Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

РАЗРАБОТКА КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ В МОРСКИХ ПОРТАХ

Шаповалова М.А. 1 Афонин П.Н. 1
1 Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии
В исследовании определена актуальность развития сферы таможенных услуг и терминального обслуживания в зоне деятельности морских портов, которая вызвана ростом международного товарооборота и потребления импортных товаров. Правительством РФ активно внедряются и реализовываются стратегии по развитию транспортной отрасли в условиях формирования высокого транспортного потенциала, содействию благоприятных условий для развития внешнеэкономической деятельности за счет таможенных инструментов, внедрению информационно-технологических инноваций, направленных на развитие системы таможенных услуг и сокращение времени совершения таможенных операций. В статье проведен анализ степени разработанности проблем настоящего исследования. Использование технологий предварительного информирования и декларирования, удаленного выпуска, создание центров электронного декларирования, сокращение сроков выпуска упрощает и ускоряет процесс представления сведений о прибытии товаров, декларировании, проведения таможенного и иных видов государственного контроля. Несмотря на это участники внешнеэкономической деятельности проявляют низкую заинтересованность к перечисленным нововведениям, между государственно-контролирующими органами отсутствует взаимодействие при проведении таможенного и иных видов контроля за перемещением товаров, а технологические схемы обработки грузов не всегда учитывают особенности предоставления таможенных услуг в зоне деятельности морских потов. Вышеперечисленное содержит большой потенциал для повышения эффективности системы таможенных услуг, сокращения времени нахождения контейнерных грузов в морских портах. В работе разработана концептуальная модель системы таможенных услуг, предоставляемых в морских портах. Концептуальная модель системы таможенных услуг, предоставляемых в морских портах, рассмотрена как структура системы, которая поддерживает обработку событий, связанных с таможенными услугами. Состояния событий в системе таможенных услуг изменяются в зависимости от установленных факторов: времени предоставления таможенной услуги, размещения контейнерного груза, воздействия со стороны потребителей услуг, государственных органов и коммерческих структур. Логические изменения состояний события в системе таможенных услуг называются движением развитием события. Также в научной статье сформулированы выводы и предложения по созданию модели предоставления услуг в зоне деятельности морского порта.
концептуальная модель
система таможенных услуг
технологические карты обработки грузов
таможенные органы
оператор морского терминала
1. Бойнов А.В., Петрова Ю.О. Управление таможенными услугами в международной цепи поставок товаров // Наука и Мир. 2016. Т. 2. № 1 (29). С. 16–18.
2. Гупанова Ю.Е. Методология управления качеством таможенных услуг: монография. М.: Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Российская таможенная академия», 2017.
3. Дианов А.Ю. Развитие теоретических положений и выработка практических рекомендаций по применению системы показателей оценки результативности таможенной деятельности: дис. … канд. эконом. наук. М., 2009, 162 с.
4. Ершов А.Д. Методология и информационное обеспечение управления в таможенной системе: дис. … д-ра эконом. наук. СПб., 2003, 432 с.
5. Ермилов И.С. Повышение качества таможенных услуг: дис. … канд. эконом. наук. Саратов: 2011, 221 с.
6. Защитин Е.В. Таможенная услуга как способ взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД // Теоретические и прикладные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции (Тамбов, 31 марта 2014 г.). Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. С. 48–49.
7. Калинина О.В. Организационно-экономический механизм совершенствования таможенного сервиса внешней торговли в условиях риска: дис. … канд. эконом. наук. СПб., 2006, 198 с.
8. Кириченко Д.А. Таможенные услуги: сущность, особенности, основные направления развития системы предоставления услуг // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2017. № 4 (29). С. 35–38.
9. Лозбенко Л. Современная таможня – это сервис // Эксперт. М., 2011. № 42, 11 ноября. 159 с.
10. Месяц М.А. Совершенствование организационного механизма процессного управления таможенными органами России: дис. … канд. эконом. наук. М.: 2011. 200 с.
11. Тлисова А.Б. Математические модели и методы в экономике и управлении таможенной деятельностью: дис. … канд. эконом. наук. Кисловодск, 2007. 167 с.
12. Хоршев Д.Ю. Статистическое моделирование внешнеэкономической деятельности российских регионов: дис. … канд. эконом. наук. Ростов-на-Дону, 2008, 162 с.
13. Черныш А.Я., Гупанова Ю.Е. Применение методологии таможенной логистики в повышении качества таможенных услуг. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2018. № 1. С. 101–107.

