5, 6].

При этом, как показывает практика, слишком много образовательных проблем остаются без решения, а слишком мало инноваций внедряется в систему образования. В реалиях сегодняшнего образования, когда новая образовательная парадигма порождает глубинные и объективные процессы формирования единого открытого электронного сетевого ресурса в связи с реформированием образования одной из приоритетных задач является модернизация содержания образования.

И такую модернизацию следует проводить, активно используя современные информационные технологии и устраняя все препятствия. Сегодня каждый желающий имеет возможность доступа к сети Интернет и образовательным ресурсам.

Модернизация системы отечественного образования обуславливает необходимость поиска новых подходов к организации учебного процесса. Сегодня предусмотрено решение проблемы обеспечения доступности образовательных услуг благодаря внедрению новейших ИТ, использованию дистанционного обучения и безвозмездному распространению качественных информационных ресурсов учебного назначения, предоставлению учебным заведениям скоростного доступа в Интернет [7].

В образовательном пространстве, скорее всего, используется небольшой процент электронных образовательных ресурсов (далее – ЭОР) должного качества. В этой связи сегодня перед образовательной системой выдвигаются такие первоочередные задачи:

- наполнение образовательного пространства открытыми ЭОР (в том числе электронными учебниками) надлежащего качества.

- обеспечение доступа обучающих и обучающихся к ЭОР.

Разработка и использование ВЭОР в соответствии с дидактическими задачами позволяет осуществить и/или поддержать: сохранение учебных информационных объектов, интерактивное взаимодействие участников учебного процесса, предметно-образное отображение информационных объектов (в аудиальной, визуальной или аудиовизуальной формах), управление внешними типовыми и специальными устройствами и приборами (компьютерно ориентированными средствами обучения), входящими в состав лабораторных комплексов или комплектов.

Для повышения дидактической эффективности применения ЭОР они могут применяться в интеграции (синхронно или асинхронно) с другими учебно-методическими материалами (например методическими рекомендациями), образуя интегрированные программно-методические комплексы.

Концепция проектирования открытых ЭОР основывается на личностно ориентированном, дифференцированном и интегративном подходах в образовании и дидактических принципах (систематичности, последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности), а также принципах адаптивности к индивидуальным особенностям каждого обучающегося) на любом этапе), интерактивности (общение субъектов учебно-воспитательного процесса), оптимальности (сочетание индивидуальной и групповой работы; поддержание в работе состояния психологического комфорта обучающихся, неограниченность содержания обучения).

Ключевой идеей концепции стало понимание ведущей роли ИТ, а именно WEB-технологий в организации учебно-воспитательного процесса, использование которых открывает широкие перспективы формирования фундаментальных и профессиональных знаний обучающихся, усиление прикладной направленности содержания обучения, раскрытие творческого потенциала обучающихся и преподавателей в соответствии с их запросами и способностями [8].

Обеспечение надлежащего качества образования предлагается путем внедрения в учебный процесс ИТ, издания современных учебников и наглядных пособий по профессионально-теоретической подготовке.

Назначением таких учебников усматривается модернизация содержания обучения, обеспечение равного доступа участников учебно-воспитательного процесса к качественным учебным и методическим материалам независимо от места их проживания и формы обучения, удовлетворения индивидуальных обучающихся и увеличения самостоятельности их учебно-познавательной деятельности.

Устройство ЭОР разработано таким образом, что курс содержит гибкую систему управления контентом (перекрестные ссылки, гиперссылки на внешние и внутренние объекты и т.п.), встроенную систему внутренней навигации, управление графическими объектами и использование внешних депозитариев, систему гипермедиа, движущиеся элементы, выпадающие панели (например, меню содержания), возможность масштабирования, возможность создавать электронные закладки, поиск по ключевому слову или словосочетанию, обеспечение постраничного доступа к материалу, обеспечивает простоту навигации и многое другое.

Использование внешних депозитариев (WEB-депозитариев) и внутреннего репозитория должно способствовать уменьшению нагрузки на сервер платформы отдельного учебника и обеспечивает скорость обмена данными, анимация иллюстративного материала, позволяющая наглядно демонстрировать те или иные процессы, которые невозможно показать при использовании традиционных средств обучения; возможность выбрать глубину изучения темы (дифференциация обучения) за счет использования перекрестных ссылок и гиперссылок; динамичность и открытость – возможность дополнения и изменения текстового или иллюстративного материала [2, 5].

Smart-образование создает институциональную среду, способствующую усовершенствованию интеллектуальных и профессиональных навыков обучающихся. Повышает инновационную производительность находящегося в этой среде преподавателя. Формирование концепции smart-образования связано с созданием стратегий, направленных на решение проблем, вызванных потребностями подготовки конкурентоспособного человеческого капитала.

