Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

РАЗВИТИЕ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ – ЗАДАЧА КОМПЛЕКСНАЯ: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Яковенко Д.А. 1 Архипов С.Н. 2
1 Академия труда и социальных отношений
2 Департамент бюджета и контроля, Минвостокразвития России
Республика Саха (Якутия), это не только самый большой по площади субъект Российской Федерации. На ее территории расположена значительная часть Арктической зоны Российской Федерации. В Республике Саха много лет методично ведут работу по решению проблем с повышением численности постоянного населения как Республики в целом, так и в Арктической области, а также по привлечению инвесторов. За последние годы у Республики есть успехи в решении этих проблем. Это связано как с новой формой федеральной государственной поддержки инвестиционной деятельности, так и с результатами работы Правительства Республики Саха. Авторы поставили задачу изучить опыт Республики Саха с целью его дальнейшего продвижения на территории всей российской Арктики.
арктическая зона
резидент арктической зоны
преференциальный режим
рабочие места
инвестиции
электроэнергетика
горнорудная промышленность
государственная программа
основы политики
стратегия развития
1. Указ Президента РФ от 26.10.2020 № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года».
2. Указ Президента РФ от 05.03.2020 № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года».
3. Распоряжение Правительства РФ от 15.04.2021 № 996-р «Об утверждении Единого плана мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года и Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года».
4. Постановление Правительства РФ от 30.03.2021 № 484 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации».
5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 321 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие энергетики».
6. Закон Российской Федерации от 13.07.2020 № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации».
7. Постановление Правительства РС(Я) от 18.07.2022 № 431 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие Арктической зоны Республики Саха (Якутия) и коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)».
8. Воскресенская Е., Ворона-Сливинская Л. Юридическая оценка некоторых административно-правовых мер государственной поддержки предпринимательской деятельности в Арктической зоне России и их дальнейшее развитие // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 11 (125). DOI: 10.23670/IRJ.2022.125.47.
9. Кириллова Т.В. Перспективы развития особой экономической зоны в Арктике // Петербургский экономический журнал. 2021. № 4. С. 93–102. DOI: 10.24412/2307-5368-2021-4-93-102.
10. Каргинова-Губинова В.В., Васильева А.В., Морошкина М.В., Поташева О.В. Привлечение инвестиций в Арктике: в каких регионах арктические резиденты наиболее значимы, эффективны и устойчивы? // Арктика: экология и экономика. 2023. Т. 13, № 3. С. 394-404. DOI: 10.25283/2223-4594-2023-3-394-404.
11. Денисов В.И., Черноградский В.Н., Потравный И.М., Иванова П.Ю. Направления сбалансированного социально-экономического развития Арктической зоны России (на примере Якутии) // Проблемы прогнозирования. 2020. № 4. С. 66-73.
12. Малинина Е.С., Ушакова Т.Н., Зыкова Н.В., Коновалова Л.В., Худякова О.Н. Анализ социально-экономического положения регионов Арктической зоны Российской Федерации // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 11. С. 139-146.
13. Губина О.В., Проворова А.А. Современные подходы к хозяйственному освоению арктических территорий РФ в аспекте перспективного пространственного развития // Фундаментальные исследования. 2018. № 11. С. 46-51.
14. Письмо Министерства экономики Республики Саха (Якутия) от 21.02.2024 № 19/И-06-1177.

Введение

Необходимость регулирования стратегического планирования в Арктической зоне привело к принятию в последние 20 лет ряда правовых актов, выстраивающих стратегию России на этой территории: первая Стратегия была утверждена Президентом РФ в 2013 г., после окончания срока ее действия, Президентом были утверждены новая редакция Стратегии на период с 2021 г. по 2035 г. [1] (далее – Новая Стратегия) и Основы политики в Арктике [2]. Основываясь на Новой Стратегии и Основах политики, Правительство РФ разработало План мероприятий по реализации Стратегии [3].

В Новой Стратегии были определены меры государственной поддержки развития экономики Арктики, в том числе и энергетической инфраструктуры, поставлена задача разработки общих принципов реализации в Арктической зоне инвестиционных проектов.

