Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЕСПИЛОТНОЙ ЛОГИСТИКИ В АВТОМОБИЛЬНЫХ ГРУЗОПЕРЕВОЗКАХ

Турлаев Р.С. 1
1 Высшая школа экономики и управления, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет) ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ)
В данной статье рассматриваются перспективы развития грузовых беспилотных транспортных средств. Сформулированы основные преимущества и недостатки от использования грузовых беспилотных транспортных средств с точки зрения транспортной и информационной логистики. Освещаются основные российские компании-разработчики и тестировщики грузовых беспилотных транспортных средств. Обозначено направление развития нормативно-правовой базы и необходимой современной транспортно-логистической инфраструктуры. Отражены основные ограничения использования беспилотной логистики с использованием сотовых сетей 4 поколения (4G) и необходимость внедрения сетей 5 поколения (5G). Рассмотрены основные отечественные и зарубежные операторы сотовых сетей, занимающиеся разработкой и внедрением 5G. Освещаются общепринятые мировые стандарты (SAE) уровня автономности транспортных средств. Показан рейтинг стран наиболее готовых к использованию беспилотных транспортных средств. Проанализированы основные угрозы использования беспилотных транспортных средств. Приведен международный опыт эффективной разработки и использования логистическими компаниями грузовых беспилотных транспортных средств. Дана авторская оценка развитию и использованию грузовых беспилотных транспортных средств на российском транспортно-логистическом рынке.
беспилотная логистика
беспилотные грузоперевозки
логистика
информационная логистика
транспортно-логистическая система
интеллектуальная транспортная система
1. Китайская компания Neolix Technologies [Электронный ресурс]. URL: https://www.geospatialworld.net/news/chinese-start-up-neolix-begins-production-of-autonomous-delivery-vehicles/ (дата обращения 03.06.2019 г.).
2. Консалтинговая компания KPMG отчеты и анализы [Электронный ресурс]. URL: https://home.kpmg/ru/ru/home.html (дата обращения 07.06.2019 г.).
3. Технология грузовых троллейбусов от Siemens [Электронный ресурс]. URL: https://hightech.plus/2019/05/11/v-germanii-otkrili-pervuyu-dorogu-s-podzaryadkoi-dlya-fur (дата обращения 07.06.2019 г.).
4. Аналитическая компания Electrek. Грузовые электротягачи. [Электронный ресурс] URL: https://electrek.co/2019/04/29/daimler-electric-truck-charging-3mw/ (дата обращения 22.06.2019 г.).
5. Беспилотные автомобили на мировом рынке [Электронный ресурс]. URL: http://www.tadviser.ru/index.php / Статья: Беспилотные_автомобили_(мировой_рынок) (дата обращения 01.07.2019 г.).
6. Аналитическое агентство Reuters. Электрические тягачи. Швеция [Электронный ресурс]. URL: https://www.reuters.com/article/us-einride-autonomousswedenidUSKCN1SL0NC utm_campaign=trueAnthem:+Trending+Content&utm_content=5cdc1219df423900011271eb&utm_medium=trueAnthem&utm_source=twitter (дата обращения 02.07.2019 г.).
7. Беспилотные электрические грузовики Einride [Электронный ресурс]. URL: https://hightech.plus/2019/05/16/v-shvecii-na-dorogi-vishli-avtonomnie-elektrogruzoviki (Дата обращения 02.07.2019 г.).
8. Росавтодор. Грузоперевозки в РФ. Статистика [Электронный ресурс]. URL: http://rosavtodor.ru/truck (дата обращения 04.06.2019 г.).
9. Мобильные сети 5G [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika (дата обращения 01.07.2019 г.).
10. SAE International [Электронный ресурс]. URL: https://www.sae.org/ (дата обращения 03.07.2019 г.).

В настоящее время создание полноценного беспилотного транспортного средства – это один из самых захватывающих вызовов для технологической мысли начала 21 века для автопроизводителей и компаний транспортной и информационной отраслей по всему миру.

