Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

О БЮДЖЕТНОМ ФИНАНСИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Бисултанова А.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»
Не смотря на то, что на сегодняшний день Чеченская Республика обладает достаточным потенциалом для успешного социально-экономического развития, ввиду удобного географического расположения, благоприятных природно-климатических условий, положительных изменений в общественно-политической ситуации, Чеченская Республика продолжает оставаться одним из регионов-реципиентов, что не может не отражать актуальность данного исследования. Автор рассмотрел результаты бюджетной политики, проводимой на территории Чеченской Республики в части доходов бюджета, провел анализ исполнения доходной части бюджета, сделал соответствующие выводы. Автором сделана попытка осветить нормативные изменения, которые отразились на доходной части бюджета, выявить основные тенденции развития бюджетной системы республики. В целях увеличения поступлений местных налогов в консолидированный бюджет республики, совместно с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти были реализованы мероприятия по выявлению собственников незарегистрированных земельных участков и другого недвижимого имущества и привлечению их к налогообложению вовлечению в налоговый оборот объектов недвижимости., В результате исследования автором предложены направления наращения доходной базы бюджета республики, поставлены первостепенные задачи, требующие особого внимания, так как именно решение этих задач будет способствовать увеличению собственных источников доходов регионального бюджета сделан вывод о том, что тех усилий, что принимает руководство республики и федеральный центр оказывается недостаточно, в связи с тем, что регион остается высокодотационным. Также автором приведены в статье основные направления бюджетной политики республики, основными целями которой являются безусловное выполнение всех социально значимых обязательств, создание условий для устойчивого социально-экономического развития Чеченской Республики, с учетом приоритетов социально-экономического развития Чеченской Республики при планировании и финансовом обеспечении расходов республиканского и местных бюджетов.
налоговые и неналоговые доходы бюджета
бюджетный дефицит
налоги
налоговая система
1. Асланова С.Х., Топсахалова Ф.М.-Г., Лайпанов А.Ю. Социальная политика: сущность, современное состояние, проблемы и совершенствование отдельных сфер на уровне региона // Фундаментальные исследования. 2016. № 3-1. С. 113–117.
2. Васильева Е.Г. «Оценка эффективности социальной политики: региональная практика» // Экономика и экономические науки. 2014 г. № 12. С. 29–33.
3. Галиева И.С. Региональная социальная политика: проблемы и противоречия в современных российских условиях // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2013. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnaya-sotsialnaya-politika-problemy-i-protivorechiya-v-sovremennyh-rossiyskih-usloviyah (дата обращения: 10.11.2019).
4. Лачинина Т.А., Чистяков М.С. Социально-экономическая политика развития дотационного региона // Проблемы современной экономики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2015. С. 116–118. URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/132/7331/ (дата обращения: 10.11.2019).
5. Леванов С.И. О финансировании образования // Финансы. 2006. № 8. С. 12–17.
6. Липина С.А. Чеченская Республика: перспективы восстановления и развития социальной сферы // ЭКО. 2007. № 3 (393). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chechenskaya-respublika-perspektivy-vosstanovleniya-i-razvitiya-sotsialnoy-sfery (дата обращения: 10.11.2019).
7. Мартынов Н.А. О финансировании муниципального здравоохранения // Финансы. 2009. № 10. С. 25–30.
8. Приходченко О.С. «Повышение эффективности бюджетных расходов в целях социально-экономического развития территории» // Экономика и экономические науки. 2014. № 12. С. 180–184.
9. Саиев З.А. Проблемы развития социальной сферы Чеченской республики (на примере реализации приоритетных национальных проектов «Образование» и «Здоровье») // Пространство экономики. 2011. № 1-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-sotsialnoy-sfery-chechenskoy-respubliki-na-primere-realizatsii-prioritetnyh-natsionalnyh-proektov-obrazovanie-i (дата обращения: 10.11.2019).
10. Черкашнев Р.Ю. Социально-экономическая политика развития региона-реципиента: сущность, особенности разработки и реализации // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 3 (049). С. 145–149.

