Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

НОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ИМПОРТА)

Смагулова С.М. 1 Сероштан Е.С. 1
1 ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»
В настоящей статье рассматривается перспективы легализации практики параллельного импорта в качестве нового механизма развития внешней торговли Российской Федерации в условиях санкционных ограничений. На текущий момент, Российская экономика испытывает трудности в зарубежных поставках иностранной продукции в связи с введенными торговыми ограничениями. Параллельный импорт в рамках настоящего исследования анализируется в качестве нового инструмента, который призван компенсировать значительную часть потерь, связанных с дефицитом зарубежной продукции и создать новые каналы поставок товаров, необходимых для полноценного функционирования экономики страны и обеспечения ее граждан. Выявив основные преимущества и недостатки параллельного импорта, авторы пришли к выводу, что вследствие слабой изученности и небольшой практики его применения, возникает необходимость в перспективных исследованиях, посвященных выявлению оптимальных форм государственного регулирования параллельного импорта, а также анализу защиты правообладателей и контроля качества товаров при использовании такого нового механизма внешней торговли. Кроме того, важным направлением дальнейших исследований является совершенствование нормативно-правовой базы использования альтернативных форм и механизмов внешней торговли на пространстве Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
внешняя торговля
импорт
параллельный импорт
санкции
новые направления во внешней торговле
1. Афанасова Д.В., Мога И.С. Влияние западных санкций на нефтегазовый комплекс России // Реформы в России и проблемы управления – 2017»: материалы 32-й Всероссийской научной конференции молодых ученых. М.: Изд. дом ГУУ, 2017. С. 13-15.
2. Дроботова А.Г. Параллельный импорт в России и способы защиты от него // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 43. С. 468–471.
3. Карпухин М.А. Тенденции применения механизма параллельного импорта в Российской Федерации в 2021 году // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 47. С. 107–119.
4. Кириллов В.Н., Миллер Я.В. Глобальные цепочки создания стоимости в контексте новых вызовов развития мировой экономики // Российский внешнеэкономический вестник. 2021. № 2. С. 86-97.
5. Латтеган К.О. Преимущества и недостатки параллельного импорта в России // Вектор экономики. 2022. № 6. С. 21–28.
6. Поляков В.В., Щенин Р.К. (ред.). Мировая экономика и международные экономические отношения, 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. 363 с.
7. Смагулова С.М., Фетисова Л.Ю. Воздействие антироссийских санкций на внешнеторговую деятельность предприятий российской химической промышленности // Инновации и инвестиции. 2023. № 7. С. 406-409.
8. Смирнов Е.Н. Эволюция международной практики применения антироссийских экономических санкций // Российский внешнеэкономический вестник. 2022. № 4. С. 7-35.
9. Смирнов Е.Н. Эскалация антироссийских санкций и ее последствия для глобальной экономики // Российский внешнеэкономический вестник. 2023. № 2. С. 80-93.
10. Фетисова Л.Ю., Смагулова С.М. Модификация внешнеэкономической стратегии компании «ФОСАГРО» на мировом рынке в условиях санкций // Экономика и предпринимательство. 2023. № 7 (156). С. 1010-1013.

Введение

Внешняя торговля является одним из ключевых факторов экономического развития РФ. Россия активно развивает свои внешнеэкономические связи, стремясь усилить свою позицию на мировом рынке и обеспечить устойчивый экономический рост. В этой статье мы рассмотрим вопрос оценки эффективности новых направлений и механизмов развития внешней торговли России.

Оценка эффективности новых направлений и механизмов развития внешней торговли является важной задачей для правительства РФ, бизнес-сообщества и экономических агентов. Она позволяет выявить успешные стратегии и механизмы, а также определить необходимые корректировки и улучшения в торговой политике. Для достижения данной цели необходимо рассмотреть несколько важных аспектов.

Во-первых, необходимо учитывать экономическое состояние и потенциал РФ. Для определения эффективности новых направлений и механизмов развития внешней торговли необходим анализ рынков и отдельных секторов экономики, в которых страна обладает наибольшими конкурентоспособными преимуществами. Такой анализ позволит выявить перспективы для увеличения экспорта и диверсификации импорта.

Во-вторых, оценка эффективности новых направлений и механизмов развития внешней торговли должна учитывать международную конъюнктуру и геополитические факторы. В современном мире международные отношения играют ключевую роль в определении перспектив внешней торговли. Например, развитие новых механизмов торговли может быть связано с заключением стратегических партнерств или участием в свободных торговых зонах.

