Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ПОДДЕРЖКА КООПЕРАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ

Ласкин А.А. 1
1 ФГБУН Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лаверова УрО РАН
В работе рассмотрена роль поддержки кооперации и интеграции в стимулировании предпринимательской активности населения. При этом автор считает данное направление работы одним из приоритетных для развития малого и среднего бизнеса, повышения его конкурентоспособности и укрепления экономического потенциала территории в текущих условиях внешних и внутренних шоков. Отдельное внимание уделено видам стимулирования предпринимательской активности населения в России. На основе официальных данных федеральной и ведомственной статистики проводится анализ количества субъектов малого и среднего бизнеса, доли субъектов малого и среднего бизнеса в составе экономически активного населения Российской Федерации. Построена матрица покрытия сценариев развития отечественного малого и среднего бизнеса существующими механизмами стимулирования предпринимательской активности. В ходе исследования автор приходит к выводу о том, что государственная поддержка и стимулирование развития малого и среднего предпринимательства, вероятнее всего, будет базироваться на таких сценариях как «поиск путей кооперации и интеграции», «поддержание текущих показателей деятельности» и «стимулирование индивидуальной предпринимательской активности». Эти сценарии в перспективе могли бы стать основной для разработки системы индикаторов региональной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства. В статье акцентируется внимание на практическом отсутствии механизмов кооперации и интеграции малого и среднего бизнеса в федеральных и региональных проектах и программах поддержки предпринимательства, а также четко сформированных индикаторов, отвечающих за состояние и динамику процессов кооперации и интеграции бизнеса на региональном уровне.
субъекты малого и среднего бизнеса
предпринимательская активность
самозанятость
кооперация
интеграция
механизмы стимулирования
государственная поддержка
сценарный подход
1. Зюкин Д.А., Скрипкина Е.В., Беляев С.А., Перькова Е.Ю. Тенденции предпринимательской активности в России в условиях кризиса // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2023. № 1. С. 59-65.
2. Вотчель Л.М., Викулина В.В. Предпринимательская активность индивида и факторы ее стимулирующие // Вестник Университета Российской академии образования. 2018. № 4. С. 35–40.
3. Скуфьина Т.П., Бажутова Е.А., Самарина В.П. Предпринимательская активность в регионах российской Арктики в сравнении с общероссийской ситуацией // Арктика и Север. 2019. № 37. С. 51–68.
4. Шиндина Т.А., Войнова С.И. Методика социально-экономической оценки предпринимательской активности в регионе // Вестник КрасГАУ. 2014. № 12. С. 45-51.
5. Матузова И.В. Принципы анализа предпринимательской активности // Вестник Камчатского государственного технического университета. 2016. № 36. С. 189-196.
6. Чижова Л.А., Ласкин А.А., Лец О.В. Индивидуальная предпринимательская активность как индикатор региональной экономической политики // Фундаментальные исследования. 2021. № 4. С. 102-110. DOI: 10.17513/fr.43008.
7. Шаховская Л.С., Акимова О.Е., Базарбаева Т.И. Проблемы стимулирования предпринимательства в России и пути их преодоления // Экономика и предпринимательство. 2016. № 4-1 (69). С. 925-928.
8. Захаров В.Я., Трофимов О.В., Фролов В.Г., Кудайбергенова Н.С. Механизмы интеграции и кооперации сложных экономических систем в соответствии с концепцией «Индустрия 4.0» // Вопросы инновационной экономики. 2019. Т. 9, № 4. С. 1341-1356.
9. Полякова И.А., Бондаренко Г.А., Павленко Г.В. Анализ региональной дифференциации уровня жизни населения России // Актуальные направления развития учета, анализа, аудита и статистики в отечественной и зарубежной практике: материалы Международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 25 ноября 2022 года / Под общей редакцией Е.Н. Макаренко. Ростов-на-Дону: ООО «АзовПринт», 2022. С. 223-228.
10. Чижова Л.А., Ласкин А.А., Лец О.В. Анализ индивидуальной предпринимательской активности субъектов Российской Федерации // Материалы XXVI международной научной конференции «Наука России: цели и задачи». 2021. Часть 3. 152 с. URL: https://doicode.ru/doifile/sr/26/sr04.2021_p3.pdf (дата обращения: 11.07.2023).
11. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Федеральная налоговая служба. [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/ (дата обращения: 11.07.2023).
12. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 11.07.2023).
13. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/info/35563/ (дата обращения: 11.07.2023).
14. Министерство экономического развития Российской Федерации. Цифровая платформа «Мой бизнес» [Электронный ресурс]. URL: https://msp.economy.gov.ru (дата обращения: 11.07.2023).
15. Тутыгин А.Г., Чижова Л.А., Регета А.И. Малый бизнес в Арктике: предпосылки для смены парадигмы управления // Арктика и Север. 2020. № 39. С. 37-51.
16. Vlasova V., Roud V. Cooperative Strategies in the Age of Open Innovation: Choice of Partners, Geography and Duration. Foresight and STI Governance. 2020. Vol. 14. № 4. P. 80-94.
17. Костюк Р.В., Скоморохов С.Н., Фролова Е.Ю. Новые формы кооперации в мясном животноводстве – путь к решению проблем сельского населения // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2020. № 4. С. 37-47.
18. Островский В.И. Концепция развития форм стратегического партнерства в рамках международной кооперации и интеграции малого и среднего бизнеса // Общество: политика, экономика, право. 2020. № 12 (89). С. 111-114.
19. Сурай Н.М., Миргородская М.Г., Кураев А.Н., Бурланков П.С., Мельникова Ю.В. Региональный опыт поддержки развития сельскохозяйственной потребительской кооперации // Техника и технология пищевых производств. 2022. Т. 52, № 1. С. 13-31.
20. Руденко Л.Г. Государственное управление инфраструктурной поддержкой малого предпринимательства: монография [Электронное издание]. М.: изд-во «МУ им. С.Ю. Витте», 2023. 357 с.
21. Мезоэкономика России: стратегия разбега: монография / под ред. чл.-корр. РАН Г.Б. Клейнера; Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Центральный экономико-математический институт Российской академии наук. М.: Издательский дом «НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА», 2022. 808 с.
22. Тутыгин А.Г., Чижова Л.А. Индикаторы экономического поведения и ценностные ориентации населения // Фундаментальные исследования. 2020. № 7. С. 120-128.