Введение

Актуальность темы исследования. Актуальность развития сферы таможенных услуг и терминального обслуживания на приграничной территории, особенно в зоне деятельности морских портов, вызвана ростом международного товарооборота и потребления импортных товаров. Правительством РФ активно внедряются и реализовываются стратегии по развитию транспортной отрасли в условиях формирования высокого транспортного потенциала, содействию благоприятных условий для развития внешнеэкономической деятельности за счет таможенных инструментов, внедрению информационно-технологических инноваций, направленных на развитие системы таможенных услуг и сокращение времени совершения таможенных операций.

Проведенный анализ выявил наличие противоречия между существующей и необходимой эффективностью предоставляемых таможенных услуг в зоне деятельности морских портов. Использование технологий предварительного информирования и декларирования, удаленного выпуска, создание центров электронного декларирования, сокращение сроков выпуска упрощает и ускоряет процесс представления сведений о прибытии товаров, декларировании, проведения таможенного и иных видов государственного контроля. Несмотря на это участники внешнеэкономической деятельности проявляют низкую заинтересованность к перечисленным нововведениям, между государственно-контролирующими органами отсутствует взаимодействие при проведении таможенного и иных видов контроля за перемещением товаров, а технологические схемы обработки грузов не всегда учитывают особенности предоставления таможенных услуг в зоне деятельности морских потов.

Вышеперечисленное содержит большой потенциал для повышения эффективности системы таможенных услуг, сокращения времени нахождения контейнерных грузов в морских портах, а также разработки новых технологических схем процесса грузовых работ с учетом особенностей предоставления таможенных услуг и операций. Это определило объект, цель и обусловило актуальность научного исследования.

Объект исследования – система таможенных услуг, предоставляемых в морском порту, с учетом технологических карт обработки грузов при прибытии

Предметом исследования является взаимодействие участников системы таможенных услуг при таможенных и технологических операциях с грузом в зоне деятельности морского порта.

Цель исследования – повышение эффективности системы таможенных услуг, которое обеспечивается за счет учета особенностей технологической обработки грузов.

Границы исследования. В диссертационном исследовании границами исследования является система предоставляемых таможенных услуг с момента получения уведомления о прибытии до фактического вывоза груза с территории порта.

Степень разработанности проблемы. Анализ российских и зарубежных исследований, касающихся оказания таможенных услуг в зоне деятельности морских портов, показал их взаимосвязанность с логистическими услугами. Актуальные вопросы для настоящего исследования освещались в работах А.Д. Пономаренко, А.Е. Джабраилова, Н.О. Аболенцевой, В.С. Кошевого и др. В зарубежных исследованиях А. Аль-Мадани, R. Saha, посвящённых проблематике настоящего исследования, прослеживается взаимосвязь между качеством таможенных услуг в морских портах и экономическим благосостоянием государства, чему в ключевых регионах мира на всех уровнях государственного управления уделяется самое пристальное внимание. Однако научные проблемы, возникшие в результате внедрения в деятельность таможенных органов, представителей портовых услуг и иных участников системы таможенных услуг инновационных технологий в процессы технологической обработки и таможенного контроля груза, остаются малоизученными ввиду их узкой специфики. В научной литературе отсутствует оценка эффективности использования инструментальных средств имитационного моделирования для исследования процессов предоставления таможенных услуг, а также влияния их на технологические схемы обработки грузов в зоне деятельности морских портов.

Тем самым, наблюдается ярковыраженные противоречия: внутрипортовые технологические схемы производственных операций не учитывают особенности функционирования системы таможенных услуг в зоне деятельности морских портов; отсутствует научно-практическое обоснование эффективности применения современных электронно-информационных мер обеспечения системы таможенных услуг в морских портах.

