Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пустуев А.А. 1 Мустафина О.В. 2 Рыкалина О.А. 2
1 ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет имени В.Ф. Яковлева»
2 ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»
Высшее образование всегда воспринималось и, в настоящем воспринимается, как необходимое условие для успешного продвижения карьеры. Качество образования зависит от многих составляющих, но в основе всего лежит информация, полученная в процессе обучения и методы ее освоения. Следовательно, от методического обеспечения процесса обучения, а именно от учебной и методической литературы напрямую зависит освоение студентами необходимых профессиональных компетенций. Статья посвящена исследованию отдельных вопросов методического обеспечения процесса обучения. Цель исследования изучить ресурсы, которые предлагают различные учебники и учебно-методические пособия, необходимые для получения определенных компетенций. При помощи методов проблемного и сравнительного анализа проведена оценка соответствия учебников и различных учебных пособий, предлагаемых библиотечными системами требованиям государственных стандартов, компетентностной сообразности, функциональной полноты, возможности использования их в условиях цифровой интерактивной среды. Для исследователей, являющихся одновременно практикующими преподавателями вуза проблемы «результативности», подлинности, новизны и доступности учебных материалов, используемых в процессе обучения, является достаточно актуальной. Проведен анализ публикаций различных авторов по указанной теме. Описаны результаты собственного исследования с выводами, обозначившими проблемы. Предложены мероприятия, по мнению авторов позволяющие в определенной мере решить выявленные проблемы.
учебник
учебное пособие
эбс
цифровой учебник
интерактивная среда
1. Абросимова М.А., Воронина И.Р., Захарова Э.А. и др. Особенности учебно-методического комплекса дисциплины // Российские регионы как центры развития в современном социокультурном пространстве: сборник научных статей 7-й Всероссийской научно-практической конференции, Курск, 22 октября 2021 года. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. С. 11-13.
2. Бакулина Н.А. Особенности учебно-методического обеспечения образовательного процесса // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития : сборник статей по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Новгород, 25 ноября 2020 года. Т. I. Нижний Новгород: ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2021. С. 11-15.
3. Белова О.Л. Цифровой учебник как основа цифровой трансформации учебного процесса // Функциональность подготовки как императив современного образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Армавир, 01 ноября 2022 года. Армавир: Армавирский государственный педагогический университет, 2022. С. 95-97.
4. Борисенко Н.А. Разработка цифрового учебника как новый этап теории учебниковедения // Современный учебник русского языка для средней школы: теория и практика: Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 25–26 марта 2021 года / Отв. редакторы А.Д. Дейкина, В.Д. Янченко. М.: Московский педагогический государственный университет, 2021. С. 80-86.
5. Бордовская Н.В., Кошкина Е.А., Тихомирова М.А., Исхакова М.П. Эффективность смешанных образовательных технологий в вузе: методология оценки // Образование и наука. 2023. Т. 25, № 7. С. 69-102. DOI: 10.17853/1994-5639-2023-7-69-102.
6. Граник Г.Г., Борисенко Н.А. Психолого-дидактические проблемы создания цифровых учебников // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 3. С. 102-112. DOI: 10.17759/pse.2021260307.
7. Дмитриева О.А. Применение электронных образовательных ресурсов в преподавании иностранного языка в системе дистанционного обучения // Современное педагогическое образование. 2022. № 2. С. 84-88.
8. Дмитриева О.А. Электронный модуль как одна из технологий неконтактного взаимодействия при обучении иностранному языку в техническом вузе // Педагогическая информатика. 2022. № 2. С. 136-141.
9. Долматов А.В., Долматова Л.А. Особенности нормативного регулирования независимой оценки качества образования // Актуальные проблемы юридической науки и практики: сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции: в 2-х томах. Санкт-Петербург, 20 ноября 2019 года. Том 1. СПб.: Санкт-Петербургская юридическая академия, 2019. С. 54-60.
10. Епифанцева В.А. Электронный учебно-методический комплекс для дистанционного обучения. Опыт применения // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 10(102). С. 206-210. DOI: 10.24158/spp.2022.10.32.
11. Иванов В.А. Базисная модель и когнитивно-креативный потенциал нового цифрового учебника // Школьные технологии. 2021. № 1. С. 48-56.
12. Калицкая В.В., Степанова Л.А., Мустафина О.В., Рыкалина О.А. Повышение эффективности образовательного процесса при изучении дисциплины «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия» с использованием современных технологий программы 1С: Предприятие // Педагогическое образование в России. 2022. № 5. С. 111-118. DOI: 10.26170/2079-8717_2022_05_13.
13. Клочков С.В. Факторы обновления содержания вузовских учебников экономического цикла // Актуальные вопросы профессиональной педагогики: материалы межрегионального тематического сборника с международным участием. Курган: Курганский государственный университет, 2023. С. 151-159.
14. Куламихина И.В., Есмурзаева Ж.Б., Алипичев А.Ю. Проблемы формирования учебно-методического обеспечения процесса обучения по иностранному языку в аграрном вузе // Концепт. 2023. № 6. С. 118-130. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11052.
15. Овчинникова О.А. Соотношение печатных и электронных изданий в составе фонда вузовских библиотек: проблемы и перспективы // Наука, технологии и информация в библиотеках (Libway-2019): сборник тезисов докладов Международной научно-практической конференции, Иркутск, 17–19 сентября 2019 года / Под общей редакцией Е.Б. Артемьевой. Иркутск: Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН, 2019. С. 155-156.

