Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ УСТОЙЧИВОГО ТУРИЗМА В РЕГИОНАХ (НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ)

Соколенко В.В. 1 Дьяченко Ю.К. 1 Сащенко А.Ю. 1
1 ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет»
Обоснован методологический подход инновационного менеджмента туристской сферы Приморского края с целью повышения экономической эффективности, устойчивости развития и сохранения экологического потенциала территории. Проведен статистический анализ состояния туризма в Приморском крае, его влияния на окружающую среду. Рассчитан суммарный объем выбросов углерода (СО2) от твердых коммунальных отходов и рыночная стоимость «углеродного следа», оставляемого туристами за время пребывания в туристском туре. Разработаны рекомендации для трансформационной управляемой цепочки туризма в регионе: экологическая идеология, инструменты, меры для внедрения в практику инновационного менеджмента перспективной развивающейся сферы в регионах России.
инновационный менеджмент
устойчивый туризм
экопотенциал региона
стоимость углеродного следа
экологический проект
1. Раилко П. Более миллиона туристов посетили Приморье за полгода. Еще больше новостей в телеграмме РБК Приморья. URL: https://prim.rbc.ru/prim/freenews/64ba84749a7947633abfc6a9 (дата обращения: 22.07.2023).
2. Кравченко Т. Росстат: Около миллиона туристов проживали в гостиницах Приморья с января по август. URL: https://russian.rt.com/world (дата обращения: 10.10.2023).
3. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 30.11.2010 № 2136-р // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2010. № 50 (13 декабря).
4. Указ Президента РФ от 26.10.2023 № 812 «Об утверждении Климатической доктрины Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/82279.html (дата обращения: 01.10.2023).
5. Устойчивый туризм. URL: http://www.biodiversity.ru/coastlearn/tourism-rus/con_tourism.html (дата обращения: 18.10.2023).
6. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / под общей редакцией Л.П. Гончаренко. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2023. 479 с.
7. Углинская В.В. Инновационный менеджмент: учебное пособие для студентов экономических направлений подготовки / Рубцовский индустриальный институт. Рубцовск, 2022. 39 с.
8. Инновационный менеджмент: учебное пособие / И.Г. Салимьянова, И.Р. Валиахметов; под общей ред. д-ра экон. наук А.Г. Бездудной. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2023. 265 с.
9. Яшалова Н.Н. Экологические инновации как приоритетное направление «зеленой» экономики // Вестник Урфу. Серия экономики и управления. 2012. № 5. С. 72-81.
10. Юсупова Г.Ф. Экологические инновации как фактор устойчивого развития территорий в условиях инновационной экономики // Окружающая среда и устойчивое развитие регионов: экологические вызовы ХХI века. Труды III международной конференции / под ред. С.Ю. Селивановской и др. Казань: Изд-во АН РТ, 2017. С. 132-140.
11. Концепция проектного управления. Все по специальности менеджмент [Электронный ресурс]. URL: http://managment-study.ru/koncepciya-proektnogo-upravleniya.html#ixzz5lES0jo3L (дата обращения: 12.10.2023).
12. Бакланов П.Я. и др. География Приморского края. Владивосток: Уссури, 1997. 180 с.
13. Кузьбожев Э.В. и др. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил): учеб. пособие для бакалавров. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014. 537 с.
14. Федеральная служба государственной статистики: социально-экономические показатели. М.: Росстат, 2022. 1112 с.
15. Официальный сайт Правительства Приморского края. Агентство по туризму Приморского края. Туристический портал [Электронный ресурс]. URL: www.primorsky.ru (режим обращения: 15.10.2023).
16. Индустрия гостеприимства в Приморском крае. [Электронный ресурс]. URL: https://25.rosstat.gov.ru/folder/135257/document/175190 (дата обращения: 01.10.2023).
17. Десять лучших ресторанов Приморья. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tripadvisor.com/Tourism-g2324040-Primorsky_Krai_Far_Eastern_District-Vacations.html (дата обращения: 04.10.2023).
18. European Climate foundation. [Электронный ресурс]. URL: https://europeanclimate.org/ (дата обращения: 14.10.2023).
19. Федеральное государственное унитарное предприятие. Информационное телеграфное агентство России. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/spec/climate (дата обращения: 06.10.2023).
20. Акопова Г.С., Атаманов Б.А., Бородина Я.В. Методические указания по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от установок малой производительности по термической переработке твердых бытовых отходов и промотходов. М.: ВНИИ газ. и техн., 2010. 56 с.
21. Паспорт регионального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Приморского края». [Электронный ресурс]. URL: https://primorsky.ru/regionalnye-proekty/ekologiya/doc/rp_kompleksanya_sistema obrashheniya_s_tko_aktualizirovannyj_(utv._21.03.2019).docx (дата обращения: 20.10.2023).
22. Минэкономразвития создало «дорожную карту» развития туризма до 2025 года. Газета РБК. № 137 (3807) (0311). 3 ноября 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2023/11/03/6542469a9a794784da828318 (дата обращения: 03.11.2023).

