Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ РЕГИОНОВ С ОСОБЫМ СТАТУСОМ

Коваленко Н.В. 1 Оникийчук Ю.А. 2
1 Южно-Российский институт управления филиал РАНХиГС
2 Донбасский государственный технический университет
Статья посвящена особенностям управления конкурентоспособностью регионов с особым статусом. В условиях внешних политических вызовов и экономического кризиса, наблюдаемого в юго-восточных регионах Украины, одним из основных резервов экономического роста является повышение конкурентоспособности регионов с особым статусом. Проблемы повышения конкурентоспособности региона наиболее значимы, поскольку положительная динамика развития регионов способствует ускоренному экономическому росту, рациональному и эффективному использованию экономического потенциала региона, повышению благосостояния населения. Раскрыто определение «особый статус». Представлен сравнительный анализ экономических категорий «конкурентоспособность региона», «управление конкурентоспособностью региона». Дано авторское определение «управления конкурентоспособностью региона» как способности эффективно реализовывать и наращивать имеющийся экономический потенциал и конкурентные преимущества в конкурентной среде для обеспечения устойчивого развития региона, повышения качества жизни населения, достижения инвестиционной привлекательности в экономическом соперничестве с другими регионами. Одним из основных факторов, оказывающих наибольшее влияние на конкурентоспособность регионов с особым статусом, является институциональная среда. В статье освещены институциональные факторы, способствующие развитию конкурентных преимуществ региональных экономических систем. Сформулированы задачи институциональных преобразований в регионах, находящихся в условиях нестабильной военно-политической ситуации.
регион с особым статусом
конкурентоспособность региона
управление конкурентоспособностью региона
конкурентные преимущества
экономический потенциал региона
региональные экономические институты
институциональные факторы
1. Барабанов А.С. Управление региональной конкурентоспособностью: монография; под науч. рук. д.э.н. Т.В. Усковой. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2014. – 160 с.
2. Брагина З.В., Киселев И.К. Развитие регионов: диагностика региональных различий: монография. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 152 с.
3. Вдовин С.М. Стратегия и механизмы устойчивого развития региона: монография. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 154 с.
4. Видяпин В.И. Региональная экономика: учебник / под ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова. – М.: Инфра-М, 2012. – 666 с.
5. Данилов И.П. Конкурентоспособность регионов России: теоретические основы и методология: монография. – М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2007. – 368 с.
6. Закон ЛНР от 03 апреля 2018 года № 224-II « О Программе социально-экономического развития Луганской Народной Республики на 2018 год» [Электронный ресурс]. – URL: https://glava-lnr.info/dokumenty/zakony/zakon-o-programme-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-lnr-na-2018-god (дата обращения: 1.12.2018).
7. Закон Украины от 16 сентября 2014 г. № 1680-VII «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (в редакции Законов Украины от 17.03.2015 г. №256-VIII, 06.10.2017 г. №2167-VIII, 04.10.2018 г. №2588-VIII) [Электронный ресурс]. – URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1680-18 (дата обращения: 1.12.2018).
8. Игнатова Т.А. Институциональная среда в развитии конкурентоспособности региональной экономики // Научно-практическая Интернет-конференция «Экономика России и Сибири: прошлое, настоящее, будущее», посвященная 50-летнему юбилею Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, 24-25 июня 2008 г. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2008. [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21001781 (дата обращения: 1.12.2018).
9. Калюжнова Н.Я. Конкурентоспособность российских регионов в условиях глобализации: монография. – М.: ТЕИС, 2004. – 526 с.
10. Карачурина Г.Г., Карачурина Р.Ф. Инновационная конкурентоспособность как фактор устойчивого развития региона. – Уфа: УГУЭС, 2013. – 108 с.
11. Мікловда В.П., Брітченко І.Г., Кубіній Н.Ю., Колодинський С.Б., Ціцак Л.М. Стратегічне управління конкурентоспроможністю: епістомологічні підходи та практична проблематика: монографія. – Полтава: ПУЕТ, 2013. – 307 с.
12. Полшков Ю.Н. Управление экономикой региона с особым статусом: монография; под науч. ред. А.В. Половяна; М-во образования и науки Донецкой Народной Республики, Донецкий нац. ун-т. – Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального ун-та, 2016. – 331 с. 
13. Конкурентоспособность региона в условиях глобализации: учебное пособие / С.Н. Растворцева, Н.А. Гринева. – Белгород: КОНСТАНТА, 2014. – 187 с.
14. Савельев Ю.В. Управление конкурентоспособностью региона: от теории к практике: монография; Институт экономики КарНЦ РАН. – Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2010. – 516 с.
15. Чайникова Л.Н. Методологические и практические аспекты оценки конкурентоспособности региона: монография. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. – 148 с.
16. Porter M. The Economic Performance of Regions // Regional Studies. – 2003. – Vol. 37. 6&7. – P. 549–578.