Знаменитый лозунг социалистической экономики, произнесенный И.В. Сталиным в 1935 году «Кадры решают все» пришедший на смену главному лозунгу того времени «Техника решает все» определил направление на индустриализацию экономики, перевод ее на промышленные рельсы. Таково было требование того времени, необходимостью для выживания молодой республики. Спустя 88 лет, несмотря на то, что в современном мире глобального технического прогресса, в котором большую часть деятельности человека выполняют машины или механизмы, а в некоторых случаях даже принятие управленческого решения возлагают на искусственный интеллект этот лозунг удивительным образом остается актуальным уже в другой России, России рыночной экономики. Все больше отраслей экономики переходит на полную или частичную автоматизацию производства. И нужны не просто «кадры», а профессионалы-специалисты в своей деятельности. В настоящее время этот лозунг должен звучать как «Профессиональные кадры (специалисты) решают все». Подготовка профессионала, специалиста, отвечающего всем необходимым требованиям работодателя-заказчика главная задача образовательного учреждения. Данную задачу разные учебные учреждения решают по-разному. Но практически все, независимо от статуса и географического расположения, учебные заведения сталкиваются с рядом проблем, и одна из них, это методическое обеспечение образовательного процесса. Какая информация содержится в различных учебниках, учебно-методических пособиях, как ее верифицировать, ее актуальность, нужность, необходимость этот лишь часть вопросов, которые необходимо решить конкретному учебному учреждению или конкретному преподавателю. Широкомасштабный переход к цифровым технологиям всех и всего, повсеместное использование информационно-телекоммуникационных технологий усугубило данную проблему. Учебные заведения разного уровня стали активно предлагать обучение в дистанционном формате, в основе которого, как правило, лежит самостоятельное изучение студентом предложенного материала. Иногда для освоения образовательной программы студенту предлагается изучить огромный массив информации. С учетом ограниченности времени, предусмотренного на освоение конкретной дисциплины информация, которую должен получить и изучить студент должна отвечать определенным требованиям. Многие из студентов привыкли искать ответы на поставленные вопросы в открытой сети INTERNET. Обычным является для студента запрос «GOOGLE скажи». «Мусорная» информация, заполонившая просторы INTERNET не только не позволяет овладеть необходимыми знаниями, но иногда и вредит, искажая действительность. И это все проблемы учебно-методического обеспечения.

В СССР нехватка теоретических знаний или практических умений в полной мере восполнялась на рабочем месте при осуществлении практической деятельности. Образование было не только бесплатным, но и по окончании учебного заведения государство предоставляло место работы и, обязывало работодателя, оказывать всевозможную поддержку молодого специалиста назначая наставника.

