Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ПРОБЛЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

Минаков А.В. 1
1 ФГКОУ ВО «Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя»
Экономическая устойчивость и конкурентоспособность государства неразрывно связаны с равномерным развитием всех регионов. Множество факторов, таких как местоположение, ресурсы, инфраструктура, население, климат и другие аспекты, играют ключевую роль в развитии регионов. В настоящее время в России существуют проблемы, вызванные дисбалансами в развитии экономической, социальной и экологической подсистем регионов. Основные элементы сбалансированного развития тесно взаимодействуют как части сложной системы и взаимно воздействуют друг на друга. Дисбалансы приводят к снижению устойчивости экономики территорий по отношению к негативным внешним влияниям, увеличению общественного недовольства, в связи с чем важной задачей для современной России становится улучшение механизмов и повышение эффективности государственного управления, направленное на достижение устойчивого и сбалансированного социально-экономического прогресса, сокращение различий в развитии подсистем регионов.
сбалансированное развитие
региональное развитие
социально-экономическое развитие
региональная экономика
развитие регионов
экономическая безопасность
устойчивое развитие
1. Субботина Т.Н., Голиков Д.Е., Лазуткин В.В. Перспективы сбалансированного развития региона в рамках перехода к инновационной модели развития // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 1-2. С. 137-143.
2. Мадрахимов У.А. Теоретико-методические вопросы исследования факторов сбалансированного развития экономики регионов // Universum: экономика и юриспруденция. 2021. № 9. С. 8-10.
3. Коварда В.В., Минакова И.В. Направления совершенствования государственной политики по обеспечению сбалансированного регионального развития // Регион: системы, экономика, управление. 2020. № 1. С. 36-43.
4. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р (ред. от 30.09.2022) «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 26.02.2024).
5. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 24.02.2024).
6. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/ (дата обращения: 21.01.2024).
7. Кудревич В.В., Пискун Е.И., Кусов И.С. Сбалансированное социально-экономическое развитие региона: методы и модели. Севастополь: СевГУ, 2022. 196 с.
8. Гамидуллаева Л.А. и др. Сбалансированное развитие территории: подходы к определению и оценке // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2022. № 3. С. 25-41.
9. Кинзябулатова Г.И. Сбалансированное развитие региона: условия для перехода к инновационной модели развития // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2020. № 4. С. 53-57.
10. Дохолян С.В. Факторы устойчивого и сбалансированного развития экономики региона // Региональные проблемы преобразования экономики. 2022. № 12. С. 207-216.
11. Зацаринина Ю.В. Человеческий капитал как эффективный ресурс, способствующий выходу региона на траекторию сбалансированного развития // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2022. № 3. С. 123-130.
12. Региональная статистика [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/regional_statistics (дата обращения: 16.02.2024).
13. Результаты социально-экономического развития регионов Дальнего Востока в 2023 году и прогнозный период до 2026 года [Электронный ресурс]. URL: https://vostokgosplan.ru/wp-content/uploads/rezultati_ser_regionov_dfo_v_2023_do_2026.pdf (дата обращения: 06.02.2024).
14. Резиденты ТОР и СПВ в Приморье за 7 лет инвестировали 2,3 трлн рублей [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/18704807 (дата обращения: 08.02.2024).

Введение

В современной России ключевым аспектом деятельности органов публичной власти является формирование механизмов, способствующих устойчивому и сбалансированному социально-экономическому прогрессу на всей территории страны. Одним из основных показателей успеха в обеспечении сбалансированного развития является достижение устойчивого прогресса в экономической и социальной сферах регионов, что подразумевает не только достижение запланированных целей, но и способность гибко реагировать на быстро меняющиеся условия, опережая возможные проблемы, особенно те, которые связаны со сложной политической обстановкой. Это становится необходимым условием для построения кризисоустойчивого пути развития в условиях нестабильности как во внутренней, так и во внешней среде.

Во многих странах мира, особенно в крупных и имеющих большую территорию, разнообразные природные условия в разных частях страны, формируются различия между регионами, и это приводит пространственным неравенствам и дисбалансам. Мировой опыт демонстрирует, что увеличение этих различий становится неизбежным последствием любых экономических реформ и структурных изменений в экономике.

Неравномерность является важным аспектом развития социальной сферы и экономики, как на глобальном, так и на местном уровнях.

Долгое время вопросы сбалансированного социально-экономического развития регионов остаются в центре внимания государственной политики Российской Федерации. Внутри страны между регионами и внутри регионов наблюдается заметное расхождение в ходе развития отдельных подсистем. Этот дисбаланс приводит к неэффективному использованию ресурсов и тормозит экономический прогресс страны в целом. Решение этой проблемы имеет критическое значение не только для обеспечения стабильности в социальной и экономической сферах, но и, в конечном итоге, для гарантирования безопасности всей страны.