Введение

Обретение экономической самостоятельности административно – территориальными образованиями в условиях мобилизационной экономики требует пересмотра роли региона как субъекта экономического пространства, в котором принимаются решения, обеспечивающих условия для его эффективного функционирования. Экономическая, финансовая, правовая и другие составляющие функционирования регионов с особым статусом до настоящего времени исследованы недостаточно.

Ухудшение экономической обстановки на юго-востоке Украины, вызванное военным противостоянием, экономической блокадой, привело к разрыву сложившихся хозяйственных связей, физическому уничтожению капитала предприятий и оттоку человеческих ресурсов из-за боевых действий. В такой ситуации одним из основных резервов восстановления экономики Донбасса является повышение конкурентоспособности регионов с особым статусом.

Достижение и повышение конкурентоспособности является первостепенной целью развития данных регионов, поскольку способствует повышению уровня их экономической безопасности, инвестиционной привлекательности, улучшению качества жизни населения, развитию внешнеэкономической деятельности.

Цель исследования: анализ влияния институциональных факторов на уровень конкурентоспособности регионов с особым статусом

Материал и методы исследования

Теоретическим базисом исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам функционирования и развития региональной экономики как целостной системы, повышению конкурентоспособности регионов, исследования влияния институциональных факторов на региональную экономику.

Для обеспечения концептуальной целостности исследования использованы методы: теоретического обобщения, сравнения, анализа и систематизации.

Значительный вклад в создание современной парадигмы регионального развития и решения проблемы повышения конкурентоспособности региона внесли российские и зарубежные ученых такие, как Дж. Бекаттини, Р. Каманьи, П. Кругман, А. Маршалл, М. Портер, И.П. Данилов, Н.Я. Калюжнова, Ю.Н. Полшков, С.Н. Растворцева, Л.Н. Чайникова, Л.С. Шеховцева, и другие.

Теоретические основу исследования институциональных факторов составили работы зарубежных ученых, в числе которых И. Ансофф, Т. Веблен, У. Гамильтон, П. Друкер, Р. Коуз, Д. Норт, О. Уильямсон и др.

Анализ формирования и развития институтов, влияния институциональных факторов на региональную экономику связан с работами российский ученых С.Ю. Глазьева, Т.А. Игнатовой, Д.С. Львова, В.Л. Тамбовцева, А.Е. Шаститко и др.

Результаты исследования и их обсуждение

Политико-территориальные или административно-территориальные образования, обладающие в отличие от других территорий большей самостоятельностью (или автономией) наделяются особым статусом. Государства, находящиеся под протекторатом (покровительством) другого государства (протектора) так же обладают особым статусом.

Согласно Закону Украины № 1680-VII «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» от 16 сентября 2014 г., известному также как закон об особом статусе Донбасса [7], в рамках Минских договоренностей, территориям, которые не контролируют силы АТО по состоянию на день принятия закона, а не на всей территории Донецкой и Луганской области, был присвоен особый статус сроком до 31 декабря 2019 года (с изменениями, внесенными Законом от 5.10.2018 г.).

