Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНА

Зеленская И.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет им. А.А. Ежевского»
В статье представлены результаты исследования развития сельских территорий Иркутской области, в том числе оценка развития сельских территорий Иркутской области в разрезе четырех направлений, обозначенных в Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года: «Демография, занятость и уровень жизни населения», «Сельская экономика и политика», «Жилищные условия сельского населения, инфраструктура» и «Экология»; группировка сельских территорий Иркутской области в соответствии с высоким, средним и низким потенциалами развития; предложен дифференцированный подход к развитию сельскохозяйственного производства в муниципальных районах Иркутской области в зависимости от потенциала развития территории в связи с вступлением в силу Постановления правительства Иркутской области «Об утверждении государственной программы Иркутской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2019–2024 годы», что позволит сгладить неравномерность их развития; уточнены мероприятия по совершенствованию инфраструктуры сельских территорий Иркутской области в рамках Региональных проектов «Спорт – норма жизни», «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», «Культурная среда» и Основных мероприятий «Комплексное обустройство населенных пунктов объектами социальной инфраструктуры», «Комплексное обустройство сельских населенных пунктов объектами инженерной инфраструктуры» для повышения качества жизни сельских жителей.
устойчивое развитие
сельские территории
интегральный показатель
сельское хозяйство
1. Распоряжение Правительства РФ от 02.02.2015 № 151-р (ред. от 13.01.2017) «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174933.
2. Сушенцева Н.В., Псарёв В.И., Гончаров И.А. Вопросы территориального планирования: Учебно-методическое пособие. Новосибирск: Сибирское книжное издательство. 2011. 244 с.
3. Краснова Т.Г., Балабанова Е.А. Исследование социально-экономического потенциала муниципальных образований / Т.Г. Краснова // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2010. № 1 (69). С. 56-58.
4. Муниципальное управление. Энциклопедический словарь / Под общей ред. В.К. Егорова, И.Н. Барцица. М.: Изд-во РАГС, 2008. 476 с.
5. Труфанова С.В., Зверев А.Ф. Диверсификация сельской экономики и политики – одно из направлений мониторинга устойчивого развития сельских территорий // Вестник ИрГСХА. 2015. № 68. С. 136–147.
6. Труфанова С.В., Аникиенко Н.Н. Территориальное размещение и специализация сельского хозяйства в регионе // Финансовая экономика. 2019. № 1. С. 245–248.
7. Калинина Л.А., Черепанова Г.В., Зеленская И.А., Иляшевич Н.П., Калинин Н.В., Владимирова Л.А. Улучшение использования земель сельскохозяйственного назначения в муниципальных районах Присаянской зоны Иркутской области // Экономика и предпринимательство. 2016. № 2–1 (67). С. 340–343.
8. Бендик Н.В., Борхошкин О.В. Разработка базы знаний для сельскохозяйственных товаропроизводителей Иркутской области // Цифровые технологии и системы в сельском хозяйстве Материалы международной научно-практической конференции. 2019. С. 30–36.
9. Батомункуева О.А., Монгуш Ю.Д. Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей на примере Министерства сельского хозяйства Иркутской области // Современные проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса региона Сборник трудов научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов. 2019. С. 53–56.
10. Пригожин В.Л., Шипицина Р.С. Влияние безработицы на социально-экономическое развитие Иркутской области современные проблемы финансового регулирования и учета в агропромышленном комплексе // Материалы II Всероссийской (национальной научно-практической конференции с международным участием) / Под общ. ред. С.Ф. Сухановой. 2018. С. 681–683.
11. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru.
12. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области [Электронный ресурс]. URL: https://irkutskstat.gks.ru.
13. Министерство сельского хозяйства Иркутской области [Электронный ресурс]. URL: https://irkobl.ru/sites/agroline/
14. Распоряжение Правительства РФ от 30 ноября 2010 г. № 2136-р Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107793.
15. Постановление правительства Иркутской области «Об утверждении государственной программы Иркутской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2019–2024 годы». [Электронный ресурс]. URL: https://irkobl.ru/sites/agroline/Programs.

