Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Иванова Е.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»
В статье обоснована роль и значение малого бизнеса, как одного из стратегически важных секторов национальной экономики, обеспечивающего решение многих ее проблем. За последние годы в России четко проявилась тенденция уменьшения потенциала сектора малого и среднего бизнеса. В период пандемии COVID-19 и ликвидации ее последствий, темпы развития малого бизнеса замедлились, произошло определенное сокращение количества малых и средних предприятий, часть из них перешла в теневой сектор или была расформирована по формату самозанятости. На основе проведенного анализа выявлены и систематизированы причины и последствия кризиса, вызванного экономическими санкциями и эпидемиологический ситуацией в стране, а также сформированы направления поддержки субъектов МСП. Особую роль для стабилизации сектора малого бизнеса, связанного с совершенствованием всех сторон его деятельности, играет механизм государственной поддержки.
малый бизнес
экономические санкции
микроорганизации
поддержка малый бизнес
экономические санкции
микроорганизации
поддержка мсп
1. Давыдова А.А., Конева А.А. Малое предпринимательство: сущность и функции // Стратегии бизнеса. 2020. Т. 8, № 12. С. 330-336.
2. Закон СССР от 04.06.1990 № 1529-1 «О предприятиях в СССР». СПС «Консультант Плюс».
3. Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г № 448 «О предприятиях и предпринимательской деятельности». СПС «Консультант Плюс».
4. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07. 2007 г. № 209-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации. СПС «Консультант Плюс».
5. Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». СПС «Консультант Плюс».
6. Малое и среднее предпринимательство в России 2022: статистический сборник. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/mal_pred_2022.pdf (дата обращения: 20.09.2023).
7. Гуляков Т.Н. Современные тенденции развития предприятий малого бизнеса в муниципальных образованиях Российской Федерации // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2020. № 3. С. 462-470.
8. Рыжкова Е.О., Воробьева С.Д. Роль государства в развитии экономики России // Доктрины, школы и концепции устойчивого развития науки в современных условиях: сборник статей по результатам Международной научно-практической конференции, Казань, 21 июня 2023 года. Стерлитамак: ООО «Агентство международных исследований», 2023. С. 188-194.
9. Хончев М.А. Институциональные условия развития малого бизнеса в условиях санкций // Финансовые риски и банки. 2022. № 6. С. 42-48.
10. Джапаридзе И.Р., Мидлер Е.А. Малое предпринимательство РФ в условиях кризиса: инструменты поддержки и развития // Ученые записки Международного банковского института. 2022. № 3(41). С. 17-29.
11. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года». СПС «Консультант Плюс».
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.06.2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. СПС «Консультант Плюс».
13. Паспорт федерального проекта «Цифровые технологии» (утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 № 9). URL: https://turov.pro/wp-content/uploads/2019/09/pasport-czifrovye-tehnologii.pdf?ysclid=lpi1no97mk496760856 (дата обращения: 20.11.2023).
14. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/?ysclid=lpi1sja5kj591537405 (дата обращения: 20.11.2023).

Введение

В настоящее время развитие малого предпринимательства определено как одно из важнейших направлений процесса роста и оздоровления национальной экономики. Высокий уровень гибкости рыночного поведения, высокая скорость деловой реакции на изменения рыночной среды свидетельствуют о перспективах ускоренного развития этого сектора российской экономики.

В период пандемии COVID-19 и ликвидации ее последствий, темпы развития малого бизнеса замедлились, произошло определенное сокращение количества малых и средних предприятий, часть из них перешла в теневой сектор или была расформирована по формату самозанятости.

В сложившейся ситуации острую актуальность приобретает проблема комплексного подхода к поддержке малого и среднего предпринимательства, как основы повышения их конкурентоспособности в сложных условиях турбулентной экономики.

Вопросы развития малого бизнеса нашли довольно широкое освещение в трудах отечественных и зарубежных авторов. В составе работ отечественных авторов следует выделить труды Горфинкеля В.Я., Голубкова Е.П., Панкрухина А.П., Пилипенко Н.Н., Синяевой И.М., Соловьева Б.А., Шаховогово В.А. и др. Из числа зарубежных авторов выделим работы Ансоффа И., Котлера Ф., Левита Т., Мескона М., Янга С. и др.

Несмотря на актуальность проблематики развития субъектов малого бизнеса, в настоящее время необходим комплексный подход по отношению к производственным предприятиям, что не нашло пока должного отражения в публикациях отечественных и зарубежных ученых. Это свидетельствует о необходимости проведения дальнейших научных исследований и приобретения практического опыта в этой сфере практико-ориентированного научного познания.

Анализ публикаций, связанных с исследованием деятельности малого бизнеса, позволил выявить довольно многочисленные дискуссии среди ученых и практических работников, по поводу его понятия, структуры, что вызывает необходимость более детально рассмотреть эту категорию и инструменты поддержки предприятий МСП.

Цель исследования состоит в обосновании основных направлений поддержки субъектов малого бизнеса в современных условиях.

