Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Белоусова И.В. 1
1 ФГБОУ ВО «МИРЭА – Российский технологический университет»
В статье обоснованы подходы к развитию малого и среднего бизнеса в условиях цифровизации. Установлено, что в системе предпринимательской деятельности значительное место занимает малый и средний бизнес. В то же время малый и средний бизнес прямо определяются возможностями формирования тесных кооперационных связей с крупными предприятиями. Особую актуальность приобретает создание эффективной организационной структуры малых и средних субъектов бизнеса, обеспечение государственной гарантии имущественных прав малых и средних предприятий, оказание помощи малым и средним предприятиям по подготовке бизнес-планов, инвестиционных проектов. Доказано, что организационно-институциональный механизм поддержки малого и среднего бизнеса сочетает инструменты влияния через государственные и негосударственные органы и институты различных уровней управления, приводящие в действие эти инструменты. На основании функционального подхода организационно-институциональный механизм развития малого и среднего бизнеса в условиях цифровизации можно представить в виде системы взаимосвязанных функциональных блоков: политического, административно-распорядительного, обслуживающего, общественного и международного. Определено, что внедрение системы страхования предпринимательских рисков будет способствовать исключению из налоговой базы страхователей сумм уплаченных страховых взносов; снижению для малых и средних предприятий в начальный период деятельности размера страховых взносов, которые возможно компенсировать за счет бюджетных средств на условиях кредитования, получению налоговых льгот для компаний, осуществляющих страхование субъектов малого и среднего бизнеса.
развитие
малый и средний бизнес
цифровизация
предприятие
инвестиции
производство
регулирование
бизнес-план
капитал
структура
1. Антонова О.И., Гилева И.С., Резниченко Д.В. К вопросу о новых возможностях в сфере цифровизации малого и среднего предпринимательства // Russian Economic Bulletin. 2023. Т. 6, № 3. С. 25-33.
2. Белоусова И.В., Григоренко О.В. Подходы к оценке совокупного экономического потенциала национальной экономики // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 3-1. С. 10-15.
3. Боровкова Г.А., Булатова Г.Ф. Цифровизация взаимодействия органов государственной власти с малыми средними предприятиями // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. 2023. Т. 12, № 1. С. 37-44.
4. Зонова А.В., Ливанова Р.В. Применение международных стандартов учета и отчетности для отражения операций по целевому финансированию // Учет. Анализ. Аудит. 2014. № 1. С. 116-121.
5. Зонова А.В., Ливанова Р.В. Применение МСФО для отражения операций по страхованию урожаев сельскохозяйственных культур // Международный бухгалтерский учет. 2008. № 3 (111). С. 31-34.
6. Зонова А.В., Ливанова Р.В. Целевая государственная помощь сельскохозяйственным организациям по страхованию урожаев // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 6 (135). С. 12-14.
7. Кожина В.О., Лебедева О.Е. Формирование информационно-аналитического обеспечения малого предпринимательства // Экономика и предпринимательство. 2017. № 10-2 (87). С. 444-447.
8. Лебедева О.Е. Теоретические аспекты формирования продовольственного рынка // Научные труды Южного филиала Национального университета биоресурсов и природопользования Украины «Крымский агротехнологический университет». Серия: Экономические науки. 2010. № 128. С. 238-245.
9. Манухин А.И. Использование моделирования для оценки эффективности мер по совершенствованию кредитования малого и среднего бизнеса // Финансовая экономика. 2023. № 3. С. 229-233.
10. Мордовец А.И. Особенности управления предприятиями малого бизнеса в условиях цифровой трансформации национальной экономики // Теория и практика общественного развития. 2023. № 4 (182). С. 104-108.
11. Морозко Н.И., Морозко Н.И. Рост возможностей финансирования малого и среднего бизнеса в условиях цифровизации экономики // Вестник университета. 2023. № 4. С. 159-168.
12. Николаев Ю.Н. Механизм цифровой трансформации субъектов малого и среднего предпринимательства // Прогрессивная экономика. 2023. № 1. С. 41-54.
13. Федулин А.А., Платонова Н.А., Лебедева О.Е. Предпринимательский фактор в системе развития зеленого туризма // Известия Байкальского государственного университета. 2016. Т. 26, № 3. С. 384-391.
14. Bykova O.N., Garnov A.P., Morkovkin D.E., Stroev P.V., Rudenko L.G., Zonova A.V., Livanovа R.V., Isaichykova N.I. Comparative analysis of Russian and foreign experience in managing enterprises’ intellectual property // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2019. Vol. 10. № 4 (42). P. 1046-1054.
15. Kosevich A.V., Matyunina O.E., Zhakevich A.G., Zavalko N.A., Lebedev K.A. Methodology to estimate the financial market condition // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2016. Vol. 7. № 7. P. 1749-1753.
16. Livanova R., Stepanenko E., Postnikova L., Lukyanov B., Chutcheva J. Enhanсеment of accounting of the agro-industrial sector // European Research Studies Journal. 2018. Vol. 21. № 3. P. 476-487.