Введение

В России больше половины всей территории занимает сельская местность. Оценка развития сельских территорий, как постоянно действующая система наблюдения за динамикой показателей, должна обеспечивать комплексную оценку ресурсов, источников и результатов развития сельского хозяйства на всех уровнях управления. На ее основе должен разрабатываться и применяться в управлении механизм воздействия на факторы регионального развития сельского хозяйства.

На территории РФ действует утвержденный план реализации Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года. Поэтому становится необходимым оценить сложившийся уровень развития сельских территорий [1].

Цель работы заключается в проведении научных исследований по оценке развития сельских территорий региона и разработке рекомендаций по повышению устойчивости их развития.

Материал и методы исследования

Основой исследования явились труды ученых-экономистов по проблемам развития аграрной сферы, сельского хозяйства, сельских территорий, в том числе Н.В. Сушенцевой, В.И. Псарёва и И.А. Гончарова (разработка индикаторов устойчивого развития сельских территорий с помощью интегрального показателя) [2], Т.Г. Красновой, Е.А. Балабанова (метод сравнительного анализа развития сельских территорий) [3], В.К. Егорова, И.Н. Барцица (методика оценки потенциала конкурентоспособности муниципальных образований с использованием рангового метода) [4], С.В. Труфановой, А.Ф. Зверева (оценка развития сельских территорий с использованием SWOT и PEST анализа) [5, 6], Л.А. Калининой [7], Н.В. Бендик [8], Ю.Д. Монгуш [9], В.Л. Пригожин [10]. В качестве информационной базы использовались материалы Федеральной службы государственной статистики РФ [11], территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области [12], аналитические обзоры Министерства сельского хозяйства Иркутской области [13]. В ходе исследования были использованы следующие методы научного познания: диалектический, абстрактно-логический, экономико-статистический, методы сравнительного и системного анализа.

Результаты исследования и их обсуждение

Оценка развития сельских территорий Иркутской области проведена с использованием интегрального показателя в соответствии с методикой Н.В. Сушенцевой, В.И. Псарёва и И.А. Гончарова в разрезе четырех направлений, обозначенных в Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года: «Демография, занятость и уровень жизни населения», «Сельская экономика и политика», «Жилищные условия сельского населения, инфраструктура» и «Экология» [14].

Для оценки демографической ситуации, уровня занятости населения и уровня жизни населения использовались такие показатели как коэффициент общего прироста, ‰; уровень занятости, %; уровень официально зарегистрированной безработицы, %; напряженность на рынке труда, %; среднемесячная заработная плата, руб.; соотношение среднемесячной начисленной зарплаты, пенсии и прожиточного минимума, раз.

Так, обобщающие характеристики первой группы показателей-индикаторов «Демография, занятость и уровень жизни населения» свидетельствуют о том, что лидирующие позиции занимают такие районы как Иркутское районное МО, Нижнеудинский район, Шелеховский район. На последнем месте МО Мамско-Чуйского района, в котором наблюдается большой отток населения (рис. 1).

Для оценки жилищных условий сельского населения, инфраструктуры было использовано около 20 показателей, в том числе общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя муниципального образования, всего, кв. м; число больничных коек на 10 000 населения, ед.; число спортивных сооружений, ед.; количество экземпляров библиотечного фонда общедоступных библиотек, ‰ (рис. 2). Боханский район, Осинкий район, Эхирит-Булагатский районы, Иркутское районное МО характеризуются очень низким качеством жизни. Наивысшие значения показателя по второй группе у Ангарского МО, Усольского районного МО, Нижнеилимского района, Катангского района.

Для оценки эффективности муниципальной экономики и политики были использованы показатели оборота розничной торговли на душу населения, руб.; общественного питания на душу населения, руб.; объема промышленного производства на душу населения, руб.; валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств на душу населения, руб.; реализации платных услуг населению в расчете на одного жителя, тыс. руб. и другие (рис. 3).

pic_zelen_1.wmf

Рис. 1. Обобщающие характеристики первой группы показателей-индикаторов «Демография, занятость и уровень жизни населения» в муниципальных районах Иркутской области в 2017 году

pic_zelen_2.wmf

Рис. 2. Обобщающие характеристики второй группы показателей-индикаторов «Жилищные условия сельского населения, инфраструктура» в муниципальных районах Иркутской области за 2017 год

pic_zelen_3.wmf

Рис. 3. Обобщающие характеристики третьей группы показателей-индикаторов «Сельская экономика и политика»в муниципальных районах Иркутской области за 2017 год

Среди муниципальных образований области лидером по эффективности сельской экономики и политики является Мамско-Чуйский МО, Ангарское, Бодайбинский МО, выделяясь максимальным объемом инвестиций на душу населения, высокими душевыми доходами бюджета и увеличением численности работающих.