Необходимость разрешения представленных противоречий предполагает решение актуальной для настоящего исследования научной задачи, которая заключается в:

– анализе современного состояния структуры и функций таможенных услуг, осуществляемых в зоне деятельности морских портов, описании процесса предоставления таможенных услуг в системе внешнеэкономической деятельности морского порта на примере ЗАО «Первый контейнерный терминал» порта Санкт-Петербург;

– разработки имитационной модели технологического процесса предоставления таможенных услуг в морском порту Санкт-Петербург, разработки практических рекомендаций по применению имитационной модели функционирования системы таможенных услуг в зоне деятельности морских портов и оценки эффективности системы таможенных услуг с учетом особенностей технологических операций по обработке грузов в порту.

Научная новизна. В научном исследовании предложен и теоретически обоснован механизм повышения эффективности системы таможенных услуг, предоставляемых Балтийской таможней, в зоне деятельности Первого контейнерного терминала порта Санкт-Петербург, предусматривающий построение сетевой модели механизма предоставления таможенных услуг в морском порту с учетом технологических особенностей внутрипортовых грузовых операций, разработку концептуальной модели технологического процесса предоставления таможенных услуг в зоне деятельности морского порта.

Практическая значимость заключается в виде рекомендаций по применению имитационной модели технологического процесса предоставления таможенных услуг в зоне деятельности морского порта, разработанной с использованием программного комплекса AnyLogic и направленной на сокращение времени нахождения грузов в морских портах, а также повышение мотивации участников внешнеэкономической деятельности в активном использовании таможенных инноваций. Достоверность полученных результатов исследования основывается на изучении реальных процессов функционирования системы предоставления таможенных услуг в морском порту Санкт-Петербург.

Апробация результатов исследования. Материалы и результаты исследования и рекомендации предложены руководству ЗАО «Первого контейнерного терминала», Балтийской таможне, а также Северо-Западному таможенному управлению в отдел по внедрению перспективных таможенных технологий для целей разработки принципиально новых технологических карт грузовых операций при проведении таможенного досмотра контейнерных грузов, в случае если до прибытия судна с грузом была подана предварительная таможенная декларация.

Структура научного исследования. Содержание диссертацинного исследования изложено во введении и трех главах и заключении, последовательно раскрывающих аналитические, теоретические и практические аспекты результатов проведения научного исследования.

Выполняемые участниками системы таможенных услуг операции рассматриваются [2] как совокупность многочисленных и взаимосвязанных упорядоченных процессов, потребляющих определенные ресурсы.

Концептуальное моделирование системы предоставления таможенных услуг в морских портах включает в себя:

– логико-математическое описание комплекса работ в их взаимосвязи и зависимости в цепи организационной и технологической последовательности, с выполнением которых связано достижение поставленной цели;

– продолжительность выполнения работ, ресурсы;

– входящая и исходящая информация и т. д.

Целью концептуальной модели системы таможенных услуг, предоставляемых в морских портах, является организация системного оказания таможенных услуг необходимого качества и конкурентной стоимости в соответствии со специализацией морских гаваней.

Показателями эффективности планируемых таможенных услуг необходимого качества, предоставляемые участникам ВЭД в морских портах, являются следующие:

– временные сроки предоставляемых таможенных услуг;

– стоимости предоставляемых таможенных услуг;

– произведение занимаемых площадей морского порта на время нахождения на площадях морского порта в пересчёте на 1TEO.

Предполагается, что все указанные показатели в интересах роста эффективности предоставляемых таможенных услуг, должны принимать минимальные значения.

А. Концептуальные основы системы таможенных услуг

Концептуальная модель системы [3] таможенных услуг, предоставляемых в морских портах, рассматривается как структура системы, которая поддерживает обработку событий, связанных с таможенными услугами. В указанную систему обработки событий, закладываются базовые функции по логике обработки событий и по соединению производителей и потребителей событий (таможенных услуг) посредством событий (самих таких услуг).

