Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬЮ ТРУДА В ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ

Кобзева И.Н. 1
1 Управление организации проектной деятельности в сфере производительности труда департамента по организации оплате и мотивации труда ОАО «РЖД»
Тенденции развития мировой экономики показывают, что рост производительности труда выступает в качестве главного источника экономического роста, благосостояния населения и развития научно-технического прогресса. При повышении уровня производительности труда на предприятии создается дополнительная стоимость, которая в дальнейшем может быть распределена между потребителями. Это позволяет выпускать продукцию лучшего качества или с более низкой себестоимостью, что приводит также и к росту заработной платы сотрудникам. Вследствие этого, вопросы управления производительностью труда, методы и особенности управления на предприятиях, в частности железнодорожного транспорта, приобретают особую значимость. В статье рассмотрены особенности системы управления производительностью труда на предприятиях транспортной отрасли, в частности, на железнодорожном транспорте. Рассматривается вопрос о влиянии внешних и внутренних факторов на деятельность предприятия, а именно в аспекте управления производительностью труда. Вопросы управления производительностью труда на предприятиях транспорта имеют особую значимость, так как роль транспорта в экономической системе государства очень велика, он является связующим звеном для производственной и непроизводственной сфер экономики, для различных отраслей и самого населения. Также, ОАО «РЖД» принимает участие в национальном проекте «Повышение производительности труда и поддержка занятости».
производительность труда
железнодорожный транспорт
управление производительностью труда
результат труда
перевозка грузов
1. Анненков А.В. Организация производства и управление транспортной компанией в условиях конкуренции на транспортном рынке. М.: РГОТУПС, 2003. 235 с.
2. Бацокин А.О. Особенности измерения производительности труда на железнодорожном транспорте // Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова. 2019. № 1 (103).
3. Рачек С.В., Суханова А.В. Современные тенденции развития организации труда на предприятиях железнодорожного транспорта // Тренды экономического развития транспортного комплекса России: форсайт, прогнозы и стратеги: Труды национальной научно-практической конференции, Москва, 22 марта 2018 года. М.: Российский университет транспорта (МИИТ), 2018. С. 228-231.
4. Рачек С.В. Функциональная зависимость производительности труда от факторных показателей // Экономика и предпринимательство. 2021. № 9(134). С. 1397-1400.
5. Суханова А.В. Повышение эффективности использования трудовых ресурсов на предприятиях железнодорожного транспорта // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2019. № 10(128). С. 33.
6. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/transport (дата обращения: 12.06.2023).

Введение

Управление производительностью труда является важной сферой функционирования предприятий, которая направлена на повышение эффективности использование трудовых ресурсов. Для достижения этих целей применяются принципы и подходы к регулированию как результатов, так и затрат труда, а также процессы и методы поиска и устранения факторов, которые тормозят необходимый уровень роста производительности труда. Основная цель управления производительностью труда – создание условий для достижения максимального уровня эффективности и результативности работы предприятия, а также для роста ее конкурентоспособности среди других предприятий.

Цель исследования заключается в необходимости определения и систематизации факторов, формирующих условия и особенности системы управления производительностью труда в современных условиях функционирования бизнес-единиц.

Материалы и методы исследования

В условиях современных изменений, а также в продолжительном процессе реформирования железнодорожного транспорта, особое внимание уделяется вопросам его дальнейшего развития, поэтому, повышение производительности труда выступает индикатором для оценки необходимости и эффективности предлагаемых путей развития. Следует отметить, что развитие отрасли транспорта, а также повышение эффективности ее деятельности, в том числе и железнодорожного транспорта, влияет на экономическую ситуацию и в других отраслях, которые выступают и клиентами железнодорожного транспорта, и поставщиками сырья и материалов, оборудования и техники. Поэтому вопросы повышения производительности труда, а также его управления, важны как для железнодорожного транспорта, так и других отраслей производства [1; 2].

Деятельность транспортной отрасли, а в частности железнодорожного транспорта, предприятий ОАО «РЖД» представляет собой некоторый посредник, связующий компонент между отраслями производства и потребителями товаров и услуг, незаменимый для рынка и рыночных отношений. Взаимосвязь транспорта и других отраслей отражает его роль для государства и общества в социально-экономическом аспекте.

Железнодорожный транспорт в транспортной логистике страны занимает особое место, так как обеспечивает 46,3% (по данным на 2021 год) всего грузооборота России, уступая лишь трубопроводному транспорту (46,5%) и 86,4% без учета трубопроводного транспорта, а также 21,1 % пассажирооборота, уступая воздушному транспорту (49,4%) [6]. В связи с этим следует отметить, что железнодорожный транспорт имеет определяющее значение для инфраструктуры экономики страны, играет особую роль в системе обеспечения хозяйственных связей, социального и культурного ее развития.

