Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ)

Конципко Н.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Новосибирский университет экономики и управления»
Реализация государственных национальных проектов играет огромное значение в социально-экономическом развитии Российской Федерации. От реализации государственных национальных проектов зависит социально-экономическое развитие не только регионов, но и государства в целом. В статье представлены состав и параметры национальных проектов в Российской Федерации, а также выделены национальные проекты Новосибирской области. Также представлена реализация государственных национальных проектов на примере Новосибирской области в разрезе направлений развития. Представлены количество и бюджет национальных проектов, а также бюджетное исполнение проектов. Проведен анализ показателей исполнения национальных проектов на региональном уровне, выявлены недостатки и предложены пути совершенствования по эффективному расчету показателей реализации национальных проектов.
национальные проекты
региональное развитие
приоритетные направления
социально-экономическое развитие
показатели эффективности реализации национальных проектов
1. Приказ Минфина России от 06.06.2019 N 85н О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения (ред. от 21.03.2022) (Зарегистрировано в Минюсте России 08.07.2019 N 55171) // СПС «СудАкт». [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/law/prikaz-minfina-rossii-ot-06062019-n-85n/ (дата обращения: 17.03.2023).
2. Письмо Министерства науки и высшего образования РФ от 27.09.2018 г. N МН-6.6-21 «О паспорте национального проекта «Наука» и входящих в его состав федеральных проектах» // СПС «ГАРАНТ». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/72476290/#friends (дата обращения: 20.04.2023).
3. Письмо Министерства науки и высшего образования РФ от 27.09.2018 г. N МН-6.6-21 «О паспорте национального проекта «Наука» и входящих в его состав федеральных проектах» // СПС «ГАРАНТ». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/72476290/#friends (дата обращения: 20.04.2023).
4. Постановление Правительства Новосибирской области от 30.10.2021 года N 576-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие туризма в Новосибирской области»» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/465748355 (дата обращения: 15.04.2023).
5. Nazarov I.I. Improving the system of strategic planning for national development in the Russian Federation // Public administration. 2022. . Vol. 24. № 6. P. 73-81.
6. Официальный сайт «Национальные проекты России» [Электронный ресурс]. URL: https://национальныепроекты.рф/projects (дата обращения: 17.03.2023).
7. Официальный сайт Министерства экономического развития Новосибирской области [Электронный ресурс]. URL: https://econom.nso.ru/news/4081 (дата обращения: 11.04.2023).
8. Отчет о ходе реализации регионального проекта на 2021 год «Цифровая культура» (Новосибирская область) // Министерство экономического развития. [Электронный ресурс]. URL: https://mk.nso.ru/news/8550?ysclid=lkdms17bo830450228 (дата обращения: 08.05.2023).
9. Официальный сайт Правительства Новосибирской области [Электронный ресурс]. URL: https://www.nso.ru/news/58367 (дата обращения: 18.04.2023).

В настоящее время государственные национальные проекты имеют огромную роль в социально-экономическом развитии государства. Национальные проекты России представляют собой один из наиболее эффективных механизмов, необходимых для решения социально-экономических проблем. Реализуемые государственные национальные проекты должны обеспечить достижение национальных целей развития Российской Федерации. Их реализация важна не только для государства в целом, отдельных его регионов в частности, но и, безусловно, для каждого жителя этой страны.

В России проектный подход впервые был использован в 1990-е годы. В 2005 году были одобрены приоритетные национальные проекты «Здоровье», «Образование», «Жилье», «Развитие агропромышленного комплекса» (реализованы в 2006–2018 гг.).

В 2018 году проектный подход вступил в активную фазу: цели и задачи национального развития, изложенные в Указе Президента от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» на сегодняшний день достигаются за счет национальных, федеральных и региональных проектов [7].

Таблица 1

Состав и параметры национальных проектов России

Направление развития

Национальные проекты

Количество федеральных проектов

Бюджет национального проекта, млрд руб.