В качестве подходящей модели по формализации подобных структур и систем предлагается использовать логическую структуру сети обработки событий (event-processing network – EPN[1]), которая представлена в виде концептуальной формулировки, которая описывает структуру систем обработки событий с общими функциональными возможностями по обеспечению таких событий.

Система обработки событий EPN описывается в виде набора взаимодействующих производителей событий (таможенных услуг), агентов обработки событий (таможенных услуг) и потребителей событий (таможенных услуг). Исходя из данного контекста, основная задача EPN включает в себя приём событий от производителей, организация передачи событий соответствующей группе агентов, обрабатывающих события, и организация доставки обработанных событий, нуждающихся в них потребителям.

В этой связи, необходимо описать физику процесса оказания таможенных услуг в системе внешнеторговой деятельности морского порта.

Процесс предоставления таможенных услуг [13] в зоне деятельности морских портов обеспечивается таможенными органами, владельцами складов временного хранения, таможенными перевозчиками и др.

В системе предоставления таможенных услуг выполняется ряд последовательных операций:

– проверка предварительной таможенной декларации;

– предварительное информирование о товарах;

– принятие пакета документов и сведений о судне и грузах;

– оформление прибытия судна;

– принятие решение о выгрузке товара;

– декларирование товаров;

– помещение товаров на склад временного хранение;

– способствование проведению таможенного досмотра;

– открытие таможенной процедуры таможенного транзита;

– принятие решения о выпуске товаров;

– фактический вывоз груза с территории порта (для свободного обращения).

На современном этапе развития внешнеэкономической деятельности, в том числе в области таможенного дела, механизм предоставления таможенных услуг, связанный с документооборотом, частично имеет электронный формат в целях сокращения времени при осуществлении таможенных операций [9], помещении товаров на СВХ, прибытии судна и пр. При выполнении операций, имеющих отношение к грузовым, фактическому таможенному контролю и др., механизм предоставления таможенных услуг связан с перемещением товаров в рамках технологических карт обработки груза на грузовых терминалах.

B. Описание деятельности [4] участников рынка таможенных услуг с точки зрения изменения параметров перемещаемого через морские пункты пропуска товарного потока (рис. 1).

К субъектам, предоставляющим таможенные услуги в морском порту относят: таможенные органы, оператор морского терминала, судовые агенты, таможенные представители, внутрипортовые экспедиторы, морские перевозчики, автомобильные и железнодорожные перевозчики.

Таможенные органы предоставляют услуги [10], связанные с осуществлением таможенных операций и проведением таможенного контроля, включающие услуги по принятию предварительной информации о прибытии товаров и транспортных средств, оформлению судовых дел, информированию иных государственных контролирующих органов о прибытии товаров и транспортных средств, регистрации разрешений на временное хранение товаров, принятию и регистрации деклараций на товары, транзитных и предварительных деклараций, проведению фактического таможенного контроля, по регистрации и оформлению актов таможенного досмотра, принятию решения о выпуске товаров или отказе в выпуске.

Оператор морского терминала предоставляет услуги по приему товара с использованием грузовых операций и операций по хранению контейнеров, включающие планирование сменно-суточного графика обработки судов и грузов, выгрузку контейнеров с судна с обеспечение тальманского счета[2], формированию электронного документа по учету данных склада по окончании выгрузки судна, помещению контейнеров на склад временного хранения, предоставление электронного ДО-1 таможенным органам, перемещению контейнера в зону таможенного досмотра, досмотра с применением ИДК, взвешивание, услуги по перемещению в место хранения по окончании таможенного досмотра, услуги по перегрузке опасных грузов с оформлением визита на автомобильный транспорт для его выдачи из порта по процедуре «прямой вариант», формированию отчетности по форме ДО-2[3].

Судовые агенты предоставляют услуги по обработке документации и осуществлению мероприятий, связанных с прибытием судна в порт или его убытием из порта, организацией обслуживания судна в порту, согласованием с администрацией морского порта и операторами грузовых терминалов технологию и график обработки судна, извещает о предполагаемом подходе все заинтересованные государственные органы и организации (центр управления движением судов, администрацию морского порта, таможенные, пограничные органы и др.), формированию комиссии из числа сотрудников таможенных, пограничных, органов и органов в области санитарно-ветеринарного контроля.