В 90-е годы приоритеты изменились. Многие поступали в высшие учебные заведения лишь для получения заветной «корочки», которую позволяло получить учебное заведение, осуществляющее деятельность на платной основе. Частные учебные заведения считали, что процесс обучения и, конечно же, его методическое обеспечение личное дело каждого вуза. Уже в 1993 году с внесением в Конституцию Российской Федерации статьи, определяющей обязанность стандартизировать систему образования, стало понятным, что государство будет устанавливать контроль над системой образования в целом и ее различными отдельными формами. Предлагалось стандартизировать процессы образования и самообразования. Стандартизация в полной мере начала осуществляться с введением Федеральных государственных стандартов с 2004 года. И по настоящее время происходит реформация системы образования, обусловленная технологическими, социальными и иными изменениями как внутри страны, так и во всем мире. И, если в стандартах четко прописывались обязательные требования к объему реализации конкретной программы в часах или зачетных единицах, формах реализации, структуре программы, то к учебно-методическому обеспечению обязательных требований стандарт не предъявлял. Авторы, как практикующие преподаватели ведущих вузов, не понаслышке знают, насколько важным является именно наличие качественного учебно-методического обеспечения для высшего профессионального образования. Найти, купить учебник, содержащий необходимую и актуальную информацию, бывает порой достаточно непросто.

Определенным решением данной проблемы явилось создание и распространение электронно-библиотечных систем. С 2011 года были зарегистрированы ЭБС (электронно-библиотечные системы) согласно Приказу Рособрнадзора от 05.09.2011 № 1953 «Об утверждении лицензионных нормативов к наличию у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов, и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности образовательным программам высшего профессионального образования».

В соответствии с данным Приказом, все высшие учебные заведения должны обеспечить доступ к ЭБС, на выбор учебного заведения, в целях информационного обеспечения не только процесса обучения, но и для проведения студентами различных научно-исследовательских работ. Доступ к ЭБС должен предоставляться всем студентам и преподавателям бесплатно посредством использования сети INTERNET.

Приказ устанавливает ряд требований к ЭБС и к порядку их использования. Так, например, Приказом предусмотрено, что высшее учебное заведение должно обеспечить одновременный доступ каждого учащегося как минимум к трем системам ЭБС. Установлены и требования к ЭБС, как общего, так и индивидуального порядка. Так, определены особые требования к регистрации, предоставлению услуг и к материалам, размещаемым в ЭБС:

1. ЭБС подлежит обязательной регистрации в установленном порядке, который определен вышеуказанным Приказом.

2. ЭБС, как электронная система, размещенная на открытой площадке сети INTERNET должна обладать, иметь в наличии право на используемое программное обеспечение.

3. Все материалы учебной и учебно-методической литературы, расположенные в ЭБС должны размещаться только при наличии договора с правообладателем или автором таких материалов.

В настоящее время более 10 коммерческих организаций предоставляют услугу ЭБС и, как в прочем при осуществлении любой деятельности, данный вид деятельности сталкивается с определенными проблемами, которые возникают с фактом предоставления данного ресурса, что требует отдельного изучения и исследования. Исследуя материалы трех ЭБС (Znanium.com, ЭБС «Лань», ЮРАЙТ) размещенные в форме учебников и учебно-методических пособий.

Темы исследований, публикаций ученых и практикующих преподавателей по вопросам учебной литературы отличаются относительно времени и условий, в которых осуществлялся процесс обучения. Переход к рыночной экономике, различные кризисы, процессы глобализации, интеграции, внедрение цифровых технологий требовали изменения не только профессиональных навыков, компетенций работников, но и учебных материалов, позволяющих получить эти новые профессиональные компетенции.

Наибольший интерес представляют исследования и публикации за последние годы, так как к настоящему времени государством четко сформирована долгосрочная стратегия развития не только экономики, но и системы образования. Постановлением Правительства РФ от 07.10.2021г № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» утверждены стратегические приоритеты в сфере образования до 2030 года. Согласно данной стратегии образование должно быть ориентированы на определенные компетенции, что означает подготовку «необходимых» работодателю профессионалов. Учебная литература является основой для формирования компетенций будущих профессионалов и проблемы качественного, полного, актуального методического обеспечения являются достаточно острыми для всех учебных заведений с учетом различных видов, форм, методов обучения.

Анализ последних исследований и публикаций условно можно распределить на следующие направления:

1) Исследование проблем содержательного и структурно-методического характера учебной литературы.

2) Проблемы обновления учебно-методического сопровождения образовательного процесса.

3) Переход к модели цифрового учебника.