На сегодняшний день первоочередной задачей государственных и муниципальных органов власти является рассмотрение и решение проблем бюджетного финансирования расходов, возникающих в процессе оказания социальных услуг. Особое внимание уделяется соблюдению принципов отражения социальных потребностей и сбалансированности бюджетов. Следует также затронуть необходимость определения эффективности использования бюджетных средств в социальной сфере на основе пропорционального соотношения между социальным развитием и его финансовым обеспечением на нормативной основе. Рассмотрим поподробнее исполнение бюджета Чеченской Республики, в части выполнения социальных обязательств перед населением. Необходимо сделать акцент на том, что на территории региона протекают специфические региональные процессы, характерные именно для этого региона, что обусловливает необходимость использования регионального ракурса социальной политики [1–4]. Рассмотрим некоторые черты региональной региональной политики в области социальной сферы на примере исполнения бюджета Чеченской Республики в расходной части.

Кассовое исполнение республиканского бюджета по расходам за 2017 год составило 72 984 182,2 тыс. рублей или 94,4 % от бюджетных ассигнований отчетного финансового года.

Функциональная структура расходов республиканского бюджета за 2017 год характеризуется следующими данными:

– общегосударственные вопросы – 3 783568,73 тыс. рублей или 5,18 % общего объема кассовых расходов за 2017 год;

– национальная оборона – 25 629,94 тыс. рублей или 0,03 % общего объема расходов за 2017 год;

– национальная безопасность и правоохранительная деятельность – 182 422,64 тыс. рублей или 0,25 % общего объема расходов за 2017 год;

– национальная экономика – 10 454 128,13 тыс. рублей или 14,32 % от общего объема расходов за 2017 год;

– жилищно-коммунальное хозяйство – 593 176,86 тыс. рублей или 0,81 % общего объема расходов за 2017 год;

– охрана окружающей среды – 295 220,50 тыс. рублей 0,4 % общего объема расходов за 2017 год;

– образование – 26 205 108,66 тыс. рублей или 35,91 % общего объема расходов за 2017 год;

– культура и кинематография – 1 090 066,12 тыс. рублей или 1,49 % общего объема расходов за 2017 год;

– здравоохранение – 3 409 557,07 тыс. рублей или 4,67 % общего объема расходов за 2017 год;

– социальная политика – 21 703 488,68 тыс. рублей или 29,74 % общего объема расходов за 2017 год;

– физическая культура и спорт – 1 586 780,63 тыс. рублей или 2,17 % общего объема расходов за 2017 год;

– средства массовой информации – 519 796,36 тыс. рублей или 0,71 % общего объема расходов за 2017 год;

– межбюджетные трансферты общего характера бюджетам городов и районов Чеченской Республики – 3 124 972,89 тыс. рублей или 4,28 % общего объема расходов за 2017 год;

Как и в предыдущие годы, бюджет продолжает сохранять свою социальную направленность, основная доля всех выделенных в прошлом году средств приходится на социальную сферу. Более наглядно распределение представлено на рисунке, по которому видно, что 74,2 % приходится на финансирование расходов социальной сферы и 25,3 % приходится на финансирование остальных сфер.

Социальная сфера – это совокупность отраслей национального хозяйства, создающая социальные блага в виде услуг образования, здравоохранения, культуры, туризма и т.д. Роль социальной сферы в современном обществе, в развитии рыночной экономики нельзя недооценить, поскольку одним из факторов тормозящих экономический прогресс является недостаточность финансирования социальной сферы.

Одно из важнейших мест среди отраслей социальной сферы занимает образование. Основные принципы государственной политики в области образования сформулированы в Федеральном законе «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Особо следует подчеркнуть роль государства в финансировании образования, так как успешное развитие этой отрасли не может быть обеспечена только рынком.

Расходы на образование составляют исходя из табл. 1 – 35,91 % от всех бюджетных расходов за 2017 год.

bisult1.tif

Распределение расходов бюджета по функциональному назначению

Таблица 1

Функциональная классификация расходов бюджета ЧР

Функциональная классификация расходов

В тыс. руб.