Введение

В сегодняшнем быстро меняющемся глобальном обществе предпринимательство играет ключевую роль в стимулировании экономического роста и внедрении инноваций. Поощрение и поддержка предпринимательской деятельности и предпринимательской активности имеет важное значение как для стабилизации отечественной экономики, так и для преодоления внешних вызовов и угроз, в том числе структурного кризиса и санкционного давления [1].

Отметим, что предпринимательская активность находится в сфере интересов и государства, и научного сообщества. В настоящее время имеется множество трактовок термина «предпринимательская активность». Например, Л.М. Вотчель и Викулина В.В. под предпринимательской активностью предлагают понимать экономическую активность человека, который инициирует, организует, стабилизирует и развивает ту или иную новую форму бизнеса [2]. В работе российских ученых Т.П. Скуфьиной, Е.А. Бажутовой и В.П. Самариной указывается на то, что предпринимательская активность, это «…комплексный показатель, отражающий интенсивность участия в предпринимательской деятельности всех субъектов хозяйствования: домашних хозяйств, бизнеса, государства, синергетический эффект от взаимодействия которых будет определять уровень развития и специфику предпринимательской деятельности на конкретной территории» [3]. Т.А. Шиндина и её соавторы уделяют пристальное внимание социально-экономической оценке предпринимательской активности в регионе, под которой видят «…количественную комплексную оценку уровня развития предпринимательства, имеющую социально-экономическую природу в рамках региона как социально-экономической системы…» [4]. И.В. Матузова предлагает определение категории «предпринимательская активность» базирующееся на динамической характеристике деятельности органов власти по планированию, организации и реализации процесса выпуска конкурентоспособной продукции. При этом интенсивность последней зависит от уровня предпринимательского потенциала частного капитала и населения, а результативность определяется наличием благоприятного предпринимательского климата [5].

