Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Болдырева С.Б. 1 Муев Б.Д. 1 Макаева К.И. 1 Окняев Б.Н. 1 Овлыкова Д.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова»
В статье раскрыты проблемы стратегического управления производством и выявлены перспективы его развития на примере яркого представителя отрасли АПК Республики Калмыкия, сельскохозяйственного производственного кооператива «Первомайский». Проведен анализ деятельности данного предприятия с использованием основных инструментов стратегического анализа, по итогам которого представлены пути решения имеющихся проблем. Выявлены сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы кооператива, на основании которых были предложены рекомендации для его развития в виде ряда мероприятий. Для проведения стратегического анализа СПК ПЗ «Первомайский» были выбраны инструменты: PEST-анализ, SWOT-анализ, матрица BCG. Для развития стратегического управления производством на предприятии необходимо в первую очередь улучшение финансово-хозяйственной деятельности СПК, а именно увеличение прибыли, поэтому предлагается внедрение стратегии роста, так как основная ее цель – увеличение объёма продаж и повышение эффективности производства. По итогам выявленных проблем в рамках использования стратегии роста для развития СПК ПЗ «Первомайский» в долгосрочной перспективе предлагаются мероприятия, которые снизят себестоимость по видам продукции, уменьшат материальные затраты за счет снижения привлекаемых услуг сторонними организациями: транспортировку грузов будут осуществлять преимущественно работники кооператива; снизят материальные затраты путем привлечения опытных и квалифицированных ветеринаров и зоотехников, необходимо найти постоянных поставщиков, которые делают скидки на поставку вакцин для животных, тем самым уменьшатся затраты на зоотехническое и ветеринарное обслуживание; будут использованы корма собственного производства.
стратегия
стратегическое управление
стратегический анализ
инструменты стратегического анализа
1. Бухгалтерская отчетность СПК ПЗ «Первомайский» 2017-2018 гг.
2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2010. – 416 с.
3. Босчаева З.Н. Основы менеджмента. – Элиста: Изд-во КалмГУ, 2013.
4. Борисова Н.И., Борисов А.В. Современное состояние и проблемы отрасли водоснабжения и водоотведения в условиях нового экономического развития России и ее регионов // Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 8 (49). – С. 728-732.
5. Китаев А.А. Стратегическое управление как необходимое условие эффективного функционирования сельскохозяйственного производства // Инструменты и механизмы современного инновационного развития. – Волгоград, 2017. – С. 62-64.
6. Макаева К.И., Гунзикова З.И., Макаев В.В. Разработка программного продукта по ведению учета племенного скота калмыцкой породы: сборник Республиканского школьного конкурса «УЧЕНИК-2018». – Элиста, 2018. – С. 14-17.
7. Макаева К.И., Хотунова И.Д. Планирование на малом предприятии. Первая Международная научно-практическая сессия «Экономическая безопасность и финансово-кредитные отношения в современных условиях: подходы, проблемы и направления совершенствования». – Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2016. – С. 359-366.
8. Макаева К.И., Наминова К.А., Музраева З.Л., Эректеева А.В., Эляшов А.Б., Борзаева В.С., Санжиева К.Ю. Cущность и классификация сельских подсобных производств и промыслов // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 11 (100). – С. 407-410.
9. Макаева К.И., Учурова Е.О., Бараев С.В., Мушаева А.Б., Аджиумеров А.А., Аджиумерова А.А., Окняев Б.Н. Экономические проблемы развития инфраструктурной поддержки малого предпринимательства на региональном уровне // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 12 (101). – С. 318-322.
10. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегий. – М.: Инфра-М, 2012.

Введение

Актуальность данной темы обусловлена тем, что эффективность деятельности экономических субъектов определяется их стратегией. К тому же современное состояние экономики и сложившиеся политические условия предъявляют к системе управления предприятиями повышенные требования [7, c.360]. Их эффективное функционирование в современных условиях во многом предопределяется наличием в организации основ стратегического управления [9, c.318]. Особенно это актуально для предприятий аграрного сектора, так как они в своей работе сталкиваются с дополнительными рисками, обусловленными спецификой отрасли.

Цель исследования: рассмотреть на примере сельскохозяйственного производственного кооператива племенного завода «Первомайский» Республики Калмыкия выявить и проанализировать проблемы и перспективы стратегического управления производством в современных условиях.