Введение

Туристская сфера России в настоящее время активно восстанавливается и переключается на внутренний туризм. Заметно развитие этой сферы деятельности и в Дальневосточном федеральном округе, где по данным Росстата, Приморский край по числу туристских фирм входит в лидирующую группу среди субъектов РФ. В 2018 г. регион посетили 4,5 миллиона человек, в 2019 г. – пять миллионов [1]. После «ковидных» 2020–2021 гг. турпоток края увеличился. В конце 2022 года он составил более 3 миллионов человек, и за первую половину 2023 года приехало около миллиона туристов, получивших обслуживание обширной сетью туристских предприятий региона [2].

Вместе с тем экологическое пространство края в сезон массового посещения туристов испытывает негативное влияние неэкологичного использования природных систем от высокой концентрации прибывающих в местах размещения туристов, всех видов транспорта, (в особенности автомобильного), скапливающихся отходов в местах размещения и отдыха, что сопровождается выбросами загрязняющих веществ в окружающую воздушную, водную среду, в почву, оставляет за собой «углеродный след». По подсчетам ученых, ежегодные вредные выбросы от туристической индустрии растут в среднем на 3%.

Спрос на экологически «чистый» туристский продукт при наличии масштабного экологического потенциала на территориях Приморского края и отсутствии экологической составляющей в стратегии развития устойчивого туризма отражает сложившееся на практике противоречие. Отсутствие практики применения инновационного проектного подхода к управлению устойчивым туризмом приводит к неудовлетворенности спроса на «чистый» продукт и нерациональному использованию услуг экосистем в Приморском крае без учета их потребительской и коммерческой стоимости, что повлияло на формирование указанной проблемы.

Разрешение названного противоречия предполагает поиск ответов на гипотезу о внедрении инновационного экологического менеджмента в управление туристскими фирмами с для снижения давления на природные экосистемы и повышения доходов экономики этой сферы деятельности, что явилось целью исследования.

Материалы и методы исследования

В практике инновационной деятельности туризма появился вид инновации – экологический инновационный туризм. Одной из его особенностей является проявление новой функции рыночной модели экономики туризма, влияющей на использование экопотенциала и развитие территории любой масштабности в соответствии с концепцией устойчивого развития.

Концепция (Concept of Sustainable Development) или Концепция экологически устойчивого развития) исходит из соблюдения баланса между решением социальных, экономических проблем и сохранением окружающей среды, обусловленных угрозой экологической катастрофы и негативными последствиями от изменения климата, законодательно закрепленных в нормативных документах [3, 4].

Под устойчивостью туризма авторы понимают развитие туризма, удовлетворяющее в долгосрочном периоде нужды туристов, с одной стороны, и учитывающее интересы принимающего региона с точки зрения «поддержания культурной и экологической целостности» [5] экопотенциала территории при гармоничном социально-экономическом управлении ресурсами, с другой стороны.

