Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ИЗМЕНЕНИЯ ФГОС КАК ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Борзунов И.В. 1 Калицкая В.В. 1 Степанова Л.А. 1, 2
1 ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
2 Колледж ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»
Статья посвящена вопросам исследования и обсуждения вопросов стандартизации системы высшего образования, а именно периодичности изменений, обновлений ГОС, ФГОС и последствий их внедрения. Стандартизация образования необходима для того чтобы упорядочить образовательный процесс посредством разработки и утверждения единых норм, правил и требований. В статье рассмотрены не только исторические аспекты создания и реформирования стандартизации системы высшего образования, но и проведены исследования содержания ФГОС, принятых за период 1999-2023 годы с учетом изменений и проектов. Цель статьи: исследовать вопросы стандартизации процессов высшего образования; провести обзор утвержденных в разные периоды стандартов и их изменений; систематизировать результаты исследования. Авторами самостоятельно сформулированы проблемы, связанные с введением ГОС ВО, ФГОС ВПО и внесением изменений. По итогам анализа принятых изменений сформулированы вывод и предложения по вопросам модернизации стандартов высшего образования на современном этапе. В статье представлен анализ исследований и публикаций различных авторов по теме. Описаны результаты собственных исследований и обозначены проблемы. Сформулированы и подготовлены конкретные предложения.
фгос
изменения
стандартизация
реформирование
учебный процесс
высшее образование
1. Шибанова Е.Ю. Политика NPM в высшем образовании: обзор влияния «нового государственного управления» на эффективность и производительность вузов // Вопросы образования. 2023. № 2. С. 241-281. DOI 10.17323/1814-9545-2023-2-241-281.
2. Причинное влияние финансирования, основанного на результатах деятельности, на результативность университета: квазиэкспериментальные данные политики в российском высшем образовании. Oxford Economic Papers. 2021. № 74(4). DOI:10.1093/oep/gpab039.
3. Парникова Т.А., Гафурова Н.В. Влияние модернизации высшего образования в содержании ФГОС по направлению подготовки бакалавриата // Обзор педагогических исследований. 2022. Т. 4, № 4. С. 121-125.
4. Бардакова Е.А. Вопросы к форме и содержанию нового ФГОС российского высшего образования // Гуманитарный вестник Донского государственного аграрного университета. 2022. № 3. С. 110-114.
5. Лукьянов В.Г., Мухачев С.К., Мукоид А.С., Фаизова В.Б. Проблемные вопросы выполнения Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС во) и пути их устранения // Проблемы и современные пути развития образования в области аэронавигации: сборник материалов VII Всероссийской педагогической научно-методической конференции, Сызрань, 21 апреля 2022 года. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании. 2022. Т. 7. С. 108-112.
6. Карпушина Ю.А., Кутузова З.Ю. Особенности измерения и оценки универсальных компетенций у студентов вузов // Концепт. 2022. № 6. С. 139-153. DOI 10.24412/2304-120X-2022-11049.
7. Тиханова Н.Е. Разработка (актуализация) образовательной программы высшего образования на основе ФГОС 3++ // Continuum. Математика. Информатика. Образование. 2023. № 2(30). С. 60-70. DOI 10.24888/2500-1957-2023-2-60-70.
8. Пономарев О.И. Культура системы высшего образования России в условиях внедрения ФГОС 3++ // Актуальные проблемы физической культуры студентов медицинских вузов: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 19 ноября 2021 года. Т. II. СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2022. С. 52-58.
9. Белкина Г.А. Современные тенденции совершенствования стандартов и учебных программ высшего образования в России и за рубежом // Шамовские чтения: сборник статей XV Международной научно-практической конференции: в 2 ч., Москва, 21–25 января 2023 года. Т. 2. М.: 5 за знания, 2023. С. 638-641.
10. Белоусова М.Н., Алехина А.В., Здоровец С.О. Анализ тенденций развития высшего образования в условиях цифровой трансформации общества // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 4. С. 54. DOI 10.17513/spno.32858.
11. Этуев Х.Х., Швиндт А.Н., Фролова О.В., Максимова М.В. Методический подход к формированию матрицы компетенций под запросы цифровой экономики // Вопросы образования. 2023. № 2. С. 214-240. DOI 10.17323/1814-9545-2023-2-214-240.
12. Мирошниченко М.А. Цифровая трансформация: российские приоритеты формирования цифровой экономики // Проблемы общества и экономики, основанных на знании: управление и обеспечение нововведений и неоиндустриализации: сборник научных статей. Т. 13. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2021. С. 47-54.
13. Постюшков А.В. Проблемы развития образования в условиях цифровой экономики. М.: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Международная академия образования», 2021. 169 с.
14. Жукова М.В., Крюков Д.В. Современный тренд развития экономики и общества: цифровое общество как особая стадия информационного общества // Society and Security Insights. 2022. Т. 5, № 2. С. 120-139. DOI 10.14258/ssi(2022)2-08.
15. Послание Президента Федеральному Собранию Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582 (дата обращения: 15.10.2023).