Беспилотные транспортные средства вызывают интерес у транспортно-логистических компаний, в первую очередь, тем, что увеличивается производительность труда, появляется возможность оптимизировать расходы и уменьшить риски и решить проблему дефицита квалифицированных водителей, повышая качество выполняемых операций. С использованием беспилотного грузового транспорта и современных технологий решение логистических задач как, например, подбор оптимального маршрута следования будет формироваться без участия человека, что в целом повысит скорость доставки грузов, стабилизирует трафик и разгрузит автомобильные дороги.

Так, по данным Росавтодора [8] беспилотная логистика позволит резко сократить количество дорожно-транспортных происшествий. В России разработкой и тестированием беспилотного автомобильного грузового транспорта занимается множество отечественных компаний, таких как: КамАЗ, Яндекс, Cognitive Technologies, StarLine, Icy Riders, CVLRobotics, Зимний город МАДИ, BaseTracK и др.

Тема беспилотных автомобильных грузовых перевозок и их тестирование на полигоне в г. Казань, широко озвученная специалистами компании «Национальные телематические системы» на прошедшем Петербургском Международном Экономическом Форуме (ПМЭФ) в 2019 году, лишь в очередной раз подчеркивает высокую эффективность таких перевозок, а также, в свете складывающейся международной экономической обстановки необходимость скорейшей модернизации и строительства в России современных автомобильных дорог с возможностью внедрения современных информационных технологий и регулируемой нормативно-правовой базы.

Однако, как отмечается экспертами [8], важно понимать, что внедрение беспилотного транспорта потребует кардинального изменения всей дорожной инфраструктуры и разработки современной нормативно-правовой базы, что в краткосрочной перспективе ставит под сомнение выгоду от использования беспилотного грузового транспорта перед традиционными грузоперевозками с водителем.

Также нельзя не отметить, существенный скептицизм со стороны транспортно-логистических компаний и общества на вопросы социально-психологических и нравственных аспектов, таких как, например, вопрос ответственности и доверия перевозки грузов и его сохранности, а также безопасности окружающих, неодушевленному предмету и пр.

Вместе с тем, самостоятельное движение такого транспортного средства возможно лишь с использованием высокоскоростного интернета мобильных сетей. В настоящее время, в большинстве стран широко распространены мобильные сети 4 поколения – LTE (4G) и сети 3 поколения – 3G, но все они не отвечают требованиям для эффективной работоспособности беспилотных транспортных средств. В настоящее время задержка передачи информации в сетях 4G составляет порядка 20 миллисекунд, а уровень кибернетических угроз на высоком уровне, что для целого ряда действий в управлении беспилотным транспортным средством, является недопустимым.

Вместе с тем, на данном этапе времени идет разработка и тестирование, а в Южной Корее уже постепенное внедрение мобильных сетей последнего поколения – 5G. При использовании мобильных сетей 5G на 1 квадратном километре возможна одновременная поддержка работы до 1 млн устройств, поддержка высокой скорости движущихся объектов до 500 км/ч, а пиковая скорость передачи данных достигает до 25 Гб/с. Таким образом, все характеристики 5G не только предоставят удобство использования, но и высокую безопасность и конфиденциальность для всех участников дорожного движения.

Беспилотные транспортные средства – это та область, которая особенно нуждается в реализации мобильных сетей нового поколения, за внедрение которых, в настоящее время, среди мировых производителей и операторов сотовой связи разгораются серьезные баталии. Так, например, в США идет конкурентная борьба между Verizon Wirless и AT&T, Sprint и T – Mobile все они претендуют на контракт развёртывания сетей последнего поколения по всей стране, в Японии это Softbank и NTT Docomo, KDDI и Rakuten, в Испании – ZTE, в Китае это компания Huawei и China Unicom, в Италии – Telecom Italia Mobile, а в России Мегафон (совместно с Huawei) и МТС (совместно с Nokia) и др. [9].