Для успешного развития экономики региона большое значение имеет то, как он умеет гибко реагировать на быстро изменяющиеся условия, полностью использовать свой потенциал и воспринимать новые возможности современного мира.

Регионам необходимо решать сложные задачи: как обеспечить устойчивый рост доходов регионального бюджета, повысить реальные доходы жителей, сделать экономику более привлекательной для инвестиций и конкурентоспособной, снизить социально-политические риски, а также решить насущные социальные и кадровые проблемы, такие как занятость, демография, миграция, нехватка квалифицированных кадров. Дополнительные сложности связаны с ограниченностью ресурсов и непредсказуемостью стратегических направлений развития.

Многими авторами рассматриваются вопросы социально-экономического развития регионов. Теоретическую основу статьи составляют фундаментальные разработки по исследуемой теме, которые были представлены в трудах отечественных авторов, таких как Т.Н. Субботина, Д.Е. Голиков, В.В. Лазуткин, У.А. Мадрахимов, В.В. Коварда, И.В. Минакова, В.В. Кудревич, Е.И. Пискун, И.С. Кусов и др. Однако, в литературе нет актуальных исследований особенностей и проблем сбалансированного социально-экономического развития отдельных российских регионов, которые будут раскрыты в данной статье.

Цель исследования состоит в определении проблем сбалансированного социально-экономического развития регионов России.

Для достижения поставленной цели исследования требуется выполнить следующие задачи: изучить сущность сбалансированного социально-экономического развития региона и факторы, влияющие на него; изучить основные показатели социально-экономического развития отдельных регионов Дальневосточного федерального округа; определить актуальные проблемы сбалансированного социально-экономического развития регионов и представить пути их решения.

Материалы и методы исследования

Среди основных методов изучения обсуждаемой проблемы в статье можно выделить научное обобщение, экономико-статистический анализ, а также сравнительное исследование.

В процессе анализа статистических данных автором были рассмотрены следующие ключевые показатели развития регионов:

− численность населения,

− общий демографический прирост,

− коэффициенты естественного и миграционного прироста,

− индекс обрабатывающего производства,

− индекс добычи полезных ископаемых,

− индекс производства продукции сельского хозяйства,

− индекс физического объема строительных работ,

− темп ввода жилых помещений,

− индекс физического объема инвестиций в основной капитал,

− темп роста реальной начисленной заработной платы и реальных располагаемых денежных доходов населения,

− уровень бедности,

− уровень безработицы,

− показатели развития ТОР и СПВ (объем и прирост вложенных инвестиций, количество и прирост созданных рабочих мест).

При этом для анализа показателей необходимо исследовать данные, представленные на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики за 2023 г.

Результаты исследования и их обсуждение

Важность сбалансированного развития регионов подчеркивается в исследованиях разных авторов. Так, по мнению Т.Н. Субботиной с соавторами, в настоящее время регионы становятся ключевыми участниками экономической жизни, так как именно на уровне субъектов федерации принимаются решения, которые оказывают влияние на устойчивое развитие всей страны [1]. У.А. Мадрахимов считает, что в число основных задач региональных властей является ускорение темпов экономического роста, улучшение структуры экономики, сбалансированное развитие экономики [2]. В.В. Коварда и И.В. Минакова отмечают, что во многих странах мира наблюдается неравномерность развития различных регионов, а особенно острой проблемой это является для государств с обширной территорией, таких как Россия [3].

Во многих законодательных актах делается упор на различия в развитии регионов Российской Федерации. Например, в Стратегии пространственного развития РФ до 2025 года отмечается значительная проблема – высокий уровень неравенства между регионами [4]. Стратегия национальной безопасности России также подчеркивает неравномерное экономическое развитие как стратегическую угрозу [5]. В свою очередь, Стратегия экономической безопасности РФ до 2030 года выделяет неравномерность пространственного развития, усиление дифференциации между регионами и муниципалитетами, как основные вызовы и угрозы [6]. В целом, поэтому для общего развития страны необходимо выравнивание межрегионального развития и снижения асимметрии внутрирегионального развития.

В.В. Кудревич с соавторами под понятием сбалансированное социально-экономическое развитие региона понимают создание системы в регионе, которая способствует согласованному положительному преобразованию экономических и социальных структур, эффективной интеграции региона в межрегиональные экономические отношения. Эта система направлена на уменьшение уязвимости к внешним ударам, обеспечивает устойчивое развитие и региона и всей национальной экономики [7]. Л.А. Гамидуллаева с соавторами считают, что сбалансированное развитие региона должно привести к улучшению жизни граждан [8]. По мнению Г.И. Кинзябулатовой, на сбалансированное развитие региона влияет множество факторов: политические, законодательные, социальные, инновационные, экологические [9]. С.В. Дохолян к факторам также относит качество маркетинга региона [10]. Ю.В. Зацаринина считает, что необходимо обеспечить равновесие в социальной сфере, где важную роль играет человеческий потенциал [11].

