Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СИСТЕМ

Овчинникова Н.В. 1 Овчинников С.А. 1 Лебедева О.Е. 1, 2
1 ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»
2 ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ»
В статье рассмотрены подходы к совершенствованию информационной инфраструктуры управленческих систем. Установлено, что основной целью в рамках информационного обеспечения является наличие необходимого количества и качества информации. Доказано, что информационный ресурс в конкретный момент времени можно разработать или купить, целенаправленно подобрав систему показателей, на основе которых будет определена потребность в производственной и экономической информации, и применив оптимизационные методы для рационализации ее структуры и потоков. В то же время современное информационное обеспечение охватывает экономическое, технико-технологическое, социальное и сущностное поля, каждый из которых определяют те или иные факторы. Анализируя схему взаимодействия данных и информации в процессе принятия решений руководитель, как лицо, уполномоченное принимать управленческие решения, в своей деятельности опирается на информацию и собирает управленческую информацию как результат выполнения возложенных на него функций. Целью использования управленческой информации является перевод управляемого объекта в желаемое состояние. Анализ деятельности предприятия в сфере информатизации показал, что в условиях рыночных отношений постоянное движение денежных потоков, которое активизирует деятельность всех подсистем предприятия является важным фактором, влияющим на эффективность деятельности предприятия, его конкурентоспособность, имидж.
информация
инфраструктура
управление
система
предприятие
рынок
эффективность
деятельность
оптимизация
решение
1. Батукова Л.Р., Багдасарян Н.А., Багдасарян Л.А. Концепция обеспечения организационной эффективности формирования специалиста в области управления на базе университета 4,0 в интересах устойчивого развития России // π-Economy. 2023. Т. 16, № 3. С. 22-44.
2. Безбородов А.Б. Государство, ВПК и геополитическое мышление российского руководства // Новый исторический вестник. 2002. № 3 (8). С. 36-55.
3. Герасимов Б.Н. Моделирование и технологизация элементов менеджмента в экономических системах // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2023. № 2. С. 15-27.
4. Колгушкин А.И. Система внутрифирменной подготовки управленческих кадров современных организаций в интересах социальной ответственности бизнеса // Инновации и инвестиции. 2023. № 2. С. 76-81.
5. Лашкевич М.А., Леонтьева М.В. Совершенствование организации труда в финансовых структурах на примере принципов А.К. Гастева // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право: сборник статей и тезисов / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; Образовательная автономная некоммерческая организация высшего образования «Московский психолого-социальный университет». М., 2021. С. 101-105.
6. Маколов В.И. Российские и зарубежные практики управления талантами в организации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 5-2 (87). С. 155-158.
7. Мирончук В.А., Айгумов Т.Г., Золкин А.Л., Урусова А.Б. Компьютерные системы поддержки управленческих и организационных решений // Естественно-гуманитарные исследования. 2023. № 3 (47). С. 441-445.
8. Овчинникова Н.В., Чистякова К.А. Управление рабочими группами и командами в организациях с учетом кросскультурных различий // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2015. № 3 (146). С. 49-58.
9. Овчинникова Н.В., Артемов О.Ю. Экономика, основанная на знаниях, – путь к обществу нового типа // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2013. № 15 (116). С. 15-26.
10. Старикова О.С. Проблемы и необходимость инновационных подходов в управлении // Менеджер. 2023. № 1 (103). С. 128-134.
11. Шаравова М.М. Механизм управления развитием компании в цифровой среде на основе измерения синергии эффективности цифровых платформ // Век качества. 2023. № 2. С. 130-159.
12. Явурик В.В., Марьясова Е.А. Применение экспертной системы в качестве инструмента поддержки принятия управленческих решений // Аллея науки. 2023. Т. 1, № 5 (80). С. 392-397.

Введение

Развитие рыночных отношений объективно требует оживления деятельности предприятий, формирования эффективных управленческих действий. При этом среди важных факторов развития рыночных отношений существенное место занимает информационное обеспечение управления. Кроме того, рыночные отношения характеризуются многообразием субъектов хозяйствования, составляющих инфраструктуры, продуктов и технологических процессов.

Выявление и использование информации о закономерностях развития рынка, который функционирует на основе действия экономических законов, определяют степень свободы и соответствия им действия всех хозяйственных субъектов, в том числе и государства. Поэтому переход к эффективному рынку возможен при обеспечении всех процессов преобразования необходимой информации. Реализация такого подхода направлена на создание и развитие единого механизма, который содержал бы в себе элементы новых информационных технологий, информационных структур и инфраструктуры, а также условий, которые способствовали бы возникновению, существованию и взаимодействию составных элементов рыночных преобразований как источников и потребителей информации.