С переходом в 90-х годах от плановой социалистической экономики к рыночной капиталистической, возникала необходимость в специалистах, работниках, обладающих определенными, подчас иными знаниями, навыками, умениями. В СССР образование было только государственным и жестко стандартизованным, что означало наличие единых типовых программ, учебников, графиков и методов обучения. После развала СССР потребность в специалистах, а, следовательно, и в качественном образовании только возросла. В научной среде постоянно обсуждались вопросы о том, в какой степени государство может или обязано вмешиваться в процесс обучения и общую деятельность вуза [1].

Так еще в 1980–х годах появилась концепция нового государственного управления «new public management» (далее по тексту – NPM), которая определила необходимость реформирования и модернизации системы высшего образования. Одновременно с созданием более конкурентной среды, снижение государственного финансирования обострило вопросы доминирования и уникальности организационной структуры учреждений высшего образования [1,2].

Понятие «Государственный образовательный стандарт» впервые был введен в России в 1992 году Федеральным законом РФ «Об образовании».

Несмотря на то, что в 1993 году в Конституции Российской Федерации п. 5 ст. 43 установлено, что «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования» фактически Федеральные государственные стандарты (далее по тексту – ФГОС) были введены только в 2004 году. В дальнейшем ФГОС регулярно изменялись. Только за период с 2004 по 2023 год произошло 3 кардинальных изменения – три поколения стандартов (ГОС, ФГОС). С января 2023 года опубликован проект, макет ФГОС четвертого поколения стандарта высшего образования, который Правительство РФ предложило реализовать, в качестве пилотного проекта, начиная с 2024 года.

Цель исследования заключается в необходимости оценки мер применяемых государством по реформированию системы высшего образования посредством регулярного и масштабного изменения ГОС, ФГОС.

Основные задачи исследования:

- проведение анализа принятых изменений ФГОС высшего образования;

- выявление проблем, положительных моментов;

- формулирование выводов и рекомендаций по итогам исследования.

Актуальность исследования заключается в необходимости оценки мер применяемых государством по реформированию системы высшего образования посредством регулярного и масштабного изменения ГОС, ФГОС.

Анализ исследований и публикаций по теме государственного регулирования системы образования России в связи с переходом к рыночной экономике, последующих экономических кризисов, перехода к цифровой экономике показал следующее.

Условно все публикации можно разделить по следующим направлениям:

1) Изучение исторического аспекта по этапам создания, реформирования, преобразования системы высшего образования за счет стандартизации и внедрения ГОС, ФГОС.

2) Исследование причин и необходимости стандартизации и реформирования ФГОС, а также изменений в результате реформирования высшего образования.

3) Разработка и актуализация образовательных программ высшего образования на основе ГОС, ФГОС с учетом компетентностного подхода при реализации высшего образования.

4) Тенденции совершенствования ФГОС с переходом на использование информационно-телекоммуникационных технологий (цифровизация).

Анализ публикаций исследователей Т.А. Парниковой, Н.В.Гафуровой и др. привели исторический экскурс предпосылок и эволюции ФГОС [3]. Рассмотрены все поколения ФГОС:

- первое поколение стандартов существовало 2004 по 2009 годы (ГОС ВПО 1);

- второе поколение стандартов существовало 2009-2020 годы (ГОС ВПО 2);

- третье поколение стандартов существовало с 2021 года (ФГОС 3: ФГОС 3+ и ФГОС 3++);

- четвертое поколение стандартов с января 2023 года существует только в виде проекта.