Проблематика воздействия разного рода ограничений на внешнюю торговлю нашла широкое отражение в специальной литературе последних лет [4, 6]. Вместе с тем, в последнее время был проведен ряд интересных исследований, связанных с изучением теории и практики антироссийских санкций [8, 9], в том числе в отношении ее отдельных секторов и отраслей [1, 7, 10]. Однако проведенный анализ указанных исследований показал, что параллельный импорт в системе форм, методов и механизмов международной торговли, а также как инструмент противодействия торгово-экономическим ограничениям, остается малоизученным явлением.

Механизмы и инструменты внешней торговли являются важным фактором для экономического развития государства. РФ, являясь одним из крупнейших экономических игроков мирового уровня, активно развивает свои внешнеэкономические связи в новых реалиях. Одним из новых направлений и механизмов развития внешней торговли является легализация механизма параллельного импорта. Целью данной статьи стала оценка возможностей применения новых механизмов совершенствования внешней торговли Российской Федерации в условиях западных экономических санкций, что было реализовано в нашем исследовании на основе анализа параллельного импорта.

Материалы и методы исследования

Для выполнения цели исследования в статье проведен теоретический анализ параллельного импорта в системе отечественной внешней торговли, для чего в основном были использованы результаты более ранних исследований, охватывающих ограничения в международной торговле, в частности, экономические санкции. Исторический и сравнительный анализ позволили оценить последствия применения параллельного импорта для трансграничной торговли.

Результаты исследования и их обсуждение

Вызовы и перспективы применения параллельного импорта в РФ

Под параллельным импортом традиционно понимается процесс ввоза товаров на территорию страны без прямого согласия правообладателя. Это означает, что фирмы и предприниматели закупают товары за рубежом по более низким ценам и перепродают их на внутреннем рынке по меньшей цене, чем предлагают официальные дистрибьюторы. В Российской Федерации данный механизм развития внешней торговли получил официальное законодательное регулирование и считается легальным вследствие введения в отношении государства торговых санкций, которые ограничили поставки существенного количества товарных групп.

В результате ухода ряда иностранных компаний с российского рынка, спрос на их продукцию значительно возрос, оставив существенную долю неудовлетворенного спроса по ряду товаров. Кроме того, деятельность многих иностранных компаний, предоставляющих комплектующие и сырье для других предприятий, была временно приостановлена на территории России, что негативно сказалось на экономике страны. Например, в августе 2022 года продажи новых автомобилей сократились на 80% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, а продажи электротехники упали на 12%. Такого рода тенденции обусловливают рост цен на товары, включая аналоги, что создает значительный потенциал усиления инфляционного давления на экономику и приводит к излишнему укреплению национальной валюты, что негативно сказывается на экспортоориентированных компаниях (в-первую очередь специализирующихся на добыче полезных ископаемых) и налоговых доходах федерального бюджета.

Следует отметить, что частичная легализация параллельного импорта помогает избежать острого дефицита товаров, однако не позволяет полностью заместить необходимый их объем, а цены на них будут расти, прежде всего, из-за увеличенных транзакционных издержек, особенно логистических. Таким образом, параллельный импорт в среднесрочной перспективе (3-5 лет) позволит ограничить рост цен на определенные товарные группы, сдержать излишнее укрепление национальной валюты и развивать внешнеэкономические связи со странами, через которые осуществляется параллельный импорт. Наиболее перспективные бенефициары параллельного импорта для России – Китай, Турция, Казахстая и Армения. Данный аспект представляет уникальные возможности для развития экономики страны в данной ситуации.

Проведем оценку экономического влияния параллельного импорта на экономику РФ и выделим положительные и отрицательные аспекты частичной легализации данного инструмента.

Преимущество параллельного импорта заключается в том, что рынок будет насыщаться необходимыми товарами, хотя и не в таком количестве, какое требуется внутренней экономике. Это особенно актуально для высокотехнологичной продукции или товаров, производство которых в стране не осуществляется конкурентоспособным образом. В частности, в условиях санкций, ухода зарубежных компаний и оттока иностранного капитала параллельный импорт становится механизмом стабилизации и снижения негативных последствий данных негативных факторов, что позволит избежать дефицита целого ряда товаров.