В одной из работ с участием автора данной статьи термин «предпринимательская активность» рассматривается с точки зрения индивидуального и группового способов ведения бизнеса. Так, например, под индивидуальной предпринимательской активностью понимаются две формы организации бизнеса: самозанятость и индивидуальное предпринимательство [6].

Безусловно, термин «предпринимательская активность» связан с понятием механизма её стимулирования, под которым принято понимать такое воздействие на имеющуюся систему мотивов предпринимателей, которое актуализирует и усиливает их предпринимательскую активность, но не меняет при этом структуру мотивации [7].

Мы же под механизмом стимулирования предпринимательской активности склонны понимать комплекс формальных мер воздействия на субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) с помощью административно-правовых, экономических и организационных методов поддержки, оказывающих влияние как на мотивационную, так и исполнительную функции потенциальных и действующих субъектов бизнес-сообщества, с целью создания и/или развития имеющегося бизнеса.

В настоящее время усилия государства направлены на достижение показателей национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Однако, существует определенный риск в реализации ряда мероприятий без пересмотра сценариев государственной поддержки и стимулирования предпринимательской активности. Так, например отсутствуют достаточные руководящие принципы и практические стратегии для эффективного развития и поддержания кооперации и интеграции в различных формах [8].

Целью данного исследования выступает поиск путей стимулирования предпринимательской активности в современных условиях.

Материалы и методы исследования

Информационную основу исследования составили нормативно-правовые акты, многочисленные научные труды отечественных ученых, посвятивших свои исследования развитию малого и среднего бизнеса, государственной поддержке предпринимательства, предпринимательской активности, вопросам кооперации и интеграции бизнес-агентов. Автором был использован системный подход, компаративный и логический виды анализа, анализ данных Росстата и федеральной налоговой службы.

Результаты исследования и их обсуждение

В настоящее время территории РФ довольно дифференцированы по степени социально-экономического развития, в том числе по показателю качества жизни населения [9] и уровню предпринимательской активности [10]. На рисунках 1 и 2 приведены данные федеральной налоговой службы и данные Росстата, характеризующие развитие МСП в разрезе федеральных округов (ФО).

missing image file

Рис. 1. Количество субъектов МСП в федеральных округах Российской Федерации по состоянию на 10 июля 2023 г., ед. Составлено автором на основе данных [11]

missing image file

Рис. 2. Доля субъектов МСП в составе экономически активного населения федеральных округов Российской Федерации в 2021г., %. Составлено автором на основе данных [12]

 

missing image file

Рис. 3. Структура, цели и основные показатели национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» Составлено автором на основе данных [13]

При анализе доли субъектов МСП в составе экономически активного населения в разрезе федеральных округов на конец 2021 г. (рис. 2), были выделены три группы:

- лидирующие (Северо-Западный ФО – 9%, Центральный ФО – 8,7%, Южный ФО – 8,2%);

- средние (Уральский ФО – 7,9%, Дальневосточный ФО – 7,3%, Сибирский ФО – 7,2%);

- отстающие (Приволский ФО – 7%, Северо-Кавказский ФО – 4,3%).

Отметим, что при иерархическом доведении до региональных органов власти к исполнению целевых показателей национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [13] не была учтена дифференциация социально-экономического развития (как в разрезе федеральных округов, так и субъектов РФ). В данной связи может иметь место риск недостижения ряда целевых показателей указанного национального проекта.