Существуют разные виды региональных дисбалансов. Дисбалансы товарного рынка возникают из-за несбалансированной, слабо диверсифицированной структуры экономики.

В этом случае региональная экономика страдает от нехватки каких-то товаров. В итоге, нужные продукты приходится ввозить из других регионов и стран. Дисбалансы на рынках труда и капитала спровоцированы чрезмерным скоплением ресурсов и рабочих сил в некоторых секторах и их дефицитом в других. В этом случае образуется замкнутый круг: недостаток инвестиций тормозит рост определенных сфер, что ведет к оттоку специалистов. Такие дисбалансы и их источники могут приводить к кризисам в региональной экономике.

Главная цель сбалансированного развития региона – улучшение жизни общества. Для ее достижения необходимо контролировать состояние ключевых экономических и социальных аспектов. Анализируя данные по указанным аспектам и сравнивая их с общенациональными и межрегиональными показателями, можно сделать вывод о степени сбалансированности развития региона. Чем более равномерно развиты все вышеперечисленные аспекты, тем выше уровень сбалансированности региона.

Сбалансированность регионального развития особенно актуальна для удаленных от центра страны регионов. Рассмотрим основные показатели социально-экономического развития отдельных самых крупных по численности населения регионов Дальневосточного федерального округа (ДФО) РФ – Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, сравним их со средними данными по стране и оценим равномерность развития.

За 10 месяцев 2023 г. в России сократилось население на 215,5 тыс. чел. Убыль населения была зафиксирована в Приморском и Хабаровском краях, прирост населения – в Якутии.

Таблица 1

Анализ демографических показателей за 10 месяцев 2023 г.

Показатель

Приморский край

Хабаровский край

Республика Саха (Якутия)

РФ

Численность населения на 1.11.2023 г.,

тыс.чел.

1 809,5

1 280,3

1 001,8

146 231,9

Общий демографический прирост (убыль) населения, чел.

-10 554

-3 822

4 283

-215 535

Коэффициент естественного прироста

населения, чел. на 1000 населения

-5,2

-3,9

3,5

-3,2

Коэффициент миграционного прироста

населения, чел. на 1000 населения

-1,8

0,3

1,6

1,5

Источник: составлено автором на основе [12].

missing image file

Рис. 1. Анализ развития промышленности за 11 месяцев 2023 г., % Источник: составлено автором на основе [12]

Уровень естественной убыли населения был выше среднероссийского в Приморском и Хабаровским краях. В Якутии естественный прирост составил 3,5 чел. на 1000 населения, миграционный прирост – 1,6 чел. на 1000 населения, что выше, чем средние показатели по РФ. Миграционный отток населения был зафиксирован в Приморском крае. В Хабаровском крае миграционный прирост составил 0,3 чел. на 1000 населения, что ниже среднего уровня по стране.

Темпы роста обрабатывающего производства во всех рассмотренных регионах за 11 месяцев 2023 г. отставали от среднероссийских. В Якутии добыча полезных ископаемых за анализируемый период росла темпами, опережающими среднероссийские, а в Приморском и Хабаровском крае показатель был ниже среднего по РФ (рис. 1).

Выросло производство продукции сельского хозяйства за 9 месяцев 2023 г. в Приморском крае и Якутии, причем рост был выше, чем средний уровень по стране. В Хабаровском крае произошло снижение показателя (рис. 2).

Показатели развития строительства (в том числе ввода жилых помещений) во всех анализируемых регионах превышали среднероссийский уровень за 11 месяцев 2023 г. (рис. 3).

missing image file

Рис. 2. Индекс производства продукции сельского хозяйства за 9 месяцев 2023 г., % Источник: составлено автором на основе [12]

missing image file

Рис. 3. Анализ развития строительства за 11 месяцев 2023 г., % Источник: составлено автором на основе [12]

Самые высокие темпы роста строительства за 11 месяцев 2023 г. были в Хабаровском крае. По темпам ввода жилых помещений ДФО занимает 1 место среди федеральных округов. Около трети жилья в ДФО было введено на территории Приморского края.

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал за 9 месяцев 2023 г. в Хабаровском крае и в Якутии превышал среднероссийский уровень, в Приморском крае был на 1,3 п.п. ниже среднего по РФ (рис. 4).