В публикациях современных исследователей Е.А. Бардаковой, В.Г. Лукьянова, С.К. Мухачев, А.С. Мукоид, В.Б. Фаизова подробно описаны не только этапы становления, утверждения, изменения ГОС, ФГОС за период с 2004 по 2023 год, но и причины, побудившие необходимость реформирования высшего образования. В частности дано обоснование необходимости разработки стандартов высшего образования нового поколения как необходимость интеграции «вхождения в дружную семью европейских народов» и включения в Болонскую систему образования [4,5]. Так же в исследованиях данных авторов наблюдаем активное обсуждение нового макета федерального государственного стандарта и сравнение его с нынешней трехуровневой системой образования, которая, по мнению заместителя председателя Совета безопасности РФ Д.А. Медведева сочетает в себе традиции системы высшего образования дореволюционной России и советской высшей школы. Авторы придерживаются мнения, что новые ФГОС должны исключить слепое копирование зарубежных моделей программ и предоставить большую свободу коллегам, работающим в вузах нашей страны принимать решение по каким программам и какими методами обучать своих студентов.

Разработка новых или актуализация уже принятых стандартов рассматривается отдельными авторами такими как, Г.А. Белкина, О.И. Пономарев, Н.Е. Тихонова, Ю.А. Карпушина и др. Данное направление обусловлено основной целью образовательной организации высшего образования в подготовке квалифицированных кадров, способных быть конкурентоспособными на рынке труда. Так как рынок труда постоянно меняется в ответ на изменение потребностей населения, следовательно, высшим учебным заведениям необходимо подстраиваться и менять образовательные программы, которые позволили бы подготовить специалистов с соответствующими компетенциями. Любая образовательная программа это комплекс взаимосвязанных документов: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы, оценочные средства и др. [6-8].

В настоящее время в России действуют стандарты третьего поколения в последней версии ФГОС 3++ [9]. Данные стандарты все больше приближаются к требованиям качества высшего образования стран еврозоны ESG ENQA [10].

Можно выделить несколько причин необходимости для разработки новых или актуализации уже принятых образовательных стандартов:

1) Появление новых профессий и требований рынка труда в квалифицированных специалистах с набором определенных компетенций в связи с технологическими, социальными и иными изменениями.

2) Продолжающаяся реструктуризация системы высшего образования в рамках Болонского процесса.

3) Изменения государственной политики, вызванные различными явлениями, обусловленными как внешним, так и внутренним воздействием.

4) Необходимость обеспечения единства системы высшего образования за счет централизации разработки и утверждения образовательных стандартов и учебных программ [11].

Повсеместное использование и ускоряющееся развитие информационных технологий во всех сферах деятельности государственной, экономической и социальной обозначило необходимость внесения изменений в образовательный процесс. И это связано не только с внедрением методов дистанционного обучения, но и с изменением подходов к теоретическому и методическому сопровождению, так называемое «цифровое обучение» и «техническое обеспечение».

Публикации по теме описания проблем развития образования в условиях цифровой трансформации представлены следующими авторами: М.Н. Белоусова, А.В. Алехина, С.О. Здоровец, М.А. Мирошниченко, А.В. Постюшков, М.В. Жукова, Д.В. Крюков и др.

В частности исследователи отмечают, что использование информационно-коммуникационных технологий должно позволить создать благоприятные условия не только для массового первичного обучения, но и проводить переобучение новым профессиям, осваивать новые компетенции [12, 13].

Немаловажным элементом обучения является массовость. То есть возможность приобретения населением, всеми желающими новых компетенций и профессий [14].

«Цифровое обучение» позволяет осуществлять персонализацию процесса обучения, используя методы искусственного интеллекта и средства виртуальной реальности [15].

Стандартизация образовательного процесса по программам высшего образования официально стартовала с 1993 года, когда в Конституции РФ ст.43 закрепили устанавливать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). В настоящее время выделяют 4 поколения ФГОС.

Проведем анализ изменений по содержанию утвержденных стандартов с 1993 года по настоящее время по вышеуказанным требованиям по периоду их утверждения. По периодам принятия стандартов принято разделять их на стандарты «поколения».

Первое поколение стандартов высшего образования существовало с 1993 по 1999 годы. В данный период стандарты существовали в форме государственных образовательных стандартов или ГОС ВО.

Основной целью ГОС ВО ставили получения только предметного результата, без учета личности обучающихся студентов.

