Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЖИЛЬЕ И ГОРОДСКАЯ СРЕДА» РЕГИОНАМИ: ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)

Кузнецова О.П. 1 Кузнецов В.В. 1 Чижикова Т.А. 1
1 Омский государственный технический университет
Актуальность данного исследования состоит в том, что национальные проекты решают проблемы регионального развития. Национальные проекты – это механизм развития государства и ряда его отраслей, направленный на повышение благополучия российских семей, улучшения городской среды, социальной сферы, создание новых возможностей для бизнеса. Достижение ключевых показателей национального проекта позволит улучшить качество жизни, повысить объем туризма и как следствие оптимизации экономических процессов, на территории. Цель исследования – определить промежуточные итоги и перспективы развития национального проекта «Жилье и городская среда» в регионе (на примере Омской области). В статье рассматриваются понятие национального проекта, основные направления реализации и перспективы развития национального проекта «Жилье и городская среда» в регионе (на примере Омской области). В ходе исследования были использованы методы – анализ, синтез, анализ статистических данных, мониторинг реализации национального проекта «Жилье и городская среда».
национальный проект
регион
развитие
реализация
жилье
городская среда
1. Зозуля А.В., Зозуля П.В., Еремина Т.Н. Современные проблемы реализации приоритетных национальных проектов // Вестник евразийской науки. 2019. Т. 11, № 1. С. 15-19.
2. Положихина М.А. Организация управления национальными проектами // Экономические и социальные проблемы России. 2012. № 2. С. 10-38.
3. Валишвили М.А. Финансирование приоритетных национальных проектов: промежуточные итоги и перспективы реализации // Путеводитель предпринимателя. 2020. Т. 13, № 4. С. 46-55.
4. Старкова Е.А. Проблемы реализации приоритетного национального проекта «Образование» // Science Time. 2014. № 11. С. 356-359.
5. Абдусаламова А.П. Приоритетные национальные проекты в реализации стратегии социально-экономического развития России: автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 2012.
6. Сон А.В. Реализация приоритетных национальных проектов как фактор повышения экономической безопасности Российской Федерации: автореф. дис … канд. экон. наук. М., 2010.
7. Костарева Л.В. Реализация приоритетных национальных проектов в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Общество, экономика, управление. 2018. Т. 3, № 1. С. 37-41.
8. Елохинская Е.В. Реализация приоритетных национальных проектов в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Материалы XXIII Всероссийского экономического форума молодых ученых и студентов. Екатеринбург, 2020. С. 16-18.

Введение

Улучшение качества жизни россиян – является важной целью государственной политики. Чтобы ответить всем вызовам современности и добиться прорывного научного, технологического и социально-экономического развития в России, руководство страны подготовило национальные проекты [1,2].

Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, формирование комфортной городской среды – это ключевые элементы национального проекта «Жилье и городская среда».

В.В. Путин, в ходе выступления на всемирном экономическом форуме в Давосе, подчеркнул, что у человека должна быть комфортная среда для жизни.

Ожидаемый 11-й пакет санкций не становится ограничением для реализации национальных проектов.

Ответственными исполнителями проектов стали отраслевые министерства РФ и региональный органы власти. Основными требованиями при реализации национальных проектов стали временные рамки и наличие ресурсов.

Актуальность данного исследования состоит в том, что национальные проекты решают проблемы регионального развития.

Большинство населения практически не информировано ни о самих приоритетных национальных проектах, ни о ходе их реализации [3,4].

Следует отметить, что понятие «национальный проект» не имеет закрепление в законодательном поле.

По мнению А.П. Абдусаламова, приоритетный национальный проект как комплексная система мероприятий с чётко обозначенными социально-экономическими ориентирами, направленная на качественное улучшение жизни граждан Российской Федерации по средствам модернизации образования, здравоохранения, жилищно-коммунального и сельскохозяйственного секторов [5,8].

Национальные проекты — это набор мероприятий направленных на достижения стратегических целей развития российского общества и обеспечения социально-экономической безопасности страны [6,8].

Национальные проекты направлены на создание качественных конкурентоспособных продуктов.