Человеческий капитал

Здравоохранение

9

2052,80

Образование

8

702,80

Демография

5

3105,20

Культура

3

113,50

Итого:

4

25

5974,30

Комфортная среда обитания

Безопасные и качественные автомобильные дороги

6

3476,60

Жилье и городская среда

5

1265,90

Экология

10

1372,08

Итого:

3

22

6114,58

Экономический рост

Наука и университеты

4

785,30

Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы

4

251,73

Цифровая экономика

10

1804,60

Производительность труда и поддержка занятости

2

39,40

Туризм и индустрия гостеприимства

3

939,10

Международная кооперация и экспорт

3

929,40

Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры

9

4745,14

Итого:

7

35

9494,67

Итого:

14

82

21583,55

Национальные проекты в 2018 году были разработаны, исходя из таких трёх направлений развития, как: «Человеческий капитал», «Комфортная среда обитания», «Экономический рост». Полное наименование и количество реализуемых государственных национальных проектов по направлениям развития можно увидеть в таблице 1.

Из таблицы 1 видно, что всего на данный момент в России реализуется 14 национальных проектов. К направлению развития «человеческий капитал» относится 4 проекта. В «комфортную среду обитания» входят 3 проекта, Остальные 7 проектов направлены на то, чтобы обеспечивался «экономический рост» в стране [8]. Также в таблице 1 отражено количество федеральных проектов, входящих в каждый отдельно взятый национальный проект. Итоговое значение по количеству реализуемых федеральных проектов составляет 82 проекта [1].

Основной целью разработки в 2018 году национальных проектов России явилось стремление к осуществлению прорывного научно-технического и социально-экономического развития страны, увеличение численности её населения, повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания на этой территории и условий и возможностей, как для самореализации, так и для раскрытия таланта каждого человека.

Все три приоритетных направления развития взаимосвязаны между собой и имеют прямое отношение к развитию государства, его регионов. Система национальных проектов представляет собой современный способ организации работы органов государственной власти. Национальные проекты дают возможность разделить стратегические цели на отдельные конкретные задачи, которые были изложены с учётом ресурсных ограничений и обеспечить согласованность деятельности субъектов РФ, а также на эффективном уровне производить мониторинг и контроль в части достижения целевых стратегических показателей.

Новосибирская область (сокращенно НСО) является регионом, который активно принимает участие в реализации национальных проектов России. Входит в первую десятку регионов по такому критерию, как объём финансирования государственных национальных проектов. Регион ставит перед собой цели по повышению качества жизни населения, проживающего на данной территории и активному росту экономики [9].

Изначально Новосибирская область была нацелена на реализацию 12 государственных национальных проектов. Один из нацпроектов, а именно национальный проект «Наука и университеты» имеет отличие от других проектов, которое заключается в том, что его реализация осуществляется на федеральном уровне, путем проведения открытого конкурса среди научных и образовательных организаций. По данной причине не выделяются межбюджетные трансферты субъектам РФ [2]. Учитывая тот факт, что нацпроект «Наука и университеты» не имеет региональных составляющих, то в самом начале в регионе планировалось реализовать 54 региональных проектов (РП) по 11 направлениям (национальным проектам) [3].

На сегодняшний день в рассматриваемом регионе реализуется 13 национальных проектов России. Добавился нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства». Начал он реализовываться в области с 2022 года. Для реализации задач данного государственного национального проекта была разработана и утверждена государственная программа Новосибирской области «Развитие туризма в Новосибирской области» [4]. В начале 2023 года Министерство экономического развития НСО подписало соглашение о реализации в данном регионе такого регионального проекта, как «Повышение доступности туристических продуктов», также нацеленного непосредственно на реализацию нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» [7].

Для того, чтобы наиболее детально разобраться, какое конкретно количество реализовывалось региональных проектов отдельно по каждому государственному национальному проекту в данном регионе, была составлена, на основании информации, которая содержится в отчётах Губернатора Новосибирской области о результатах деятельности Правительства Новосибирской области за 4 последних прошедших года, представлена в таблице 2.

С момента начала реализации национальных проектов России в данном регионе, каждый год в Новосибирскую область направляются финансовые средства, выделенные для реализации нацпроектов в этом субъекте Российской Федерации.

Таблица 2

Количество региональных проектов по каждому нацпроекту за 2019-2022 гг.

Нацпроект в НСО

2019

2020

2021

2022

1 Демография

5

5

5

5

2 Здравоохранение

7

7

7

8

3 Экология

5

5

4

4

4 Международная кооперация и экспорт

3

3

2

2

5 Безопасные и качественные автомобильные дороги

3

3

3

3

6 Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы

4

5

3

3

7 Культура

3

3

3

3

8 Образование

10

7

6

7

9 Жильё и городская среда

3

3

4

4

10 Цифровая экономика

5

5

5

5

11 Производительность труда и поддержка занятости

1

3

2

2

12 Туризм и индустрия гостеприимства

0

0

0

0

13 Наука и университеты

0

0

0

0

Итого:

49

49

44

46

Таблица 3

Бюджет государственных национальных проектов, реализуемых в Новосибирской области

Национальный проект, реализуемый в НСО

Бюджет, тыс. руб.

