Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В РОССИИ

Волкова Т.А. 1 Серебрякова Н.А. 2 Волкова C.А. 3
1 Российский экономический университет им ГВ Плеханова (Воронежский филиал)
2 Воронежский государственный университет инженерных технологий
3 Воронежский государственный технический университет
В статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием человеческого потенциала страны. Социальная политика государства оказывает непосредственное влияние на уровень развития человеческого потенциала, качество жизни и благосостояние населения. Проблемы и актуальные тенденции в социально – экономическом развитии России вызывают необходимость исследования инструментов государственного регулирования развития человеческого потенциала и качества жизни населения, а также разработку направлений их совершенствования. В результате проведенного исследования проведен анализ государственных мер по решению стратегической задачи развития общества – развития человеческого потенциала и повышения качества жизни граждан; разработаны рекомендации по совершенствованию инструментов реализации политики государства в области повышения качества жизни населения.
качество жизни
человеческий капитал
социальная политика
человеческий потенциал
стратегические задачи
повышение качества жизни
Конституция Российской Федерации (с изменениями на 4 октября 2022 года). [Электронный ресурс]. URL: www.pravo.gov.ru, 06.10.2022, № 0001202210060013 (дата обращения: 12.12.2023).
Указ Президента Российской Федерации «Стратегия экономической безопасности Российской федерации на период до 2030 г.» от 13 мая 2017 г. № 208. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2017/05/15/putin-podpisal-strategiiu-ekonomicheskoj-bezopasnosti-do-2030-goda.html (дата обращения: 12.12.2023).
Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» от 2 июля 2021 г. № 400. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/942772dce30cfa36b671bcf19ca928e4d698a928/ (дата обращения: 12.12.2023).
Указ Президента РФ от 31.03.2023 № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_443540/?ysclid=lq4y4htzmb590486503 (дата обращения: 12.12.2023).
Указ Президента Российской Федерации от 21.01.2020 г. № 20 Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45106 (дата обращения: 12.12.2023).
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019 (дата обращения: 12.12.2023).
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 12.12.2023).
Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 492-ФЗ «О биологической безопасности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/400156868 (дата обращения: 12.12.2023).
Распоряжение Правительства РФ Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (с изменениями на 28 сентября 2018 года). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/194365/?ysclid=lqnfatyst6274437666 (дата обращения: 12.12.2023).
«Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года» (утв. Правительством РФ 29.09.2018 № 8028п-П13). [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71965871/?ysclid=lqnfc42oi8558130446 (дата обращения: 12.12.2023).
Национальный проект «Демография». [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/demography?ysclid=lq4yqsgpbz872537716 (дата обращения: 12.12.2023).
Постановление Правительства РФ от 01.02.2023 № 134 «О реализации пилотного проекта по проведению профилактики профессиональных заболеваний работников в отдельных видах экономической деятельности». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/79082.html (дата обращения: 12.12.2023).
Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения». [Электронный ресурс]. URL: https://minzdrav.gov.ru/ministry/programms/health/info (дата обращения: 12.12.2023).
«Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» (утв. Президентом РФ 03.04.2012 № Пр-827). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70189372/?ysclid=lqnfd1o0g2555535313 (дата обращения: 12.12.2023).
Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70210644/paragraph/23505545:0 (дата обращения: 12.12.2023).

Введение

Одной из стратегических целей развития России является повышение качества жизни ее граждан. Согласно Указу Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», состояние национальной безопасности напрямую зависит от степени реализации стратегических национальных приоритетов, в числе которых особое внимание уделено вопросу развития человеческого потенциала [3].

Цель исследования

Целью проведенного исследования являлся анализ инструментов государственного регулирования развития человеческого потенциала страны и определение направлений их совершенствования.

Материал и методы исследования

Исследование проведено с использованием монографического и нормативно-институционального методов.

Целями государства в области повышения качества жизни российских граждан являются развитие человеческого потенциала, удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей граждан, снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, прежде всего, за счет роста его доходов [3]. Ориентиры в области развития человеческого потенциала заданы в ряде стратегических документов, принятых в РФ в период с 2008 года (таблица).

Масштаб задач, поставленных в представленных Указах и Концепциях, столь значителен, что их решение невозможно без участия и взаимодействия федеральной власти, органов местного самоуправления и гражданского общества [3]. Институты гражданского общества, несмотря на отсутствие ресурсного обеспечения, выполняют важную функцию в реализации социальной политики – разъяснение населению его прав и возможностей использования инструментов социальной политики государства для повышения качества жизни, а также повышение осведомленности населения о мерах социальной поддержки [15].