Рассмотрим структуру, цель и основные целевые показатели национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (рис. 3).

missing image file

Рис. 4. Возможные сценарии стимулирования предпринимательской активности Составлено автором

Отметим, что в рамках проекта «Акселерация субъектов МСП» с лета 2019 г. реализуется комплексная поддержка субъектов МСП в регионах с целью обеспечения их роста и развития, а также выхода на зарубежные рынки. В рамках проекта в регионах были запущены центры «Мой бизнес» [14], где физические и юридические лица могут получить поддержку для открытия или развития бизнеса. Сегодня основными направлениями реализации экономической политики в сфере поддержки институтов предпринимательства являются: льготное банковское кредитование; микрофинансирование по сниженным процентным ставкам и на льготных условиях; льготы при участии в госзакупках, предоставление доступа к сбытовым площадкам, образовательным и информационным платформам посредством единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА); консультационная, образовательная, имущественная поддержка предпринимателей через центры «Мой бизнес»; поддержка экспортно ориентированных субъектов МСП; предоставление грантов малым инновационным предприятиям; субъектам МСП на разработку и создание производства инновационной продукции, а также на осуществление НИОКР, в том числе в сфере спорта, городской среды, экологии, социального предпринимательства.

Важно отметить, что текущая демографическая ситуация не дает благоприятных перспектив для увеличения занятости в секторе малых и средних предприятий (МСП) в виду роста населения нетрудоспособного возраста. Государство периодически пытается принимать соответствующие управленческие решения в сфере малого и среднего бизнеса, делая упор на экономические аспекты путем внедрения методов проектного управления. Однако в отдельных регионах России, географически удаленных от центральных районов и характеризующихся низкой плотностью населения, неразвитостью транспортной и социальной инфраструктуры, малому бизнесу отводится роль «социального буфера» [15]. Это требует трансформации как региональной экономической политики, так и самой парадигмы управления.

С учетом происходящих трансформаций на мировых рынках и внутристрановой ситуации государственная поддержка и стимулирование развития малого и среднего предпринимательства, вероятнее всего, будут базироваться на таких сценариях как «поиск путей кооперации и интеграции», «поддержание текущих показателей деятельности» и «стимулирование индивидуальной предпринимательской активности» (рис. 4). Эти сценарии в перспективе могли бы стать основной для разработки системы индикаторов региональной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства.

Сегодня все существующие механизмы стимулирования предпринимательской активности направлены на точечную поддержку отдельных субъектов МСП или на поддержание текущей ситуации, что отражено в таблице.

Одним из ключевых аспектов, который может значительно улучшить предпринимательскую деятельность, является установление приоритетов кооперации и интеграции. Рассмотрим возможные механизмы стимулирования предпринимательской активности в рамках поддержки кооперации и интеграции.

Матрица покрытия сценариев механизмами стимулирования предпринимательской активности субъектов малого и среднего бизнеса

 

Возможные сценарии стимулирования предпринимательской активности

Существующие механизмы стимулирования предпринимательской активности

Финансовая поддержка

Упрощение процедур регистрации и лицензирования

Создание инфраструктуры и бизнес-экосистемы

Образование и поддержка

Сценарий 1

«Поддержка кооперации и интеграции»

- финансовая поддержка для кооперативов,

- выделение профильного микрозайма с пониженной ставкой для открытия бизнеса по договору франчайзинга

- снижение требований и ограничений:

- уменьшение количества требуемых документов,

- льготы для участия

в госзакупках для сельскохозяйственных кооперативов

- создание кооперативных сетей и платформ,

- содействие в поиске партнеров и клиентов

- обучение и консультации по кооперации в сфере малого и среднего бизнеса

Сценарий 2

«Поддержание текущих показателей деятельности»

- льготное банковское кредитование

до 2024 г.,

- предоставление микрозаймов

до 5 млн руб.