Различным проблемам управления посвящены труды Л.Р. Батуковой [1], А.Б. Безбородова [2], Б.Н. Герасимова [3], А.И. Колгушкина [4], М.А. Лашкевич [5], В.И. Маколова [6] и др. В то же время анализ научных трудов позволяет сделать вывод о том, что совершенствованию информационной инфраструктуры управленческих систем уделено недостаточно внимания.

Целью исследования является разработка направлений совершенствования информационной инфраструктуры управленческих систем.

Материалы и методы исследования

Теоретическую основу исследования обеспечивают работы отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области комплексного информационного обеспечения в рамках принятия соответствующих решений. В статье использованы нормативные акты государственных учреждений, результаты специальных исследований и наблюдений автора. Методологической основой исследований являются принципы познания, диалектический, логический и системный подходы к рассмотрению процессов и явлений в экономике.

В процессе исследования использованы общенаучные методы: наблюдение, сравнение, измерение, обобщение, абстрагирование, формализации. Из числа специальных методов использовались: метод основных компонент для установления связей между показателями хозяйственной деятельности предприятий, а также регрессионный анализ для определения резервов функциональных направлений.

Результаты исследования и их обсуждение

Проведенное исследование дает основание утверждать, что при развитии рыночных отношений возрастает сложность и динамичность трансформационных процессов как в обществе в целом, так и в отдельных его элементах-предприятиях. При этом наличие многоуровневой структуры управления, содержащей разветвленную систему связей и взаимодействий между подразделениями, с одной стороны, и внешней средой, – с другой, основано на необходимости производства, потребления и распространения информации.

Обобщение теоретических и методических аспектов современного этапа системы управления предприятием дали основание для вывода о том, что управление характеризуется следующими определяющими факторами: 1) сокращением промежуточных звеньев в рамках передачи информации; 2) уменьшением времени перед возникновением информации и ее практической реализацией в виде управленческого решения; 3) интенсификацией информатизации общества в целом; 4) существованием глобальных информационных сетей при отсутствии территориальных ограничений; 5) сращиванием и переплетением промышленного, финансового и интеллектуального капиталов; 6) созданием и использованием цифровых систем; 7) всевозрастающей международной интеграцией; 8) наращиванием усложнением выпускаемой продукции и, соответственно, информации, которая ее отражает; 9) качественно новым характером связей между предприятиями и внешней средой [7, 9, 12].

Системная трансформация общества, переход к современным рыночным отношениям требуют обоснования принятия решений в условиях расширения объемов рынка, товаров, услуг, капиталов. При этом процесс принятия соответствующих решений должен опираться на более разветвленную информационную базу, способствуя развитию тенденций не сжатия, а расширения информации. Все это обуславливает реструктуризацию видения всей системы цифрового обеспечения.

Кроме того изучение информационно-технологической составляющей современных тенденций управления свидетельствует, что уже сейчас так называемая новая экономика информации вызывает структурные трансформации целых отраслей производства, вызывает изменение способов конкуренции, что в свою очередь создает предпосылки для пересмотра стратегии бизнеса.

Обобщения показали, что основным ресурсом при управлении предприятием становится информация, которая, превращаясь в информационный ресурс, выполняет интегрирующую функцию. В современных условиях она является определяющей составляющей при использовании всех других ресурсов, является информационной средой предприятия, позволяет через информационных посредников осуществлять обмен и возмещение недостающих элементов информации для принятия решений.

В этом контексте нами выделен ряд специфических свойств информации: возможность многократного потребления; неуничтожимость в процессе потребления; потребление многими пользователями в том же виде. К традиционным характеристикам следует отнести: вероятность, надежность и доступность, субъективность полезности информации; неопределенность спроса на нее. Поэтому отсутствует возможность предварительно четко определить стоимость произведенного объема информации.

Основной целью цифрового обеспечения является наличие необходимого количества и качества информации, то есть недопущение ее дефицита. Для этого возможна как выработка, так и приобретение информационного ресурса в конкретный момент времени. Это достигается целенаправленным подбором системы показателей, обеспечивающих определение потребности в производственной, экономической информации, использовать оптимизационные методы для рационализации ее структуры и потоков.