Введение

Современная Российская Федерация начала движение к смешанной регулируемой рыночной экономике. Главной движущей силой в этом случае является развитие предпринимательства. Став на путь реформ, необходимо создавать условия для активизации всех видов предпринимательства, в том числе для возрождения малого и среднего бизнеса в условиях цифровизации.

Различные вопросы предпринимательства рассмотрены в трудах О.И. Антоновой [1], Г.А. Боровковой [3], А.И. Манухина [8], А.И. Мордовец [10], Н.И. Морозко [11], Ю.Н. Николаева [12] и др. Изучение этих трудов показало, что общей проблемой выступает обоснование развития малого и среднего бизнеса в условиях цифровизации.

Целью статьи является обоснование подходов к развитию малого и среднего бизнеса в условиях цифровизации.

Материал и методы исследования

Теоретической основой статьи выступают фундаментальные положения экономики, достижения практики функционирования субъектов малого бизнеса; нормативные акты; статистические материалы; данные различных конференций в рамках проблем исследования. Также использован ряд методов: системный подход; сравнительный анализ; анализ, синтез, статистические методы. Использованы методы логического обобщения и прогнозирования.

Результаты исследования и их обсуждение

Что касается роли малого и среднего бизнеса в экономической системе, то необходимо использовать не только количественные показатели, но и социально-экономические (именно относительный показатель количества этих предприятий на тысячу жителей характеризует в значительной степени позиции малого и среднего бизнеса). Главный недостаток в анализе мелких и средних фирм заключается в их поведении по короткому интервалу.

В территориальном плане наибольшей концентрацией малых предприятий характеризуется столица, региональные центры и крупные города [2, 5, 15]. Недостаточное развитие получил малый и средний бизнес в периферийных районах страны, в малых городах. Доля малых и средних предприятий в рамках общего объема производства продукции по регионам Российской Федерации обратно пропорциональна их количеству.

В то же время недостаточно комплексная и системная разработка вопросов развития малых форм предпринимательства, в частности определение эффективных механизмов поддержки со стороны государства и других участников экономических отношений, обусловили слишком медленные темпы развития данного бизнеса Недооценка роли малого и среднего бизнеса в условиях цифровизации вызывает необходимость дальнейшего детального теоретического исследования, обобщения практических достижений, разработки современного методологического обеспечения.

Необходимо понимать, что актуальной проблемой является несоответствие национальных количественных критериев определения субъектов малого и среднего бизнеса показателям, применяемым в других странах. Например в ЕС сектор малого бизнеса объединяет самозанятых лиц, а также предприятия с количеством рабочих до 49 человек (включительно) и годовым оборотом до 10 млн. евро. Ликвидация такого диспаритета положительно повлияет на конкурентоспособность отечественного малого и среднего бизнеса на международной арене.

Организационно-институциональный механизм поддержки малого и среднего бизнеса сочетает инструменты влияния через государственные и негосударственные органы и институты различных уровней управления, приводящие в действие эти инструменты. На основании функционального подхода организационно-институциональный механизм развития малого и среднего бизнеса в условиях цифровизации можно представить в виде системы взаимосвязанных функциональных блоков: политического, административно-распорядительного, обслуживающего, общественного и международного.

При этом можно выделить две группы регионов, где сектор малых и средних предприятий наиболее развит. Первая группа регионов демонстрирует высокий уровень абсолютных показателей развития малых и средних предприятий (общее количество предприятий, объемов изготовленной и реализованной продукции и др.). Ко второй группе отнесены регионы, в которых сектор малых и средних предприятий быстро развивается благодаря активизации приграничного сотрудничества. Данные регионы отличаются относительно однообразной структурой экономики и ограниченным потребительским рынком.

В то же время внедрение системы страхования предпринимательских рисков будет способствовать: а) исключению из налоговой базы страхователей сумм уплаченных страховых взносов; б) снижению для малых и средних предприятий в начальный период деятельности (2-3 года) размера страховых взносов, которые возможно компенсировать за счет бюджетных средств на условиях кредитования; в) получению налоговых льгот для компаний, осуществляющих страхование субъектов малого бизнеса.

