Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

АЗИАТСКАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ

Васильева З.А. 1 Харланова В.Н. 1 Буданцева Ю.И. 1
1 ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет»
Значение промышленной политики сложно переоценить. В настоящее время поддержание роста производительности труда на уровне международных конкурентов является основополагающим условием устойчивости любой национальной стратегии. Промышленная политика сталкивается с рядом задач. Она должна способствовать эффективному экономическому развитию, выявлять и устранять наиболее серьезные препятствия, с которыми сталкивается та или иная страна, а также решать эти проблемы таким образом, чтобы можно было осуществлять и применять данные решения в конкретных политических и институциональных контекстах. В таком контексте становится целесообразно не пренебрегать опытом других стран в реализации промышленной политики. Обобщение зарубежного опыта позволяет выявить национальные модели реализации промышленной политики, одной из которых является Азиатская модель. В данной статье обобщен опыт таких стран как Япония, Южная Корея и Китай. Примеры реализации промышленной политики в этих странах имеют определенную значимость для формирования собственной промышленной концепции.
промышленная политика
азиатская модель
государственная политика
япония
китая
республика корея
1. Васильева З.А. О подходах к определению промышленной политики как экономической категории // Исторические, философские, методологические проблемы современной науки: сборник статей 1-й Международной научной конференции молодых ученых (Курск, 20 апреля 2018 г). – Курск: ЗАО Университетская книга, 2018. – С. 89-93.
2. Гасанов А.Д. Зарубежный опыт формирования промышленной политики // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2013. – № 4. – С. 141-150.
3. Khan Mushtaq. The Role of Industrial Policy: Lessons from Asia // Oxford: Oxford University Press. – 2015. – Р. 79-98.
4. Akifumi Kuchiki. Industrial Policy in Asia // Ide discussion paper. – 2007. – № 128.

Успешное и эффективное функционирование промышленного сектора лежит в основе формирования национальных интересов. Для достижения целей государства формируются различные комплексы мер, разрабатываются концепции и механизмы управления, образующие в совокупности экономическую политику. Одной из ее составляющих является промышленная политика. В соответствии с определением, предложенным Минэкономразвития России, промышленная политика определяется в качестве комплекса мер, которые принимаются государством в рамках повышения эффективности работы и уровня конкурентоспособности отечественной промышленности и формирования её оптимальной структуры, соответствующей требованиям современности и способствующей достижению поставленных заранее целей [1].

Таким образом, главной целью промышленной политики является обеспечение высоких темпов экономического роста при динамичных изменениях промышленной структуры и повышении показателей эффективности промышленного производства, роста ее конкурентоспособности.

Для приоритетного большинства стран промышленная политика играет значимую роль. В мировой практике в зависимости от особенностей и механизмов реализации промышленной политики, сферы интересов, на которую она направлена в первую очередь, роли государства можно выделить несколько моделей. Наиболее известными являются американская, европейская и азиатская модели. Остановимся подробнее на последней.

Целый ряд азиатских стран продемонстрировал стремительный рост экономики в 20 веке. В число этих стран вошли Вьетнам, Гонконг, Китай, Сингапур, Тайвань, Южная Корея, Япония. Данное явление получило название Азиатского экономического чуда. Их успех обусловлен стремительным выходом на мировые рынки, однако в настоящее время широко признается, что успех этих стран в развитии своей конкурентоспособности состоялся благодаря не менее энергичной государственной поддержке и промышленной политике. В связи с данным явлением в докладе Всемирного банка 1993 года отмечены такие общие факторы, как либерализация торговли и открытость для прямых иностранных инвестиций, но при этом не было уделено особого внимания тому, как отличалась промышленная политика упомянутых стран.

В соответствии с отдельными особенностями развития, можно выделить три модели: Японскую, Китайскую и Азиатскую, обобщающую ключевые черты промышленной политики данного региона. При изучении каждой из данных моделей рассматривается два ключевых аспекта: роль и степень вмешательства государства в экономику, а также ориентированность на внешние рынки и либерализацию экономики или же сосредоточенность на внутреннем рынке и политике протекционизма.

Для Азиатских стран, в том числе для Японии и Южной Кореи, главная цель промышленной политики выражалась в концепции догоняющей индустриализации. Для нее характерна высокая значимость организованных экономических групп. Такими группами, разрабатывающими и реализующими меры промышленной политики, стали отраслевые ассоциации в Японии и крупные финансово-промышленные конгломераты в Корее.

В основе Японской модели лежит руководящая роль государства. В соответствии с ней, правительство выбирает ключевые отрасли, предоставляет им преференциальный режим, включая различные налоговые льготы. Все это делается для того, чтобы помочь избранным отраслям в достижении конкурентоспособности по отношению к иностранным транснациональным компаниям.