Достижение ключевых показателей национального проекта позволит улучшить качество жизни, повысить объем туризма и как следствие оптимизации экономических процессов, на территории. Уникальной особенностью проекта «Жилье и городская среда» является практика гражданских инициатив, что позволяет выявлять наиболее проблемные районы [7,8].

Цель исследования – определить промежуточные итоги и перспективы развития национального проекта «Жилье и городская среда» в регионе (на примере Омской области).

Материалы и методы исследования

В ходе исследования были использованы методы – анализ, синтез, анализ статистических данных, мониторинг реализации национального проекта «Жилье и городская среда».

Результаты исследования и их обсуждение

В Омской области действует 12 национальных проектов.

В рамках национального проекта«Жилье и городская среда» в регионе действуют региональные проекты:

• Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.

• Формирование комфортной городской среды.

• Жилье.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» постановлением Правительства Омской области от 10.04.2019 № 117-п утверждена региональная адресная программа Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 – 2024 годах, согласно которой предусмотрено расселение 5 217 чел. из 78,88 тыс. кв. м аварийного жилья.

Цель регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения не пригодного для проживания жилищного фонда» – расселение граждан из аварийного жилищного фонда. Согласно паспорта, данного проекта, ожидаемые результаты следующие (таблица 1).

В реализации программы участвуют: г. Омск, Тарский район, Калачинский район, Русско-Полянский район, Любинский район, Омский район.

Таблица 1

Ожидаемые результаты реализации проекта «Обеспечение устойчивого сокращения не пригодного для проживания жилищного фонда»

Показатели регионального проекта

Единица измерения

Годы

2019

2020

2021

2022

2023

2024

Количество граждан, расселенных из непригодного для проживания жилищного фонда

Тысяча человек

0,05

0,45

1,24

1,74

2,52

3,31

Количество квадратных метров расселенного непригодного для проживания жилищного фонда

Тысяча квадратных метров

0,93

8,1

22,37

31,29

45,44

59,6

Таблица 2

Ожидаемые результаты реализации проекта «Формирование комфортной городской среды»

Показатели

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

Увеличение доли населения, проживающего в многоквартирных домах с благоустроенными дворовыми территориями, %

0.44

0.44

0.44

0.44

0.44

0.44

Увеличение доли благоустроенных общественных территорий города Омска, %

4.11

4.11

4.11

4.11

4.11

4.11

Средняя обеспеченность населения города Омска зелеными насаждениями в расчете на 1 человека кв. м.

115.96

115.96

115.96

115.96

115.96

115.96

Целевой показатель (2019 – 2022 годы) установлен в размере 31,29 тыс. кв. м, 1 740 чел. Показатель по расселенной площади выполнен на 114 %. Показатель по расселяемым гражданам выполнен на 127 %.

Целевой показатель (2019 – 2023 годы) установлен в размере 45,44 тыс. кв. м, 2 520 чел. По состоянию на 10.04.2023 расселено – 38,30 тыс. кв. м, 2 368 чел.

В целях формирования новой программы по расселению аварийных МКД Минэнерго Омской области с муниципальными образованиями на регулярной основе проводится работа по внесению в АИС «Реформа ЖКХ» актуальных сведений о МКД, признанных аварийными после 01.01.2017. Площадь жилых помещений, признанных аварийными после 01.01.2017 по 01.01.2022 составляет 67,5 тыс. кв. м, 220 МКД.

Региональный проект «Формирование комфортной городской среды» имеет цель-повышение комфортности городской среды, в том числе общественных пространств. Согласно паспорта, данного проекта, ожидаемые результаты следующие (таблица 2).

В рамках заключенного соглашения с Минстроем России субсидии на благоустройство общественных территорий были распределены среди 7 муниципальных образований: город Омск, Исилькуль, Калачинск, Называевск, Тара, Тюкалинск и моногород – Красный Яр Любинского района.

Основной объем субсидии направлен на благоустройство общественных территорий в городе Омске в связи с планируемым ранее проведением чемпионата мира по хоккею среди юниоров в 2022 – 2023 годах.