Рыночная среда требует внесения изменений в управление предприятиями устойчивого экологического туризма для повышения его эффективности через применение инновационного менеджмента – инструмента управления от идеи до получения планируемого результата на всех этапах реализации преобразования организации деятельности турфирм или внесения новых инструментов, действенных мер, качественно улучшающих те или иные стороны менеджмента, а также предупреждающих негативные последствия на окружающую среду. Эти изменения не противоречат теории инноваций.

Поскольку устойчивость развития систем носит универсальный характер и применима для всех сфер экономики на территориях разного иерархического уровня, ее реализация направлена на снижение «углеродного следа», на предотвращение вызовов, связанных с изменением климата и его последствиями. Развитие устойчивого туризма в рамках проектного подхода к его организации и управлению предопределяет сохранение общественного блага, коим является ее экопотенциал, окружающая природная среда, осознание важности которой для здоровья людей и условий проживания подчеркивает актуальность проблемы.

Как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений инновационный менеджмент представляет собой «процесс распространения новшества на всех этапах жизненного цикла от идеи до ее реализации» [6, 7, 8] с применением инвестирования и финансирования на инновационном предприятии. Исследование инновационного менеджмента в области туристской сферы (как и любой иной сферы) потребует специфических знаний комплекса дисциплин: прикладной экологии, экономики, экологического предпринимательства и бизнеса, экономики инноваций, институциональной экономики и управления охраной окружающей среды и природопользования. При этом потребуется решение нескольких задач:

– рассмотрение современного состояния регионального туристского комплекса с учетом экологической природной среды как основы устойчивого туризма;

– разработка проекта менеджмента устойчивым туризмом с учетом услуг экосистем региона;

– снижение «углеродного следа» – одного из трендов инновационного менеджмента для устойчивого туризма.

Результатом исследования явилась разработка проекта инновационного менеджмента устойчивого туризма для удовлетворенности спроса на «чистый» туристский продукт с учетом использования услуг природных экосистем.

Применение проектного подхода поможет сформировать экологическую политику в управлении устойчивым туристским комплексом на территории Приморского края, где имеется масштабный экологический потенциал, удовлетворяющий, с одной стороны, потребительские запросы туристов, а также участвующий в смягчении последствий изменений климата, с другой стороны.

Любое предприятие, существующее в рыночных условиях, должно осуществлять инновационную деятельность для получения стратегических преимуществ, имиджа, улучшения качества продукции, технологии, качественно новых характеристик услуг, ценности или повышения эффективности управления.

Инновации в экологии – чаще всего это проекты, которые направлены на сбережение окружающей среды от вредного воздействия, то есть своеобразные «зеленые» проекты, а также те проекты, что связаны со сбалансированным эколого-социально-экономическим развитием территорий [9, 10].

Методология проектного управления заключается в планировании инновационного цикла как единой комплексной программы с целью получения конечного результата в рамках установленных сроков [11].

Исследование проблемы опиралось на труды зарубежных и российских ученых в области туризма: Багирян В.А., Воскресенский В.Ю., Захаров В.М., Новиков В.С., Савельев Ю.В., Толстогузов О.В., Robert W., Джонс., Porter M.E.

Аспекты концепций развития устойчивого развития и проектного управления освещены в работах Звягина Е.С., Ивасенко А.Г., Ильинской И., Лапыгина Ю.Н., Мазур И.И., Маковкина С.А., Шапиро В.Д.

Грабовский В.Г., Замолодчиков Д.Г., Золина Т.А., Краев Г.Н., Моисеев Б.Н., Страхов В.В. – авторы изученных и использованных работ в области исследования экологического потенциала.

Информационной базой исследований явились сведения Всемирной организации туризма при ООН, Росстата, законы РФ, постановления, распоряжения, указы, государственные программы, отчеты исполнительных органов власти РФ, электронные ресурсы. Основными методами исследования стали: эмпирический, количественного и статистического анализа, сравнительный метод данных.

Результаты исследования и их обсуждение

Приморский край обладает уникальными природными ресурсами. С точки зрения геологии и палеонтологии на его территории имеются экзотические объекты: более двух тысяч археологических и исторических памятников как культурных древних объектов. Южное побережье Приморья, юго-западные отроги Сихотэ-Алиня, острова залива Петра Великого опоясаны рекреационными ценными пейзажами, приморскими ландшафтами с реликтовыми видами животных и растений. Береговая зона перспективна для подводного туризма, а широкие песчаные пляжи обеспечивают длительный купальный сезон (от 70 до 106 дней) [12].