По мнению Полшкова Ю.Н: «под «особым статусом» понимаются институциональные особенности правового положения территорий, которые, формально являясь частью признанного государства, де-факто вышли за рамки его правового поля и не подчиняются его органам власти». Для самостоятельного социально-экономического развития регионов с особым статусом требуется как модернизация существующих, так и создание новых институтов [12].

Образовавшиеся, в результате референдумов 11 мая 2014 года, Донецкая Народная Республика (ДНР) и Луганская Народная Республика (ЛНР) проходят сложный путь становления. Неопределенность международного политико-правового статуса ДНР и ЛНР вносит существенные ограничения в развитие государственности, экономики, внешнеэкономических связей.

Любой переход к качественно новой модели экономического развития сопровождается созданием и внедрением элементов новой институциональной системы. Новые реалии требуют серьезных, глубоких изменений на всех уровнях сложной институциональной среды, находящейся в неустойчивом переходном состоянии. Институциональная среда, представляя собой совокупность базовых экономических, политических и социальных институтов, оказывает существенное влияние на взаимодействие субъектов внутри экономической системы и процесс принятия решений. Необходимость создания новых институтов на базе прежних институтов, используя опыт других регионов мира, находящихся в таком политическом и экономическом состоянии, является одним из важных аспектов современной экономической политики с целью формирования и укрепления экономического роста региона.

В условиях внешних политических вызовов и экономического кризиса одним из основных резервов экономического роста является повышение конкурентоспособности регионов с особым статусом. Определяющим условием конкурентоспособности этих регионов является эффективное взаимодействие различных институтов. Отсюда проблемы взаимосвязи институциональных факторов и их влияния на конкурентоспособность являются весьма актуальными.

Обзор экономической литературы показал, что отсутствует единый универсальный подход к определению понятия «конкурентоспособность региона», полностью охватывающий всю сложность категории [1-5,9,15]. Один тип определений объясняет и описывает конкурентоспособность с точки зрения результата. Другие определения рассматривают факторы, отвечающие за достижение и повышение конкурентоспособности региона.

Объединение различных подходов в одном контексте позволило определить «конкурентоспособность региона» как устойчивую способность региона посредством использования имеющихся факторов конкурентоспособности, конкурентных преимуществ, институтов соперничать с другими регионами за ресурсы и рынки сбыта для обеспечения устойчивого экономического роста региона, его инвестиционной привлекательности, а также роста качества жизни населения.

В результате терминологического исследования понятия «управления конкурентоспособностью региона» выяснили, что под данным термином понимается:

- условие достижения целей в конкурентной среде, способность выдерживать конкуренцию на определенных рынках и одновременно поддерживать высокий и стабильный уровень доходов населения [9,10,13];

- политика управления региональным развитием, основанная на возможности реализации имеющегося в регионе экономического потенциала, или результат этой политики (устойчивый рост показателей социально-экономического развития региона) [2,11,14];

- способность выявлять, использовать, создавать конкурентные преимущества на основе факторов конкурентоспособности для обеспечения более высокого экономического и социального уровня жизнедеятельности региона, его инвестиционной привлекательности [4,5,15].

Таким образом, «управление конкурентоспособностью региона» – способность эффективно реализовывать и наращивать имеющийся экономический потенциал и конкурентные преимущества в конкурентной среде для обеспечения устойчивого развития региона, повышения качества жизни населения, достижения инвестиционной привлекательности в экономическом соперничестве с другими регионами. Поэтому управление конкурентоспособностью региона с особым статусом, в качестве решающего фактора устойчивого развития, должно обеспечивать не только рост эффективности экономики региона, но и достижение социального прогресса.

Согласно теории М. Портера, объектами управления конкурентоспособностью региона являются институты, факторы и конкурентные преимущества [16]. Институты обусловливают возникновение факторов, а факторы определяют наличие конкурентных преимуществ.