Исследование построено на изучении целевых ориентиров государства в области развития человеческого потенциала, обозначенных в Указах Президента РФ, Федеральных законах и других нормативных актах, а также предпринимаемых органами власти мер для их достижения. В работе проведен анализ комплекса мер государства, направленных на развитие человеческого потенциала, согласно задачам, определённым в Указе № 400 от 02.07.2021.

Результаты исследования и их обсуждение

В соответствии со статьей 7 Конституции РФ, Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1]. На законное обеспечение этого права направлено решение задачи по увеличению реальных доходов населения и снижению неравенства граждан в зависимости от уровня доходов. В последнее время в нашей стране принято немало решений, призванных поддержать наиболее уязвимые категории населения путем совершенствования инструментов социальной поддержки граждан. В частности, внедрена система федеральных и региональных социальных доплат к пенсиям, введены новые выплаты семьям с детьми, осуществляемые в рамках государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан». Для обеспечения условий выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» приняты и реализуются федеральные проекты «Старшее поколение» и «Финансовая поддержка семей при рождении детей» национального проекта «Демография» [7]. Проекты содержат широкий комплекс мер по поддержке рождаемости и увеличению продолжительности здоровой жизни.

Ключевые государственные стратегические документы в сфере развития человеческого потенциала

Нормативно-правовой акт

Приоритеты в области развития человеческого потенциала

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) [9]

Повышение конкурентоспособности кадрового потенциала и социальной сферы.

Повышение качества социальной среды и условий жизни населения

Указ Президента РФ от 31.03.2023 № 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» [4]

Сохранение жизни и здоровья человека

Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2024 года (утв. Правительством РФ 29 сентября 2018 г.) [10]

Естественный рост численности населения РФ, повышение продолжительности жизни, создание благоприятных условий для развития человеческого капитала и субъективных потребностей

Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [3]

Сбережение народа России и развитие человеческого потенциала

Рост реальных доходов населения, согласно принятому законодательству, должен обеспечить ежегодный пересмотр минимального размера оплаты труда (МРОТ), а также поддержание достигнутого размера заработной платы, проведение ее ежегодной индексации. Большое внимание уделяется государством проблеме снижения уровня бедности посредством трансформации системы социальной поддержки граждан.

Важным аргументом, обусловливающим необходимость совершенствования социально-экономической политики страны, является значительная доля людей пожилого возраста в общей численности населения. Государственная политика в отношении людей старшего возраста призвана создать достойные условия для жизни на пенсии. Реализации политики способствуют меры, предусмотренные «Стратегией действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» и Федеральным проектом «Старшее поколение» национального проекта «Демография» [11]. Для достижения данной цели предполагается стимулирование занятости и привлечение граждан пенсионного возраста к социально значимой деятельности.

Меры, направленные на увеличение ожидаемой продолжительности жизни, снижение смертности и профилактику профессиональных заболеваний населения, предусмотрены пилотным проектом по проведению профилактики профессиональных заболеваний работников в отдельных видах экономической деятельности (Постановление Правительства Российской Федерации от 01.02.2023 г. № 134) [12]. Проект разработан для решения проблемы ранней диагностики и предупреждения профессиональных заболеваний и проведения их профилактики. На реализацию указанных мероприятий в реабилитационных центрах Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации заложены финансовые средства для компенсации расходов работодателей, что должно повысить заинтересованность в профилактике и мониторинге состояния здоровья работников.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» [13] направлена на укреплении здоровья граждан и повышении качества и доступности медицинской помощи. Важными аспектами реализации данной программы являются: создание и развитие медицинской инфраструктуры, меры по увеличению количества медицинских работников и сокращению имеющегося их дефицита, применение современных телекоммуникационных технологий в медицине, что позволит повысить качество и доступности медицинской помощи [13]. Создание единого цифрового контура – один из ключевых аспектов развития здравоохранения, так как современные технологии совершенствуются ускоренными темпами и предоставляют все более широкие возможности для диагностики и лечения заболеваний.

В связи с текущей геополитической ситуацией, а также новой климатической реальностью все большую актуальность приобретает задача развития системы мониторинга биологических рисков для предупреждения биологических угроз. В программных документах Правительства РФ и действующих нормативно-правовых актах на уровне Федерального законодательства прямо определена необходимость организации системы мониторинга биологических рисков в целях предотвращения биологических угроз. ФЗ от 30 декабря 2020 г. № 492 «О биологической безопасности в Российской Федерации» устанавливает основы государственного регулирования в области обеспечения биологической безопасности в Российской Федерации [8].

