Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Соколова А.П. 1 Сухарева О.С. 1 Морозов Д.С. 1
1 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина»
Проблемы устойчивого развития российского села имеют системный характер, в последнее десятилетие они усугубились в результате возникновения новых неблагоприятных факторов, таких как сокращение доходов работников сельскохозяйственных предприятий, повышение разрыва между уровнем жизни городского и сельского населения, ухудшение сельской инфраструктуры. В результате наблюдается деградация села, сокращается количество сельских поселений. Неизбежно возникновение социальной напряженности, которую можно избежать только посредством использования совокупности комплексных мер, направленных на улучшение жизни жителей села, создания возможности для формирования и реализации карьерного и личностного роста. Исследование динамики развития села, негативных факторов, расширяющих перечень проблем сельских территорий, приводят к выводу о невозможности решить вопросы продовольственного самообеспечения в рамках существующего сегодня положения сельских территорий. Меры по их поддержке носят разовый точечный характер, не охватывают проблему в целом, направлены на решение отдельных задач, а не на создание стабильных условий для развития сельских территорий. Необходим инклюзивный подход к решению проблем села, в основе которого находится человеческий фактор – обеспечение равных условий и качества жизни для всех граждан страны независимо от места их проживания и социального положения. Достижение принципа «равных возможностей» предполагает определение системы целевых социальных стандартов жизни и жизнеобеспечения, способов и условий их достижения.
сельские территории
инклюзивное развитие
жизнеобеспечение
социальные стандарты
продовольственное самообеспечение
1. Sokolova A.P., Sukhareva O.A. Directions and efficiency of innovative development of agricultural enterprises // Studies in Systems, Decision and Control. 2020. Т. 282. С. 401-407.
2. Баетова Д.Р., Загоренко А.А. Развитие финансовой инклюзивности на сельских территориях // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 3 (32). С. 8588. DOI: 10.26140/anie-2020-0903-0018.
3. Мирошниченко Т.А., Зубарева О.А. Инклюзивный подход как базис планирования и прогнозирования развития сельских территорий // Фундаментальные исследования. 2022. № 8. С. 89-94.
4. Полушкина Т.М. Социальные стандарты в государственном регулировании развития сельских территорий // Региональная экономика и управление. 2021. № 1 (65). URL: https://eee-region.ru/article/6508/ (дата обращения: 02.06.2023).
5. Соколова А.П., Морозов Д.С., Эсеккуева А.А. Компетенции персонала в условиях трансформации российской экономики // Вестник Академии знаний. 2022. № 50 (3). С. 312-317.
6. Соколова А.П., Гилёк Е.И., Бондарева Д.В. Перспективы развития регионального аграрного бизнеса // Экономика и предпринимательство. 2017. № 7 (84). С. 295-301.

Введение

Развитие российского села сегодня находится в фокусе интересов как правительства, так и отечественного бизнеса. Решить проблему продовольственного самообеспечения, занять устойчивую позицию на мировом рынке продуктов питания и сельскохозяйственного сырья можно только при условии высокой динамики роста агропромышленного комплекса. Однако многообразные социально-экономические проблемы, которые накапливались в течение нескольких десятилетий, привели к деградации российского села. Это не позволяет решить задачи, возложенные на российских аграриев.

Необходим переход от реализации отдельных мер по укреплению сельских территорий к разработке комплексной системы инклюзивного развития, в основе которой находится создание условий для достойного уровня жизни и самореализации сельских жителей. Данная задача может быть решена посредством формирования законодательно закрепленных стандартов жизни, которые гарантированы каждому гражданину России, независимо от места его проживания и сферы деятельности. Реализация мер инклюзивного развития сельских территорий позволит ответить на новые угрозы, такие как старение населения, экологические риски, неполное использование потенциала аграрных предприятий, неравенство между уровнем жизни сельского и городского населения, политическая и социальная напряженность. Высокая социальная и экономическая значимость данного аспекта для страны в целом требует проведения научных исследований и разработки практических рекомендаций.

Цель исследования – обоснование использования инклюзивного подхода и системы социальных стандартов жизнеобеспечения как основы для определения ключевых направлений развития сельских территорий и агропромышленного комплекса России.

Материалы и методы исследования

Теоретико-методологическую базу исследования составил обзор и анализ трудов отечественных и зарубежных исследователей в области инклюзивного развития сельских территорий, влияния данного социально-экономического аспекта на рост устойчивости сельскохозяйственных предприятий, решение проблемы продовольственного самообеспечения России.