Анализ применения в Российской Федерации специальных режимов налогообложения доказывает необходимость разработки единой модели упрощенного налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса, которая обеспечивает соответствие уровня налоговой нагрузки платежеспособности данных субъектов [7, 9, 13, 16]. При этом совершенствование информационно-методической системы поддержки данных форм бизнеса предусматривает улучшение кадрового, научного и информационного обеспечения его субъектов.

Улучшению кадрового обеспечения будет способствовать: целевое конкурсное финансирование учебных и методических разработок по проблемам бизнес-образования; разработка системы профессионально-общественной аккредитации образовательных структур; создание органа, объединяющего представителей органов власти, малого и среднего бизнеса, образовательных и научных учреждений и координирующего вопросы подготовки кадров.

Путями улучшения научного и цифрового обеспечения малого и среднего бизнеса являются: формирование госзаказов на научную продукцию для малого и среднего бизнеса; организация и финансирование выставок и ярмарок научно-технической продукции; создание единой информационной системы обслуживания субъектов малого бизнеса [4, 6, 14]. Эффективной формой реализации ресурсно-сбытового механизма малого и среднего бизнеса может стать прямое и субподрядное привлечение его субъектов к выполнению государственных заказов.

В Российской Федерации начато создание инновационных промышленных кластеров, которые предоставляют возможность повысить эффективность взаимодействия крупного, среднего, малого бизнеса, государства, коммерческих, исследовательских и образовательных организаций. Активизации этого процесса будет способствовать применению целевых льгот для предприятий и организаций, осуществляющих программы интеграционного взаимодействия с субъектами малого и реднего бизнеса в условиях цифровизации.

Практика показала, что ускоренное развитие венчурного финансирования малых и средних форм предпринимательства невозможно без разработки специального законодательства, либерализации налоговой и амортизационной политики, создания инфраструктуры венчурного финансирования. В условиях ускоренного процесса формирования малых и средних форм хозяйстования особенно актуальным является применение лизинга в отношениях между субъектами малого и среднего бизнеса, а также крупными промышленными предприятими.

Важным условием успешного развития лизинга является исключение двойного налогообложения добавленной стоимости у лизингодателя и кредиторов. При этом наращивание уровня капитализации, создание разветвленной сети, разработка региональных мероприятий по оптимальному размещению собственных капиталов и привлечение иностранных инвестиций будут стимулировать дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса.

В то же время повысить профессионализм и авторитет объединений предпринимателей возможно путем создания научно-экспертных советов, что позволит осуществлять профессиональную оценку официальных документов по вопросам малого и среднего бизнеса. Поэтому с целью повышения эффективности поддержки малого и среднего бизнеса нами предлагается совершенствование его структуры путем создания: на государственном уровне – отдельного формирования по вопросам малого и среднего бизнеса в составе законодательных органов; на местном уровне – специальных структур с участием представителей местных органов исполнительной власти, объединений предпринимателей, органов управления развитием предпринимательства.

Особое значение приобретает законодательное урегулирование и регламентирование отдельных аспектов деятельности субъектов малого и среднего бизнеса: дифференциация банковского законодательства с учетом специфики и потребностей малого и среднего бизнеса, создание законодательной базы для внедрения в Российской Федерации бюро кредитных историй, принятие законов о едином социальном взносе, франчайзинге и др. Заслуживает внимание также развитие принципа «единого окна», что требует сокращения процедуры до одного дня. Актуальным также является создание общегосударственного реестра документов разрешительного характера. Все это является эффективным способом систематизации законодательства, поскольку в процессе кодификации наряду с нормами общего характера растет количество норм прямого действия в сфере малого и среднего бизнеса.

Заключение

Подводя итоги можно отметить, что в системе предпринимательской деятельности значительное место занимает малый и средний бизнес. С точки зрения его исторической эволюции, малый и средний бизнес проходят вторую стадию развития (после мелкотоварного хозяйства как такового). Это качественно новая стадия, особенностью которой является то, что современный малый и средний бизнес является производным от крупного производства, можно сказать, порождением крупной фабрики.

В то же время малый и средний бизнес прямо определяются возможностями формирования тесных кооперационных связей с крупными предприятиями. Не менее важным может являться формирование эффективной структуры малых и средних субъектов бизнеса; обеспечение государственной гарантии имущественных прав малых и средних предприятий; оказание помощи малым и средним предприятиям по подготовке бизнес-планов, инвестиционных проектов.


Библиографическая ссылка

Белоусова И.В. РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 11-3. – С. 353-356;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3099 (дата обращения: 16.05.2024).