Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Дятлова И.И. 1 Вялых Е.А. 1
1 ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
В статье рассматриваются инновационные меры государственной финансовой поддержки малого и среднего бизнеса (МСБ) России. Цель состоит в том, чтобы изучить, как эти меры способствуют развитию бизнеса, устраняют административные барьеры и популяризируют имидж предпринимательства. Исследование включает обзор грантовых программ и финансовых механизмов, реализуемых региональными властями и Министерством экономического развития, с акцентом на критерии их приемлемости, распределение финансирования и влияние на малый и средний бизнес. Кроме того, анализируется эффективность этих мер по поддержке малого и среднего бизнеса в различных секторах и регионах. Существует большое количество мер поддержки, которые предоставляются в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство», позволяющие предпринимателям возместить затраты на открытие или ведение бизнеса. Изучая различные грантовые программы и финансовые механизмы существует необходимость в укреплении корректирующего механизма взаимодействия между государством, частным сектором и институтами для повышения эффективности мер поддержки. Стартапам часто не хватает залогового обеспечения, надежных бизнес-планов или они могут не соответствовать критериям, установленным венчурными инвесторами, таким как высокий прогнозируемый IRR, темпы роста рынка и ожидаемый рост капитализации, что делает их непривлекательными для консервативных инвесторов. Основываясь на выделенных мерах, поддержки существуют проблемы и необходимость предложения новых мер в рамках поддержки инноваций.
малый и средний бизнес
меры поддержки
предпринимательство
грант
эффективность
финансирование
1. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209–ФЗ (в ред. от 30.12.2020) // [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 15.02.2024).
2. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О Национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года» от 21.07.2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1401794/ (дата обращения: 14.02.2024).
3. Приказ Минэкономразвития России от 24.03.2022 № 149 «О внесении изменений в требования к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами РФ, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства…» ОТ 26.03.2021 г. № 142 [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1536502/ (дата обращения: 14.02.2024).
4. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» от 11.02.2019 [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/info/35563/ (дата обращения: 15.02.2024).
5. Боброва О.С., Цыбуков С.И., Бобров И.А. Организация коммерческой деятельности: учебник и практикум. М.: Юрайт, 2020. 332 с.
6. Горфинкель В.Я., Земляк С.В., Маркова О.М. и др. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика: учебное пособие. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2019. 89 с.
7. Стакозов А.В. Современные российские методики финансового анализа малых предприятий // Вектор экономики. 2019. № 5 (35). [Электронный ресурс]. URL: http://www.vectoreconomy.ru/images/publications/2019/5/financeandcredit/Stakozov_Grebennikova.pdf (дата обращения: 15.02.2024).
8. Самойлова К.Н., Такмазян А.С. Национальные проекты «Здравоохранение» и «Демография» как инструмент реализации стратегических инициатив, направленных на повышение качества жизни // Аудиторские ведомости. 2019. № 3. С. 68-74.
9. Пиньковецкая Ю.С. Малое и среднее предпринимательство в регионах: уровень насыщения // Известия Тульского государственного университета. 2019. № 2-1. С. 132-142.
10. Банк России разработал Дорожную карту поддержки малого и среднего бизнеса на 2023–2024 годы. Банк России [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/press/event/?id=14474 (дата обращения: 28.01.2024).
11. Льготный факторинг для МСП продлен. ИНФОРМАУДИТСЕРВИС (ИАС) [Электронный ресурс]. URL: https://i-ias.ru/blog-ias/tpost/rjy4iscj81-lgotnii-faktoring-dlya-msp-prodlen (дата обращения: 28.01.2024).
12. Ключевая ставка Банка России. Банк России [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/hd_base/KeyRate/ (дата обращения: 05.02.2024).
13. Привлечь инвестиции без залога по рыночным ставкам с поддержкой от государства. Московская биржа [Электронный ресурс]. URL: https://www.moex.com/corp/ru/attraction (дата обращения: 28.01.2024).