В японской экономике можно выделить следующие агрегированные группы интересов: органы власти (аппарат); промышленные группы; финансовые учреждения (государственные и частные банки, кредитные кооперативы, общества взаимного кредита) [2]. Система отношений данных групп и государства формирует специфических Азиатский корпоративизм. Ассоциации бизнеса при этом находятся под «строгой юрисдикцией государства», а гражданское общество исключено из диалога.

Специфической особенностью данной модели является наличие традиционного неформального базового соглашения о принятии принципа консенсуса – «конституционное соглашение». Участники, приняв его, берут на себя обязательства в дальнейшем принимать решения в режиме согласования со всеми, кого оно затронет. Таким образом, государство поддерживает единую позицию и вступает в переговоры с бизнесом, не прибегая к явному принуждению. Это сокращает издержки контроля, но увеличивает издержки согласования, когда аппарат обсуждает принимаемые решения с субъектами экономики и ищет консенсус [2].

Что же касается направленности промышленной политики, то можно выделить два этапа. Первый можно охарактеризовать как политику импортозамещения. Японская промышленная политика в период 1945-1960 годов в основном зависела от имеющихся в стране капитала, технологий, ресурсов и управленческого аппарата, хотя значительная доля технологий так или иначе была приобретена за рубежом. Для защиты отечественных фирм применялись высокие таможенные пошлины. Республика Корея применяла ту же политику для защиты своей национальной промышленности, но разница с Японией заключается в том, что РК больше зависит от иностранных государств.

Второй этап начался с середины 1960-х гг. Для него была характерна форсированная ориентация на экспорт. И, несмотря на то, что изначально промышленная политика Японии и Республики Корея защищала местные компании путем введения высоких тарифов для иностранных инвесторов, в 1960-х годах Япония начала проводить политику либерализации для привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ), а в 1970-х годах в Южной Корее стали активно приветствовать иностранные технологии.

Китайская модель схожа с Японской, за исключением использования ПИИ. Эта модель призвана стимулировать развитие отечественных компаний в качестве так называемых «базовых отраслей» путем проведения промышленной политики и формирования альянсов между отечественными и иностранными компаниями. Наиболее типичным примером можно считать автомобильную промышленность Китая, где правительство выбрало восемь национальных компаний, предоставило им преференциальный режим и позволило каждой компании заключить альянсы с максимум двумя иностранными компаниями, такими как GM, Ford или Citroen [3]. Затем правительство приступило к экономической либерализации, частично по просьбе Всемирного банка, Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирной торговой организации (ВТО), что привело к дальнейшему привлечению иностранных инвестиций. Так были проведены работы по созданию зон свободной торговли, которые правительство Китая называло особыми экономическими зонами и зонами экономического развития.

Отличие Азиатской модели заключается в том, Азиатские страны второй половины 1980-х годов объединили конкуренцию на рынке с государственным вмешательством. Политика Японии и Южной Кореи вначале была полезной для защиты отечественной промышленности от иностранных компаний, но она также привела к появлению компаний, неконкурентоспособных на международном уровне. Азиатская модель была ориентирована создание зон свободной торговли для привлечения ПИИ. Иностранные компании пользуются теми же преференциальными режимами, что и отечественные фирмы по японской модели, но им предлагается экспортировать конкурентоспособную продукцию на мировой рынок. Примерами являются Тайвань и Малайзия. С 1986 по 1996 год экономика Малайзии быстро развивалась за счет привлечения иностранного капитала через зоны свободной торговли. Рост был вызван либерализацией политики в области торговли и капитала. Поскольку иностранным транснациональным корпорациям было разрешено въезжать в Малайзию со своим руководством, капиталом и ресурсами, темпы роста малазийской экономики стремительно ускорились [4].

Таким образом, отличительными особенностями Азиатской модели промышленной политики являются высокий уровень вмешательства государства в экономику, селективная поддержки приоритетных отраслей и секторов промышленности, экспортная ориентация экономики. Опыт азиатских стран в основном свидетельствует о том, что высокий экономический рост достигнут за счет развития производственного сектора, поддержки инноваций, а соответственно и новых знаний.

Однако вторым элементом любой эффективной промышленной политики должно быть развитие конкурентоспособных производственных мощностей, с тем, чтобы перспективные идеи и технологии могли быть преобразованы в конкурентоспособную продукцию.


Библиографическая ссылка

Васильева З.А., Харланова В.Н., Буданцева Ю.И. АЗИАТСКАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 3-1. – С. 27-29;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=346 (дата обращения: 18.04.2024).