В исследовании применялись системный и логический подходы, использовались общенаучные методы исследования: метод научной абстракции, анализа и синтеза, метод экспертных оценок, монографический.

Результаты исследования и их обсуждение

Инклюзивное развитие сельских территорий предполагает создание равных условий доступа для жителей сельской и городской местности к экономическим ресурсам, социальным благам и услугам, рост занятости и благосостояния населения, повышение доходов, формирование условий для личностного роста. Принципы инклюзивного роста были сформированы в двух документах: Государственной программе РФ «Комплексное развитие сельских территорий» до 2025 г. и Стратегии устойчивого развития сельских территорий РФ до 2030 г. Данными документами была продекларирована необходимость развития села, однако механизм планирования данного процесса не был проработан, целевые критерии не были определены, кроме того отдельные положения данных документов не были согласованы по ключевым индикаторам.

Инклюзивность в контексте развития села следует рассматривать как гармоничное сочетание экономических, социальных и культурно-идеологических аспектов, которые позволяют рассматривать сельские территории как привлекательные для проживания и карьерного роста. К экономическим факторам следует отнести уровень безработицы, размер доходов населения, структуру занятости, трудоустройство в соответствие с полученным уровнем образования. Социальные факторы включают морально-психологический общественный климат, социальную стабильность и спокойствие, демографический рост, доступность информации, возможность включения в общественную жизнь. Культурно-идеологические аспекты – это общественные ценности и представления, система социальных стандартов, сложившиеся общественные стереотипы мышления и поведения. Следует учитывать, что новые технологические достижения приводят к расширению факторов инклюзивного развития. Доступ к целевой финансовой поддержке предприятий малого бизнеса (фермерских хозяйств), возможность использования инновационных технологий для личностного и профессионального развития, доступ к сети Интернет, возможность получения дополнительного образования на дистанционной основе сегодня стали стандартом жизни каждого гражданина страны.

Менее благоприятные условия проживания на селе по сравнению с городом характерны не только для России, это общемировая тенденция. Однако в нашей стране острота проблемы наиболее значимая, и ее следует анализировать, используя следующие основные показатели: динамика численности городского и сельского населения, уровень социального расслоения, характеризующийся в первую очередь размером доходов, наличие и доступность объектов социальной сферы.

Исследования показывают, что за период с 2010 по 2022 гг. наблюдалась противоположная динамика численности сельского и городского населения (рисунок 1).

За 13 лет доля сельского населения в его общей численности сократилась с 27 % до 25 %. Миграция населения в город приводит к деградации села, растет численность населенных пунктов, которые практически остались без жителей. Доля сельских населенных пунктов с населением сократилась с 87,3 % до 83,8 %. За такой короткий период сложившуюся динамику можно считать чрезвычайно высокой.

Происходят изменения и «качественного» состава сельского населения. Покидают село прежде всего наиболее активные соотечественники, находящиеся в трудоспособном возрасте, желающие получить хорошее образование и конкурировать на рынке труда. Уже сложился стереотип стремления к получению высшего образования как возможности обладать востребованной в городских условиях профессией и создать для себя более благоприятные условия для проживания. Дефицит специалистов, обладающих необходимыми компетенциями для развития современного агропромышленного комплекса, стал одной из наиболее ощутимых угроз решения проблемы продовольственного самообеспечения страны [5].

Среди причин миграции сельских жителей наиболее значимой является низкий уровень доходов, а также традиционно высокая разница между доходами сельского и городского населения [2]. В 2010 г. размер располагаемых ресурсов городских домашних хозяйств в месяц составлял в среднем по стране 16 265 руб., сельских домашних хозяйств – 10 129 руб., то есть более чем в полтора раза меньше. В 2022 г. показатели составили, соответственно, 38 211 руб. и 25 650 руб., то есть соотношение в уровне доходов практически не изменилось.