«Использование smart-технологий создает новые возможности для системы образования, заключающиеся в: интеграции образовательных учреждений в международное образовательное пространство; охват дополнительных категорий обучающихся, в том числе и иностранных; применении инновационных образовательных технологий; создании новых ориентиров для преподавателей, усилении научных исследований; внедрении более эффективных моделей администрирования и управления» [6]. При этом выдвигаются следующие требования к образовательным ресурсам в рамках Smart-Education: их открытость.

Smart Education – это системное объединение учебных заведений и профессорско-преподавательского состава для совместной деятельности в Интернете на базе единых стандартов и технологий. Развитие информационных технологий повлекло за собой изменение роли преподавателей и обучающихся, как участников образовательного процесса, а также появление новых методов обучения, настроенных на личностно-ориентированное образование каждого обучающегося.

Использование компьютерных моделей и технологии SMART в учебном процессе, «позволяет достичь положительных результатов: увеличение объема зрительной информации, что существенно повышает качество и эффективность преподавания лекции или проведение практического занятия; возможности SMART вовлекают обучающихся и слушателей в активную деятельность, активизируют их творческий потенциал; яркость компьютерной графики позволяет развивать наглядно-образное мышление; реализуется возможность проработки большого количества информации; создаются условия для индивидуальной исследовательской работы с компьютерными моделями» [7] в ходе которой они могут самостоятельно задавать эксперименты, быстро проверять свои гипотезы, устанавливать закономерности.

Таким образом, введение новейших информационных технологий в учебный процесс высшей педагогической школы связано с переходом от устаревшей формулы знания-навыки, от преимущественно репродуктивной подготовки к новым, креативным типам обучения. Можно утверждать, что Smart education является инновационной стратегией современного высшего педагогического образования, которая в наибольшей степени способствует формированию профессиональных компетентностей, устойчивой мотивации, интереса к овладению будущей профессией и предоставляет возможности личностной и профессиональной самореализации.

В современном мире становится все более очевидным, что работа выпускников экономических вузов включает в себя высокий нравственный потенциал, так как важны такие качества, как ответственность, честность, толерантность и другие. Эти нравственные качества становятся ключевыми в конкурентной среде современного рынка труда, где этика и профессионализм играют важную роль [6].

Экономика предоставляет ресурсы, инфраструктуру и возможности развития, тогда как культура обогащает нашу жизнь, формирует ценности и помогает создавать общественные нормы, в том числе в области нравственности.

Взаимодействие нравственных качеств с экономической и культурной средой определенно заслуживает дальнейшего изучения и понимания. Эти две сферы взаимодействуют, их ценности и принципы формируют окружающую нас среду.

«Достаточно перспективным является подход, в рамках которого культура и экономика рассматриваются взаимосвязанными и взаимозависимыми. Экономика представляет собой часть культуры, не являющуюся изолированной, а встроенную в общую культурную среду. Изучение экономической культуры в исследованиях также рассматривается как анализ влияния ценностей культуры на экономическое поведение людей, и при этом подчеркивается, что экономическая наука не может быть отделена от ценностных суждений» [5].

Внедрение новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (3++) действительно представляет собой важный шаг в улучшении системы образования. Одной из ключевых особенностей такого внедрения является учет профессионального стандарта с целью приближения образовательного процесса к требованиям рынка труда. Это позволяет формировать универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, делая выпускников университетов более готовыми к миру труда и культурной сфере.

Контент универсальной компетенции (УК-9), связанной с формированием экономической культуры, включая финансовую грамотность, в различных направлениях подготовки вуза в сфере культуры заключается в способности принимать обоснованные экономические решения в различных сферах жизнедеятельности. Это отражает необходимость владения обучающимися навыками анализа, принятия решений, и понимания финансовых аспектов в их будущей профессиональной деятельности.

Сегодня высшее образование становится более ориентированным на практическое применение знаний, а выпускники, обладающие такими компетенциями, могут успешно адаптироваться к требованиям современного рынка труда в области культуры.

Экономическая культура предполагает использование различных институциональных методов, которые помогают осуществлять адаптацию к экономическим условиям. Она включает в себя экономические знания, навыки и стереотипы поведения, которые помогают человеку рационально воспринимать и реагировать на экономические ситуации в своей жизни и работе. Таким образом, экономическая культура охватывает как знания, так и социальные навыки, необходимые для эффективного функционирования в экономической среде.

