Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Платонова Т.Е. 1
1 Одинцовский филиал МГИМО МИД России
Новый этап развития человеческого общества все более связан с переработкой и использованием информации в цифровом виде. Цифровая экономика оказывает определяющее влияние на все сферы общественных отношений в мире и в России. В статье авторы приводят последние данные о распространении цифровой экономики в различных странах, в том числе и в России. Авторами обработаны статистические данные об использовании информационных и коммуникационных технологий на различных предприятиях России: количестве персональных компьютеров на 100 работников, числе компьютеров подключенных к сети Интернет и др. В связи с широким распространением ИКТ (информационно-компьютерных технологий) необходимо усовершенствовать систему образования на всех уровнях. Задачей различных ступеней образования является овладение обучающимися всеми возможностями цифровых технологий и всеми возможностями компьютеров. В преподавании экономических дисциплин, связанных со специальными навыками, применение компьютерных технологий обусловлено построением учебных программ и содержанием практического материала для освоения профессиональных приемов экономиста и менеджера. При этом в преподавании дисциплин базовой части экономических наук, имеющих, в основном теоретический характер, использование ИКТ и современных образовательных технологий, ограничивается, в основном, контрольным тестированием и пересылкой материалов в электронной среде, что явно недостаточно в настоящее время.
цифровая экономика
направления обучения экономических кадров с использованием различных видов программного обеспечения
цифровые технологии
цифровая информационная среда
1. Digital Economy: Innovation, Growth and Social Prosperity OECD Ministerial Meeting. Cancun, Mexico 21–23 June 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www.oecd.org/sti/ieconomy/sti-cancun-2016-flyer.pdf Retrieved: Dec, 2016.
2. Интернет в России: динамика проникновения 2017 г.
3. Интернет-аудитория: общий объем, структура, распределение в населенных пунктах разного типа [Электронный ресурс]. URL: https://fom.ru/SMI-i-internet/13585
4. Стратегии Научно-технического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201612010007 Retrieved: Dec, 2016.
5. Росстат Наука, информации и информационное общество [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/it_technology/#.
6. Сухомлин В.А. Открытая система образования как инструмент формирования цифровых навыков человека // Стратегические приоритеты. 2017. №?1. С. 70–81
7. Computer Science For All [Электронный ресурс]. URL: htps://www.whitehouse.gov/blog/2016/01/30/computer-science-all Retrieved: Dec, 2016.
8. Куприяновский В.П., Сухомлин В.А., Добрынин А.П., Райков А.Н., Шкуров Ф.В., Дрожжнинов В.И., Федорова Н.О., Намиот Д.Е. Навыки в цифровой экономике и вызовы системы образования // International Journal of Open Information Technologies. 2017. №?5. С. 19–25.

Введение

Создание и распространение информационно-компьютерных технологий оказало на мировую экономику столь глубокое влияние, что появился новый феномен – цифровая экономика. Согласно данным Всемирного банка по индексу цифровой экономики и общества – Digital Economy and Society Index, DESI, наиболее развитыми цифровыми экономиками в 2016 г. обладают страны Скандинавии, Бенилюкс, Великобритания и Ирландия. 98 % населения ЕС имеют доступ к интернету, 84 % имеют доступ к сетям 4G, при этом 44 % населения относится к числу тех, кто не имеет базовых цифровых навыков [1].

В России число граждан, имеющих доступ к Интернету, растет быстрыми темпами и увеличился с 2008 по 2017 год с 25,4 до 72,8 % в 2017 году [2].

В этих условиях важное значение приобретает подготовка специалистов, обладающих наиболее широкими возможностями применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), способных обрабатывать большие массивы информаций с использованием современного программного обеспечения. Задачей различных ступеней образования является овладение обучающимися всеми возможностями цифровых технологий и всеми возможностями компьютеров.

Целью исследования является анализ проблем применения информационно-коммуникационных технологий в экономическом образовании на различных ступенях обучения.

Материал и методы исследования

Научные материалы, изложенные в статье проанализированы на основе российских и международных данных по развитию цифровой экономики на всех уровнях, в том числе на различных ступенях образования и на различным этапах изучения экономических наук.

Результаты исследования и их обсуждение

В 2017 году Правительством Российской Федерации была разработана и утверждена программа по созданию условий для перехода страны к цифровой экономике. Координацию участия экспертного и бизнес сообществ в планировании, реализации, развитии и оценке эффективности программы осуществляет АНО «Цифровая экономика», созданная успешными российскими высокотехнологичными компаниями. В сфере образования в данной программе намечены следующие мероприятия:

– организован конкурс аспирантских и магистерских программ по каждому направлению «сквозных» технологий с учетом результатов мониторинга кадровой потребности в области разработки «сквозных» технологий цифровой экономики;

– созданы пилотные аспирантские и магистерские школы по каждому направлению «сквозных» технологий на базе ведущих вузов и научных организаций;

– к 2021 году доля преподавательского состава образовательных организаций, переподготовленного для обучения компетенциям цифровой экономики должна достигнуть 100 % [3].