Запасы водных лечебно-оздоровительных ресурсов, минеральных вод и лечебных грязей, не имеющих аналогов в стране, пригодны для курортного лечения и развития рекреации. Национальные природные парки, государственные заповедники, заказники и другие особо охраняемые территории широко используются для развития научно-познавательного туризма. Природный экопотенциал, а также музеи, театры, спортивные комплексы, архитектурные исторические комплексы привлекают гостей из регионов России и зарубежных туристов [13].

Таблица 1

Динамика туристского комплекса Приморского края, 2005-2021 гг.

 

2005

2010

2015

2019

2020

2021

2005/2021%

Число туристских фирм, ед.

115

107

87

172

126

101

113,8

Число турпакетов, реализованных населению, тыс.

449

275,4

161,6

127,9

14,7

10,4

уменьшилось в 43 раза

Численность российских туристов, отправленных туристскими фирмами в туры по России, тыс. чел.

2,2

4,5

13,7

22,3

7,2

10,7

2021/2005%

возросло в 4,8 раза

Численность российских туристов, отправленных туристскими фирмами в зарубежные туры, тыс. чел.

417,3

296,8

65,8

163,6

23,1

8,0

сократилось

в 52,2 раза

Таблица 2

Динамика коллективных средств размещения и размещенных лиц в 2005-2021 гг.

 

2005

2010

2015

2019

2020

2021

Число коллективных средств размещения, ед.

162

312

422

511

618

660

Численность размещенных лиц, тыс. чел.

495

914

959

1 328

632

1018

Краткий статистический анализ состояния регионального туристского комплекса в Приморском крае за последние десятилетия [14] показал, что динамика его данных изменялась в зависимости от изменений в глобальной экономике и в России, в частности.

Число фирм за 16 лет из-за внешних и внутренних факторов влияния на экономику с 2005 года к 2021 г. сократилось на почти 14%, и число турпакетов, реализованных населению из-за финансовых кризисов, санкций, «ковидной» эпидемии, специальной военной операции (СВО) соответственно уменьшилось в 43 раза. Вместе с тем изменилось соотношение туристов, путешествующих по стране и отправленных в зарубежные туры. Число внутренних туристов за рассматриваемый период возросло в 4,8 раза, а выехавших в зарубежные туры – сократилось в 52,2 раза. Из общего списка туристских фирм 89% в основном расположены в городах: Владивосток, Находка и Уссурийск, остальные – в малых городах и населенных пунктах Приморского края.

По данным Агентства по туризму Приморского края [15] с января по август 2023 г. в Приморский край приехали более 990 тысяч туристов, выведя регион в число лидеров туристического потока в Дальневосточном федеральном округе. Росстат приводит сведения, предоставленные приморскими гостиницами и другими классифицированными средствами размещения. Как правило, в годы, предшествующие эпидемии ковида и СВО, наибольшие потоки зарубежных туристов в край ехали из Китайской Народной Республики, Республики Корея, туристы Германии, Монголии, Австралии, Японии и из других стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Состояние инфраструктуры и гостеприимства туризма играет важную роль в его развитии. Общее количество организаций, отнесенных по роду деятельности к коллективным средствам размещения общего назначения, на конец 2021 г. составляло 660 организаций, из них половина имеют гостиницы и аналогичные средства размещения [16]. Возможности размещения лиц за 16 лет увеличились в 2 раза, и в 2021 году было размещено более одного миллиона человек, а именно 1018 тысяч человек (таблица 2).

Анализ предприятий по уровню комфортности показал, что [16] по итогам за 2021 г. органами статистики края из числа обследованных 660 коллективных средств размещения (КСР) присвоино «две звезды» – 42, «три звезды» – 76, «четыре звезды» – 20 и «пять звезд» получили 3 КРС. Причем, число мест в гостиницах Владивостока составляют 28 % от общего количества гостиничных мест края.