Однако, есть ряд вопросов, которые требуют особого внимания в управлении производительностью труда в транспортной отрасли [3; 5]. Условно, система управления производительностью труда направлена на деятельность компании и ее результаты, на что существенное влияние оказывают внешние и внутренние факторы (рисунок).

missing image file

Влияние факторов на систему управления производительностью труда

Существенное влияние на деятельность транспортной организации, на ее объемы работы, оказывают внешние факторы [4], а именно:

1. Макроэкономические факторы – то есть, факторы, оказывающие влияние на государственном, национальном уровне. Для железнодорожного транспорта это, прежде всего, тарифное регулирование, экономические факторы развития добывающих предприятий (которые выступают грузоотправителями), политические, правовые и т.д.

2. Региональные факторы, или отраслевые – те факторы, которые оказывают влияние на уровне территориального расположения предприятия, диктующие логистические условия и т.д. Особую роль играют факторы, связанные с географическим расположением (особенности рельефа, уровень и развитие добывающих отраслей в регионе и т.д.)

Внутренние факторы оказывают влияние на трудовую деятельность компании, на ее производственный потенциал, формирующиеся внутри конкретной организации. При этом, данную группу факторов целесообразно делить на две составляющие, разделяющие влияние на уровень производительности труда как со стороны условий и организации труда – то есть, организационные, так и со стороны самого работника, конкретного рабочего места, квалификации, опыта и т.д. – то есть, индивидуальные.

Результаты исследования и их обсуждение

Управление производительностью труда на предприятиях железнодорожного транспорта, помимо оценки влияния факторов, также должно основываться на следующих принципах:

1) В оценке производительности труда и разработке программ ее увеличения, необходимо основываться на системный подход, который позволяет учесть влияние всех факторов в комплексе на уровень производительности, что повышает эффективность труда на всех уровнях и конкурентоспособность компании.

2) Способность предприятий в быстрые сроки реагировать на динамику внешней и внутренней среды, а также на требования рынка труда, то есть, гибкая политика предприятия в вопросах управления производительности труда, так как на объемы перевозок и на тарифы влияет как конъюнктура рынка, так и государственное регулирование.

3) Своевременный анализ уровня производительности труда, ее измерение и контроль по всем структурным подразделениям, в том числе эффективность использования трудовых ресурсов, анализ трудового потенциала.

4) Оценка результатов труда, т.е. целевых показателей уровня производительности, которые используются для оценки соответствия работы сотрудника тому, что от него ожидает организация и влияния этой работы и ее эффективности на самого сотрудника в разрезе удовлетворенности трудом, возможности повышения уровня его заинтересованности в повышении качества работы как на конкретном рабочем месте, так и предприятия в целом.

5) Наиболее эффективно организованные рабочие места. Специфика железнодорожного транспорта в данном случае также заключается в том, что у некоторых работников рабочее место мобильно или практически отсутствует как таковое. Не смотря на это, вопрос организации рабочих мест является важнейшим элементом в области управления производительностью труда, так как оно является единством рабочего процесса, особенностями работы и условий, в которых происходит трудовой процесс. Грамотно организованное и технически оснащенное рабочее место является предпосылкой к эффективному выполнению своих обязанностей работниками, производительно использовать рабочее время, сокращая лишние потери на «лишние» действия.

6) Оптимизация трудозатрат за счет более эффективного использования рабочего времени. Оптимальное сочетание режимов труда и отдыха, полная загруженность работников в течение рабочей смены и сокращение простоев производства – ключевой фактор роста производительности труда.

7) Ориентация на рыночные отношения во всех слоях транспортных отношений, включая вопрос тарифообразования, управления инвестиционной деятельностью и собственностью, что обеспечит развитие железнодорожного транспорта и нивелирует влияние макроэкономических показателей на уровень производительности труда.

Заключение

Ориентация на перечисленные принципы, оценка и учет влияния факторов на уровень производительности труда является одной из важнейших задач в системе ее управления. Также, следует отметить, что в системе управления производительностью труда на предприятиях транспорта, необходимо дополнительное внимание уделять вопросам отраслевых особенностей их функционирования. Это касается и неоднородного характера производственной деятельности, так как она направлена не только на перевозку грузов, но и пассажиров, погрузочная и разгрузочная деятельность станций, обеспечение необходимой пропускной способности, работы, связанные с обслуживанием инфраструктуры и подвижного состава и т.д. Каждое направление деятельности предприятий имеет свои особенности в части учета выполненных объемов, а соответственно, и свой учет, и метод оценки производительности труда.

Повышение уровня производительности труда, а также важнейшие аспекты в системе ее управления, зависят от ресурсоёмкости выпускаемой продукции и от ее количества. В современных реалиях также необходимо делать акцент на малолюдных технологиях и оборудовании, которое можно отнести к категории малообслуживаемого, для сокращения трудозатрат на выпуск продукции (преимущественно оказание услуг в сфере транспорта).

Управление производительностью труда в сфере транспорта требует комплексного и системного подхода, так как потенциал ее роста возможен лишь при охвате практически всех сфер деятельности. В основе системы управления производительностью должны лежать направления совершенствования организации труда, с учетом особенностей функционирования бизнес-единиц.


Библиографическая ссылка

Кобзева И.Н. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬЮ ТРУДА В ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 7-2. – С. 152-155;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2913 (дата обращения: 18.05.2024).