Большой разрыв между гражданами, проживающими в городской и сельской местности, в уровне доходов характерен для многих стран. Так, например, соотношение доходов сельских и городских домохозяйств составляет в Болгарии – 0,55, в Румынии – 0,52. Однако покупательный уровень доходов даже в этих странах на 20-25 % выше, чем в России. Наиболее низкий уровень неравенства доходов сложился в Германии – показатель составляет 0,98, в Швеции – 0,88, в Финляндии – 0,88, во Франции – 0,91.

missing image file

Рис. 1. Численность населения Российской Федерации, млн чел

missing image file

Рис. 2. Доля малоимущих в общей численности населения, %

В сельской местности более четверти населения относится к группе малоимущих, в городской местности данный показатель также растет, но никогда не превышал 9 % (рисунок 2).

Следует отметить, что на селе проживают 67 % россиян с низким уровнем дохода и 60 % россиян с уровнем дохода ниже среднего. В условиях крайней нищеты в сельской местности проживает практически пятая часть граждан, причем уровень их бедности выше, чем у горожан. Об этом свидетельствует, в частности, размер дефицита денежного дохода у сельского населения, превышающий городской уровень более чем на 20 % [3].

Низкий уровень дохода – это не только отсутствие возможности получать необходимые базовые социальные блага: качественное питание, медицинское обслуживание, достойное образование, творческое развитие. Практически это отсутствие жизненной перспективы, возможности личностного и профессионального роста, что способствует повышению социальной неустойчивости на сельских территориях, недовольству политическим устройством. Поэтому рост доходов сельского населения является одной из наиболее актуальных задач российского правительства.

Проблемы последних лет, такие как пандемия COVID-19, ряд пакетов антироссийских санкций, нанесли очередной удар по уровню благосостояния сельских жителей, ухудшив их и без того уязвимое положение. Низкий уровень мобильности, ограниченные возможности смены вида занятости привели к сокращению доходов, ухудшению финансового положения сельского населения.

Проблему низких доходов обостряет социальное неравенство населения, при этом пропасть между сельским и городским населением по уровню доступности социальных благ только растет. На рисунке 3 представлена доступность объектов социальной сферы в сельских территориях.

В наиболее сложном положении находятся россияне, проживающие в небольших поселках с численностью населения, не превышающей 50 тыс. человек. Около половины из них находятся в полной транспортной изоляции, не имеют удобного дорожного собщения.

Для жителей села проблемой является также доступность объектов соцальной сферы (рисунок 4).

Получение сельскими жителями своевременной медицинской помощи становится крайне затруднительным, поскольку зачастую практически невозможно добраться до больницы, амбулатории или фельдшерско-акушерского пункта. Процесс так называемой «оптимизации системы здравоохранения», в результате которого должны были быть ликвидированы неэффективные учреждения, привел к недоступности медицинского обслуживания практически для четверти сельских жителей. Добираться до удаленных медицинских пунктов пожилым гражданам, которые в первую очередь сталкиваются с такой необходимостью, невозможно как из-за дальнего расстояния, так и просто из-за отсутствия дорог.

missing image file

Рис. 3. Средний радиус доступности объектов социальной сферы в сельской местности, км

missing image file

Рис. 4. Средний радиус доступности объектов соцальной сферы в сельской местности, км

Такая же проблема с доступностью детских садов, школ, сельских клубов. В условиях практической недоступности получения дошкольного воспитания, качественного образования, культурного досуга проблема социального неравенства становится все более очевидной. Сельские жители не только ощущают данную проблему, но и не видят никаких перспектив улучшения ситуации. Сохранение сельского населения, а тем более его приток в сельскую месть, становится невозможным.

Большой проблемой для жителей села является отсутствие широкой возможности выбора объектов для трудоустройства. Как правило, это аграрные предприятия, и поэтому финансовое положение населения определяется устойчивостью функционирования предприятий АПК [1]. Геополитический кризис, сформировавшийся в течение последнего периода, привел к разрыву продовольственных цепочек, необходимости поиска новых источников приобретения сырья, оборудования, технологий и новых каналов реализации сельскохозяйственной продукции. Это приводит к появлению новых хозяйственных рисков, сокращению доходов аграрных предприятий. По данным Минэкономразвития в 2022 г. они снизились на 6,8 %. В результате падение реальных доходов населения составило 8,9 %.

Бедность жителей сельских территорий и отсутствие необходимых социальных благ следует рассматривать ка угрозу национальной безопасности. Негативное восприятие своего положения, осознание отсутствия жизненных перспектив, растущий психологический дискомфорт и ощущение несправедливости могут привести к самым неблагоприятным последствиям.