Для оценки экологии использовались показатели потребления свежей воды в расчете на одного жителя, куб. м; объема сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водоемы в год, куб. м на 1 жителя; выброса вредных веществ в атмосферу в год, кг на 1 жителя; доли уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ, %.

Интегральный показатель оценки устойчивого развития сельских территорий Иркутской области за 2017 год показал, что лидирующие позиции занимают районы, занимающиеся промышленностью. Это Ангарское МО, Бодайбинский муниципальный район, Мамско-Чуйский, Нижнелимский районы. Последние места занимают преимущественно сельскохозяйственные районы (рис. 4).

Для разработки рекомендаций по повышению устойчивости сельских территорий была проведена группировка сельскохозяйственных районов Иркутской области по интегральному показателю. На основе группировки выделено три группы районов: с высоким, средним и низким потенциалом развития.

В первую группу с высоким потенциалом вошли Усольский, Иркутский, Нижнеудинский, Баяндаевский, Братский муниципальные районы. Во вторую группу со средним потенциалом – Аларский, Эхирит-Булагатский, Нукутский, Куйтунский, Осинский районы. В третью группу с низким потенциалом – Усть-Удинский, Тайшетский, Заларинский, Качугский, Боханский, Черемховский, Тулунский районы.

В связи с этим был разработан дифференцированный подход к развитию сельскохозяйственного производства в муниципальных районах Иркутской области в зависимости от потенциала развития территории.

На территории Иркутской области вступило в силу Постановление правительства Иркутской области «Об утверждении государственной программы Иркутской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2019–2024 годы». [15] В данную программу входят семь подпрограмм (рис. 5).

pic_zelen_4.wmf

Рис. 4. Интегральный показатель устойчивого развития сельских территорий Иркутской области за 2017 год

pic_zelen_5.wmf

Рис. 5. Структура Программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2019–2024 г.»

Приоритетные мероприятия по развитию сельскохозяйственного производства для групп районов с высоким, средним и низким потенциалами развития сельских территорий Иркутской области

1 группа (высокий потенциал)

2 группа (средний потенциал)

3 группа (низкий потенциал)

1. Подпрограмма Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

1.1. Основное мероприятие оказание содействия развитию подотрасли растениеводства

1.1.2. Субсидии на возмещение части затрат на приобретение супер-суперэлитных, суперэлитных и элитных семян сельскохозяйственных культур

1.1.3. Предоставление субсидий на производство продукции растениеводства на низкопродуктивных пашнях

1.1.9. Предоставление субсидий в целях возмещения затрат на приобретение тепловой и электрической энергии на производство овощей защищенного грунта

1.1.1. Субсидии на семенной картофель, семена овощных культур открытого грунта, семена кукурузы, семена подсолнечника, семена сахарной свеклы и овощей открытого грунта

1.2. Основное мероприятие оказание содействия развитию подотраслей животноводства и аквакультуры (рыбоводства)

1.1.7. Предоставление субсидий на произведенные, реализованные и (или) переданные в собственную переработку картофель и овощи

1.2.3. Предоставление субсидий на возмещение затрат по искусственному осеменению коров и телок, содержащихся в ЛПХ

1.2.4. Предоставление субсидий на повышение продуктивности в молочном скотоводстве

6. Подпрограмма «Развитие переработки сельскохозяйственной продукции, производства продовольственных товаров и расширения каналов сбыта»

1.3. Основное мероприятие Создание условий для развития малых форм хозяйствования и повышения их финансовой устойчивости

1.2.7. Предоставление грантов в форме субсидий в целях финансового обеспечения затрат на строительство и комплектацию молочных ферм

1.3.3. Предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, взятым малыми формами хозяйствования