Таможенные представители предоставляют услуги по составлению и подачи декларации на товары, участию в таможенном досмотре или осмотре в качестве представителя заказчика и пр.

Внутрипортовые экспедиторы предлагают услуги по обеспечению документооборота между морским перевозчиком, оператором грузового терминала, таможенными и иными государственными органами, и грузовладельцем при выполнении следующих технологических операций: хранение, подготовка к транспортировке; передача сопровождающих груз документов; консультирование по декларированию товаров.

Морские перевозчики оказывают услуги по формированию графика заходов судов в порт, перевозки контейнеров морскими судами, информированию государственных органов и заинтересованных лиц о месте нахождения груза до и после совершения грузовых операций, передачи документов на товарные партии заинтересованным лицам.

Автомобильные и железнодорожные перевозчики предлагают услуги по вывозу и завозу грузов с территории и на территорию порта, передачи документов иными заинтересованным лицам при осуществлении технологических операциях по перемещению контейнеров.

Концептуальная модель системы таможенных услуг включает в себя:

– визуализацию деятельности структуры модели в сфере оказания таможенных услуг;

– базу данных событий (таможенных услуг);

– соответствующее программное обеспечение промежуточного уровня по управлению событиями (таможенными услугами);

– языки по обработке событий (таможенных услуг);

– процессы по событиям (таможенным услугам): моделирование, программирование, мониторинг событий, реагирование на события.

С. Типы обработки событий (таможенных услуг)

Функции по обработке событий разделяются на простые и сложные (связанные), которые включают в себя простые события.

Простая обработка событий [4] включает в себя такие события, которые не являются результатом объединения других событий, не являются набором из событий, и которые проходят фильтрацию и маршрутизацию без изменений. При генерации существенного события, оно обрабатывается независимо и вызывает ответное действие (реакцию) компонента системы.

Простые события могут содержать ключевую информацию о таможенных услугах. Простая обработка событий предполагает:

– преобразование схемы протекания событий из одной формы в другую (оптимизация схемы);

– восполнение события дополнительной нагрузкой в связи с новыми данными; переход события из одного канала или потока в другие;

– генерирование нескольких событий в связи с полезной нагрузкой некоторого события.

Последний тип обработки событий не всегда выделяется в качестве отдельного вида.

Сложная обработка событий происходит в результате преобразования трансляции, разбиения, слияния одного или нескольких событий. Данный способ обработки приводит к появлению шаблонов, которые охватывают несколько независимых событий с целью генерации новых «сложных» событий.

Под сложным событием понимается событие, которое объединяет и определяет набор других событий. В сложную обработку событий включается обработка наборов событий для обнаружения какой-либо важной бизнес-ситуации.

Обычно, в подобной обработке на набор событий накладываются оценочные условия или ограничения (таблица). События, среди которых могут быть как значимые, так и обычные, протекают в различные интервалы времени. При этом, события коррелируются по многим аспектам, в том числе, и по причинно-следственным связям, и по временным и пространственным отношениям.

Система таможенных услуг в зоне деятельности морских портов в контексте настоящего исследования функционирует следующим образом:

1) таможенные услуги предоставляются рассмотренными участниками системы;

2) пользователями таможенных услуг являются участники внешнеэкономической деятельности (в том числе, декларанты);

3) перемещаемым товаром является контейнерный груз, имеющий импортное направление;

4) при прибытии на территорию ЕАЭС средством перемещения контейнерного груза является морской транспорт;

5) при убытии с территории оператора грузового терминала средством перемещения контейнерного груза является автомобильный и железнодорожный транспорт.

Модель сетевого планирования механизма при грузовых операциях и предоставлении таможенных услуг в зоне деятельности морских портов представлена на рис. 1.

