Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ ЮГА РОССИИ

Янченко Е.А. 1 Янченко Д.Д. 1
1 Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт – филиал ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет»
В статье осуществлена интерпретация показателей внешнеэкономической деятельности регионов Южного федерального округа РФ (ЮФО РФ) за период 2019-2021 гг, уточнены индикаторы внешней торговли с государствами-членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Установлено, что экономика регионов ЮФО РФ в целом преодолела негативные последствия пандемии коронавирусной инфекции. Имевшее место в период 2020-2021 гг некоторое снижение показателей, отражающих масштаб внешнеэкономической деятельности, сменилось растущим трендом, обеспечившим не только восстановление деловой активности в сфере экспорта и импорта, но и значительное наращивание масштабов внешней торговли. Идентифицированы факторы, способствующие диверсификации вшнешнеэкономической деятельности ЮФО РФ и активизации торгового оборота со странами ЕАЭС, ограничители указанных процессов, а также тенденции, свидетельствующие о диверсификации торгово-экономических потоков за счёт развития взаимодействия с нейтральными и дружественными государствами, выхода хозяйствующих субъектов ЮФО РФ на новые рынки сбыта своей продукции и закупки товаров (услуг) иностранных контрагентов. Результаты исследования могут использоваться органами государственной власти РФ, субъектов РФ при формировании государственной внешнеэкономической политики, подготовке и реализации программ государственного стимулирования экспорта.
экономика
регион
макрорегион
внешнеэкономическая деятельность
южный федеральный округ
развитие
динамика
1. Анопченко Т.Ю., Ревунов Р.В., Лапин А.С. Гармоничное развитие туристско-рекреационной сферы Юга России на основе проектноориентированного подхода // Системное моделирование социально-экономических процессов: труды 45-й Юбилейной международной научной школы-семинара. Воронеж, 2022. С. 120-128.
2. Дальченко Е.А., Плохотникова Г.В. Направления повышения эффективности внешнеэкономической деятельности на мезоэкономическом уровне (на материалах Ростовской области) // Региональные проблемы преобразования экономики. 2019. № 2 (100). С. 81-86.
3. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения: 12.10.2023).
4. Кантарович А.А. Внешнеторговая деятельность предприятий РФ: проблемы в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности // Финансы и управление. 2019. № 2. С. 82-91.
5. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 05.11.2023).
6. Официальный сайт Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы РФ [Электронный ресурс]. URL: https://yutu.customs.gov.ru/statistic (дата обращения: 15.10.2023).
7. Паспорт национального проекта (программы) «Международная кооперация и экспорт» (утв. президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 г. №16) [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/info/35564/ (дата обращения: 12.11.2023).
8. Указ президента РФ от 25.08.2023 г. №642 «Об усилении координации внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202308250014 (дата обращения: 17.10.2023).
9. Anopchenko T.Yu., Revunov R.V., Murzina S.M., Gubachev V.A., Dalchenko E.A. Vectors of increasing the efficiency of the modern economy of the region (based on the materials of the Rostov region) // Modern Global Economic System: Evolutional Development vs. Revolutionary Leap. Institute of Scientific Communications Conference. Cham. 2021. С. 2163-2169. DOI: 10.1007/978-3-030-69415-9_237.
10. Osadchaya N., Murzin A., Revunov R., Plokhotnikova G. Organizational and economic priorities for the agro-industrial complex development in Russia at the regional level // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. Fundamental and Applied Scientific Research in the Development of Agriculture in the Far East, AFE 2021 – Papers. 2021. С. 032061. DOI: 10.1088/1755-1315/937/3/032061.

Введение

Беспрецедентное санкционное давление, оказываемое недружественными государствами в отношении РФ, закономерно актуализирует научный поиск инструментов, механизмов диверсификации внешнеторговой деятельности РФ, позволяющей расширить географию присутствия российских хозяйствующих субъектов на мировом рынке. В данном контексте особую научно-практическую значимость приобретают исследования, направленные на выявление основных тенденций и показателей внешнеэкономической деятельности макрорегионов РФ, а также возможностей, предоставляемых российским хозяйствующим субъектам – участникам внешнеэкономической деятельности международными организациями с участием РФ.