Кроме того, параллельный импорт, основанный на международном принципе исчерпания права [3], позволяет уменьшить или даже исключить возможность спекуляции со стороны правообладателей товаров с маркировкой. Этот инструмент обеспечивает защиту от произвольного установления разных цен на одни и те же товары в разных странах.

Отчасти легализацию параллельного импорта можно рассматривать как средство для развития конкурентной среды, что может способствовать укреплению национальной экономики и, следовательно, формированию единого экономического пространству в стране и даже сглаживанию социально-экономической дифференциации между отдельными регионами. Однако следует понимать, что даже частичная легализация параллельного импорта приведет к значительным изменениям в условиях деятельности иностранных компаний в Российской Федерации. Ранее эти компании работали на основе принципа эксклюзивности, то есть иностранный правообладатель выбирал одного или нескольких официальных дистрибьюторов на территории России и вел через них свою экономическую деятельность. Такое взаимодействие позволяло иностранным компаниям-правообладателям диктовать свои условия дистрибьюторам. При частичной легализации параллельного импорта условия работы изменились. Теперь российские дистрибьюторы могут самостоятельно заниматься ввозом и продажей товаров, входящих в список товаров, разрешенных к ввозу по параллельному импорту.

В таких условиях может возникнуть ситуация, когда иностранные правообладатели могут посчитать дальнейшую деятельность в нашей стране невыгодной. Кроме того, иностранные компании сталкиваются с конкуренцией от параллельных импортеров, на которых они не могут оказывать влияние, в отличие от своих официальных дистрибьюторов. Это может стать еще одной причиной увеличения оттока иностранных компаний с российского рынка. В случае закрытия или приостановки деятельности иностранных компаний может возникнуть временный дефицит товаров, поскольку параллельным импортерам потребуется время для налаживания каналов поставок в необходимых объемах.

Иностранные компании могут ограничить продажу своей продукции в России путем заключения договоров с другими зарубежными партнерами. В результате этого параллельные импортеры могут столкнуться с проблемами при получении необходимых товаров для осуществления параллельного импорта. Это может привести к усложнению логистики и увеличению цен на ввезенные товары [5].

Важно отметить, что определенные товары изначально адаптируются к стандартам той страны, в которую они будут импортированы. Если иностранные компании отказываются сотрудничать с российскими, то возникает ситуация, когда параллельный импорт не может удовлетворить спрос на определенные товары из-за несовместимости технических параметров.

Переход нашей страны от режима национального исчерпания права к международному приведет к значительному оттоку иностранного капитала с отечественного рынка. Большинство специалистов в сфере экономики считают, что в среднесрочной перспективе уменьшение инвестиций в экономику России составит 20 млрд. долл. США, тогда как налоговые поступления снизятся на 3 млрд долл. [2]. Кроме того, долгосрочное использование параллельного импорта представляет опасность для реализации важной политики по импортозамещению, поскольку такие каналы снижают экономическую мотивацию отечественных производителей создавать свою собственную конкурентоспособную продукцию.

Таким образом, правительству РФ необходимо уделить внимание этим проблемам и разработать механизмы, одновременно способствующие развитию отечественного производства и защите интересов российских производителей, а также позволяющие противодействовать возникновению дефицита при помощи использования практики параллельного импорта.

Обсуждение вопросов эффективности параллельного импорта

Оценка эффективности параллельного импорта и его влияния на внешнюю торговлю Российской Федерации является неотъемлемой частью в рамках анализа экономической политики страны. При этом, оценка может быть проведена с различных точек зрения. С одной стороны, привлечение параллельного импорта может иметь положительные результаты для потребителей. Благодаря более низким ценам на товары, потребители имеют возможность приобрести качественные товары по доступным ценам. Это может стимулировать снижение инфляции и увеличение покупательской способности населения. С другой стороны, параллельный импорт может негативно сказываться на официальных дистрибьюторах и правообладателях. Компании, имеющие права на дистрибуцию и продажу товаров, могут потерять прибыль из-за конкуренции с предпринимателями, осуществляющими параллельный импорт. Это может привести к сокращению инвестиций и потере рабочих мест.