Материалы и методы исследования

Методологическую основу исследования составил обзор, анализ трудов отечественных и зарубежных ученых по проблемам внедрения стратегических инструментов управления в АПК и повышения на этой основе конкурентоспособности.[8, c.407]

Результаты исследования и их обсуждение

Рассматривая теоретическую сторону стратегического управления производством, прежде всего, необходимо разобраться с сущностью понятия «стратегическое управление». По мнению специалистов данной области, оно должно объединять в себе следующие ключевые аспекты:

- вид деятельности по управлению, состоящий в реализации выбранных перспективных целей через осуществление изменений в организации;

- процесс, посредством которого осуществляется взаимодействие организации с ее окружением;

- технология, имеющая собственный инструментарий, реализация которого позволит организации оценить свой потенциал и с учетом состояния среды определить направление развития;

- область научных знаний, изучающая приемы и инструменты, методологию принятия стратегических решений и способы практической реализации этих знаний [2, с.118].

Очевидно, что реализация стратегического управления включает в себя очень трудоемкий и длительный процесс, требующий точного планирования комплекса работ по детальному анализу и оценке деятельности исследуемого экономического объекта, то есть разработку стратегии.

Важно отметить, что при разработке стратегии управления сельскохозяйственными предприятиями необходимо принимать во внимание такие составляющие эффективного функционирования предприятия как:

- экономическая, которая предполагает учет сложившейся конъюнктуры, уровня инфляционных ожиданий, анализа и прогноза финансового состояния предприятия, уровня интенсификации производства и т.д. [4, с.146];

- социальная, анализирующая уровень благосостояния населения, социальную структуру, демографическую ситуацию и другие количественные и качественные характеристики показателей имеющихся и потенциальных трудовых ресурсов;

- организационная, включающая производственный менеджмент, инновационный менеджмент, менеджмент персонала и другие функциональные виды менеджмента [3, с.61];

- производственная, отражающая применяемые и перспективные технологии, уровень механизации и интенсификации сельского хозяйства, качественные показатели производимой продукции и т.д.;

- система ведения сельского хозяйства, состоящая из системы ведения растениеводства и системы ведения животноводства.

Все перечисленные составляющие являются основой для сельскохозяйственных производств и должны быть обязательно учтены во время формирования стратегии любого предприятия, как и объекта исследования данной статьи – Сельскохозяйственный производственный кооператив племенной завод «Первомайский».

Он был организован в 1972 г. и по сегодняшний функционирует на территории Черноземельского района Республики Калмыкия в посёлке Адык. Основными целями его деятельности являются осуществление предпринимательской деятельности, удовлетворение потребностей населения, предприятий и организаций в товарах и услугах, расширение рынка товаров и услуг и извлечение прибыли [1].

Для проведения стратегического анализа СПК ПЗ «Первомайский» были выбраны инструменты: PEST-анализ, SWOT-анализ, матрица BCG.

В целях анализа ближнего окружения компании используем SWOT-анализ. Все факторы делятся на четыре категории: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы (табл. 1).

Проведенный SWOT-анализ показывает, что при рациональном использовании предоставленных ресурсов кооператив может осуществить движение вверх в сельскохозяйственной деятельности.

Анализ факторов макроокружения СПК ПЗ «Первомайский» был осуществлен с помощью PEST-анализа. В таблице 2 приведены четыре группы факторов макроокружения предприятия: экономические, социальные, правовые и технологические.

PEST-анализ – это инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании.

Выявленные аспекты оцениваются и наносятся на специальный график, образуя интуитивно понятную фигуру, обращающую внимание руководителя на самые неприятные моменты.

Таблица 1

SWOT-анализ СПК ПЗ «Первомайский»

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Лучшее соотношение цены и качества;

2. Высокий объем продаж;

3. Торговля через склад хранилище круглый год;

4. Получение государственной поддержки;

5. Наличие достаточных земельных ресурсов;

6. Хорошая репутация в общественной среде;

7. Эффективное управление предприятием;

8. Опыт работы в отрасли;

1. Сезонный характер поступления основного потока денежных средств;

2. Необходимость налаживания гарантированного сбыта;

3. Недостаточное внедрение инновационных технологий;

4. Отсутствие четко выраженной стратегии;

5. Наличие территориальных конкурентов;

6. Нехватка менеджеров на предприятии.