Итого:

2019

2020

2021

2022

1 Культура

299 416,6

370 997,70

578 028,30

759 440,90

2 007 883,50

2 Цифровая экономика

871 474,7

869 470,50

894 666,70

759 180,30

3 394 792,20

3 Образование

1 039 382,7

2 136 679,90

4 695 807,40

4 908 461,80

12 780 331,80

4 Жилье и городская среда

3 411 137,0

3 818 902,80

4 549 091,70

5 399 810,60

17 178 942,10

5 Экология

273 230,9

304 732,50

315 982,10

219 169,60

1 113 115,10

6 МСП

1 401 291,6

576 519,30

409 005,80

491 672,80

2 878 489,50

7 Здравоохранение

4 943 046,2

7 005 694,20

4 711 394,40

11 825 959,40

28 486 094,20

8 Демография

11 596 683,0

14 763 533,40

12 604 947,70

14 206 939,70

53 172 103,80

9 БКАД

5 804 278,4

6 528 116,40

6 414 358,80

15 566 878,10

34 313 631,70

10 Международная кооперация и экспорт

106 520,0

60 741,00

111 675,90

16 277,10

295 214,00

11 Производительность труда и поддержка занятости

-

63 145,10

50 187,20

81 437,10

194 769,40

Итого:

29 746 461,10

36 498 532,80

35 335 146,00

54 235 227,40

155 815 367,30

Таблица 4

Процент бюджетного исполнения национальных проектов в НСО

Наименование нацпроекта

2019

2020

2021

2022

1 Культура

97,6

97,56

94,74

84,40

2 Цифровая экономика

81,0

76,67

99,50

99,67

3 Образование

99,5

96,22

99,12

97,59

4 Жилье и городская среда

95,0

98,20

72,96

81,50

5 Экология

98,1

99,94

99,95

99,76

6 МСП

100,0

99,99

99,46

100,00

7 Здравоохранение

84,4

82,71

80,25

84,00

8 Демография

93,9

93,43

96,01

94,76

9 БКАД

97,7

98,99

96,50

98,95

10 Международная кооперация и экспорт

86,6

93,76

99,67

100,00

11 Производительность труда и поддержка занятости

-

100,00

100,00

100,00

Итого:

93,4

92,84

91,60

92,55

В таблице 3 представлен объём финансирования отдельно по каждому из национальных проектов за 2019-2022 годы России, которые реализуются на данный момент на территории НСО. В конце представленной таблицы приведено итоговое значение, характеризующее объём финансирования по всем реализуемым государственным национальным проектам в области за прошедший год.

По данным из таблицы 3 видно, что на реализацию национальных проектов в НСО направляемые средства увеличиваются. Бюджет состоит по большей части из финансовых средств федерального бюджета, а также консолидированного бюджета НСО [8].

Бюджетное исполнение по всем национальным проектам в Новосибирской области приведено в таблице 4 [8]. Из данной таблицы видно, что в 2022 году ниже 85% бюджетное исполнение было по трём нацпроектам, таким как: «Культура», «Жильё и городская среда» и «Здравоохранение».

Для проведения анализа выполнения показателей государственных национальных проектов в Новосибирской области, необходимо определиться, какие нацпроекты выбрать для дальнейшего их рассмотрения и непосредственно анализа, поскольку объём данной работы не позволяет рассмотреть и проанализировать выполнение показателей по всем региональным проектам, входящим в состав государственных национальных проектов.

Исходя из этого фактора, за основу было взято несколько национальных проектов, а именно 2 проекта. Критерием отбора конкретных государственных национальных проектов для дальнейшего их рассмотрения и анализа послужил процент исполнения бюджета по нацпроектам в регионе, приведённый в таблице 4.

Таким образом, для дальнейшего рассмотрения и анализа выбраны 2 национальных проекта, по которым процент исполнения бюджета ниже 85%. Этими государственными национальными проектами являются «Культура» и «Жильё и городская среда».