Материалы и методы исследования

В качестве методов исследования были использованы статистические, динамические методы и методы анализа, синтеза, индукции и дедукции.

Результаты исследования и их обсуждение

В экономических публикациях используются два таких понятия как «малый бизнес» и «малое предпринимательство», которые в известном смысле являются синонимическими и в таком понимании используются в данном исследовании.

Вместе с тем между этими категориями есть определенное различие, которое не имеет принципиального значения для данного научного исследования. Такой вывод подтверждает мнение авторов статьи «Малое предпринимательство: сущность и функции» Давыдова А.А и Конева А.А., которые отождествляют понятия «малый бизнес» и «малое предпринимательство», потому что термин «бизнес» является англоязычной версией понятия и обозначает деятельность, осуществляемую с целью получения дохода, «предпринимательство» – это русскоязычное понятие, которое имеет схожую трактовку [1]. В самом общем случае бизнес представляет собой такую экономическую деятельность, основной целью которой является получение прибыли, в то время как «предпринимательство» в большей части имеет инновационную составляющую, которая проявляет себя в новаторской деятельности различных предприятий.

В России понятие малого предпринимательства было впервые введено в деловой оборот в соответствии с Законом СССР «О предприятиях в СССР» [2]. В этом законе впервые были установлены два таких критерия отношения предприятий к малым, как численность работающих и величина хозяйственного оборота, но их количественные значения установлены не были.

Количественные критерии отнесения предприятий к малым были указаны только в Законе РСФСР от 12 декабря 1990 года № 446-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» [3]. В соответствии с этим законом малыми стали считаться предприятия всех организационно-правовых форм, как вновь созданные, так и уже действующие, имеющие определенную среднесписочную численность персонала.

В последствие понятие «малое предприятие» уточнялось в Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [4].

В следующих законодательных актах наряду с понятием малых предприятий появился статус средних предприятий, что было закреплено в Федеральном законе № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [5]. Установленные этим законом критерии отнесения предприятий к малым и средним можно объединить в следующие три группы: юридические критерии, критерии по численности, критерии по доходу. Особо следует отметить, что все три критерия должны быть соблюдены одновременно.

Несомненно, малый и средний бизнес играет важную роль в развитии национальной экономики России. Малый бизнес является одним из стратегически важных секторов национальной экономики, который обеспечивает решение многих ее проблем. Потенциал сектора малого бизнеса, который к настоящему времени сформирован в России, представлен в таблице 1.

Таблица 1

Количество микроорганизаций, малых и средних предприятий в РФ [6]

Показатели

2018

2019

2020

2021

2022

2023

Темп прироста, %

Число малый предприятий, ед.

239030

223335

197842

190137

185592

183878

-23,1

Число средних предприятий, ед.

19944

18492

16741

17736

17651

17649

-11,5

Число микро-предприятий, ед.

2558536

2473561

2314428

2164402

2110815

2079959

-18,7

Всего малых предприятий

и микро-предприятий, ед.

2797566

2696896

2511970

2354539

2296407

2263837

-19,1

За период с 2018 по 2023 год четко проявилась тенденция уменьшения потенциала сектора малого и среднего бизнеса, что свидетельствует о весьма неблагоприятной тенденции в российской экономике. Число малых предприятий уменьшилось на 23,1%; средних предприятий – на 11,5% и микропредприятий – на 18,7%, общее число малых предприятий и микропредприятий – на 19,1%

Можно выделить несколько основных причин, которые привели к такой динамике сектора малого и среднего предпринимательства (МСП):

- пандемия COVID-19;

- санкционное воздействие на российскую экономику, в том числе и на МСП;

- традиционные проблемы организационно-экономического характера [7].

Эпидемиологический кризис, вызванный вспышкой заболевания COVID-19, нанес серьезный вред практически всем секторам российской экономики. В этот довольно сложный период, как на федеральном, так и на региональном уровнях был принят комплекс мер по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, основными среди которых были [8]:

- предоставление безвозмездной финансовой помощи в виде грантов для наиболее пострадавших секторов МСП;

- предоставление льготных кредитов для целей восстановления предпринимательской деятельности;

- полное освобождение от некоторых страховых взносов, налогов, сборов и;

- отсрочка срока уплаты налоговых платежей;

- отсрочка по срокам предоставления финансовой отчетности;

- мораторий на процедуру банкротства;

- консультационная поддержка.

В настоящее время Россия находится под воздействием санкций, которые являются беспрецедентными по своему масштабу. Малый и средний бизнес также ощутил влияние экономических санкций, которые проявились в появлении следующих проблем для этого сектора экономики:

- высокая зависимость от импорта;

- рост закупочных цен на все виды материальных и производственных ресурсов;

- значительное снижение покупательского спроса населения;

- снижение объема продаж основных видов товаров и услуг;

- разрыв цепочек поставок и налаженной системы сбыта [9].