Были разработаны и утверждены стандарты по условиям трехуровневой Болонской системы. Первая ступень – бакалавриата и вторая ступень магистратура по 5 академическим квалификациям высшего профессионального образования. По уровню высшего профессионального образования специалитет было утверждено 32 программы.

Стандарт определял обязательные дисциплины к изучению по конкретной ООП и, соответственно предъявлялись особые требования к методическому обеспечению. Каждый стандарт содержал обязательный минимум содержания отдельных дисциплин с указанием часов и обязательных к изучению вопросов на усвоение учебного материала. На усмотрение высшего учебного заведения допускалось изменение объема часов на освоение учебного материала в пределах 5% для циклов дисциплин и 10% максимальной недельной нагрузки при сохранении минимального содержания дисциплины. Устанавливался максимальный объем учебной нагрузки не более 54 часов в неделю, при этом для теоретического обучения предусматривалось не более 27 часов.

Требования к уровню подготовленности специалистов (знать, уметь, владеть, иметь представление и т.д.) завершивших свое обучение были сформированы и утверждены по циклам дисциплин, для каждой дисциплины индивидуально.

Стандарты не устанавливали требования к материально техническому, методическому обеспечению образовательного процесса, а также к профессорско-преподавательскому составу.

Так как в стандарте были четко прописаны темы изучения конкретной дисциплины и предполагалось, что учебные материалы, учебно-методические пособия должны были содержать определенные темы, закрепленные условиями стандарта. По итогам выпуска специалистов, осваивавших учебные программы по требованиям таких стандартов, было принято решение пересмотреть отдельные положения и принципы, на которых они базировались. Было принято решение по актуализации, изменения ГОС.

Второе поколение стандартов ГОС ВПО пришлось на 2000-2001 годы.

В отличие от ГОС ВО принято решение акцентировать внимание на развитие личности. Развивать личностные компетенции в частности вести здоровый образ жизни, уважать стану, быть терпимым, толерантным. Особое внимание уделено развитию универсальных навыков, позволяющих больше изучать информацию самостоятельно, больше времени уделять проектной и факультативной работе, развивать разносторонние коммуникации.

Основными отличиями стандартов второго поколения явилось следующее.

1. В каждой образовательной программе появился цикл факультативных дисциплин. Каждый ВУЗ имел право в пределах часов, установленных стандартом вводить дисциплины по выбору в качестве факультатива.

2. К каждому стандарту (бакалавра, магистра, специалитета) прилагался примерный учебный план, определяющий распределение часов по семестрам, дисциплинам. Конкретное образовательное учреждение использовало данный учебный план как основу для формирования учебных планов по направлениям подготовки и формам обучения ( очной, заочной и т.д.).

3. В стандартах второго поколения отдельными разделами установлены требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса, материально-техническому обеспечению и к организации практик.

В частности появилась обязанность обеспечения доступа каждого студента к библиотечным фондам, базам данных, методическим пособиям. Уровень обеспеченности учебной литературой на одного студента не менее 0,5 ед. на каждого студента по каждой дисциплине. Впервые было установлена обязанность по соблюдению соответствующих санитарно-технических нормам и обеспечения доступа в локальную сеть и выход в общую сеть INTERNRT.

4. Определены требования к проведению итоговой аттестации. Определились понятия и требования к «выпускной квалификационной работе» и к «государственному экзамену».

Третье поколение стандартов регистрировали в начале 2010 года. Разработка и утверждение стандартов третьего поколения проходила в связи с присоединением России в сентябре 2003 года к Болонскому процессу. Следовательно, все изменения привнесенные в стандарты были вызваны прежде всего требованиями Болонской системы образования, которая предусматривает соблюдение двух ключевых условий:

1) Разделение высшего образования на 3 ступени: бакалавриат, магистратуру и докторантуру.

2) Данная система предполагает взаимное признание образования в странах, подписавших соответствующую декларацию. То есть выпускники поучившие степень бакалавра в своей стране, могут продолжить образование в другой стране (государстве–участнике Болонского процесса) и получить степень магистра.

Стандарты получили аббревиатуру «Федеральный государственный стандарт» или «ФГОС» с приставкой 3. Данные стандарты приведены в соответствие с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

По состоянию на сентябрь 2023 года данные стандарты прошли изменения от ФГОС ВО 3 до ФГОС ВО 3++.

К основным отличиям стандартов третьего поколения можно отнести следующее.