Эффективность параллельного импорта также можно анализировать с точки зрения оценки его влияния на экономику страны в целом. Внедрение механизма параллельного импорта может способствовать увеличению объемов внешней торговли и диверсификации товарного ассортимента на внутреннем рынке. Однако влияние параллельного импорта на экономическую ситуацию в стране должно быть тщательно изучено и проанализировано. Это связано с тем, что параллельный импорт может привести к выводу валюты из страны и оттоку инвестиционного капитала из отечественной экономики.

Важно отметить, что эффективность новых направлений и механизмов развития внешней торговли, включая параллельный импорт, не может быть оценена однозначно. Для получения объективной оценки требуется проведение комплексного исследования, учитывающего экономические, социальные и политические факторы.

Параллельный импорт, несмотря на некоторые негативные аспекты, может обладать рядом преимуществ. Во-первых, он способствует снижению цен на товары и услуги. Благодаря конкуренции с официальными представителями и дистрибьюторами, предприниматели, осуществляющие параллельный импорт, часто продают товары по более низким ценам. Это может оказать положительное воздействие на бюджеты семей, повысить уровень жизни и позволить большему количеству людей приобрести нужные товары и услуги.

Во-вторых, параллельный импорт может способствовать разнообразию ассортимента товаров на рынке. За счет появления параллельного импорта, на рынке могут появиться товары, которые ранее не были представлены официальными каналами. Это позволяет потребителям иметь больше выбора и возможность покупать товары, которые отвечают их потребностям и предпочтениям.

Также, параллельный импорт может способствовать повышению эффективности внутренней торговли и оказывать позитивное воздействие на развитие местного малого бизнеса и предпринимательства. В связи с конкуренцией со стороны предпринимателей, осуществляющих параллельный импорт, локальные производители могут быть вынуждены улучшать качество своей продукции и снижать цены. Это способствует росту конкурентоспособности отечественных производителей и может стимулировать развитие технологических инноваций.

Однако, как и в случае с любой экономической политикой, параллельный импорт имеет ряд ограничений и проблем. Один из главных аспектов – это проблема контроля качества товаров. Товары, ввозимые в страну через параллельный импорт, могут не соответствовать стандартам качества и безопасности, установленным для официально импортируемых товаров. Это может создавать риск для потребителей и наносить ущерб репутации отраслей промышленности. Поэтому необходимо разработать эффективные механизмы контроля и регулирования качества товаров на рынке.

Наконец, параллельный импорт может привести к незаконной торговле и нарушению авторских прав. В ситуации, когда товары продаются без согласия правообладателей, они могут потерять прибыль и мотивацию для дальнейшего инвестирования и развития. Правовые аспекты параллельного импорта должны быть тщательно отслежены и регулироваться на уровне законодательства.

Заключение

Параллельный импорт представляет собой ввоз товаров в страну без согласия правообладателя товарного знака. Однако наше исследование показало, что продукция, ввезенная таким образом, не является контрафактом, поскольку она произведена официальным изготовителем и обладает всеми необходимыми лицензиями и разрешениями. В связи с этим нельзя считать параллельный импорт незаконным инструментом, поскольку международный режим исчерпания прав предоставляет возможность продажи товаров без разрешения правообладателя. Однако важно отметить, что первоначальный поставщик товара должен приобрести его с разрешения бренда и иметь все соответствующие документы.

Частичная легализация параллельного импорта в России стала необходимой мерой в условиях сурового экономического и геополитического давления. Ведь данный механизм позволяет избежать дефицита импортной продукции, разнообразить ассортимент товаров и сдержать рост цен в нашей стране. Таким образом, можно констатировать, что параллельный импорт – это эффективное средство противостояния экономическим вызовам, которое дает возможность России сохранять доступность и разнообразие товаров на рынке.

Мы пришли к выводу, что оценка эффективности параллельного импорта внешней торговли Российской Федерации является сложным и многогранным вопросом. Параллельный импорт может иметь как положительные, так и отрицательные аспекты, и влияние его на экономику и общество должно быть тщательно изучено. Правильное регулирование, контроль качества товаров и защита правообладателей играют важную роль в обеспечении эффективности и устойчивости параллельного импорта. Только через обоснованную оценку и комплексные меры можно максимально использовать потенциал этого механизма для развития внешней торговли и экономики Российской Федерации.

Работа выполнена в рамках гранта ГУУ (НИР № 1009-23).


Библиографическая ссылка

Смагулова С.М., Сероштан Е.С. НОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ИМПОРТА) // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 10-3. – С. 410-415;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3061 (дата обращения: 16.05.2024).