В % от общего объема расходов за 2017 год

Общегосударственные вопросы

3783568,73

5,18

Национальная оборона

25 629,94

0,03

Национальная безопасность

182 422,64

0,25

Национальная экономика

10 454 128,13

14,32

Жилищно-коммунальное хозяйство

593 176,86

0,81

Охрана окружающей среды

295 220,50

0,4

Образование

26 205 108,66

35,91

Культура и кинематография

1 090 066,12

1,49

Здравоохранение

3 409 557,07

4,67

Социальная политика

21 703 488,68

29,74

Физическая культура и спорт

1 586 780,63

2,17

Средства массовой информации

519 796,36

0,71

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам городов и районов Чеченской Республики

3 124 972,89

4,28

 

Вложение в отрасль «Образование» имеют особое значение для экономики страны. Следует учитывать повышение производительности труда при определении эффективности вложений в данную сферу как следствие вовлечения в производство более квалифицированных рабочих и управленческих кадров [5, 6].

Комплекс «Культура» как отрасль представляет собой совокупность учреждений и организаций, решающих задачи обогащения человека духовными и научными ценностями. Правовая база сохранения и развития отечественной культуры – Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

«Средства массовой информации – это систематическое распространение сообщений через печать, радио, телевидение, кино с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания воздействия на оценки, мнения и поведение людей, распространение культуры, рекламы. Учреждения культуры не могут быть обеспечены только рынком, они поддерживаются обществом».

Бюджетные расходы на культуру и средства массовой информации показаны в табл. 2.

Таблица 2

Бюджетные расходы на культуру и средства массовой информации

Функциональная классификация расходов

в тыс. руб.

в % от общего объема расходов за 2017 год

Культура и кинематография

1 090 066,12

1,49

Средства массовой информации

519 796,36

0,71

 

1609862,48

2,2

 

Таблица 3

Расходы бюджета на здравоохранение и физическую культуру

Функциональная классификация расходов

в тыс. руб.

в % от общего объема расходов за 2017 год

Здравоохранение

3 409 557,07

4,67

Физическая культура и спорт

1 586 780,63

2,17

Итого:

4996337,7

6,84

 

Еще одной важной отраслью социальной сферы является здравоохранение и физическая культура. В России по Конституции РФ «каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, из чего следует то, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно».

Физическая культура – составная часть общей культуры, область социальной деятельности, направленной на достижение физического развития человека при помощи осознанной двигательной активности (физических упражнений). Расходы бюджета на здравоохранение и физическую культуру показаны в табл. 3 и составляют 6,84 % от общей суммы расходов бюджета за 2017 год.

Следует также сказать о том, что эффективность вложения средств в здравоохранение в обществе определяется увеличением фонда фактически отработанного времени в смежных отраслях экономики вследствие снижения заболеваемости и продления работоспособности человека. Судить о росте социально-экономических результатов от вложений в отрасль «Здравоохранение» можно по улучшению медицинского обслуживания населения и строительству новых учреждений здравоохранения.

Каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом [7].

Правовой основой социальной политики является Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и ряд других законов и законодательных актов.

Распределение расходов республиканского бюджета за 2017 год по их экономическому содержанию характеризуется следующими данными:

– расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами – 4 390 451,58 тыс. рублей или 6,0 % общего объема расходов за 2017 год;

– закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд – 7 295 613,04 тыс. рублей, или 10,0 % общего объема расходов за 2017 год;

– социальное обеспечение и иные выплаты населению – 19 014 483,1 тыс. рублей или 26,0 % общего объема расходов за 2017 год;

– капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности – 6 389 155,06 тыс. рублей, или 8,75 % от общего объема расходов за 2017 год;

– перечисления другим бюджетам – 20 532 556,84 тыс. рублей или 28,1 % общего объема расходов за 2017 год;

– предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям – 10 143 555,86 тыс. рублей или 13,9 % общего объема расходов за 2017 год;

– обслуживание государственного долга – 10 262,96 тыс. рублей или 0,014 % общего объема расходов за 2017 год;

– иные бюджетные ассигнования – 5 208 103,73 тыс. рублей или 7,14 % общего объема расходов за 2017 год.