В целом любой бизнес можно считать информационным. Для построения информационного пространства необходимо изменение видения внутреннего содержания информации, ее потоковой сущности как условия существования. Как непрерывным является процесс материального производства, так непрерывным является и процесс информационного производства, что ему предшествует и является процессом создания информационного продукта.

Кроме того, информационный продукт имеет некоторые особенности: он может быть использован несколькими производственными процессами в разных местах; создание стоимости продукта отражает не только последовательность материальных преобразований, но и включает всю информацию, вращающуюся как в пределах предприятия, так и при взаимоотношениями с контрагентами. Информация, определяющая эти отношения, уже не является только пассивным отражением процессов, она становится активной составляющей, сигнализирующей о возможных разрывах связи и необходимости коррекции сложившейся ситуации.

При этом существующий уровень электронной связи, наличие глобальных информационных сетей привели к разрыву между потоками информации и потоками самих продуктов. Традиционная связь и традиционное рассмотрение только их взаимной обусловленности в определенное время не соответствует действительности, так как разрушается связь между экономикой информации и экономикой материальных факторов. Это требует реструктуризации цифрового обеспечения в рамках управленческих решений на предприятии.

Проявление современного цифрового обеспечения проявляется в рамкам охвата им экономического, технико-технологического, социального, сущностного полей, каждое из которых определяет соответствующие факторы [8, 10, 11]. Анализ системы взаимодействия данных и информации в процессе принятия решений, показал, что руководитель как лицо, уполномоченное принимать управленческие решения, в своей деятельности опирается на информацию об управляемом объекте и создает управленческую информацию как результат выполнения возложенных на него функций.

На данный момент основными инструментами формирования информации являются системы учета хозяйственной деятельности. Однако, данные системы не способны обеспечить достаточный объем информации, необходимый для процесса соотстветвующих управленческих решений, из-за отсутствия в основном внешней составляющей. С целью устранения указанных недостатков нами предлагается для управления информационными потоками систематизировать их по ряду общих критериев, присущих большинству исследуемых предприятий: во-первых, по внутренней и внешней среде, во-вторых, по потребителям, в-третьих, по функциональным направлениям.

Кроме того, оперативный анализ должен охватывать отдельные взаимозависимые показатели деятельности предприятия и его подразделений, выбор которых зависит от целей и задач системы управления, то есть должен обеспечить систему управления объективной информацией о текущих результатах деятельности предприятия и его структурных элементов в процессе принятия необходимых управленческих решений.

Практика показала, что применение компьютеризированной информационной политики является следующим базовым положением в рамках принятия управленческих решений. Этому способствует возможность объединения технологических аспектов использования информации и компьютеризации, которая основывается на внедрении автоматизированных рабочих мест руководителей и специалистов предприятий.

Заключение

Подводя итоги можно отметить, что основной целью в рамках информационного обеспечения является наличие необходимого количества и качества информации. Информационный ресурс в конкретный момент времени можно разработать или купить, целенаправленно подобрав систему показателей, на основе которых будет определена потребность в производственной и экономической информации, и применив оптимизационные методы для рационализации ее структуры и потоков.

В то же время современное информационное обеспечение охватывает экономическое, технико-технологическое, социальное и сущностное поля, каждый из которых определяют те или иные факторы. Анализируя схему взаимодействия данных и информации в процессе принятия решений руководитель, как лицо, уполномоченное принимать управленческие решения, в своей деятельности опирается на информацию и собирает управленческую информацию как результат выполнения возложенных на него функций. Целью использования управленческой информации является перевод управляемого объекта в желаемое состояние.

Кроме того, анализ деятельности предприятия в сфере информатизации показывает, что в условиях рыночных отношений постоянное движение денежных потоков, которое активизирует деятельность всех подсистем предприятия является важным фактором, влияющим на эффективность деятельности предприятия, его конкурентоспособность, имидж. Одновременно анализ информационной деятельности предприятия, ориентированной во внешнюю среду, свидетельствует о том, что организация, информационного обеспечения не достаточно гибкая и не способна вовремя обновлять свои элементы, что в свою очередь препятствует исследованию рынка имеющейся информации, выбору наиболее перспективных контрагентов.


Библиографическая ссылка

Овчинникова Н.В., Овчинников С.А., Лебедева О.Е. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СИСТЕМ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 10-3. – С. 405-409;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3060 (дата обращения: 16.05.2024).