Модель сетевого планирования механизма при грузовых операциях и предоставлении таможенных услуг в зоне деятельности морских портов

№ п/п

Название работы

Продолжительность

Предыдущие

Исполнитель

1

2

3

4

5

0

Начало

0

   

1

Получение коммерческих документов от грузовладельца

72

0

Экспедитор

2

Перевозка контейнерезированных товарных партий морским судном

104

0

Морской перевозчик

3

Внесение информации по электронным копиям коносаментов и инвойсов, необходимой для морского перевозчика

3

1

Экспедитор

4*

Подача предварительной декларации

2

3

Декларант

5*

Формирование пакета докементов на судно (ПДС) до прибытия

0,5

4

Судовой агент

6

Подача предварительных грузовых ведомостей о прибытии судна оператору грузового терминала

0,5

5

Судовой агент

7

Формирование грузового плана выгрузки судна

1

6

Оператор грузового терминала

8

Уведомление администрации порта о прибытии судна

1

7

Судовой агент

9

Принятие решения о выгрузке товаров на грузовой терминал

0,5

8

Таможенный орган

11

Принятие решения о иных видах государственноо контроля

0,5

9

Таможенный орган

12

Постановка судна к месту выгрузки груза на терминале грузового оператора

0,5

2, 8, 11, 41

Морской перевозчик

13

Работа комиссия на борту морского судна

2

12

Государственные органы

14

Передача документов при бескомиссионном оформлении судна таможенным органам в целях помещения товаров на СВХ

0,5

12

Судовой агент

15

Оформление судового дела

2

13, 14

Таможенный орган

16

Производство грузовых работ по выгрузке контейнерезированных товарных партий

6

15

Оператор грузового терминала

17

Осуществление контроля состояния контейнерных партий по визуальному осмотру

6

15

Оператор грузового терминала

20*

Выгрузка контейнерезированных товарных партий на досмотровую площадку

0,5

16

Оператор грузового терминала

21

Оформление ведомости приема импортного груза по результатам выгрузки

1

20*, 17

Оператор грузового терминала

1

2

3

4

5

22

Регистрация документыов, представленных для помещения товаров на временное хранение

1

21

Таможенный орган

23

Передача грузовой декларации на СВХ

0,3

22

Таможенный орган

24

Формирование ДО-1 в таможенный орган

3

23

Оператор грузового терминала

25

Уведомление получателей о прибытия грузов на терминал грузового оператора

0,5

24

Морской перевозчик

27

Подтверждение морскому перевозчику своих прав на распоряжение товарных партий путем оформления и согласования доверенности от стороны коносамента

0,1

25

Экспедитор

28

Получение документов (копий коносаментов, разнарядок) у морского перевозчика

2

27

Экспедитор

32*

(44/26)

Проведение досмотра товаров, подлежащих таможенному, санитарно-карантинному, фитосанитарному и ветеринарному контролю,предоставление и проверка оригиналов документов, подтверждающих запреты и ограничения

48

28

Россельхознадзор/таможенный орган

36*

Проверка и регистрация предварительной декларации

0,2

3

Таможенный инспектор ЦЭД

37*

Проверка соблюдения условий для выпуска товаров и наличия рисков

4

36

Таможенный инспектор ЦЭД

38*

Информирование декларанта о мерах по минизации рисков (досмотр)

0,5

37

Таможенный инспектор ЦЭД

39*

Передача сведений о проведении досмотра в досмотровый отдел

0,5

38

Таможенный инспектор ЦЭД

40*

Регистрация и распределение поручений на проведение таможенного досмотра

1,5

39

Зам. начальника досмотрового отдела

41*

Принятие заявок на помещение контейнеров в досмотровую площадку

2

12

Грузовой терминал

45

Под руководством производителя работ по требованию таможни производят, вскрытие пломб и 10, 50, 100 % досмотр

0,5

32

Инспектор ДО, представитель декларанта и всех контролирующих служб, бригада докеров