Введение

В последние годы российское правительство реализовало ряд инновационных мер по поддержке малых и средних предприятий (МСП) в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство», однако некоторые из них имеют проблемы. Меры направлены на устранение административных барьеров, поощрение предпринимательства и повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий в различных секторах экономики. В статье подробно рассматриваются инновационные меры и их проблемы, уделяется особое внимание критериям их приемлемости, механизмам финансирования и влиянию на малые и средние предприятия. А также предлагаются новые инновационные меры финансовой поддержки для разрешения существующих проблем.

Цель исследования – анализ и оценка инновационных мер и проблем государственной финансовой поддержки, направленных на стимулирование роста малого и среднего бизнеса в России.

Материалы и методы исследования

В данном исследовании используется комплексный подход, который включает сбор данных из официальных документов, отчетов и статистического анализа, предоставленных Министерством экономического развития и региональными властями.

Результаты исследования и их обсуждение

В рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» региональные власти предоставляют гранты молодым предпринимателям в возрасте от 14 до 25 лет для поддержки их предпринимательской деятельности [4]. Чтобы претендовать на получение этих грантов, предприниматели должны соответствовать определенным требованиям, включая владение не менее чем 50% уставного капитала юридического лица, прохождение обучения предпринимательству и отсутствие просроченных налогов. На денежный объем гранта до 1 000 000 рублей могут рассчитывать молодые предприниматели, работающие в Мурманской и Архангельской областях, Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах, на Чукотке, в Карелии, Коми, Якутии и Красноярском крае.

В приказе Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.03.2022 № 149 приводится перечень расходов, которые могут быть покрыты за счет грантовой поддержки [3]. Для поддержки разработки и маркетинга отечественных цифровых решений российским компаниям, занятым в ИТ-секторе, предоставляются гранты на разработку отечественных ИТ-решений. Гранты направлены на стимулирование инноваций в цифровой экономике и повышение конкурентоспособности российских ИТ-компаний. Чтобы претендовать на участие, компании должны соответствовать определенным критериям, включая непричастность к процедурам банкротства и отсутствие просроченной задолженности. Размер грантовой поддержки варьируется от 20 до 500 миллионов рублей, при этом на значимые проекты может быть выделено до 6 миллиардов рублей [8].

Существует необходимость в укреплении корректирующего механизма взаимодействия между государством, частным сектором и институтами для повышения эффективности мер поддержки. Необходимо внедрить механизмы, способствующие улучшению взаимодействия между правительством, частным сектором и учреждениями. Это могло бы включать регулярные консультации, циклы обратной связи и совместные процессы принятия решений для обеспечения соответствия мер поддержки потребностям бизнеса.

Что касается сельскохозяйственного сектора, гранты Агростартап предоставляются крестьянским хозяйствам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся сельскохозяйственной деятельностью. Эти гранты поддерживают проекты, связанные с разведением крупного рогатого скота, развитием фермерских хозяйств и созданием сельскохозяйственных кооперативов. Для разведения крупного рогатого скота мясного или молочного направления продуктивности предоставляется до 5 млн рублей, но не более 90% затрат, по иным направлениям проекта создания и развития крестьянского хозяйства – до 3 млн рублей.

Одним из главных кураторов программы предоставления мер государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является Министерство экономического развития Российской Федерации, которое в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство», разработало подробные механизмы поддержки импорта в целях на снижения издержек бизнеса и облегчения доступа к основным импортным товарам.

Таможенное декларирование с указанием одной товарной позиции вместо нескольких комплектующих целого способствует снижению затрат у предприятия, так как отпадает необходимость приобретать готовые станки и оборудование для производства по завышенной цене и появляется возможность закупать отдельные части на рынках различных стран мира, опираясь на их ценовые и качественные показатели [7].

Помимо перечисленных выше инновационных мер государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, существует механизм льготного кредитования импорта и страхования импортных кредитов. Для предприятия данная мера дает возможность привлечь дополнительные денежные средства на замену устаревшего оборудования/станков под льготную ставку 5,25% на период до 3 лет [6].