Рассмотрим некоторые показатели распространения технологий цифровой экономики в организациях различных отраслей народного хозяйства в России:

Данные табл. 1 показывают, что в последние годы использование персональных компьютеров в обследованных организациях выросло в 2017 году по сравнению с 2010 годом на 37,4 %, а число компьютеров, подключенных к сети Интернет, выросло в 2 раза. Количество компьютеров в организациях в расчете на 100 работников выросло за этот период с 36 до 50 штук. Доля организаций с использованием компьютеров от 70 до 100 % работников увеличилась в общем количестве организаций до 44,5 %.

Таблица 1

Сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий в данным федерального статистического наблюдения

Показатели

2010

2015

2017

Темп роста 2017 к 2010 г.

Число персональных компьютеров в обследованных организациях, тыс. шт.

9288,1

11992,3

12765,9

137,4

В том числе имевших доступ к сети Интернет

4553,3

7561,5

9246,2

203,1

Число персональных компьютеров на 100 работников, шт.

36

49

50

139,8

Организации с удельным весом численности работников, использовавших персональные компьютеры от 70 до 100 % работников (в % от общей численности обследованных организаций)

44,0

39,7

44,5

101,4

Составлено автором на основании данных [4].

Применение информационно-коммуникативных технологий во всех сферах человеческой деятельности является уже жизненно необходимым компонентом в современном обществе. Данные технологии позволяют не только значительно повысить производительность труда и удешевить производство различных видов продукции, но и создавать совершенно новые, ранее невозможные технологически производства и продукцию. Все это требует трансформации всех сфер, в том числе и образования, так как постоянно возникают потребности в совершенно новых профессиях, а также изменения в навыках подготовки кадров практически всех специальностей – от менеджмента до здравоохранения.

Навыки овладения цифровыми технологиями специалистами различных квалификаций требует существенной перестройки системы образования для достижения трех основных направлений изменения компетентности работников, получающих образование:

– во-первых, специалистам широкого круга профессий необходимо приобрести углубленные знания в области применения информационно-коммуникационных технологий, с целью ознакомления с возможностями поиска информации в Интернете, а также использования различных видов программного обеспечения в повседневной деятельности;

– во-вторых, обучение профессиональным навыкам производства новых средств труда цифровой экономики, таких как: программного обеспечения, web-страниц фирмы, средств электронной коммерции, финансовых средств анализа с помощью программных средств поддержки экономических расчетов, интернета вещей, облачных технологий хранения данных и т. д.;

– в третьих, использование цифровых технологий с ИКТ должно изменять способы, применяемые для выполнения различных задач на каждом рабочем месте, например, использование социальных сетей для коммуникации с сотрудниками и клиентами, продвижение продукции на платформах электронной коммерции, маркетинг рынка на основе анализа больших массивов данных и математического моделирования, создание проектов с применением современных программных продуктов и пр. [4].

Подготовка квалифицированных экономических кадров также требует обучения различным способам применения ИКТ и программных средств для решения различных типов задач, возникающих в практической деятельности специалиста. В преподавании экономических дисциплин, связанных со специальными навыками, таких как: бухгалтерский учет, анализ экономической деятельности, экономика предприятий, бизнес-планирование, инвестиционные стратегии предприятия, финансы и т. п., применение компьютерных технологий обусловлено построением учебных программ и содержанием практического материала для освоения профессиональных приемов экономиста и менеджера. Тогда как в преподавании дисциплин базовой части экономических наук, имеющих, в основном теоретический характер, использование ИКТ и современных образовательных технологий, ограничивается, в основном, применением проекторов для чтения лекций, контрольным тестированием знаний с использованием компьютерных технологий, пересылкой различных материалов студентам с использованием сетевой среды образовательных учреждений.

По нашему мнению, в связи с необходимостью развития информационно-компьютерных навыков у всех подготавливаемых специалистов, начиная с первых дней обучения в вузе, преподавание теоретических экономических дисциплин на первом курсе также должно опираться на широкое применение компьютеров.

Для проведения практического занятия по предмету «Экономическая теория» или «Микроэкономика» по теме «Рыночная экономика и рыночный механизм» на 1 курсе бакалавриата нами был разработан алгоритм использования возможностей приложения Excel, входящих в пакет Microsoft Office.

При изучении законов спроса и предложения и их взаимодействия в качестве примеров обычно используется примеры изменения цены, спроса и предложения на простые товары, например, яблоки.

Таблица 2

Зависимость спроса и предложения на яблоки от изменения цены

Цена руб. за кг

Величина предложения яблок на рынке, т

Величина спроса на яблоки на рынке, т

120

40

7

110

32

13

88

25

20

60

20

25

40

13

32

20

7

40

Составлено автором самостоятельно.