В настоящее время в крае все больше открывается хостелов и мотелей как альтернатива большим и дорогим отелям. В отличие от гостиниц они отличаются размерами и количеством номерного фонда, что позволяет их владельцам держать более низкие цены. Этот вид гостиничной инфраструктуры чаще выбирает молодежь для размещения организованных групп. Кроме того, на территории Приморского края насчитывается 183 специализированных средств размещения, из которых 149 организаций отдыха, 16 туристических баз, а также 18 санаторно-курортных организаций [16].

К туристской сфере относятся и предприятия общественного питания. По данным сайта TripAdvisor [17], только во Владивостоке насчитывается 533 предприятий общественного питания на 34,2 тыс. посадочных мест. Некоторые из самых популярных ресторанов в Приморском крае: Токио Море, Супра Меоре, Супра – выполняют по заказу доставку еды туристам.

Индустрия туризма, использующая природные ресурсы и экологический потенциал, должна учитывать и возмещать «углеродный след» наряду с другими сферами экономики. Так как туризм в регионах активно масштабируется, имея свою специфику, проектная методология может послужить одним из механизмов развития «зелёной» экономики, в частности, для экологического устойчивого предпринимательства. Потенциал подобного пути развития, частично переориентированного на сферу экологических услуг, безопасного использования территорий, инновационных механизмов «зеленой» экономики в дальнейшем может раскрыть еще большие экономические возможности этой сферы, а также повысить понимание экологической ответственности у предпринимателей за сохранение природного экопотенциала.

В реализации инновационного проекта заинтересованными сторонами являются: туристические компании, особо охраняемые природные территории, волонтерские экологические организации, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края, Агентство по туризму Приморского края и другие природоохранные и исполнительной органы.

Для расчета концентрации СО2 от предполагаемых выбросов туризма были рассмотрены сферы деятельности, которые взаимодействуют с туристскими компаниями для реализации туристских продуктов. В первую очередь максимальные выбросы идут от транспортного сектора, доля которого составляет 54-75% в туризме [18]. В виду того, что в Приморском крае отсутствуют статистические данные выбросов углерода от туристской индустрии, то сбор данных отбирался по косвенным показателям сфер, взаимосвязанным с туризмом: использование транспорта, энергетики для поддержания инфраструктуры туризма, включая торговлю, питание, развлечение, которые также вносят вклад в загрязнение атмосферы [19].

Таблица 3

Этапы реализации проекта

Этапы проекта

Описание продуктового результата по этапам

1 этап

Подготовительный

Выбор методики для расчетов выбросов углерода, сбор статистических данных для расчетов.

а) определены: мотивация, проблема, цель работы, сформулирован исследовательский вопрос;

б) отобраны источники и отобрана методика расчета бюджета углерода;

в) выбраны показатели твердых бытовых отходов Приморского края за 2021 г.;

г) рассчитаны предварительные выбросы СО2 от твердых бытовых отходов туризма.

2 этап

Практический

Проведение экономических расчетов по выбросам от индустрии туризма и выявление цены на единицу объема выброса СО2 (на углеродном рынке)

а) рассчитаны величины выброса углерода туристской индустрии (твердые бытовые отходы от производства и потребления);

б) рассчитаны выбросы загрязняющих веществ на каждого туриста;

в) определена стоимость на выбросы СО2 по рыночной цене квоты на рынке углерода стран АТР.

3 этап

Заключительный

Анализ данных по расчетам углеродного следа. Разработка предложений по внедрению компенсации углеродного следа

а) разработаны предложения по компенсации углеродного следа для туристских организаций.

б) предложены меры по внедрению инновационного менеджмента по всей цепочке управления в сфере туризма.

Таблица 4

Исходные данные для расчета выбросов углерода предприятиями туризма и смежными с ним сферами

 

2019

2020

2021

2022

Твердые коммунальные отходы, образующиеся в Приморском крае, направленные на обработку из общего объема образованных твердых коммунальных отходов, тыс. тонн

20

45

63

67

Твердые коммунальные отходы, образующиеся в Приморском крае, направленные на утилизацию из общего объема образованных твердых коммунальных отходов, тыс. тонн [21].