Основными исследователями данной темы являются практикующие преподаватели, которые ежедневно непосредственно сталкиваются с проблемами нехватки актуальной и содержательной литературы для обеспечения процесса обучения для конкретной дисциплины. Так, например, исследователи С.В. Клочков, М.А. Бакулина, И.В. Куламихина, Ж.Б. Есмурзаева, А.Ю. Алипичев, А.В. Долматов, Л.А. Долматова отмечают следующее. Одной из причин, сдерживающих на современном этапе развитие системы высшего профессионального образования, является функционирование учебников, которые мало связаны между собой и в большей части раскрывают только программное содержание, сформированное в субъективной оценке автора. Кроме того, при изучении одной и той же дисциплины авторы учебной литературы на свое усмотрение применяют различные профессиональные термины, дают собственные определения различным процессам, объектам изучения. Вследствие чего, возникают процессы разобщенности, дезинтеграции в системе профессиональных терминов комплектов учебной литературы, используемой при изучении одной и той же дисциплины [13].

Отдельные авторы отмечают проблемы учебной литературы в части организационно-методического характера. Структура учебника, последовательность и преемственность изложения материала также играют важную роль для усвоения, изложенного в нем материала [2,14]. Единых, общих стандартов, правил, устанавливающих требования по структуре учебников или учебно-методических пособий, нет. В настоящее время высшие учебные заведения разрабатывают и утверждают каждое самостоятельно свои стандарты по формированию учебных изданий в рамках системы менеджмента качества образовательной деятельности [9]. Исследователи утверждают, что зачастую авторами вузовских учебников являются преподаватели, которые, как правило, имеют определенные знания по своему направлению, но изложить или переложить знания «на бумагу» не каждый сможет, так как это требует определенной подготовки, навыков. «Слабым» звеном считаются и отдельные рецензенты, научные и технические редакторы. По совокупности негативных факторов, присутствующих при написании и издании учебника или учебного пособия многое из изданного остается невостребованным, «мусорной» информацией. Проблемы создания учебной литературы оказывает значительное влияние на качество учебно-методического обеспечения процесса обучения.

Возникает вопрос о необходимости создания системы требований к учебной литературе и методики оценки ее качества на уровне государственных федеральных стандартов.

Актуализация информации, размещенной в учебной литературе необходима не всегда и не всем. Например, учебная литература по точным наукам, техническим дисциплинам нуждается в актуализации гораздо реже, чем учебная литература по направлению подготовки Экономика или Менеджмент. Это связано с особенностью изучаемых в рамках данных направлений основных дисциплин, таких как бухгалтерский учет, налоги и налогообложение, аудит, инвестирование и.т.д. В настоящее время в России активно идет реформирование системы финансового, налогового и управленческого учета. Изменения, принятые на законодательном уровне, могут кардинально поменять принципы или методику учета, расчетов, поверок. Следовательно, учебная литература должна обеспечить студента информацией с учетом принятых поправок, изменений.

Вопросами исследования своевременности и полноты актуализации учебно-методической литературы в основном занимаются исследователи практикующие преподаватели высших учебных заведений. Так, например, исследователи В.В. Калицкая, Л.А. Степанова, О.В. Мустафина, О.А. Рыкалина, М.А. Абросимова, И.Р. Воронина, Э.А. Захарова, О.А. Овчинникова утверждают, следующее. В целях обеспечения требований работодателей и ФГОС при освоении программы бакалавриата преподаватели самостоятельно разрабатывают и, ежегодно обновляют, учебную литературу включая методические пособия, практикумы, кейсы, тестовые задания (фонды оценочных средств) [1,12].

Исследования обновлений учебной литературы указанного выше направления обучения в библиотеках вуза и ЭБС также выявило ряд проблем. В частности, указано, что наличие ЭБС является одним из показателей необходимых для лицензирования и аккредитации вуза является книгообеспеченность студентов. Возможности доступа к ЭБС в любое время, в любом месте привело к резкому снижению или вообще полной замене традиционных бумажных учебников. Данный факт привел к отказу многих учебных учреждений от закупки традиционных книг, меняется структура библиотечного фонда. Исследователи считают, что последствия таких сокращений окажут определенное влияние на качество образования.

С обновлением в ЭБС так же не все гладко. Любая ЭБС это, прежде всего, коммерческая организация, заинтересованная в получении максимальной прибыли с наименьшими затратами. Приобретение новых учебников или учебных пособий это увеличение затрат. Кроме того, размещение электронной версии происходит только после выхода печатного издания, при этом срок не определен, а значит может иметь место не своевременное размещение. Очень часто размещение электронной версии запаздывает на несколько месяцев от срока печатного варианта. Согласно условиям ЭБС, с авторами подписывается договор на размещение электронного учебника на определенный срок. По окончании договора данная литература из ЭБС исчезает [15].