Проблема инклюзивного развития сельских территорий должна решаться посредством разработки основополагающих принципов, определения ключевых целевых показателей и практических технологий. Действенными могут быть только меры длительного характера, в основе которых находится новая модель отношения государства к сохранности и развитию сельских территорий, не только декларирующая исключение процессов деградации села, но и всячески способствующая росту его устойчивости. Последовательность разработки стратегии развития сельских территорий можно представить в виде следующего алгоритма решений:

1) определяются социальные стандарты – целевые параметры уровня жизни и жизнеобеспечения сельских жителей;

2) проводится комплексная оценка состояния данных параметров в текущий период;

3) разрабатываются приоритетные цели государственной политики в области развития сельских территорий, определяются инструменты государственного регулирования уровня жизнеобеспечения на основе принципа «равного доступа» граждан;

4) принимаются программные документы, имеющие межсекторный характер и включающие разные сферы жизнеобеспечения на селе: экономика, социокультурное развитие, экология, природопользование, политическая устойчивость и прочее;

5) осуществления мониторинга решения ключевых показателей, принятие корректирующих решений.

Основой для разработки ориентиров развития сельских территорий является разработка социальных стандартов жизни и жизнеобеспечения, которые должны включать минимально гарантированные и целевые показатели, нормы и условия, позволяющие оценить уровень жизни россиян и определять его динамику [4]. Стандарты жизни включают норматив доходов сельских жителей, сопоставимых с доходами городских, норматив занятости на селе, норматив средней продолжительности жизни, норматив младенческой смертности, норматив соотношения уровня заработной платы и прожиточного минимума, норматив уровня образования. Нормативы стандартов жизнеобеспечения представляют собой существенно более широкий перечень, максимально охватывающий различные стороны жизни сельского населения: норматив обеспеченности сельских поселений асфальтированными дорогами и их соответствие техническим требованиям, норматив обеспечения медицинскими учреждениями, норматив пешеходной и автомобильной доступности детских садов и школ, норматив обеспечения сельских образовательных школ педагогическими кадрами, норматив компьютерного обеспечения обучающихся, норматив обеспечения сельских домов коммуникациями, норматив уличного освещения, норматив численности и наполненности объектов социально-культурного развития, норматив обеспечения сельских поселений учреждениями торговли и бытового обслуживания и прочее. Перечень нормативов должен постоянно актуализироваться, поскольку на повестке дня появляются новые возможности, которые должны быть достижимы в равной степени для жителей и города, и села.

Решение проблемы развития сельских территорий неразрывно связано с необходимостью ускоренного развития агропромышленного комплекса и принятием действенных государственных мер по его поддержке [6]. Только в этом случае село станет привлекательным для проживания россиян, сократятся темпы миграции населения и начнется обратный процесс – рурализация, то есть повышение значения сельской местности как места жизни и работы людей, сопровождающееся переездом горожан в сельские населенные пункты. В целом можно сформулировать четыре ключевые задачи, решение которых обуславливает возможность решения проблемы ускоренного развития сельских территорий:

− развитие многоотраслевого сельского хозяйства, основанного на активном внедрении инновационных технологий, достижений науки и передовой практики;

− стимулирование организации малых предприятий на селе (фермерских хозяйств), сельской потребительской кооперации;

− включение задачи развития сельских территорий в перечень государственных приоритетных целей;

− усиление темпов развития социально-культурной инфраструктуры на селе, максимально приближенной к условиям проживания в городе.

Заключение

Инклюзивное развитие сельских территорий является одной из первоочередных государственных задач, решение которой возможно только при условии формирования и использования модели, в основе которой лежит система государственных гарантий. Она включает обеспечение благоприятных условий для повышения занятости и улучшения благосостояния сельских жителей, ликвидацию бедности и повышение привлекательности жизни на селе, улучшение психологического состояния сельских жителей, рост их уверенности в возможности получения необходимых благ как граждан России. Принципы инклюзивного развития сельских территорий должны быть имплементированы в государственные стратегические и программные документы. При этом перспективными инструментами обеспечения равных условий жизни на сельских территориях в различных регионах страны должны стать законодательно оформленные социальные стандарты жизни и жизнеобеспечения, а также бюджетное финансирование, исходя из уровня социально-экономического развития сельских территорий.


Библиографическая ссылка

Соколова А.П., Сухарева О.С., Морозов Д.С. ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 7-2. – С. 205-211;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2921 (дата обращения: 18.05.2024).