Под конкурентными преимуществами региона следует понимать возможность и способность региона обеспечивать производство конкурентоспособных товаров и услуг в условиях эффективного использования существующих факторов производства (конкурентного потенциала), выступающие базой формирования конкурентоспособности региона и ведущие к обеспечению сравнительно более выгодной конкурентной позиции и на этой основе более полному удовлетворению региональных интересов.

Если уровень социально-экономического развития региона определяет фактический (достигнутый) уровень конкурентоспособности, то конкурентные преимущества создают базу для дальнейшего формирования конкурентоспособности. В основе преобразования конкурентных преимуществ в реальные, а также создания новых конкурентных преимуществ для формирования более высокого уровня конкурентоспособности лежит экономический потенциал.

Экономический потенциал региона представляет собой совокупность имеющихся в наличии и возможных для мобилизации ресурсов региона, способных обеспечить в данных условиях максимальный объем производства товаров и услуг для наиболее полного удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей общества и создания условий для дальнейшего ускоренного развития экономики региона. Структура экономического потенциала представлена в таблице.

Конкурентоспособность региона определяется, с одной стороны, его собственным экономическим потенциалом, а с другой стороны – способностью региональных институтов власти создавать эффективные механизмы управления этим потенциалом и его приумножением при соблюдении баланса интересов экономических субъектов.

Основные структурные составляющие экономического потенциала региона

Структурные составляющие экономического потенциала региона

Характеристика потенциала

Природно-ресурсный

потенциал

Обеспеченность экономической деятельности в регионе балансовыми запасами основных видов природных ресурсов

Производственный

потенциал

Совокупная способность производственных систем, расположенных в пределах границ данного региона, производить материальные блага и удовлетворять общественные потребности, обусловленная существующими ресурсами и условиями их использования

Трудовой

потенциал

Наличие профессионально подготовленной рабочей силы и квалифицированного инженерно-технического персонала

Институциональный

потенциал

Качество развития и эффективность деятельности экономических институтов на территории региона

Инновационный

потенциал

Уровень внедрения достижений научно-технического прогресса и степень модернизации производства в регионе

Финансовый

потенциал

Совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении региона, создающаяся в процессе распределения и перераспределения совокупного регионального общественного продукта и дохода. В состав финансового потенциала входят следующие элементы: финансовый потенциал субъектов хозяйствования, бюджетный потенциал, инвестиционный потенциал.

В системе управления конкурентоспособностью региона, особое внимание следует уделять институциональным факторам, определяющим способность других факторов трансформироваться в конкурентные преимущества. Институциональная составляющая конкурентоспособности региона становится важнейшим фактором оптимизации взаимоотношений между хозяйствующими субъектами региона и эффективного использования основных составляющих этой конкурентоспособности.

Качество и эффективность функционирования региональных институтов определяют уровень расходов на ведение бизнеса, привлекательность участия в бизнесе для частных инвесторов (в том числе иностранных) и инвестиционную активность в регионе, направленность инвестиций, уровень и качество конкуренции на рынках, и именно поэтому они непосредственно влияют на экономический рост. Фактически, региональные институциональные структуры выступают в качестве своеобразных механизмов поддержания экономической стабильности и обеспечения экономического развития региона.

Региональные экономические институты можно разделить на следующие основные группы:

- институты права: институты законодательной, судебной системы, институты спецификации и защиты прав собственности;

- институты регионального регулирования и управления экономикой: система организации органов региональной власти; налоговое администрирование; качество бюджетного процесса; административные барьеры; институты развития регионов, экологической и научно-промышленной политики;

- институты региональных рынков: институт частной собственности, институт конкуренции, институт рыночной инфраструктуры, инвестиционные институты;

- институты развития человеческого капитала: институты образования, здравоохранения, культуры, пенсионного обеспечения и др.;

- институты координации и распределения рисков: кредитно-банковская система, фондовый рынок, страховые компании, пенсионные фонды.