В 2023 г. наиболее высокие темпы роста реальной начисленной заработной платы и реальных располагаемых денежных доходов населения и наиболее низкий уровень бедности из рассмотренных регионов были в Хабаровском крае. Ниже среднего уровня по стране в Приморском крае был темп роста реальной начисленной заработной платы, а в Якутии темп роста реальной начисленной заработной платы и реальных располагаемых денежных доходов населения. Во всех регионах уровень бедности был выше среднего по стране (таблица 2).

missing image file

Рис. 4. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал за 9 мес. 2023 г., % Источник: составлено автором на основе [12]

Таблица 2

Анализ доходов населения и уровня бедности

Показатель

Приморский край

Хабаровский край

Республика Саха (Якутия)

Российская Федерация

Темп роста реальной начисленной заработной платы за 9 месяцев 2023 гг., % к СППГ

104,3

109,2

104,9

107,4

Темп роста реальных располагаемых денежных доходов населения в 2023 г./2022 г., %

110,8

114,5

107,4

108,1

Уровень бедности в 2023 г., %

9,4

8,5

10,7

8,3

Источник: составлено автором на основе [12]

missing image file

Рис. 5. Уровень безработицы в сентябре-ноябре 2023 г., % Источник: составлено автором на основе [12]

В сентябре-ноябре 2023 г. самый высокий уровень безработицы был в Якутии, он на 2,6 п.п. был выше среднего уровня по РФ. Уровень безработицы ниже, чем в среднем по стране был в Приморском и Хабаровском краях (рис. 5).

Таблица 3

Анализ развития ТОР и СПВ

Показатель

Приморский край

Хабаровский край

Республика Саха (Якутия)

Вложенные инвестиции в 2023 г., млрд.руб.

93,9

62,9

8

Прирост объема вложенных инвестиций в 2023 г./2022 г., %

17

38

9

Созданные рабочие места в 2023 г., ед.

8 489

1 544

362

Прирост рабочих мест в 2023 г./2022 г., %

15

18

4

Источник: составлено автором на основе [13]

На территории Дальнего Востока созданы особые условия для ведения бизнеса. На территориях опережающего развития (ТОР) и свободного порта Владивосток (СПВ) законами установлены различные финансовые, имущественные и административные меры государственной поддержки (преференции в виде налоговых льгот, льгот при уплате страховых взносов, а также налогов на прибыль и имущество) для организаций малого, среднего и крупного бизнеса из самых разных отраслей – строительство, пищевая промышленность, сельское хозяйство, туризм, промышленное производство, логистика и т.д.

Показатели развития ТОР и СПВ представлены в таблице 3.

Наиболее активно ТОР и СПВ развиваются в Приморском и Хабаровском крае, что позитивно сказывается на развитии регионов (рост налоговых доходов и рост занятости населения и т.д.). В Приморском крае в период с 2015 по 2022 годы инвестиции резидентов ТОР и СПВ составили 2,3 трлн рублей – это 21% от общего объема инвестиций в основной капитал в ДФО. К концу 2023 г. в крае работало 410 предприятий, созданных при господдержке [14].

Заключение

Таким образом, неравенство межрегионального и внутрирегионального развития – это важнейшая проблема, стоящая перед Россией, сдерживающая раскрытие экономического потенциала страны.

В процессе исследования были определены следующие диспропорции и проблемы в социально-экономическом развитии восточных регионов РФ по итогам 2023 г. В Якутии был выявлен более высокий, чем в среднем по стране уровень безработицы, более низкие темпы роста доходов населения. В Хабаровском крае была выявлена естественная убыль населения, ниже средних по стране темпы роста производства продукции сельского хозяйства и добычи полезных ископаемых. В Приморском крае были выявлены демографические проблемы, ниже средних по стране темпы роста добычи полезных ископаемых, инвестиций в основной капитал, реальной заработной платы. Во всех регионах был выявлен высокий уровень бедности и низкий индекс обрабатывающего производства.

Причинами выявленных проблем являются сложные природно-климатические условия в регионах, отдаленность от центра страны, низкая плотность населения, слабая обеспеченность инфраструктурой, дефицит рабочей силы.

Изучив внимательно все данные, были разработаны несколько общих рекомендаций по уменьшению диспропорций развития в регионах: создание стимулов к увеличению доходов региональных бюджетов, диверсификация экономики и перевод ее на инновационные рельсы, повышение эффективности использования региональных ресурсов, развитие инфраструктуры, создание благоприятной инвестиционной среды (снижение налогов, предоставление льгот для бизнеса), поддержка предпринимательства, стимулирование туризма, внедрение программ социальной поддержки.


Библиографическая ссылка

Минаков А.В. ПРОБЛЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 3-3. – С. 420-427;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3365 (дата обращения: 18.05.2024).