Для решения проблем с обновление учебной литературы необходимо проводить мониторинг, исследование наличия конкретной литературы, как в виде печатных изделий, так и в электронном виде в ЭБС. Как правило, этим занимаются сотрудники, которые не являются специалистами в определенных отраслях деятельности. Их задача отследить появление новых печатных или электронных учебников. Что касается содержания, то эта функция возлагается на преподавателей, у которых, как правило, свое, субъективное видение по вопросам обучения.

Повсеместное использование инфомационно-коммуникационных технологий привело к необходимости изменения формы преподавания учебных дисциплин. Цифровая трансформация образования, геймификация учебных процессов во всех уровнях образования включая высшую школу, изменило отношение и требования к методическому обеспечению процессов обучения. Достаточно большое количество исследований посвящено одной из актуальных проблем по разработке и внедрению цифровых учебников. Наиболее активно вопросы и проблемы перехода к цифровому учебнику, его содержанию обсуждаются на различных международно-практических конференциях и в частности такими учеными как Н.А. Борисенко, О.Л. Беловой, Б.Б. Ярмаховым. Исследователи отмечают, что цифровизации учебных объектов способствует возможность цифровых публикаций, которая предоставляет новые возможности для распространения учебных объектов [6,11]. Под цифровым учебником понимается учебник, который обладает определенными свойствами, такими как мультимодальность, персональность, гипертекстуальность [3].

Отдельные ученые изучают и рассматривают проблемы взаимоотношения цифрового учебника с традиционным бумажным учебником [4].

Классический учебник был и остается основным источником знаний. Поэтому от его содержания, структуры изложения информации зависит не только как быстро студент освоить, необходимую информацию, но и насколько долго он может ее использовать в профессиональной деятельности.

В России принято мнение, что учебник должен содержать готовое решение по изучаемой проблеме, дисциплине. При этом можно определенно сказать, что в настоящее время нет единой системы требований к современному учебнику и методики оценки качества учебника. Вопрос, необходимы ли такие единые требования, и кто должен определять качество учебной литературы довольно таки спорный. Как определить качество учебника по его цене, по количеству просмотров в ЭБС, количеству изданных экземпляров? Определенные споры вызывает и форма издания учебника: на бумажном носителе или электронный ресурс? Даже такая распространенная форма как электронный ресурс вызывает множество различных вопросов: аудиокнига, видео контент? [15].

Однозначно можно сказать то, что переход к цифровому учебнику неизбежен и, вопрос возникает, только лишь в какой форме данный цифровой учебник должен быть доступен студенту.

В связи с полномасштабным переходом ведения учета на автоматизированный учет с использованием различных программ необходимо изменить требования к учебникам, обеспечивающим образование по данному направлению обучения. Авторы считают, что новые учебники должны в обязательном порядке при отражении информации по конкретной теме, содержать гиперссылки на интерактивные ресурсы.

Однако, наряду с положительными моментами, которые предполагает цифровой учебник, остаются вопросы по качеству и достоверности излагаемой и предоставляемой информации. Верификация информации, подтверждение ее истинности, законности в настоящее время является особой необходимостью или даже требованием для написания учебника. Возникает законный вопрос: «Кто и каким образом должен подтвердить или опровергнуть информацию, содержащуюся в конкретном учебнике или учебном пособии»? Это вопросы отдельного исследования.

Альтернативой для цифрового учебника может могут быть использованы различные INTERNET платформы и сервисы, предназначенные для дистанционного обучения например такие как Moodle, iSpring, WebTutor и другие [5,7,8].

В результате проведенного исследования по изучению особенностей и проблем методического обеспечения, возникающих при изучении отдельных дисциплин подготовки бакалавров можно сделать выводы и сформулировать следующие предложения.

При изучении проблем обновления учебно-методической литературы установлена необходимость проводить своевременный мониторинг, исследование наличия и актуальности конкретной литературы, как в виде печатных изделий, так и в электронном виде в ЭБС.

Особое мнение исследователи выражают по вопросу необходимости повсеместного применения цифровых учебников. Несмотря на то, что технологии создания электронных учебников, электронных курсов достаточно активно используются преподавателями, однако остаются те же проблемы, что и для бумажных учебников это, прежде всего, верификация информации, своевременное ее обновление и доступность.


Библиографическая ссылка

Пустуев А.А., Мустафина О.В., Рыкалина О.А. ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 12-2. – С. 316-322;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3174 (дата обращения: 18.05.2024).