Эти меры нашли свою конкретизацию в государственной программе [4] (далее – ГП). В ГП одним из направлений в сфере развития экономики Арктики определена государственная поддержка инвесторов при осуществлении ими капитальных вложений. Следует иметь в виду, что федеральные средства на развитие Арктики предусмотрены не в одной ГП.

Приложением № 30 к ГП [5] утверждены Правила предоставления в 2022 – 2024 годах субсидии бюджету Республики Саха (Якутия) в целях софинансирования строительства объекта «Магистральный газопровод Кысыл-Сыр – 84 км» (как одного из стратегических объектов развития энергетики Арктической зоны) (общая стоимость проекта – 5 387,3 млн рублей, в том числе из федерального бюджета будет выделено 2 800,0 млн рублей, за счет частных инвестиций привлекут – 3 237,4 млн рублей, остальные средства должны вложить бюджет Республики Саха (Якутия) и АО «Сахатранснефтегаз»). Проект должен быть реализован к 2025 году.

Для развития бизнеса в Арктике специальным Законом [6] был установлен новый преференциальный режим (определено понятие и статус инвестора – резидента Арктической зоны (далее – РАЗР)).

Следует отметить, что расходы, связанные с обеспечением электроэнергией, теплоэнергией, газом, водоснабжением и водоотведением, а также строительство дорог за счет федерального бюджета полностью или частично планируется только в рамках преференциального режима ТОСЭР. РАЗР эти вопросы решают самостоятельно и за свой счет. Это существенно удорожает стоимость реализации инвестиционных проектов. Например, плата за технологическое присоединение к электрическим сетям даже жилья (которое присоединяется по льготным расценкам) в среднем в России стоит от 4 000 руб. до 10 000 руб. за каждый 1 кВт мощности. Вместе с тем, одной из главных льгот для РАЗР – субсидия на возмещение затрат по реализации инвестиционного проекта, которая составляет до 20% от фактической стоимости проекта.

К Арктической зоне Республики Саха (Якутия) (далее – РСЯ) относятся территории 13 муниципальных районов. Площадь Арктических территорий РСЯ – 1 436 219,54 кв. км, что составляет 46% всей площади РСЯ и 30% территории Арктической зоны РФ.

Значительность территории и системный характер проблем дали толчок в отношении разработки в РСЯ своих государственных программ развития Арктической зоны в 2019, 2021 и 2022 [7] гг. Последняя программа предусматривает финансирование за период с 2023 по 2027 гг. в развитие Арктической зоны 1 708 574 тыс. рублей из средств республиканского бюджета.

Вопросы изучения инвестиционной активности в Арктике в части оценки действенности мер государственной поддержки резидентов преференциальных режимов и перспектив их применения рассматривали в своих исследованиях Воскресенская Е. и Ворона-Сливинская Л. [8], Кириллова Т.В. [9], Каргинова-Губинова В.В., Васильева А.В., Морошкина М.В., Поташева О.В. [10] и др.

Проблемы развития трудовых ресурсов и социально-экономического развития регионов Арктики в том числе на примере Республики Саха были в центре внимания Денисова В.И., Черноградского В.Н., Потравного И.М., Ивановой П.Ю.[11], Малининой Е.С., Ушаковой Т.Н., Зыковой Н.В., Коноваловой Л.В., Худяковой О.Н. [12] и др.

Материалы и методы исследования

Авторы поставили перед собой задачу с применением методов анализа, сопоставления различных статистических данных дать оценку результативности применяемых преференций и достижений последних 3-х лет.

Объектом исследования была избрана инвестиционная ситуация в регионе. А предметом исследования выступили показатели динамики инвестиций, создания рабочих мест, изменения численности постоянного населения и снижение численности безработных.