30

38

54

62

Итого твердых коммунальных отходов, образующихся в Приморском крае и отправленных на переработку и утилизацию в 2019-2022 гг., тыс. тонн

50

83

117

129

Проектный подход позволил применить комплекс мер и объединять усилия нескольких субъектов хозяйствования, связанных прямо или косвенно с туризмом. Для проведения расчетов СО2 были использованы «Методические указания по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от установок малой производительности по термической переработке твердых бытовых отходов и промотходов» 2010 года выпуска [20]. Выбор «Методических указаний…» обоснован тем, что они позволяют рассчитать выбросы по видам загрязняющих веществ от твердых бытовых отходов, в том числе и СО2. Для расчетов каждого вещества имеются отдельные разделы и формулы с коэффициентами, использование которых позволяет применять их без какого-либо оборудования и приборов в лабораторных условиях, приемлемых для проекта.

Используя формулы «Методических указаний по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферу …» и данные в них таблицы «Элементный состав, выход летучих продуктов и удельная теплота сгорания отдельных компонентов бытовых отходов» [20], а также сведения о твердых отходах в Приморском крае, рассчитаны объемы выбросов СО2 сферой туризма, условно принятой экспертами в размере 2 процентов от общего объема выбросов.

За 2022 г. твердые коммунальные отходы, образовавшиеся в Приморском крае и отправленные на переработку и утилизацию, составили 129 тысяч тонн, из которых 2 %, то есть 2580 т – предполагаемые выбросы СО2 от туристской сферы. С учетом числа туристов (990 тыс. чел.), посетивших Приморский край в 2022 г. и пребывающих здесь в течение восьмидневного тура, не трудно рассчитать, каков объем выбросов «углеродного следа» оставил за собой каждый турист (2580 000:990000 = 2,6 кг).

При общегодовом числе туристов в 3 млн чел. на срок восьми суток тура выбросы СО2 составят 7,8 тыс. тонн. При рыночной стоимости 1 тонны СО2 (эквивалентной углеродной единицы), равной $5 долл. США (средняя цена квоты на углеродных рынках стран АТР), компенсационная выплата «углеродного следа» для туристской сферы края составила бы $39 тыс. долл. США, и за каждую путевку туристам рекомендовано бы внести компенсационный экологический взнос в размере 500 рублей.

По мере увеличения туристского потока в России между регионами и въездного туризма количество выбросов СО2 будет увеличиваться, что может усугубить ущерб, причиненный экопотенциалу края и повлиять на процессы климатических изменений. Однако, туристические компании имеют возможность смягчить их проявление, рекомендуя турфирмам организационные меры по сокращению накопления твердых отходов. Если туристские организации края будут дополнительно включать в стоимость тура экологический сбор на компенсацию «углеродного следа» и проводить эффективные организационные меры, выбросы СО2 от туризма могут значительно сократиться.

Выводы и рекомендации руководителям предприятий туристской индустрии:

– включить в стратегическую программу развития туристической деятельности экологическую составляющую – обязательное условие устойчивого инновационного развития;

– повысить уровень знаний и компетенций сотрудников турфирм в области экологического туризма и инновационного менеджмента сотрудников;

– использовать экологическую рекламу на сайтах турфирм с информацией о необходимости сокращения бытовых отходов, негативно влияющих на экопотенциал;

– разработать систему онлайн-калькулятора «углеродного следа» на сайтах бронирования и продажи авто-и авиабилетов пассажирам для внесения добровольного вклада денежных средств на инвестирование восстановления экопотенциала территорий;

– внедрять технологии, позволяющие экономно пользоваться энерго-и электро-источниками;

– организовывать постепенный переход автотранспорта, подведомственного туристским предприятиям, на электромобильный транспорт, сокращающий объемы выбросов СО2.