1. Утверждены следующие уровни высшего профессионального образования: бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура, ординатура. Расширен перечень направлений обучения. Так, например, по состоянию на сентябрь 2023 года утверждены стандарты по 58 направлениям высшего профессионального обучения по уровню образования бакалавриат. Стандарты первого поколения предусматривали 5 академических квалификаций высшего профессионального образования бакалавриата.

2. Для каждого стандарта установлено цифровое обозначение из 6 знаков. Например, направление 380000 «Экономика и управление». 38.03.01 «Экономика», 38.03.02 «Менеджмент» и т.д.

3. Требования к освоению программы обучения сформулированы с учетом заявленных и утвержденных компетенций: общепрофессиональных, универсальных.

4. Расширены требования к условиям реализации программы в частности к кадровым и финансовым условиям и к применяемым механизмам оценки качества образовательной деятельности и подготовки обучающихся.

Особые требования стандартом заявлены по численности и профессиональной подготовке педагогических работников. Так для реализации наиболее распространенных программ бакалавриата требуется чтобы не менее 70% численности педагогов должны вести научную или учебно-методическую работу. Не менее 5% должны являться руководителями в сфере деятельности соответствующей профессиональной деятельности и не менее 60% педагогических работников должны иметь ученую степень. Данные требования обязывают ВУЗ обеспечить кадровый состав специалистами – профессионалами в своей деятельности.

Последние изменения внесены в 2022 г. коснулись согласованности компетенций образовательных стандартов и стандартов, профессиональных по соответствующим профессиям. Произошли некоторые изменения в формировании и утверждении образовательных программ, являющихся основным элементом процесса обучения. Согласно ФГОС сначала должна быть сформирована по каждому направлению и профилю обучения примерная основная образовательная программа или сокращенно ПООП, формируемая федеральными учебно-методическими объединениями (УМО). Далее на их основании каждое учебное заведение высшего образования формирует соответствующие основные профессиональные образовательные программы или сокращенно ОПОП. Таким образом, выполняется функция государства в части регулирования системы образования с одновременным предложением каждому учреждению проявить определенную креативность, возможность установления дополнительных профессиональных компетенций, помимо установленных обязательных. При этом ОПОП должна иметь четкую структуру с установленным объемом образовательной программы, учебный план, календарный график, рабочие программы по каждой реализуемой дисциплине (модулю) и программы практик и государственной итоговой аттестации.

С введением федерального закона от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» было заявлено о том, что модернизация ФГОС ВО завершается. Однако в настоящее время на сайте Портала федеральных образовательных стандартов представлен проект по стандартам четвертого поколения.

Четвертое поколение стандартов существует в виде макета, утвержденного письмом Министерства образования и науки №МН-5/169012 ОТ 02.05.2023 года. Решение об обновлении стандарта было принято после Послания Президента России Федеральному собранию 15.01.2020 года. В качестве основных задач в области развития высшего образования президент определил следующие:

- «…нужно дать возможность студентам после второго курса выбирать новое направление или программу обучения, включая смежные профессии»;

- «…необходимо заняться развитием университетов и вузов в регионах, включая укрепление их инфраструктуры, … чтобы студенты могли получать современные знания, начать успешную карьеру на своей малой родине»[15].

Помимо основных задач ФГОС четвертого поколения предлагается развивать лучшие традиции отечественного инженерного образования при этом обязательно учитывать мировой опыт и всеобщих тенденций развития образования с учетом запроса работодателей к квалификации профессии.

Как было указано выше, введение стандартов в 1993 году было обусловлено необходимостью сформировать единые правила для всех участников образовательного процесса в условиях перехода к рыночной экономике. Введение дальнейших изменений, переход на федеральные стандарты было связано с присоединением России в сентябре 2003 года к Болонскому процессу.

Авторы считают, что своевременные изменения в стандарты высшего образования, такие как, установление обязательных требований к результатам освоения и к условиям реализации образовательных программ необходимы, что подтверждается данными статистики.

Авторы поддерживают исследователей, которые установили причинно-следственную связь между политикой государства по реформированию системы высшего образования в целях повышения эффективности деятельности учебных заведений и качества оказываемых образовательных услуг.


Библиографическая ссылка

Борзунов И.В., Калицкая В.В., Степанова Л.А. ИЗМЕНЕНИЯ ФГОС КАК ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 12-2. – С. 207-213;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3156 (дата обращения: 18.05.2024).