на срок до 3 лет,

- предоставление грантов малым инновационным предприятиям

- льготы при участии

в госзакупках,

- поддержка экспортно ориентированных субъектов

- предоставление доступа к сбытовым

площадкам, образовательным и информационным платформам посредством единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА)

- консультационная образовательная, имущественная поддержка через центры «Мой бизнес»

Сценарий 3

«Поддержка индивидуальной предпринимательской активности»

- гранты на запуск бизнеса самозанятым и индивидуальным предпринимателям

- льготы для участия

в госзакупках для самозанятых граждан

- организация сообщества менторов из получателей господдержки

- запуск сетевых мероприятий для самозанятых граждан

Финансовая поддержка для кооперативов: Предоставление финансовой помощи в форме грантов, субсидий или низко процентных займов кооперативам может помочь им в развитии и укреплении своей деятельности, например при запуске франшизы. Это может включать финансирование для закупки оборудования, развития новых проектов или проведения маркетинговых исследований.

Обучение и консультации по кооперации: Проведение специальных программ обучения и консультаций, ориентированных на кооперацию, помогает предпринимателям и участникам кооперативов развивать необходимые навыки и знания. Это может включать обучение по управлению кооперативами, формированию эффективных команд, управлению конфликтами и сотрудничеству [16].

Создание кооперативных сетей и платформ: Поддержка создания кооперативных сетей и платформ, где участники могут обмениваться информацией, ресурсами и опытом, способствует интеграции и сотрудничеству между кооперативами. Это может включать создание онлайн-платформ для обмена знаниями и опытом, организацию регулярных встреч и мероприятий для сетевого взаимодействия [17].

Содействие в поиске партнеров и клиентов: Предоставление помощи в поиске партнеров и клиентов для кооперативов способствует их интеграции и расширению рынков сбыта. Это может включать организацию бизнес-форумов, выставок или деловых встреч, где кооперативы могут представить свою продукцию и услуги заинтересованным сторонам [18].

Лоббирование и правовая поддержка: Содействие в лоббировании интересов кооперативов на законодательном уровне и предоставление правовой поддержки помогает создать благоприятную среду для их развития и функционирования. Это может включать участие в разработке кооперативного законодательства, консультации по юридическим вопросам и поддержку в решении конкретных правовых вопросов, связанных с кооперацией [19].

Исследования и информационная поддержка: Проведение исследований и предоставление информации о кооперации и ее преимуществах может помочь привлечь внимание и заинтересовать потенциальных участников. Это может включать публикацию и распространение исследовательских отчетов, создание информационных материалов и ресурсов для кооперативов, а также организацию образовательных мероприятий и семинаров [20].

Кооперация и интеграция идут рука об руку с предпринимательством. Успешные предприниматели понимают, что они не могут работать в изоляции; им необходимо налаживать партнерские отношения, использовать ресурсы и подключаться к разнообразным сетям, чтобы максимизировать свой потенциал. Поддерживая сотрудничество как между предпринимателями, так и между предпринимателями и другими заинтересованными сторонами, такими как государственные органы, образовательные учреждения и отраслевыми предприятиями, мы можем способствовать формированию культуры сотрудничества, которая способствует обмену идеями, опытом и ресурсами.

Одним из фундаментальных преимуществ сотрудничества является возможность объединения дополнительных навыков и знаний. Предприниматели часто обладают уникальным набором талантов, но, объединив усилия с другими, они могут заполнить пробелы и найти более комплексные решения. Сотрудничество позволяет сочетать различные взгляды, опыт и знания, что приводит к генерированию инновационных идей и прорывных технологий. Это также позволяет предпринимателям снижать риски, распределять расходы и получать доступ к новым рынкам, повышая свои шансы на успех. Кроме того, сотрудничество способствует обучению в предпринимательском сообществе. Когда предприниматели собираются вместе, они могут учиться на успехах и неудачах друг друга, обмениваясь ценными знаниями и опытом. С помощью формирования культуры сотрудничества создается предпринимательская экосистема, которая поддерживает креативность и инновации, придавая характеристики устойчивости бизнес-сообществу [21].