Структура экономической культуры субъекта социально-экономических отношений включает следующие элементы: познавательный, ценностный, деятельностный и креативный. В зависимости от различных комбинаций этих элементов экономическая культура выполняет следующие функции:

1. Познавательная функция направлена на усвоение и углубление экономических знаний;

2. Поведенческая функция способствует применению экономических знаний в формировании экономического поведения на основе нравственно-ценностного развития личности;

3. Адаптивная функция проявляется в приспособлении к социально-экономической ситуации и повышении жизнеспособности выпускника вуза в условиях развития креативной среды сферы культуры.

Внедрение образовательных технологий является важным аспектом современного образования. Они позволяют улучшить процесс обучения и обеспечить более эффективное усвоение знаний обучающимися. Образовательные технологии представляют собой различные методы и инструменты, которые помогают педагогам создавать интерактивные и инновационные учебные среды.

Внедрение образовательных технологий – это процесс использования различных методов, инструментов и подходов в образовательном процессе с целью повышения его эффективности и качества обучения.

Основная цель внедрения образовательных технологий – создание условий для активного и интерактивного обучения, развития критического мышления, творческого потенциала и коммуникативных навыков у обучающихся.

Внедрение образовательных технологий позволяет перейти от традиционной лекционной модели обучения к более современным и инновационным подходам, таким как проблемно-ориентированное обучение, проектная деятельность, использование информационно-коммуникационных технологий и др.

Основные преимущества внедрения образовательных технологий предстьавлены на рисунке.

missing image file

Основные преимущества внедрения образовательных технологий

К преимуществам современных образовательных технологий можно отнести:

- интерактивность и активное участие обучающихся;

- индивидуализация обучения;

- доступность и гибкость;

- развитие навыков цифровой грамотности;

- мотивация и интерес к обучению.

Представляется возможным выделить некоторые из основных видов образовательных технологий:

- Компьютерные технологии,

- Мультимедийные технологии,

- Мобильные технологии,

- Дистанционные технологии,

- Виртуальная реальность.

И это лишь некоторые из основных видов образовательных технологий, которые могут быть использованы для улучшения образовательного процесса и повышения эффективности обучения обучающихся.

Выступая в Великом Новгороде, президент России выстроил одну линию общероссийских ценностей суверенитет, культуру и традиции: «За свое Отечество, за свою Родину, которая у нас одна, за нашу свободу, независимость и суверенитет, за нашу культуру и традиции мы будем бороться, будем их отстаивать и защищать во имя наших предков и наших потомков, ради России, ее великой истории и великого будущего» [9]. Общаясь 1 сентября со школьниками, победителями «Большой перемены», Владимир Путин отметил, что история и ее изучение необходимы для того, чтобы понять кто мы такие, чтобы двигаться дальше.

Ведущие российские вузы включают в свою просветительскую миссию изучение истории. Например, в Севастопольском филиале РЭУ им. Г.В. Плеханова создан проект «История в одной картине». Это мультимедийная платформа, содержащая образовательный контент, посвященный определенным российским историческим деятелям. Изучение исторического материала происходит через использование техники цифровой визуализации, а также, благодаря тщательной подборке сопроводительного видеоматериала. Основой выступают оцифрованные художественные полотна авторства известных отечественных художников. Благодаря анимации, зрителю предоставляется возможность детально рассмотреть объекты и персонажи, расположенные на картине и получить содержательную информацию о каждом из них, а также об эпохе в которой они жили.

Заключение

С помощью электронных технологий художественные полотна получают уникальное прочтение. Благодаря анимации, зрителю предоставляется возможность не только детально рассмотреть объекты и персонажи, расположенные на картине, но и получить содержательную информацию о каждом из них, а также об эпохе в которой они жили. Информационное сопровождение имеет подкрепление в виде различных исследований, фильмов, лекций, произведений искусства, ведущих представителей научно-исторического общества России, которые выступают против фальсификации истории. Современное состояние экономики и культуры в рамках глобальных изменений и вызовов представляет собой сложную среду, которая оказывает значительное влияние на образовательную сферу. Авторы показывают, что в условиях перехода к рыночной экономике на обучающихся экономических вузов возлагаются высокие требования, включая не только профессиональные навыки, но и формирование их профессиональной культуры и ценностной позиции. Исследование позволило доказать важность внедрения образовательных технологий для улучшения качества обучения и демонстрирует, что использование электронных технологий обогащает образовательный опыт обучающихся. Такие инновации как интерактивные образовательные платформы могут стать эффективным инструментом углубленного изучения предметов и повышения мотивации обучающихся. Проект «История в одной картине» служит примером успешной демонстрации эффективного использования электронных технологий в учебном процессе, поощряя более глубокое погружение обучающихся в исторические материалы и культурное наследие.


Библиографическая ссылка

Нехайчук Д.В., Зенцова О.С., Шевчук А.С. НОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА: ПРАКТИКА И ОПЫТ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 3-3. – С. 428-435;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3366 (дата обращения: 18.05.2024).