46

Оформление тальманской расписки по окончанию досмотровых операций

1

45

Докер

47

Регистрация проведения досмотра у тальмана/сменного мастера

0,5

45

Экспедитор

48

Оформление акта таможенного досмотра

1

46,47

Инспектор досмотрового отдела

49

Принятие решения о выпуске товаров

0,5

48

Инспектор ЦЭД

50

Выпуск товаров

0,15

49

Инспектор ЦЭД

51

Вывоз контейнера из зоны досмотрового комплекса и помешение его на СВХ

0,5

50

Водитель

52

Извещение диспетчера грузового терминала о сдаче контейнера на СВХ

0,5

51

Экспедитор

53

Формирование визита в информационной системе оператора грузового терминала на вывоз контейнера для автомобильного транспорта и на выезд с территории грузового терминала

1

52

Экспедитор

54

Запрос релиза у морского перевозчика

2

53

Экспедитор

55

Оформление товаротранспортных накладных

1

53

Экспедитор

56

Подача транспортное средство для вывоза груза

6

54

Автомобильный перевозсик

57

Погрузка контейнера на автотранспорт

0,5

54, 55, 56

Стивидорная компания

1

2

3

4

5

58

Проведение таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов

0,1

58

Таможенный орган

59

Составление листа задержания при превышении радиационного фона

0,3

58

Пост охраны грузового терминала

60

Предоставление экспертного заключения

4

59

Автомобильный перевозчик

61

Вывоз контейнера с территории порта

0,1

60

Водитель

Tp прямой вариант выгрузки контейнера на досмотр(i) = {12, 14, 15, 16, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 32, 45, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 56, 57, 58, 59, 60, 61} = 101,75 ч = 4,2 сут.

pic_shapooval_1.tif

Рис. 1. Моделирование механизма при грузовых операциях и предоставлении таможенных услуг в зоне деятельности морских портов

Срок нахождения контейнера для проведения грузовых работ связанных с предоставлением таможенных услуг [6], сокращается на время, необходимое для вывоза контейнера при бесплатном хранении грузов в порту (сокращение издержек на грузовые операции по проведению досмотра. Сокращая издержки участников ВЭД, таможенные органы способствуют участникам ВЭД избегать временных и стоимостных потерь при дополнительном хранении груза на СВХ и выставлении контейнера на досмотр, а также повышают их заинтересованность в участии инновационных технологиях, связнных с повышением эффективности таможенных услуг в зоне деятельности морских портов.

Система таможенных услуг – это множество составляющих единое целое элементов работ и событий, их связей и взаимодействий друг с другом во внутренней среде и со внешней средой [8].

Множество элементов системы таможенных услуг в зоне деятельности морского порта C можно представить в виде:

C = {ci}, i = 1, 2, ..., n, (1)

где ci – i-е событие системы таможенных услуг в морском порту; n – количество событий в системе С.

Каждое i-е событие характеризуется множеством t определенных свойств:

Ni1, ..., Nim – длина очереди контейнеров, приоритеты обслуживания контейнеров, среднее время обслуживания (досмотра) контейнеров, число каналов обслуживания и др. в системе таможенных услуг.

Состоянием i-го события в системе таможенных услуг называется совокупность значений всех t определенных свойств Ni = (Ni1, ..., Nim).

Состояния событий в системе таможенных услуг изменяются в зависимости от установленных факторов: времени предоставления таможенной услуги, размещения контейнерного груза, воздействия со стороны потребителей услуг, государственных органов и коммерческих структур. Логические изменения состояний события в системе таможенных услуг называются движением развитием события.

Связь представляет собой совокупность зависимостей [7] cсвойств одного события от свойств других событий системы. При установлении связи между двумя элементами устанавливаются зависимости их свойств.

Множество S связей между событиями ai и aj можно представить в виде:

S = {sij}, i, j = 1, 2, ..., n. (2)

Таким образом, в структуре системы таможенных услуг совокупность событий и связей между ними, представляется в виде множества:

S = {N, S}. (3)

Существующая структура системы [11] таможенных услуг отображается в статическом режиме, хотя объективная реальность деятельности системы свидетельствует о её динамическом характере [1]. Динамическая структура системы таможенных услуг может учесть строение системы таможенных услуг вместе со множеством свойств её и событий в развитии. Система таможенных услуг изображена на рис. 2.