Венчурные инвестиции, имеющие решающее значение для финансирования инновационных проектов, по мнению авторов, являются проблемным инструментом из-за высокого риска и неопределенности в отношении доходности. Стартапам часто не хватает залогового обеспечения и надежных бизнес-планов, что делает их непривлекательными для консервативных инвесторов. Российские стартапы могут не соответствовать критериям, установленным венчурными инвесторами, таким как высокий прогнозируемый IRR, темпы роста рынка и ожидаемый рост капитализации. Это ограничивает возможности финансирования инновационных предприятий, что создает проблему применения данной меры поддержки бизнеса.

В качестве решения данной проблемы предлагается разработать стратегии снижения рисков для поощрения инвестиций венчурного капитала в инновационные проекты. Это может включать создание фондов венчурного капитала с государственными гарантиями, предоставление частичных гарантий по кредитам или создание механизмов страхования для защиты инвесторов от убытков.

Еще одной эффективной и достаточно молодой мерой поддержки является «зонтичное» финансирование, которое было внедрено в 2021 году после внесения изменений в Постановление Правительства Российской Федерации №1820 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета акционерному обществу» в целях исполнения обязательств по гарантиям и поручительствам, предоставленным в целях обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства по кредитным договорам. К концу 2022 года общий объем заключенных кредитных соглашений составил 215,5 млрд рублей. Эта форма финансирования получила широкое распространение в 85 из 89 регионов России, было заключено более 29 тысяч контрактов [7].

Применение этих инновационных мер финансовой поддержки дало результаты в стимулировании роста и развития малого и среднего бизнеса в России. К 2022 году общий объем заключенных кредитных соглашений составил 215,5 млрд рублей, с планами дальнейшего увеличения в последующие годы. Более того, эти меры были реализованы в 85 из 89 регионов России, заключено более 29 тысяч контрактов, что свидетельствует об их широком внедрении и воздействии на бизнес (рисунок 1) [7].

Однако финансирование указанных выше мер поддержки зависит от государственных средств, отсутствует разнообразие источников финансирования, что может препятствовать инновациям в долгосрочной перспективе.

Говоря о государственной финансовой поддержке МСП, среди субъектов, ее предоставляющих, следует упомянуть и Центральный банк, который разработал «Дорожную карту» поддержки малого и среднего бизнеса на 2023–2024 годы. В первую очередь, цель данной «Карты» – обеспечить доступность кредитов для субъектов МСП; особенно Банком России делается акцент на инвестиционных кредитах, способствующие «структурной трансформации экономики» [10].

Льготные кредиты – одна из самых распространенных мер поддержки малого и среднего бизнеса, однако в настоящий момент не самая эффективная с точки зрения государственного сектора. В первую очередь, это связано с тем, что повышенный спрос на льготные кредиты и развитие рынка льготного кредитования способствует росту инфляции.

missing image file

Рис. 1. Объем заключенных кредитных договоров, млрд рублей

missing image file

Рис. 2. Средние ставки на рынке эквайринга за период 2017–2023 гг., %

Помимо обеспечения льготного кредитования, Банк России предлагает меры поддержки, ориентированные в основном на механизмы оплаты и их совершенствование. В частности, развитие Системы быстрых платежей (далее – СБП) позволило снизить издержки малого и среднего бизнеса на комиссию за эквайринг – платы за пользование безналичными система расчета при оплате. Так, на рисунке 2 представлены средние ставки на рынке эквайринга за период с 2017 по 2023 годы. Отмечается следующая динамика: рынке торгового эквайринга средняя ставка комиссии в феврале 2023 года составила в среднем 2,4% [13].

Как видно из динамики средних ставок, за последние годы комиссия в сфере торгового эквайринга растет. Зимой 2023 года данные комиссии по некоторым участникам рынка (Газпромбанк, Банк Россия) достигали 5%, что привело к ускоренному развитию SoftPOS-решений и переходу многих хозяйствующих субъектов на СБП в обход предлагаемых высоких комиссий.

missing image file

Рис. 3. Динамика ключевой ставки за период с декабря 2022 г. по декабрь 2023 г., %.