Остаток средств на счете республиканского бюджета составил по итогам 2017 года 151 930, 34 тыс. рублей, в том числе 22,0 тыс. рублей – остаток неиспользованных целевых средств федерального бюджета, которые в установленном порядке возвращены в федеральный бюджет.

Результат исполнения республиканского бюджета за 2017 год составил (-) 432 099,98 тыс. рублей.

Завершая исследование, остается подчеркнуть то, что развитие системы финансирования социальной сферы в Чеченской Республике является приоритетным направлением развития экономики, так как только ее достаточный уровень позволит ликвидировать структурные диспропорции в экономике. Учитывая все вышенаписанное, следует указать на необходимость проведения анализа состояния социальной сферы, разработке научно-практических рекомендаций по ее оздоровлению. Следует отметить то, что для Чеченской Республики характерно наличие достаточного потенциала, необходимого для решения задач развития социальной сферы.

Главное в данном случае – эффективно и по назначению использовать выделяемые средства, осознавать то, что от развития системы финансирования социальной сферы во многом зависит уровень жизни большинства населения республики и экономики в целом.

Для более эффективного и рационального использования бюджетных средств прежде всего стоит прибегнуть к пересмотру нормативно-правовой и законодательной базы. Целью социального законодательства должно стать перераспределение национального дохода в интересах общества в целом, а реализация этого законодательства, то есть количество и качество социальных благ, распределяемых за счет госбюджета и соответствующих фондов, зависит от объективных экономических возможностей и социальной политики. Социальная политика в области здравоохранения, образования, культуры должна быть направлена на максимальный охват населения.

Система финансирования здравоохранения должна прежде всего строиться по принципу адресности и целевого характера использования бюджетных Также, для развития финансирования в сфере здравоохранения необходимо:

во-первых, создание новой законодательной базы в сфере здравоохранения,

во-вторых, реализация подушевого принципа финансирования здравоохранения (формирование, распределение и расходование финансовых ресурсов), в-третьих, многоканальное финансирование в системе охраны здоровья населения в соответствии с объемом и качеством предоставляемых услуг.

Для повышения эффективности финансирования сферы культуры необходима реализация следующих мер [8, 9]:

1. существенное увеличение доли ассигнований, выделяемых в форме субсидий;

2. активное внедрение принципов долевого финансирования;

4. создание благоприятных условий для участия негосударственных коммерческих организаций в реализации государственных и муниципальных культурных программ;

5. реализация принципов открытости и прозрачности финансово-

хозяйственной деятельности получателей бюджетных средств в сфере

культуры.

Для развития системы финансирования сферы образования необходимо:

– использование внебюджетных средств, как альтернативный источник ресурсов;

– разработка региональных программ, которые учитывают национально-культурные, социально-экономические, экологические, культурные, демографические особенности Чеченской Республики;

– активное использование вариантов самофинансирования за счет внебюджетных средств.

Модель финансирования образования, культуры и здравоохранения предполагает отражение сумм всех расходов по обеспечению государственного стандарта образования [10].

Таким образом, для развития системы финансирования социальной сферы региона в целом необходимо:

– внести соответствующие изменения действующие правовые акты в сфере социального обеспечения;

– усовершенствовать методы финансирования социальной сферы;

– использовать альтернативные варианты финансирования учреждений социальной сферы;

– привлекать частные инвестиции в социальную сферу;

– создавать благоприятные условия для участия коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе общественных ассоциаций;

– увеличить количество организаций в оказании социальной помощи и эффективной реализации социальной политики.


Библиографическая ссылка

Бисултанова А.А. О БЮДЖЕТНОМ ФИНАНСИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 12-2. – С. 25-30;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=872 (дата обращения: 25.04.2024).