С внедрением и развёртыванием сетей 5G по всей стране, автомобили возможно будет оснащать лидарами, сенсорами, датчиками и другими аппаратными и электронными компонентами, способными считывать всевозможную информацию о дорожной обстановке: состоянии дорожного полотна, метеоусловиях, режимах езды на определенных участках дороги, дорожных знаках и указателях, новостных сводках МЧС, придорожных сервисах и пр. На основе таких данных, управление будет производится в автоматическом режиме, фактически без участия человека, т. е. беспилотным.

С целью дальнейшего понимания устройства и градации автономных транспортных средств, по мнению автора, необходимо отразить общепринятые уровни автономности транспортных средств.

Уровни автономности автомобильного транспорта устанавливаются организацией SAE International [10] – это международная профессиональная ассоциация инженеров – автомобилестроителей основанная в 1905 г. Стандарты SAE описывают 6 уровней автоматизации транспортного средства от его полного отсутствия до абсолютно автоматизированной системы управления, что означает систему, которая ведет себя в любой ситуации как профессиональный квалифицированный водитель. Стандарты SAE были приняты к использованию государственными регуляторами, инженерами и автопроизводителями, а также инвесторами во всем мире (табл. 1).

Но вместе с тем, стоит отметить, что все вышеуказанное реализуемо только с учетом полного покрытия сетями последнего поколения автомобильных дорог в РФ. Если последнее будет отсутствовать или некорректно работать, то такая система, по мнению автора, не будет работать, либо будет работать в усеченном варианте с участием человека, накапливая при этом значительные логистические издержки.

Таблица 1

Уровни автономности автомобильного транспорта SAE

Уровень 0

Уровень 1

Уровень 2

Уровень 3

Уровень 4

Уровень 5

Полное отсутствие автоматизации

Минимум автоматизации, контроль управления или торможения (но не одновременно)

Больше автоматизации, но не беспилотное управление

Больше времени, без контроля управления, но не автопилот

Автопилот, но работающий только в условиях размеченной области

Абсолютное беспилотное управление без ограничений

ABS и круиз-контроль

Адаптивный круиз-контроль

Водитель должен держать руки на руле и ноги у педалей

Водитель должен держать руки на руле

Визуальный контроль за управлением, с возможным аварийным ручным управлением

Возможно отсутствие контроля со стороны человека

Отсутствие информатизации

Минимум информатизации, медиа-развлечения

Считывание автотранспортом знаков, разметки, медиа-сервисы

Все что и в уровне 2, но и изменение скорости, предупреждения, рекомендации по движению

Все что и в уровне 3, но и распознавание себя в пространстве, широкая связь с другими ТС

Полная информатизация автомобильного транспорта с окружающим миром

Основная масса автомобилей в мире

Некоторые модели Volkswagen, Mercedes-Benz, BMW, Renault-Nissan, Toyota, Cadillac

Некоторые модели Tesla, BMW, Nissan, Volvo, Audi

Некоторые модели Tesla, Volvo, Audi

Некоторые модели Mercedes-Benz, Audi, КамАЗ, Einride, Neolix

Einride, Waymo

В начале 2019 г. консалтинговая компания KPMG [5] опубликовала результаты исследования, в котором оценивала готовность стран к использованию беспилотных автомобилей. Российская Федерация заняла 22 место в рейтинге против 18 в 2017 году. Всего в исследовании рассматривались 25 стран. При составлении доклада аналитики компании оценивали политику и законодательство в области самоуправляемых машин, уровень их принятия потребителями, доступность технологий и инноваций, а также развитость инфраструктуры в целом [2] (табл. 2).

Так, по данным исследования KPMG [5], по уровню доступа к новейшим технологиям Россия заняла последнюю строчку, а также предпоследнее место по качеству автомобильного покрытия. Кроме того, эксперты указали на отставание РФ с точки зрения уровня поддержки технологий регулирующими органами, слабого покрытия мобильной LTE – сети на территории страны и низким уровнем партнерских связей между автопроизводителями и поставщиками технологий. При этом, Россия оказалась в пятерке стран, чье население максимально готово к использованию самоуправляемыми машинами.