В 2022 году в Москве впервые была запущена программа льготного факторинга, по который за данный год было заключено более 800 контрактов на факторинговое обслуживание, а также на каждый рубль бюджетных средств привлечено 58 рублей заемного финансирования субъектами МСП [11].

Предоставление возможности малому и среднему бизнесу использовать небанковские источники финансирования отдельно выделяет Банк России в «Дорожной карте» поддержки малого и среднего бизнеса на 2023–2024 годы [10]. Так, на рисунке 3 представлена динамика ключевой ставки за анализируемый период, из которого виден возрастающий тренд ключевой ставки, начавшийся с августа 2023 года [12].

Говоря о небанковских источниках финансирования, необходимо отметить субсидирование субъектов малого и среднего предпринимательства при размещении бумаг на бирже. Программа субсидирования покрывает расходы на выпуск акций и облигаций, а также купонные выплаты в размере до 70% от общей суммы [13].

Субсидирование по облигациям для МСП означает участие государства в процессе выплаты купонов. Данный механизм представлен следующей формулой:

missing image file, (1)

где C – сумма купонных выплат, c – ставка купона, N – номинал облигации, K – ключевая ставка ЦБ [5].

В первую очередь, купонная ставка сравнивается с ключевой ставкой Центрального банка, купонная ставка не должна превышать ⅔ ключевой ставки. В дальнейшем предоставляется субсидия для выплаты купонного дохода до 70% от суммы выплат. Данная мера с точки зрения государства поспособствует как поддержке инвестиционных проектов субъектов МСП, так и развитию финансового рынка страны.

Чтобы учесть уникальные проблемы, с которыми сталкиваются стартапы, особенно на развивающихся рынках, таких как Россия, необходимо изменить критерии привлекательности. Это может включать смягчение жестких требований к первоначальным инвестиционным раундам, предоставление программ наставничества и создание благоприятной экосистемы для процветания стартапов.

Важно диверсифицировать источники финансирования фундаментальных исследований помимо государственных средств. Поощрять университеты вкладывать свои собственные средства в исследования, устанавливать партнерские отношения с некоммерческими фондами, корпорациями и другими инвесторами для обеспечения устойчивого финансирования инноваций.

В качестве еще одной инновационной мер поддержки необходимо выделить необходимость внедрения инициативы по наращиванию потенциала, чтобы снабдить предпринимателей навыками и знаниями, необходимыми для привлечения инвестиций и эффективного управления инновационной экосистемой. Это может включать программы обучения предпринимательству, схемы наставничества и доступ к сетевым возможностям. Создание надежных механизмов оценки и обратной связи для оценки эффективности мер поддержки и определения областей для улучшения. Регулярный мониторинг и оценка могут помочь скорректировать политику и обеспечить эффективное распределение ресурсов для эффективной поддержки инноваций.

Заключение

Инновационные меры государственной финансовой поддержки играют решающую роль в развитии предпринимательства, стимулировании инноваций и повышении конкурентоспособности малых и средних предприятий, меры устраняют административные барьеры, поощряют предпринимательство и повышают конкурентоспособность, чем способствуют экономическому росту и стабильности страны.

Дальнейшее развитие данной системы обусловлено постановкой такой Национальной цели, как «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство», установленной Указом Президента о национальных целях развития России до 2030 года от 21 июля 2020 г. N 474. Однако существуют некоторые проблемы внедрения тех или иных предложенных инновационных мер, решение которых позволит укрепить инновационную экосистему, способствуя развитию предпринимательства, экономическому росту и конкурентоспособности в России.

Авторы благодарят за помощь при подготовке статьи научного руководителя Ю.Г. Тюрину, доктора экономических наук, доцента, профессора кафедры общественных финансов Финансового факультета Финансового университета при Правительстве РФ.


Библиографическая ссылка

Дятлова И.И., Вялых Е.А. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 3-2. – С. 188-193;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3302 (дата обращения: 16.05.2024).