В период санкционного воздействия и по настоящее время для поддержки субъектов МСП на государственном уровне реализуются следующие мероприятия [10]:

- ослабление административной нагрузки на бизнес;

- развитие программ льготного кредитования;

- расширение доступа субъектов МСП к участию в государственных закупках;

- развитие импортозамещения;

- экспертное консультирование бизнеса;

- разработка широкого спектра цифровых сервисов.

Традиционные проблемы организационно-экономического характера включают в себе широкий перечень, который постоянно увеличивается и в настоящее время имеет следующий вид (рис. 1).

Одна из самых основных проблем развития сектора МСП – это низкий удельный вес обрабатывающих производств (рис. 2).

В качестве негативной тенденции развития сферы МСП можно также отметить неравномерность ее развития по регионам страны (рис. 3) [6].

missing image file

1 – низкая доступность финансовых ресурсов, в том числе банковских кредитов;

2 – большая доля теневого оборота;

3 – отсутствие четких ориентиров развития на инновационной основе;

4 – нерегулярное и не всегда гарантированное финансирование программ развития МСП на региональном и федеральном уровнях;

5 – нехватка квалифицированного персонала в сфере IT-технологий;

6 – трудности в обеспечении сырьем и материалами, налаживании связей с их поставщиками;

7 – сложность оформления и регистрации субъектов МСП;

8 – отсутствие широкого доступа к государственным заказам

Рис. 1. Основные проблемы развития сектора МСП в России Источник: составлен автором с использованием [11]

missing image file

Рис. 2. Отраслевая структура сектора МСП в России в 2022 году [1] Источник: составлен автором по данным Росстата

Увеличение количества субъектов МСП произошло по Центральному федеральному округу (8,9%); Северо-Западному федеральному округу (1,3%); Северо-Кавказскому федеральному округу (5,4%) и Дальневосточному федеральному округу (17,8%). Вместе с тем, тенденция уменьшения количества субъектов МСП проявило себя в Южном федеральном округе (-1,4%); Приволжском федеральном округе (-2,4%); Уральской федеральном округе (-1,2%) и Сибирском федеральном округе (-11,1%). Такая тенденция свидетельствует о том, что в регионах по-разному обстоит работа с сектором МСП, его государственной поддержкой и местными инициативами, что свидетельствует о наличии резервов в этом плане.

missing image file

Рис. 3. Количество малых и средних предприятий по РФ за 2018-2023 годы Источник: составлено автором по данным Росстата

missing image file

Рис. 4. Направления и виды государственной поддержки субъектов МСП Источник: составлено автором по материалам [11]

В регионах страны часть субъектов МСП является убыточной. Так, например, в Ростовской области сумма убытков в этом секторе региональной экономики составила 61321 млн руб. [12].

Наибольший удельный вес среди убыточных субъектов МСП занимают те из них, которые занимаются операциями с недвижимым имуществом – 52,5%; торговлей оптовой и розничной – 11,4%; деятельностью профессиональной, научной и технической – 6,9%.

В сложившейся ситуации большое значение приобретает государственная поддержка сектора МСП.

В настоящее время она осуществляется по целому ряду направлений (рис. 4).

Практически во всех регионах реализуются региональные меры поддержки сектора МСП. Недостаточный уровень развития сферы МСП также объясняется низким уровнем цифровизации всех его бизнес-процессов. Для исправления такой ситуации Минцифры России в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [13] была разработана и запущена специальная программа, направленная на поддержку процесса цифровизации сектора МСП.

Фирмы, относящиеся к субъектам МСП, получили возможность приобретать отечественное программное обеспечение за полцены. Из средств федерального бюджета компенсируется 50% стоимости его производителям.

Перспективы развития сектора МСП представлены в Национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [14].

Главные цели проекта:

- увеличение численности работающих в сфере МСП к концу 2024 г. до 25 млн человек;

- рост доли МСП в ВВП к концу 2025 г. до 23,5%;

- увеличение удельного веса экспорта субъектов бизнеса к концу 2024 г до 10% в общем объеме несырьевого экспорта.

Во всех программах развития МСП серьезное внимание уделяется совершенствованию системы государственных закупок для этого важного сектора экономики.

При выделении квот субъектам МСП на этапе отбора исполнителей государственных контрактов особое внимание следует уделять тем видам предпринимательской деятельности, которые ведут представители социально слабо защищенных слоев населения: социального предпринимательства, женского предпринимательства.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день малый бизнес играет огромную роль в формировании уровня социально-экономического положения страны и для его развития необходим комплексный подход, обеспечивающий всестороннюю поддержку субъектам МСП.

В условиях смены технологических укладов особую роль должны сыграть дополнительные программы для российского производственного бизнеса.

В результате проведенного исследования можно заключить, что малый бизнес страны находится в кризисном состоянии и необходимы реорганизационные мероприятия по его восстановлению, особенно в производственной сфере с использованием государственной поддержки.


Библиографическая ссылка

Иванова Е.А. ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 12-2. – С. 252-258;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3163 (дата обращения: 17.05.2024).