Институциональные факторы могут, как обеспечивать повышение конкурентоспособности, так и блокировать этот процесс.

К институциональным факторам, влияющим на формирование конкурентных преимуществ регионов, относятся:

- предсказуемость появления и изменения правил, формирующих актуальные условия для функционирования хозяйствующих субъектов;

- стабильность региональных формальных институтов, эффективность регионального управления, общественное доверие власти;

- защищенность прав собственности;

- качество и независимость судебной системы (механизм обеспечения действия правил);

- прогресс в создании институциональной инфраструктуры: широкое распространение государственно-частного партнерства (взаимодействия между частным сектором и государственными структурами); создание фондов развития, технопарков, венчурных фондов, центров кластерного развития и других форм и инструментов управления институциональными преобразованиями.

Неопределенность международного политико-правового статуса Республик, неоднозначность и противоречивость нормативно-правовой базы, слабо защищенные права собственности, незащищенность инвесторов являются институциональными препятствиями конкурентоспособности регионов, преодоление которых требует соответствующих реформ, в том числе в сфере спецификации прав собственности, развития банковской системы, биржевой и внебиржевой структур, создания институциональных механизмов трансформации сбережений в реальные инвестиции, укрепления судебной системы.

Признание Республик Южной Осетией и установление дипломатических отношений между государствами способствует преодолению изоляции и развитию внешнеэкономической деятельности. За период с 2015 по 2017 годы Государственным таможенным комитетом ЛНР зарегистрировано более 5 тысяч субъектов внешнеэкономической деятельности. Наибольший удельный вес в товарной структуре экспорта занимают: угольная продукция; машины и оборудование; строительные материалы; продукты питания. В 2017 году наблюдалась тенденция к снижению отрицательного соотношения между экспортом и импортом товаров. В географической структуре внешней торговли республики особое место занимает Российская Федерация, доля которой во внешнеторговом обороте составит 82%, в том числе экспорт – 28,2%, импорт – 71,8%. В Программе социально-экономического развития ЛНР на 2018 год запланировано:

- увеличение количества субъектов внешнеэкономической деятельности до 5500 субъектов;

- прогнозные показатели внешнеторгового оборота – 66840 млн. рос. руб., что на 17,3% больше показателя 2017 г., в том числе прогноз экспорта – 17160 млн. рос. руб., что на 10% больше показателя 2017 г.[6]

Конкурентоспособность ЛНР и ДНР обусловлена значительными природно-сырьевыми ресурсами, высоким аграрным потенциалом, развитыми отраслями добывающего и обрабатывающего производства.

Основой реального суверенитета ЛНР и ДНР являются: прекращение боевых действий, деэскалация конфликта, восстановление экономики, экономическая самодостаточность, экономическая безопасность.

Заключение

Оценка влияния институциональных факторов позволит повысить эффективность управление конкурентоспособностью регионов с особым статусом, что является основной стратегической задачей восстановления устойчивости и экономического развития данных регионов. Развитие конкурентных преимуществ обеспечит высокие темпы роста экономики, что приведет к повышению уровня доходов и занятости населения, инвестиционной привлекательности регионов, повышению эффективности использования имеющихся потенциалов (природного, производственного, трудового и др.).

Обеспечение эффективности функционирования региональных институтов будет способствовать:

- повышению конкурентоспособности экономики региона;

- стимулированию инновационного развития региональной экономики;

- снижению уровня социально-экономической асимметрии;

- росту количества рабочих мест и доходов населения;

- созданию экономической самодостаточности региона;

- интеграции экономики региона в мировое экономическое пространство;

- повышению степени доверия граждан к государству.


Библиографическая ссылка

Коваленко Н.В., Оникийчук Ю.А. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ РЕГИОНОВ С ОСОБЫМ СТАТУСОМ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 3-2. – С. 77-83;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=375 (дата обращения: 19.04.2024).