К внешней среде относится совокупность существующих во времени и пространстве объектов (потребители услуг, государственные органы и коммерческие структуры), которые воздействуют на систему таможенных услуг, но, при этом, в состав системы не входят.

К состоянию системы таможенных услуг относится совокупность состояний её n событий и связей между ними:

N = (N1, N2, ..., Nn). (4)

Во множестве допустимых состояний системы Nдоп находится некоторая подобласть возможных состояний N. На вход X(t) системы таможенных услуг поступают различные уровни воздействия (влияния) внешней среды на систему.

К основным воздействиям на систему таможенных услуг можно отнести следующие:

N(t) = {a(t), b(t), c(t)}, (5)

где a(t) – входная потоковая документация, объекты системы таможенных услуг (контейнерные товары), сообщения и т. д.; b(t) – обеспечивающие воздействия (информационные, кадровые, финансовые и др. ресурсы); c(t) – помеховые воздействия (отказы, риски и др.).

Указанные воздействия оказывают влияние на систему таможенных услуг в зоне деятельности морского порта, что побуждает исследуемую систему осуществлять движение Z(t) к намеченной цели и формировать вектор выходных результатов на выходах системы: Y(t).

На выходах системы таможенных услуг Y(t) формируются различные точки приложения влияния системы таможенного услуг на внешнюю среду посредством документов, товаров, транспортных средств и привлечённых лиц.

Обратная связь предполагает наличия того, оказывает влияния выходных воздействий системы на её входные воздействия. Тем самым предусмотрено множество ответных реакций {a*(t), b*(t), c*(t)}, оказывающих влияние на конечную цель, на обеспечение внутрисистемных процессов и на подавление внешних помех.

pic_shapooval_2.wmf

Рис. 2. Состояние системы таможенных услуг

Ограничения системы таможенного услуг предполагает нечто то, что задаёт условия её функционирования. Ограничения системы подразделяются на внутренние и внешние.

Ограничения системы таможенного услуг – это то, что определяет условия ее функционирования.

Выводы

1. При исследовании разработана концептуальная модель системы таможенных услуг, предоставляемых в морских портах. Отмечено, концептуальная модель системы таможенных услуг, предоставляемых в морских портах, рассматривается как структура системы, которая поддерживает обработку событий, связанных с таможенными услугами.

2. В указанную систему обработки событий, закладываются базовые функции по логике обработки событий и по соединению производителей и потребителей событий (таможенных услуг) посредством событий (самих таких услуг).

3. Предложено, в качестве подходящей модели по формализации структур и систем оказания таможенных услуг предлагается использовать логическую структуру сети обработки событий, которая представлена в виде концептуальной формулировки, которая описывает структуру систем обработки событий с общими функциональными возможностями по обеспечению таких событий.

4. Представлено описание деятельности участников рынка таможенных услуг с точки зрения изменения параметров перемещаемого через морские пункты пропуска товарного потока. Разработана схема условных воздействий на товарный поток участников рынка таможенных услуг в концептуальной модели. Предложены показатели эффективности предоставляемых таможенных услуг.


[1] Managing the Event Processing Network. Complex Event Processing Visualizer User’s Guide. Режим доступа: https://docs.oracle.com/cd/E21764_01/doc.1111/e14302/app_epn.htm#CEPVI164(дата обращения 23.01.2019).

[2] Тальманский счёт – это первичный учетный документ по приему и сдачи грузов, который оформляется тальманом при погрузочно-разгрузочных работах в порту и фиксирует количество и состояние выгруженного и принятого портом судового груза. Тальман – это лицо, которое производит подсчет судового груза при погрузочно-разгрузочных работах в порту.

[3] ДО-1, ДО-2 – Документы отчёта о принятии товара на СВХ (ДО-1) и о выдаче товара с СВХ (ДО-2).


Библиографическая ссылка

Шаповалова М.А., Афонин П.Н. РАЗРАБОТКА КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ В МОРСКИХ ПОРТАХ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 6-1. – С. 141-151;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=604 (дата обращения: 16.04.2024).