Материалы и методы исследования

Исследование массивов данных таможенных органов РФ, отражающих показатели внешнеэкономической деятельности Южного макрорегиона, с применением методов научного познания (синтез, анализ), позволило обеспечить высокий уровень достоверности полученных результатов.

Результаты исследования и их обсуждение

Российская Федерация осуществляет активную деятельность на мировой арене и является участником различных международных организаций, в том числе Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В настоящее время ЕАЭС объединяет следующие государства: Российскую Федерацию, Беларусь, Армению, Казахстан, Киргизию. Статус государств-наблюдателей имеют Куба, Молдавия, Узбекистан. ЕАЭС является преемником функционировавшего ранее Таможенного союза. Согласно межгосударственного Договора о Евразийском экономическом союзе [3], государства-участники не применяют в отношении друг друга такие протекционистские меры, как ввозные и вывозные пошлины, нетарифное регулирование и т. п. Подобная практика способствует свободному движению товаров и капиталов, а также формированию единого рынка товаров и услуг, в котором хозяйствующие субъекты стран-участниц ЕАЭС могут в полной мере реализовать свои конкурентные преимущества (у РФ следующие: выгодное экономико-географическое положение, наличие выходов к морям, развитая транспортно-логистическая инфраструктура, научно-технологический потенциал).

Участие РФ в международных интеграционных объединениях открывает возможности для хозяйствующих субъектов, регионов, макрорегионов активизировать социально-экономическое развитие за счёт повышения эффективности внешнеэкономической деятельности. Южный федеральный округ РФ (ЮФО РФ) представляет собой макрорегион, располагающий значительным экономическим потенциалом. В субъектах РФ, входящих в состав ЮФО, развиты такие отрасли, как производство и переработка сельскохозяйственной продукции, химия, нефтепереработка, машиностроение различных видов (авиационное, железнодорожное и др.), цветная и чёрная металлургия и т. п. В крупнейших агломерациях Юга России, а именно Ростов-на-Дону, Краснодар, Сочи, Ставрополь динамично развиваются финансовый и IT-сектора, образование, наука, строительство [2, 4, 9, 10]. Южный макрорегион располагает значительными туристско-рекреационными ресурсами [1], позволяющими развивать такие направления туризма, как пляжный, экологический, оздоровительный, гастрономический, этнокультурный. Электростанции тепловой и атомной генерации обеспечивают потребности макрорегиона в электроэнергии. Вышеперечисленные факторы формируют значительный экспортный потенциал регионов ЮФО РФ. С учётом тематики статьи, рассмотрим динамику общего внешнеторгового оборота Южного федерального округа РФ за период 2019-2021 гг. (рисунок 1) [5, 6].

Информация рисунка 1 отражает тенденцию увеличения общего внешнеторгового оборота ЮФО РФ с 26,05 млрд долл. в 2019 г. до 33,12 млрд долл. в 2021 г. (+7,07 млрд долл. США, +27,16 %). Показатели внешнеторгового оборота ЮФО РФ со странами ЕАЭС за аналогичный период представлены на рисунке 2 [5, 6].

Анализ информации рисунка 2 свидетельствует об увеличении внешнеторгового оборота ЮФО РФ с государствами-членами ЕАЭС на 0,36 млрд долл. США (+20,63 %). Сравнительный анализ динамики темпов роста внешнеторговых оборотов показывает незначительное опережение темпа роста общего оборота по сравнению с оборотом со странами ЕАЭС.

missing image file

Рис. 1. Динамика общего внешнеторгового оборота Южного федерального округа РФ за период 2019-2021 гг., млрд долл. США

missing image file

Рис. 2. Динамика внешнеторгового оборота ЮФО РФ со странами ЕАЭС за период 2019-2021 гг. млрд долл. США

missing image file

Рис. 3. Доля государств-членов ЕАЭС во внешнеторговом обороте ЮФО РФ за период 2019-2021 гг., %

Указанные показатели составляют, соответственно, 27,16 % и 20,63 %. Выявленные нами тенденции развития внешнеторговых процессов ЮФО РФ влияют на показатель удельного веса государств-членов ЕАЭС во внешнеторговом обороте ЮФО РФ (рисунок 3) [5, 6].