По данным таблицы необходимо построить графики зависимости спроса и предложения от цены и найти равновесную цену, удовлетворяющую и производителей и потребителей. На практических занятиях студенты заносят данные этой таблицы в Excel и получают задание по построению графиков и нахождению равновесной цены через систему линейных уравнений. Построение графика происходит посредством выбора команды Excel – вставка диаграмма – затем пользователь вводит свои данные для построения графиков спроса и предложения.

На основании данных графика студенты определяют, что равновесная цена на яблоки находится в районе 70 рублей за кг. Для определения точной цены производятся вычисления на основании функции Excel, рассчитывающей параметры линейного уравнения. Для этого производятся следующие действия:

1. В меню Excel «Формулы» выбрать «Статистические» – функция ЛИНЕЙН – Enter.

2. Выделить две ячейки в свободном диапазоне.

3. Заполнить значение у – столбец предложение.

4. Заполнить значение х – столбец цена.

5. Нажать ОК.

6. Появится значение параметра m – 0,317098.

7. Затем поставить курсор на верхнюю строчку линейной формулы, нажать клавиши CTRL – Shift-Enter одновременно.

8. Во второй выделенной ячейке появится значение параметра в – 0,213678.

9. Уравнение зависимости предложения от цены

у = 0,317098х + 0,213678.

10. Проделать эти же действия для столбца х – спрос, y – цена

11. Найти уравнение зависимости спроса от цены

у = –0,31784х + 45,50573.

12. Приравнять эти два уравнения и найти значение х, это и будет оптимальной ценой х = 71,32.

Таким образом, оптимальной равновесной ценой на яблоки будет цена 71,32 рубля.

В 2017 году Россия присоединилась к международной «Декларации министров о цифровой экономике: ИННОВАЦИИ, РОСТ И СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ», которая была подписана представителями более 40 развитых стран, включая США и страны ЕС, входящих в OECD (Organization for Economic Cooperation and Development). Анализ степени распространения навыков овладения компьютерными технологиями, проведенный в странах OECD, показал, что в среднем более 40 % работников, использующих ежедневно персональные компьютеры, не имеют достаточных навыков эффективных знаний по программному обеспечению [1].

В Стратегии научно-технологического развития РФ, как одного из основных документов по цифровой экономике, принятого в России указывается, что важными факторами новой цифровой реальности, требующими кардинальных изменений в системе подготовки кадров по всем специальностям, относятся:

– сжатие инновационного цикла: существенное сокращение времени между получением новых знаний и созданием технологий, продуктов и услуг, их выходом на рынок;

– резкое увеличение объема научно-технической информации, возникновение принципиально новых способов работы с ней;

– рост требований к квалификации исследователей, международная конкуренция за талантливых, высококвалифицированных работников и привлечение их в науку, инженерию, техническое предпринимательство [2].

В этом направлении действуют сейчас все развитые страны. Например, в своем обращении к нации еще в январе 2016 года тогдашний президент США Барак Обама призвал к скорейшему и эффективному обучению навыкам Computer Science (CS) for All как в школах и университетах, так и специалистами любых профессий в качестве второго образования. Для этого правительством США было выделено более 4 млрд долларов для подготовки за счет госбюджета 50000 преподавателей по CS для школ и колледжей Соединенных Штатов Америки. Этот опыт несомненно должен использоваться и в России [6].

Заключение

Использование информационно-компьютерных технологий в процессе обучения дает новые возможности для развития креативного потенциала студентов по следующим направлениям:

– повышается мотивация обучающихся и их заинтересованность в освоении цифровых технологий;

– происходит освоение нового материала в качестве активных участников процесса обучения;

– вырабатывается умение пользования различными методами логического и математического мышления: анализа, моделирования, сравнения, обобщения, индукции, дедукции, моделирования, методов высшей математики, математической статистики и т. д.;

– в процессе пользования Интернета как источника новейшей законодательной и нормативной информации осваиваются навыки самостоятельного изучения и анализа этой информации для гибкого использования во всех необходимых случаях;

– используются методы применения ИКТ в сложных практических ситуациях, которые могут сложиться в практической деятельности;

– улучшается уровень коммуникации студентов и преподавателей при постоянном использовании ИКТ в образовательном процессе [7].

Усиление роли информационных технологий в обучении говорит о том, что произошла смена приоритетов в подготовке кадров, что подтверждается и примерами зарубежных стран.

Проблемы совершенствования системы образования в эпоху современного развития цифровой экономики требует расширения использования информационно-компьютерных технологий в процессе обучения.

Преподавание экономических дисциплин с использованием внедрения информационных технологий уже с первых шагов обучения, способствует подготовке специалистов, способных к активной работе в экономике нового технологического поколения, с необходимыми навыками цифровых коммуникаций.


Библиографическая ссылка

Платонова Т.Е. ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 5-1. – С. 116-120;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=470 (дата обращения: 20.04.2024).