Результат исследования и их обсуждение

Авторы отмечают, что в энергоснабжении Арктики еще со времен СССР имеют место серьезные проблемы. При строительстве единой энергосистемы Арктические районы не были включены в систему централизованного электроснабжения, газопроводов в Арктике также не строилось. Топливо для снабжения тепло и электростанций поставляется в рамках так называемого «северного завоза». В настоящее время энергосистему арктических районов Якутии составляют 170 дизельных и 16 солнечных электростанций с общей мощностью 308 МВт. При этом, износ дизельных генераторов составляет от 43% до 85%. Исчерпали свой ресурс и здания, в которых расположены теплостанции. Ресурс ВИЭ в арктическом регионе может позволить уже в ближайшее время обеспечить 40-50% замену дизельного топлива, а в дальнейшем и больший объем. В Арктической зоне Республики Саха (Якутия) функционируют ветроэлектростанция мощностью 0,94 МВт, в посёлках Тикси и Быков Мыс, реализуются проекты модернизации дизельных станций с использованием ВИЭ-генерации и систем накопления энергии.

Дизельные электростанции имеют высокую себестоимость производства электроэнергии (до 80-120 рублей за КВт/час). Исходя из себестоимости производства электроэнергии, тарифы на электроэнергию в регионах Крайнего Севера сегодня составляют 22–237 руб. за КВт/час, что тормозит развитие инвестиционной инициативы.

В связи с этим кроме собственно бюджетных средств для развития энергетики Арктики используются частные инвестиции и средства крупных гос. корпораций. Среди реализуемых ГК «Росатом» проектов существенную роль играют проекты Атомных станций малой мощности (АСММ) с использованием новейших реакторов серии РИТМ. Наземные АСММ рассчитаны на тепловую мощность 190 МВт, паропроизводительность – 305 т/ч. В 2020 г. проект разработан для реализации в Республике Саха (Якутия). Ввод в эксплуатацию первой пилотной АСММ с реактором РИТМ-200Н в Якутии запланирован в 2028 гг. (в апреле 2023 г. «Росэнергоатом» получил лицензию Ростехнадзора на размещение АСММ в поселке Усть-Куйга в Якутии). В Якутии работают 2 ГЭС. Таким образом, можно говорить о серьезной работе, проводимой Правительством РСЯ в целях решения проблем с тепло и энергоснабжением. Это, в свою очередь, создает условия для прихода в Республику новых инвесторов.

Уже за первые 3 года после введения в действие нового преференциального режима стать РАЗР изъявили желание 16 инвесторов с заявленными планами:

- инвестиций 5,5 млрд руб.,

- создания новых рабочих мест – 658.

По состоянию на ноябрь 2023 г. фактически:

- произведено инвестиций – 1,5 млрд руб. (27,2%),

- создано рабочих мест – 199.

В таблице 1 показаны отрасли экономики, в которые направлены на реализацию крупнейшие инвестиционные проекты.

Крупнейшие по объему инвестиций проекты реализуются в отраслях энергетика и горнорудная промышленность (табл. 2). В целом доля инвестиций, направляемых в эти две отрасли составляет 90,2% от всех инвестиций РАЗР.

Значительные средства инвесторы направляют в строительную и транспортно-логистическую отрасли, ЖКХ на реализацию экологических проектов и в развитие сельского хозяйства (табл. 3).

Таблица 1

Инвесторы Арктической зоны

Отрасль

Количество резидентов

Плановая сумма инвестиций (тыс. руб)

План по созданию рабочих мест

Строительная отрасль и девелопмент

1

74 000,0

20

Сельское хозяйство и пищевая промышленность

1

114 491,2

14

ЖКХ и ТКО

3

194 007,0

162

Сфера услуг, социальная сфера

1

1 994,0

2

Логистическая и транспортная отрасль

2

116 248,0

30

Рыболовство и аквакультура

1

1 668,0

7

Нефтегазовая и химическая промышленность

1

35 850,0

9

Энергетика

2

2 766 881,1

14

Горнорудная промышленность и металлургия

4

2 167 362,2

400

ИТОГО

16

5 472 501,5

658

Примечание: составлено авторами.