Распределение субсидии моногороду является обязательным условием в соответствии с федеральным законодательством.

По итогам в данных 7 муниципальных образованиях благоустроено 95 общественных территорий, в том числе в городе Омске – 89 объектов, в муниципальных районах – 6 объектов.

Весь объем федеральных субсидий направлен на благоустройство общественных территорий. Благоустройство дворов осуществлялось за счет средств областного бюджета. На эти цели из областного бюджета направлено 250 млн рублей городу Омску. Благоустроено 79 дворовых территорий.

В связи с ростом цен на строительные материалы в 2022 году, имели место факты расторжения муниципальных контрактов (Красноярское, Называевское, Тарское поселения), в связи, с чем повторно проводились закупки.

Помимо мероприятий, выполненных в рамках заключенного соглашения с Минстроем России, в 2022 году реализованы инициативные проекты по благоустройству общественных территорий.

Отбор муниципальных образований проводился Минфином Омской области. Последующий контроль за реализацией мероприятий осуществлялся органами исполнительной власти к чьей компетенции относились типологии проектов.

В рамках компетенции Минэнерго Омской области реализовано 13 инициативных проектов на сумму 24,4 млн рублей.

Также в 2022 году завершены работы по проекту «Клач на Оми», победившем во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды.

В рамках заключенного соглашения с Минстроем России планируется благоустроить 102 общественных территории.

На эти цели из федерального и областного бюджетов предусмотрено 535,3 млн рублей.

На сегодняшний день по всем объектам подрядчики определены. К работам планируется приступить с начала строительного сезона.

По аналогии с прошлым годом благоустройство дворов планируется за счет средств областного бюджета. На эти цели первыми поправками в бюджете предусмотрено 250 млн рублей. В настоящее время Минэнерго организован отбор муниципальных образований.

Ожидается благоустройство порядка 80 дворовых территорий (в городе Омске – порядка 55 дворов, в районах – 25 дворов).

В рамках инициативного бюджетирования в 2023 году запланировано исполнение 34 проектов, относящихся к компетенции Минэнерго Омской области на сумму 64,7 млн рублей:

- 6 проектов – детские игровые площадки;

- 13 проектов – места захоронения (кладбища);

- 15 проектов – общественные территории (мемориальные зоны, скверы, площади, др.).

Лимиты доведены поселениям по результатам внесения первых изменений в бюджет Омской области. Муниципальными образованиями организованы конкурсные процедуры.

Также на 2023 год запланировано выполнение основного объема работ по 2 проектам в городе Исилькуле и Называевске, ставших победителями Всероссийского конкурса.

На реализацию данных проектов из федерального бюджета привлечены средства в размере 165 млн рублей (Исилькуль – 85 млн рублей, Называевск – 80 млн рублей). Из областного бюджета планируется направить 40 млн рублей.

В рамках цели, определяемой региональным проектом «Жилье», деятельность Министерства строительства Омской области направлена на достижение показателей (таблица 3).

По статистическим данным в 2022 году введено в эксплуатацию 693,36 тыс. кв. м. жилых домов, что на 8,4 % выше показателя аналогичного периода 2021 года (639,34 тыс. кв.м.).

На территории городского округа город Омск в 2022 году введено в эксплуатацию 424,95 тыс. кв.м. (61% от общего объема).

На территории районов введено в эксплуатацию 268,41тыс. кв.м. (39% от общего объема).

Омский район является лидером по исполнению плана по вводу жилья в 2022 году среди районов.

Минстрой России установлено плановое значение показателя по вводу жилья в эксплуатацию в Омской области в 2023 году – 639 тыс. кв. м.

Данный показатель выше, чем предусмотрено утвержденным Планом на 19 тыс. кв.м. (на 3%).

Основной объем многоквартирных жилых домов планируется ввести в эксплуатацию в городском округе город Омск – 382 тыс. кв.м. (99,5% от объема ввода многоквартирных домов по области в целом), а основной объем индивидуальных жилых домов в районах – 211 тыс. кв.м (82,7% от объема ввода индивидуальных жилых домов по области в целом).