Рекомендации для Агентства по туризму Приморского края:

– заключать на условиях партнерства соглашения с FSC-сертифицированными компаниями о пересчете части выбросов СО2 от туризма в квоты и их продажи на соседних международных углеродных рынках в качестве компенсации за «углеродный след» в странах-покупателях углеродных квот;

– инициировать в Законодательном собрании Приморского края законопроект о сборе «углеродного следа» с участников внутреннего и въездного туризма в качестве компенсации за выбросы СО2;

– поддерживать Минэкономразвития в части предложения об упрощении для гостиниц требования о предоставлении в МВД данных о прибывающих гостях-туристах, а также об узаконивании их дистанционной регистрации и разрешении заселяться в гостиницу по биометрическим данным, зафиксированным на портале Госуслуг [22].

Заключение

Изучение функций экосистем, их роли на планете формирует понимание взаимосвязи экологического потенциала и экономической системы, подчеркивает зависимость социальной сферы от состояния экопотенциала.

Полученные результаты от внедрения инновационного менеджмента подтверждают его значимость в регионах при формировании устойчивого развития туризма. Устойчивый туризм, следуя принципам сбалансированного потребления ресурсов и охраны окружающей среды, должен быть привлекательной, конкурентоспособной сферой деятельности, приносящей доходы в казну регионов при наименьшем «углеродном следе».

Хотя не все туристы, равно как и не все сотрудники турфирм, улавливают связь трех систем (социальной, экономической и экологической) в формировании устойчивости развития туристской сферы и необходимости вносить дополнительную плату на охрану экопотенциала в регионах. Осознание и ответственность туристов и сотрудников туристских организаций – является решающим моментом в снижении выбросов СО2, так как ими предпринимаются решения, как сократить последствия массового туризма в ухудшении состояния окружающей среды. Туристы должны знать, что сбор средств за «углеродный след» будет входить в стоимость тура в виде дополнительных расходов в качестве инвестиции в развитие туризма, чтобы сохранять экологическую среду для путешествия или чтобы модернизировать здания для экономии электроосвещения, либо получения энергии из альтернативных видов источников и т.д.

Поскольку состояние экопотенциала территорий застрагивает интересы каждого жителя региона, поэтому поддержание ее в балансе, не противоречащим природным законам, требует внимания всех слоев общества: институциональных органов власти, представителей бизнеса, экологов, любых организаций, предприятий. Не последнюю роль в решении этой проблемы должен принимать весь туристский комплекс края, исходя из специфики загрязнения природной среды на этапе функционирования туристской деятельности. Для этого потребовался анализ выбросов вредных веществ в атмосферу, в том числе и СО2, препятствующего режиму теплообмена поверхности земли с верхними слоям атмосферы.

Инновационный менеджмент с применением проектного подхода по сравнению с другими инструментами управления туризмом позволяет наиболее полно принимать меры при разрешении актуальной экологической и климатической проблемы в долгосрочном периоде. Он учитывает преимущества региона, блага его территории, возможности гибкого поведения в применения основных стратегических направлений в условиях изменчивой внешней среды. Позволяет гибко реагировать на конъюнктуру цен на экологические товары, принимать жесткие меры по ограничению выбросов СО2, включать иные инструменты компенсации этих выбросов или их обмена на квоты (разрешений на выбросы) и т.д.

Пока ни одна страна еще не разработала низкоуглеродную стратегию туризма. Туристскому сектору Приморского края следует найти свой собственный способ решения проблемы смягчения влияния «углеродного следа» на изменение климата в условиях неопределенности системы платежей за загрязнение окружающей среды, чтобы оставаться привлекательной и конкурентоспособной сферой деятельности.

Работа выполнена при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, проект № FZNS-2023-0016 «Устойчивое развитие региона: эффективные экономические механизмы организации рынков и предпринимательские компетенции населения в условиях неопределенности (баланс безопасности и риска)».


Библиографическая ссылка

Соколенко В.В., Дьяченко Ю.К., Сащенко А.Ю. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ УСТОЙЧИВОГО ТУРИЗМА В РЕГИОНАХ (НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ) // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 12-2. – С. 339-347;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3178 (дата обращения: 17.05.2024).