Таблица 2

Проекты Инвесторов Арктической зоны в энергетике и горнорудной промышленности РСЯ

Резидент

Наименование проекта

Плановые инвестиции, тыс. руб.

Фактич. инвестиции, тыс. руб.

Рабочие места по проекту

чел.

Создан. рабочие места

чел.

Дата план. ввода в эксплуатацию

1

ООО «ЭНЭЛТ- Арктика»

Модернизация дизельной генерации в населенных пунктах

2 057 898

 

12

 

20.06.24

2

ПАО «АЛМАР – Алмазы Арктики»

Освоение малых и средних месторождений алмазов

1 452 940

 

157

 

31.12.28

3

ООО «Элген»

Геологоразведка и эксплуатационное освоение россыпного золота в Момском улусе

30 854,2

1 427,7

49

22

31.03.24

4

ООО «Очаг 2020»

Карьер Аллаиховского района

55 000

9 197,0

21

9

31.12.26

5

ООО «Арктик Гибридная Генерация»

Модернизация промышленных объектов энергоснабжения в изолированных энергорайонах

708 983,1

701 378,4

2

2

01.09.22

6

АО «Янолово»

Освоение месторождения россыпного олова «Ручей Тирехтях в Усть-Янском районе»

628 568

748 974,1

173

117

31.12.25

ИТОГО

4 934 243,2

1 460 977,2

414

150

 

Примечание: составлено авторами.

Таблица 3

Проекты Инвесторов Арктической зоны в строительной и транспортно-логистической отрасли, ЖКХ на реализацию экологических проектов и в развитие сельского хозяйства РСЯ

Резидент

Наименование проекта

Плановые инвестиции, тыс. руб.

Фактич. инвестиции, тыс. руб.

Рабочие места по проекту

чел.

Создан. рабочие места

чел.

Дата план. ввода в эксплуатацию

1

ООО «ЖКХ Альтернатива»

Котельная 2,7 МВт в с. Бестях

85 000,0

 

19

1

01.08.24

2

ООО «КЕН и Компаньон»

Мини-завод для производства строительных шлакоблоков

74 000,0

11 306,2

20

7

31.12.25

3

ООО МФК «Лидер»

Создание авиапредприятия

106 648,0

 

19

19

31.12.23

4

ИП Зимов Никита Сергеевич

Козоводческое хозяйство

114 491,2

12 549,4

14

6

31.12.24

5

ООО «АМК»

Очистка арктических территорий от лома и отходов

101 624,0

77,4

38

2

30.06.25

Примечание: составлено авторами.

Таблица 4

Численность населения РСЯ

Объект

Чел. на 01.01. года

2020

2021

2022

2023

РСЯ

971 996

981 971

997 833

997 565

в т.ч. Арктическая зона РСЯ

67 652

67 798

63 998

64 282

Примечание: данные Министерства экономики РСЯ [14].

Следует отметить, что:

- территориальным управлением воздушного транспорта (Росавиация) еще в 2022 г. выдан сертификат эксплуатанта авиационных работ региональному владельцу малых воздушных судов типа Ми-8Т ООО Многофункциональная компания «Лидер».

- индивидуальный предприниматель Никита Зимов в 2022 г. завез бизонов, коз и верблюдов.

В результате принимаемых руководством РСЯ системных мер Республика первой из регионов ДФО уже в 2018 г. показала прирост постоянного населения как в целом по Республике, так и по Арктической зоне РСЯ (табл. 4).

Выводы

Проведенное исследование показывает, что с момента начала реализации Закона и иных правовых актов, в Республике Саха (Якутия) несмотря на неблагоприятные внешние факторы имеет место рост как инвестиций в реальный сектор экономики, так и создания новых рабочих мест, проводится работа по модернизации энергетики, имеет место рост постоянного населения. Это показывает, что принятые правовые акты вышли в нужное время и востребованы.


Библиографическая ссылка

Яковенко Д.А., Архипов С.Н. РАЗВИТИЕ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ – ЗАДАЧА КОМПЛЕКСНАЯ: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 3-2. – С. 301-306;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3321 (дата обращения: 16.05.2024).