Возможности

Угрозы

1. Расширение ассортимента продукции;

2. Составление конкурентоспособности;

3. Увеличение денежных потоков в СПК;

4. Выход на новые рынки;

5. Ослабление позиций фирм-конкурентов;

6. Рост прибыли за счет низких издержек;

7. Развитие новых видов производства;

8. Льготное государственное кредитование;

9. Возможность увеличения объема производства.

1. Снижение спроса;

2. Cнижение доходов населения;

3. Плохие климатические условия в результате которых снижается урожайность;

4. Трудности в реализации продукции животноводства и растениеводства;

5. Наплыв низкокачественной продукции;

6. Изменение уровня цен;

7. Появление новых конкурентов;

8. Нестабильная экономическая ситуация.

Таблица 2

PEST-анализ СПК ПЗ «Первомайский»

Экономические факторы

Технологические факторы

1. Мировой финансовый кризис;

2. Снижение курса национальной валюты;

3. Снижение уровня инфляции;

4. Рост уровня безработицы;

5. Снижение уровня дохода;

6. Система налогообложения и качество экономического законодательства.

1. Расширение ассортимента оборудования;

2. Появление новых рекламоносителей (сайт, социальные сети и др.);

3. Технологические инновации;

4. Развитие НТП;

5. Наличие государственной поддержки НИОКР.

Социальные факторы

Политические факторы

1. Улучшение жизненного уровня населения;

2. Рост уровня образования;

3. Демографическая ситуация в стране;

4. Репутация компании, имидж технологии.

1. Изменение законодательства;

2. Регулирующие органы и нормы;

3. Торговая политика;

4. Финансирование, гранты и инициативы;

5. Введение санкций;

7. Поддержка правительством среднего и малого бизнеса;

8. Влияние местных политических факторов.

Таблица 3

Расчет параметров для матрицы БКГ

Выручка,

ден. ед.

2016 г.

Выручка,

ден. ед.

2017 г.

Объем продаж

ведущего конкурента

ОАО ПЗ «Улан-Хееч», ден.ед.

Темп

роста

Относительная

доля рынка

1

86360

95861

103100

1,11

0,93

Doc2.pdf

Рис. 1. Матрица БКГ

На основе проведенного анализа можно сделать вывод что, отрасль сельского хозяйства была всегда довольно развита, потребность в отечественных производителях возрастает, что открывает для предприятия новые горизонты [6, c.14].

Когда руководитель и его ближайшие сотрудники работают с PEST-факторами, они начинают думать о внешнем окружении, а не только говорить о нем.

С помощью матрицы Бостонской консультационной группы (далее БКГ) (табл. 3) определяем стадию, в котором находится СПК ПЗ «Первомайский» на рис. 1 видим, что наше предприятие находится в стадии «Звезды».

Таким образом, стратегический анализ СПК ПЗ «Первомайский» показал, что предприятие имеет достаточно высокую долю рынка. За 2017 год отмечается увеличение выручки от реализации продукции, и по выявленным результатам предприятие относятся к стадии «Звёзды». Необходимо разработать стратегию развития производства кооператива, чтобы в дальнейшем она приносила стабильный доход.

Для развития стратегического управления производством на предприятии необходимо в первую очередь улучшение финансово-хозяйственной деятельности СПК, а именно увеличение прибыли, поэтому предлагается внедрение стратегии роста, так как основная ее цель – увеличение объёма продаж и повышение эффективности производства.

Заключение

По итогам выявленных проблем в рамках использования стратегии роста для развития СПК ПЗ «Первомайский» в долгосрочной перспективе предлагаются следующие мероприятия:

- снизить себестоимость по видам продукции;

- уменьшить материальные затраты за счет снижения привлекаемых услуг сторонними организациями: транспортировку грузов будут осуществлять преимущественно работники кооператива;

- снизить материальные затраты путем привлечения опытных и квалифицированных ветеринаров и зоотехников, необходимо найти постоянных поставщиков, которые делают скидки на поставку вакцин для животных, тем самым уменьшатся затраты на зоотехническое и ветеринарное обслуживание;

- использовать корма собственного производства.


Библиографическая ссылка

Болдырева С.Б., Муев Б.Д., Макаева К.И., Окняев Б.Н., Овлыкова Д.В. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 3-1. – С. 16-20;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=344 (дата обращения: 23.04.2024).