Соблюдение суверенитета и государственности невозможно без обеспечения продовольственной безопасности страны. Перед сельскохозяйственной отраслью была поставлена задача решения проблемы продовольственной безопасности в Постановлении Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» [15]. Благодаря принятым мерам государственной поддержки, Российская Федерация к 2021 году достигла пороговых значений показателей продовольственной независимости по многим ключевым направлениям. В январе 2020 года была утверждена Доктрина продовольственной безопасности РФ [5]. Стратегической целью продовольственной безопасности в соответствии с Доктриной является не только продовольственная независимость страны, но и обеспечение безопасности пищевых продуктов.

Развитие человеческого потенциала и качество жизни определяются не только экономическими факторами, но и наличием возможности проявить и применить свой талант для каждого человека. Современной экономике требуются специалисты, обладающие «компетенциями 21 века», способные к новаторству, поэтому необходимым элементом культурного, научно-технического и экономического развития России является эффективная работа системы по выявлению молодых талантов. Для этой цели в России был принят ряд нормативно-правовых документов, в частности, «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» (утв. Президентом РФ 03.04.2012 № Пр-827) [14]. В целях раннего выявления, развития и профессиональной поддержки одарённых детей, имеющих выдающиеся способности в области спорта, искусств и естественнонаучных дисциплин создан образовательный центр «Сириус». Центр ежегодно обучает по своей программе по 800 талантливых детей из всех регионов страны.

Качественное образование играет важную роль не только для людей, но и для государства. В рамках Национального проекта «Образование» в 2018 году принят федеральный проект «Успех каждого ребенка», нацеленный на обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования [14]. Решение задачи повышения качества общего образования в России осуществляется посредством таких механизмов, как обновление учебных материалов и методической базы; повышение квалификации педагогов; ведение мониторинга учебных достижений обучающихся и качества образования. Высококвалифицированные специалисты, обладающие актуальными знаниями и умениями, являются ключевым фактором экономического развития, вследствие чего, государство заинтересовано в повышении качества образования и обеспечения его доступности населению.

Для качественной реализации задачи обучения и воспитания детей и молодежи на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей в 2022 году утвержден Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [6]. В документе перечислены и определены сами ценности, а также то, что может представлять для них угрозу. Особая роль в Указе № 809 отведена православию, как основе становления и укрепления традиционных ценностей. Российская Федерация, в соответствии с рассматриваемым нормативным актом, рассматривает традиционные ценности как основу российского общества, позволяющую осуществлять сбережение народа России и развитие человеческого потенциала. В числе приоритетных областей, в которых реализуется государственная политика по сохранению и укреплению традиционных ценностей, названы образование и воспитание.

С целью организации бесплатного профессионального обучения, повышения конкурентоспособности и профессиональной мобильности на рынке труда реализуется Федеральный проект «Содействие занятости». Современный рынок труда предъявляет все больше требований к соискателям вакансий, поэтому участие в проекте важно для обеспечения профессиональной мобильности на рынке труда [11]. Следует отметить, что реализуемые в России национальные проекты охватывают все ключевые направления повышения качества жизни населения России. Так, «Национальный проект «Культура»» способствует повышению доступности культурных ценностей и достижений для граждан, проживающих не только в крупных городах, но и в отдалённых населённых пунктах.

Комфортная среда для жизни и нормальные жилищные условия являются важнейшими составляющими качества жизни россиян [7]. Планируемые мероприятия в данном направлении охватывают строительство и развитие социальной инфраструктуры, дорог, повышение качества и доступности жилья, охрану окружающей среды. Данные меры уже предпринимались и до подписания Указа от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», но его принятие позволит проводить более интенсивную работу по всем направлениям.

Заключение

Проведенный анализ государственных инструментов, направленных достижение целей государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала, показал, что для решения каждой из 17 задач, сформулированных в Указе Президента «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» разработаны соответствующие программные документы, национальные проекты и нормативно-правовая база, нацеленные на их решение. Ряд задач по развитию человеческого потенциала ставился перед государством и до принятия вышеназванного Указа в 2021 году, а органы власти предпринимают меры для их решения более десяти лет, что, с одной стороны, говорит об их сложности, а, с другой – о недостаточной эффективности. Такая ситуация сложилась, в том числе, вследствие недостаточной информированности и правовой грамотности населения по вопросам реализации социальной политики государства.

В связи с этим, считаем необходимым принятие мер, направленных на повышение уровня осведомленности граждан России по вопросам реализации социальной политики государства, повышение уровня доверия населения к органам муниципальной и федеральной власти, внебюджетным фондам, некоммерческим организациям в сфере социальной поддержки; развитие правовой грамотности, рост информационной культуры населения, способствующей толерантному отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья, содействие созданию эффективных механизмов реализации социальной политики государства.


Библиографическая ссылка

Волкова Т.А., Серебрякова Н.А., Волкова C.А. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В РОССИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 12-3. – С. 405-409;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3187 (дата обращения: 16.05.2024).