По оперативным данным по состоянию на 30.03.2023 введено в эксплуатацию 209,7 тыс. кв.м. жилья (105,1 % к аналогичному периоду прошлого года, 32,8 % – к целевому показателю 639 тыс.кв.м.), в т.ч.: МКД 73,4 тыс.кв.м. (107,6 % к аналогичному периоду прошлого года), ИЖС 136,3 тыс.кв.м.(103,7% к аналогичному периоду прошлого года).

Реализация данных проектов позволит решить ряд проблем Омского региона.

Таблица 3

Ожидаемые результаты реализации проекта «Жилье»

Наименование показателя

Единица

измерения

Годы

2019

2020

2021

2022

2023

2024

Увеличение объема жилищного строительства

Миллион квадратных метров

0,509

0,567

0,544

0,602

0,648

0,694

Ввод жилья в рамках мероприятия по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации

Миллион квадратных метров

0,0614

-

-

-

-

-

С 1993 года Омская область переживает депопуляцию. Вследствие сужения воспроизводства населения абсолютная численность населения уменьшилась. Решающим фактором сокращения за последние два десятилетия стала естественная убыль населения и отрицательное сальдо миграции. Демографические проблемы станут важнейшим фактором развития региона в ближайшее десятилетие. Ход рождаемости во многом зависит от отношения населения репродуктивного возраста к браку и деторождению. Миграция населения оказывает значительное негативное влияние на рынок труда: за пять лет миграция населения превысила 50 000 человек.

Помимо эмиграции населения, для Омской области характерно значительное сокращение численности населения трудоспособного возраста за счет обмена рабочей силой с другими субъектами Российской Федерации (трудовая миграция): 61 900 человек или 6,7% трудоспособного населения в 2022 году работают за пределами Омской области (8 место в РФ, 1 место в СФО). Миграционная убыль здоровых людей в 2022 году достигла 7164 человек (69,1% от общей миграционной убыли Омской области).

Рынок труда Омской области характеризуется постоянным сокращением числа действующих предприятий, ежегодным уменьшением количества рабочих мест и оттоком работников, превышающим прием трудовых ресурсов. В то же время на рынке труда региона наблюдается растущий дефицит рабочей силы и конкуренция за привлечение и удержание высококвалифицированных специалистов.

Существует дефицит квалифицированных кадров, особенно по техническим специальностям. Предприятия региона не принимают готовых специалистов, способных эффективно решать рабочие задачи сразу после получения среднего профессионального образования. В настоящее время количество молодежи в Омской области уменьшается.

Из-за оттока населения возникают проблемы в научно-техническом развитии региона. За период с 2000 года по 2021 год численность работников в сфере НИОКР сократилась в 2,1 раза, с 8 900 до 4 200 человек. Количество исследователей на тысячу человек, занятых в Омской экономике, также снизилось. В 2000 году значение этого показателя составляло 40, а в 2021 году – 20. Таким образом, число исследователей сокращалось гораздо быстрее, чем число занятых в экономике Омской области

Заключение

Таким образом, национальные проекты – это механизм развития государства и ряда его отраслей, направленный на повышение благополучия российских семей. Национальный проект «Жилье и городская среда» призван, сформировать комфортную среду для проживания, по средствам благоустройства общественных территорий дворов и так далее. Проекты положительно влияют на развитие государства, в том числе на научное, технологическое и социально-экономическое развитие, в том числе и в Омском регионе. Национальные проекты в Омском регионе способствуют формированию комфортных социально-экономических условий для проживания населения, для развития потенциала области, и тем самым, способствуют предотвращению оттока трудоспособного населения и молодежи. В регионе активно идет масштабное строительство, благоустраиваются и озеленяются общественные пространства и территории, под пристальным вниманием общественных организаций (Общественной палаты Омской области, Общественных советов при Министерствах).


Библиографическая ссылка

Кузнецова О.П., Кузнецов В.В., Чижикова Т.А. РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЖИЛЬЕ И ГОРОДСКАЯ СРЕДА» РЕГИОНАМИ: ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ) // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 7-2. – С. 162-167;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2915 (дата обращения: 18.05.2024).