Согласно сведений, представленных на рисунке 3, удельный вес стран, членов ЕАЭС во внешнеторговом обороте ЮФО РФ практически не менялся за период наблюдения и, по итогам 2021 г. составляет 6,36%. По мнению авторов, указанная тенденция свидетельствует о недостаточном использовании потенциала межгосударственных экономических взаимосвязей в рамках ЕАЭС. Факторами, способствующими диверсификации внешнеэкономической деятельности ЮФО РФ и активизации торгового оборота со странами ЕАЭС являются: наличие у РФ общей сухопутной границы с такими странами, как Беларусь, Казахстан; наличие единой железнодорожной инфраструктуры, позволяющей обеспечить прямой оборот грузов без перевалки; единые государственные подходы к таможенному регулированию в рамках процессов экономической интеграции.

Вместе с тем, необходимо выделить факторы, ограничивающие развитие внешнеэкономической деятельности ЮФО РФ с государствами-членами ЕАЭС: отсутствие дипломатических и торговых представительств в административном центре Южного федерального округа РФ – городе Ростове-на-Дону, – таких стран-членов ЕАЭС, как Казахстан, Киргизия; неразвитость банковской инфраструктуры в части обеспечения взаимных расчётов с использованием валют государств-членов ЕАЭС; негативное влияние санкций со стороны недружественных РФ государств.

Экономика регионов ЮФО РФ в целом преодолела негативные последствия пандемии коронавирусной инфекции. Имевшее место в период 2020-2021 гг. некоторое снижение показателей, отражающих масштаб внешнеэкономической деятельности, сменилось растущим трендом, обеспечившим не только восстановление деловой активности в сфере экспорта и импорта, но и значительное наращивание масштабов внешней торговли.

Выводы

В завершение сформулируем следующие основные выводы.

1. Осуществлённый нами анализ внешнеэкономической деятельности ЮФО РФ позволил установить тенденцию роста внешнеторгового оборота. В условиях беспрецедентного санкционного давления со стороны некоторых иностранных государств, подобная тенденция свидетельствует о диверсификации торгово-экономических потоков за счёт развития взаимодействия с нейтральными и дружественными государствами, выхода хозяйствующих субъектов ЮФО РФ на новые рынки сбыта своей продукции и закупки товаров (услуг) иностранных контрагентов. Позитивная тенденция расширения торгового оборота характерна в том числе для ЮФО РФ и государств-членов Евразийского экономического союза.

2. Установленные нами выше позитивные тенденции развития внешнеторговых отношений ЮФО РФ не отменяют действия имеющихся ограничительных факторов. На современном этапе потенциал экономического сотрудничества между регионами ЮФО РФ и странами ЕАЭС не используется в полной мере. В целях развития торговых взаимосвязей между хозяйствующими субъектами ЮФО РФ и государств ЕАЭС необходима активизации работы Министерства иностранных дел РФ по открытию дипломатических и торговых представительств в административном центре ЮФО РФ – городе Ростове-на-Дону, что позволит упростить процедуры взаимного поиска экономических партнёров, содействия заключению и исполнению сделок и т. п.

3. Регионы ЮФО РФ, а также Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) располагают потенциалом, позволяющим предоставлять товары и услуги на рынки нейтральных и дружественных стран по таким направлениям, как: агропромышленное (поставка сельскохозяйственного сырья и продуктов питания), машиностроение (подвижной состав для железных дорог, промышленное оборудование различных видов), авиастроение (гидросамолёты, беспилотные летательные аппараты), туристско-рекреационные, образовательные, научные услуги. Особенности географического положения ЮФО и СКФО позволяют в контексте внешнеэкономической деятельности рассматривать указанные округа как один макрорегион Юг России. Эффективная организация работы по стимулированию внешнеэкономической деятельности Юга России (главным образом, экспорта) подразумевает выявление и учёт факторов, детерминирующих региональную внешнеторговую специализацию. В целях реализации имеющихся конкурентных преимуществ, необходима межрегиональная координация внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов Юга России. Подобная координация позволит избежать демпинга и конкуренции между российскими компаниями, а также соответствует целевым установкам, зафиксированным в нормативных документах [7, 8]. Активизация внешнеторговой деятельности также способствует снижению социально-экономической дифференциации между регионами Юга России.


Библиографическая ссылка

Янченко Е.А., Янченко Д.Д. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ ЮГА РОССИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 12-2. – С. 381-385;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3184 (дата обращения: 18.05.2024).