Для того чтобы иметь представление, на каком уровне достигаются показатели нацпроектов в регионе, нужно найти процент (уровень) достижения показателей (УДп) каждого регионального проекта, входящего в состав выбранных нацпроектов.

После расчета показателей можно сказать, что за весь период реализации РП «Жильё» с 2019 года по 2022 год имелся процент достижения ниже 100% по таким пяти показателям, как:

1) доля услуг по выдаче разрешения на строительство в электронном виде;

2) объём ввода индустриального жилья;

3) площадь земельных участков, планируемых к вовлечению в целях жилищного строительства;

4) количество земельных участков, планируемых к вовлечению в оборот в целях жилищного строительства.

Региональный проект «Чистая вода» реализовывался в рамках рассматриваемого нацпроекта «Жильё и городская среда» с 2021 года. Достигалось 5 показателей по данному РП. Не были достигнуты совсем или не в полной мере 2 показателя: построены крупные объекты питьевого водоснабжения в Новосибирской области, предусмотренные региональной программой. Показатель «Построены крупные объекты питьевого водоснабжения в Новосибирской области, предусмотренные региональной программой» был запланирован в 2021 году. Срок его достижения был перенесён на 2022 год. В конечном счете данный показатель не был достигнут. Срок достижения перенесен на 2023 год. Строительные работы на объектах находились по состоянию на конец 2022 года на стадии завершения.

Что касается второго показателя «построены и реконструирован крупные объекты питьевого водоснабжения в Новосибирской области, предусмотренные региональными программами», то данный показатель был реализован в 2021 и 2022 году не в полной мере.

По региональному проекту «Формирование комфортной городской среды» было запланировано достижение 10 показателей. Каждый из них был достигнут в рассматриваемый период (2019-2022 гг.) на 100 и более процентов.

По региональному проекту «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» осуществлялась реализации двух показателей. По каждому из них процент достижения составил за каждый год реализации более 100%.

По второму государственному национальному проекту «Культура» практически все показатели достигнуты на 100 и более процентов. По второму государственному национальному проекту «Культура» практически все показатели достигнуты на 100 и более процентов. В 2019 году этот показатель не был достигнут менее чем на 2% из 100%.

По РП «Творческие люди» были достигнуты все показатели на 100% и более. Также по региональному проекту «Цифровая культура» все показатели за прошедший период реализации проекта имеют процент достижения 100 и более процентов.

Таким образом, исходя из проведённого анализа выполнения запланированных показателей с 2019 по 2022 годы по двум государственным национальным проектам в Новосибирской области, таким как «Жильё и городская среда» и «Культура» можно сделать вывод, что регион заинтересован в реализации поставленных перед ним задач по достижению целей национальных проектов. Однако имеются показатели, по которым процент выполнения ниже 100. Этот факт свидетельствует о том, что области есть ещё к чему стремиться и над чем работать в плане реализации государственных национальных проектов в данном регионе.

Новосибирская область (НСО) с самого начала принимает активное участие в реализации государственных национальных проектов на своей территории. На данный момент можно выделить ряд проблем, с которыми столкнулся регион при осуществлении государственных национальных проектов и предложить пути по совершенствованию реализации данных проектов в области:

1) Неисполнение обязательств одной из сторон муниципального контракта;

2) Непредвиденные обстоятельства;

3) Некачественное выполнение работ по проекту;

4) Информированность населения о реализации национальных проектов.

Важным остаётся тот факт, что население региона являются первостепенным ресурсом развития данной территории. Каждый национальный проект реализуется непосредственно в интересах населения. Необходимо информировать жителей о достигнутых результатах по реализуемым проектам и учитывать их мнение.

Таким образом, можно сделать вывод, что в Новосибирской области отсутствует методика, которая содержала бы перечень показателей для оценки эффективности реализации региональных проектов (кассовое исполнение РП; заключение и исполнение государственных (муниципальных) контрактов в рамках РП; уровень достижения показателей, результатов и контрольных точек РП; информационное сопровождение реализации РП) и методику расчёта каждого из данных показателей. На основании итоговых значений показателей производится расчёт итогового значения оценки эффективности реализации РП. Внедрение такой методики в Новосибирской области и устранение других сложившихся в регионе проблем, связанных с процессом реализации национальных проектов России способствовало бы ещё наиболее успешному ходу реализации данных проектов на этой территории.


Библиографическая ссылка

Конципко Н.В. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ) // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 7-2. – С. 156-161;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2914 (дата обращения: 18.05.2024).