Нидерланды и Сингапур лидируют в данном рейтинге по уроню принятия потребителями автономного транспорта, так как на территории стран уже несколько лет проводятся успешные испытания беспилотных автомобилей. Жители Индии, России и Мексики, согласно проведенного анализа и опросов, наиболее одобрительно относятся к идее использования автономного транспорта, а вот жители Великобритании вообще не рассматривают такую возможность [2].

Таблица 2

Рейтинг стран, наиболее готовых к внедрению беспилотных автомобилей [2]

Ранг

   

2019

2018

Страна

Баллы 2019 г.

1

1

Нидерланды

25,05

2

2

Сингапур

24,32

3

н/у

Норвегия

23,75

4

3

Соединенные Штаты Америки

22,58

5

4

Швеция

22,48

6

н/у

Финляндия

22,28

7

5

Великобритания

21,58

8

6

Германия

21,15

9

8

Объединенные Арабские Эмираты

20,69

10

11

Япония

20,53

11

9

Новая Зеландия

19,87

12

7

Канада

19,80

13

10

Южная Корея

19,79

14

н/у

Израиль

19,60

15

14

Австралия

19,01

16

12

Австрия

18,85

17

13

Франция

18,46

18

15

Испания

15,50

19

н/у

Чешская Республика

14,46

20

16

Китай

14,41

21

н/у

Венгрия

11,99

22

18

Российская Федерация

8,55

23

19

Мексика

7,73

24

20

Индия

6,87

25

17

Бразилия

6,41

В настоящее время опасения населения Великобритании и не только можно частично охарактеризовать низким уровнем кибернетической безопасности в области беспилотного управления транспортом. Все дело в том, что беспилотное транспортное средство для эффективного и наиболее безопасного движения собирает максимальное количество информации обо всем, что его окружает, а также о грузе, местах остановок, людях, компаниях и пр. Для осуществления этого такое транспортное средство использует глобальную сеть интернет, что в свою очередь дает огромные возможности для деятельности злоумышленников.

Мировому сообществу известны возможные кибернетические угрозы, например, злоумышленниками может быть перехвачено управление таким беспилотным автомобилем, что уже происходило с некоторыми автомобилями в США или кража важной коммерческой информации и пр.

Однако, по заверениям автопроизводителей и сотовых операторов [9] в ходе дальнейших доработок и тестирования, а также с использованием мобильных сетей последнего поколения эта проблема должна свестись к минимуму.

Вместе с тем, в настоящее время большинство автопроизводителей, в т. ч. и грузовых тягачей по всему миру в связи с ужесточением экологических норм и выбросов вредных веществ в атмосферу, стремятся снизить потребление так называемого дорогого «грязного» топлива и повысить экологичность своей продукции. В связи с чем, существенное значение уделяется производству и разработке гибридных, электрических, водородных, газовых и других силовых установок своих изделий.

Так, по данным аналитической компании Electrek [4], компания Daimler AG уже несколько лет в США испытывает свои электрические модели тягачей Freightliner, среднетоннажные грузовики eM2 и большегрузы eCascadia и зарядную станцию с мощностью до 3 МВт для быстрой зарядки своих транспортных средств. Конкурент в лице компании Tesla испытывает свою грузовую электрическую модель Semi и зарядку Megacharger мощностью до 1 МВт, а также свою сеть зарядных станций в США активно строит Volvo Trucks, в т. ч. и для своих электрических беспилотных тягачей Vera. По мнению автора, такое активное развёртывание электрических зарядных станций откроет новую главу в развитии коммерческого грузового беспилотного электрического транспорта в среднесрочной перспективе.