1.3. Основное мероприятие Создание условий для развития малых форм хозяйствования и повышения их финансовой устойчивости

6.1. Региональный проект Экспорт продукции АПК

1.3.1. Предоставление субсидий на закуп мяса у граждан, ведущих ЛПХ, в целях дальнейшей переработки и (или) реализации

1.3.4. Предоставление грантов в форме субсидий на создание и развитие К(Ф)Х

1.3.2. Предоставление субсидий на закуп молока у граждан, ведущих ЛПХ, в целях дальнейшей переработки и (или) реализации

1.3.5. Предоставление грантов в форме субсидий на развитие семейных животноводческих ферм

1.3.6. Предоставление грантов в форме субсидий на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов

2. Подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий»

2.2. Региональный проект Спорт – норма жизни

2.4. Региональный проект Культурная среда

2.5. Основное мероприятие «Комплексное обустройство населенных пунктов объектами социальной инфраструктуры»

2.5. Основное мероприятие «Комплексное обустройство населенных пунктов объектами социальной инфраструктуры»

2.6. Основное мероприятие «Комплексное обустройство сельских населенных пунктов объектами инженерной инфраструктуры»

С целью сглаживания развития сельских территорий в Иркутской области рекомендуется выделить приоритетные мероприятия, заложенные в данные подпрограммы, в соответствии с уровнем развития сельских территорий региона. В таблице представлены мероприятия для выделенных групп муниципальных районов.

В муниципальных районах первой группы производится 42 % всей продукции сельского хозяйства региона. Производство ведется преимущественно в крупных сельскохозяйственных организациях. Стоит уделить внимание подпрограмме «Развитие переработки сельскохозяйственной продукции, производства продовольственных товаров и расширения каналов сбыта» в рамках которой планируется увеличение объемов производства пищевых продуктов, производства муки зерновых культур, овощных и других растительных культур, производства хлебобулочных изделий, масла сливочного, сыров и сырных продуктов, напитков, а также наращивание экспорта продукции АПК. В муниципальных районах со средним уровнем развития сельских территорий распространены малые формы хозяйствования, в том числе К(Ф)Х, а в группе с низким уровнем развития сельских территорий сельским хозяйством занимаются в основном личные подсобные хозяйства. Исходя из этого были отобраны рекомендуемые мероприятия по развитию сельскохозяйственного производства.

Заключение

Дифференцированный подход к развитию сельскохозяйственного производства в муниципальных районах Иркутской области в зависимости от потенциала развития территории позволит сгладить неравномерность их развития.

Помимо развития сельскохозяйственного производства на сельских территориях необходимо также уделить внимание совершенствованию их инфраструктуры. В рамках Региональных проектов «Спорт – норма жизни», «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», «Культурная среда» и Основных мероприятий «Комплексное обустройство населенных пунктов объектами социальной инфраструктуры», «Комплексное обустройство сельских населенных пунктов объектами инженерной инфраструктуры» уточнены мероприятия по совершенствованию инфраструктуры сельских территорий Иркутской области для повышения качества жизни сельских жителей. Данные мероприятия направлены на развитие сети плоскостных сооружений в сельской местности, фельдшерско-акушерских пунктов, учреждений культурно-досугового типа, образовательных учреждений, водоснабжения, реконструкцию дорог. В Тулунском районе необходимо постороить семь фельдшерско-акушерных пунктов, Эхирит-Булагатском – пять, Аларском – четыре, Черемховском – три, Осинском, Куйтунском, Баяндаевском по два. Спортивные сооружения необходимо организовать в Нукутском районе, Аларском, Усть-Илимском, Усть-Удинском, Осинском. Постороить дома культуры в Боханском, Заларинском, Иркутском, Усольском, Нукутском, Осинском районах. Построить школы в Куйтунском, Братском районах. В Заларинском районе необходимо развивать водопроводные сети, в Тайшетском – дорожные.

Таким образом, предложенные мероприятия позволят повысить устойчивость и сгладить неравномерность развития сельских территорий Иркутской области.


Библиографическая ссылка

Зеленская И.А. ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 10-3. – С. 37-44;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=906 (дата обращения: 29.03.2024).