Интеграция является еще одним важным аспектом, дополняющим кооперацию в сфере стимулирования предпринимательской деятельности. Во все более взаимосвязанном мире важно разрушить барьеры и создать беспрепятственный поток информации, ресурсов и талантов. Интеграция может принимать различные формы, такие как содействие региональной экономической интеграции, поощрение межотраслевого сотрудничества или поощрение международного партнерства. Принимая интеграцию, мы создаем динамичную предпринимательскую экосистему, которая процветает благодаря разнообразию, глобальным перспективам и перекрестной наметке идей.

Например, региональная экономическая интеграция может привести к созданию более крупных рынков с меньшим количеством торговых барьеров. Это позволяет предпринимателям получить доступ к более широкой клиентской базе, более эффективно масштабировать свой бизнес и получать выгоду от эффекта масштаба. Содействуя межотраслевому сотрудничеству, предприниматели могут осваивать новые рынки и бизнес-модели, создавая инновационные продукты и услуги. Международные партнерства также могут предоставить предпринимателям доступ к новым рынкам, ресурсам и инвестиционным возможностям, способствуя их росту и расширению.

Чтобы придать приоритетное значение кооперации и интеграции как движущим силам предпринимательской деятельности, крайне важно создать необходимые структуры и политику поддержки. Правительства, образовательные учреждения и лидеры отрасли должны сотрудничать для создания инициатив и программ, которые способствуют сотрудничеству и интеграции между предпринимателями. Это может включать создание инновационных центров, инкубаторов и пространств для совместной работы, которые облегчают создание сетей, обмен знаниями и совместные проекты.

Кроме того, образовательные учреждения должны включать предпринимательство и сотрудничество в свои учебные программы, вооружая студентов необходимыми навыками и мышлением, чтобы преуспеть в совместной предпринимательской экосистеме.

Основными показателями поддержки кооперации и интеграции могут выступать:

- количество вновь созданных кооперативов из числа субъектов МСП;

- количество кооперативов из числа субъектов МСП, получивших финансовую поддержку;

- объем консолидированной финансовой поддержки кооперативам из числа субъектов МСП.

Сегодня, по мнению автора, необходима разработка системы индикаторов, отвечающих за состояние и динамику процессов кооперации и интеграции бизнеса. При этом схема «индикаторного измерения» может быть построена по аналогии с предложенной в работе наших коллег [22], где учитываются ценностные ориентации и количественные интегральные показатели, что может послужить основой для построения концептуальной модели предпринимательской активности в условиях изменяющейся внешней среды и воздействия факторов с высокой долей неопределенности.

Заключение

В заключение отметим, что придание приоритетного значения сотрудничеству и интеграции имеет важное значение как для стимулирования предпринимательской активности, так и в целях содействия экономической отдачи от МСП. Сотрудничество позволяет предпринимателям использовать дополнительные навыки, делиться ресурсами и учиться друг у друга, что приводит к новаторским идеям и увеличивает шансы на успех. Интеграция же способствует беспрепятственному потоку информации, ресурсов и талантов, создавая разнообразные и динамичные предпринимательские экосистемы. Очевидно, что без работающих механизмов кооперации и интеграции не стоит рассчитывать на улучшение ситуации в малом и среднем бизнесе. Создавая и обновляя нормативно-правовую и организационную основу сотрудничества, обмена знаниями и устраняя административные и прочие барьеры, государство может создать среду, способствующую успеху предпринимателей и развитию бизнеса в России.


Библиографическая ссылка

Ласкин А.А. ПОДДЕРЖКА КООПЕРАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 7-2. – С. 168-176;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2916 (дата обращения: 18.05.2024).