Так, в Германии благодаря технологии «eHighway», разработанной компанией Siemens [3], грузовые транспортные средства переходят на электрическую тягу превращая их в так называемые «грузовые троллейбусы». Суть данной технологии лежит в системе воздушных кабелей для питания грузового автотранспорта. Чтобы подключится к ней на крыше такого грузового транспорта должно быть установлено специальное оборудование. Движение по такому электрифицированному автобану позволит развивать скорость свыше 90 км/ч. Эта технология позволит транспортно-логистическим компаниям экономить на топливе до 20 тыс. евро в год, а также существенно снизить уровень выбросов углекислого газа, тем самым снизить и уровень влияния на климат планеты. Еще одним преимуществом данной технологии является возможность ее быстрого внедрения в существующую дорожную инфраструктуру. В дальнейшем, разработчик планирует ввод в эксплуатацию полностью беспилотных грузовых троллейбусов.

Стоит отметить, что в мае 2019 г. китайская компания Neolix Technologies приступила к первому в мире серийному производству автономных мобильных грузовых транспортных средств для доставки товаров. У компании уже заключены контракты с такими крупными компаниями как Huawei и JD.com, автономные фургоны для доставки уже возможно наблюдать в работе в г. Пекин и г. Чанчжоу, а также в особой экономической зоне Сунъань [1].

По мере роста продаж компания планирует расширить производство и выйти на международный рынок. Интерес к компании уже проявляют транспортно-логистические компании из Швейцарии, Японии и США.

В Швеции идет активное тестирование беспилотных электрических грузовых транспортных средств – фур «T-Pod», разработанных компанией Einride [7]. Грузоподъемность таких фур составляет около 26 тонн, а особенностью данных транспортных средств является полное отсутствие кабины водителя. По оценкам производителя [7] их использование сократит затраты на грузоперевозки до 60 % по сравнению с транспортными средствами, работающими на «тяжелом» (дизель) топливе и управляющими людьми.

Фуры T-Pod относятся к самоуправляемым машинам 4 уровня и используют современную технологию «Nvidia Drive» для обработки данных в режиме реального времени. Оператор, находящийся на расстоянии в несколько километров, может контролировать перемещение до 10 таких машин одновременно, а в дальнейшем, по заверению производителя, радиус действия взаимосвязи оператора с транспортными средствами будет существенно увеличен.

По данным аналитического агентства Reuters [6], компания Einride запускает ежедневные рейсы по контракту с логистической компанией Schenker. Выбор компании не случаен, ведь такая фура соответствует двум главным тенденциям в развитии современного транспорта – электрификации и переходу к беспилотному управлению. Помимо Schenker компания имеет заказы от Шведской логистической компании – Svenska Retursystem, нескольких розничных сетей, а также крупной сети немецких бакалей – Lidl. К 2020 году компания планирует выйти на транспортно-логистический рынок США.

Таким образом, подводя итог всего вышеописанного, можно говорить о том, что современные технологии в настоящее время с высокой скоростью меняют сферу автомобильных грузоперевозок. Снижение человеческого фактора в транспортной отрасли, ускорение логистических процессов и полный переход на автоматизацию слишком очевидны. Это лишь вопрос времени развития и использования данных современных технологий. Но до настоящего времени, остается открытым решение таких важных вопросов, как безопасность, конфиденциальность, обеспечение страхования, таможенные операции беспилотного грузового транспорта, зависимость от климатических условий, кибернетическая безопасность, а также качество автомобильных дорог, и др.

Однако, по мнению автора, при условии решения хотя бы части этих вопросов, уже будут созданы условия для эффективного внедрения и повсеместного распространения такого беспилотного грузового транспорта, что в действительности положительно скажется на безопасности, сроках и стоимости доставки, от чего в конечном итоге выиграют все стороны транспортного процесса. В долгосрочной перспективе это станет несомненно положительным эффектом при переходе на электрифицирование автомобильного транспорта и серьезным улучшением экологической ситуации в мире.


Библиографическая ссылка

Турлаев Р.С. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЕСПИЛОТНОЙ ЛОГИСТИКИ В АВТОМОБИЛЬНЫХ ГРУЗОПЕРЕВОЗКАХ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 11-2. – С. 187-192;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=839 (дата обращения: 28.03.2024).