Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Караваева Е.В. 1 Байбурин Р.Р. 1
1 ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет
С каждым днем феномен цифровизации охватывает все больше сфер человеческой деятельности. На нее нацелены все национальные правительства и многие транснациональные корпорации. Как известно, цифровизация помогает экономикам расширяться и развиваться, а на данный момент это невозможно без использования высоких технологий и проектов в области цифровизации. Появившаяся в 50-х годах прошлого столетия идея долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса, известная под понятием «государственно-частное партнерство» (ГЧП), на данный момент сыскала большую популярность во многих странах. В частности, из-за того, что ГЧП играет важную роль в условиях цифровизации экономики, так как обеспечивает сотрудничество и взаимодействие государства и частного сектора для разработки и внедрения цифровых технологий и решений. Так, ГЧП может сотрудничать в создании цифровой инфраструктуры, такой как широкополосный доступ в интернет и развертывание цифровых сетей. Государство может выделять средства на развитие инфраструктуры, а частный сектор может предоставить техническую экспертизу и ресурсы. Также, государство может выступать регулятором и устанавливать правила игры, а частный сектор – предоставлять экспертизу и опыт в области цифровых технологий. Наконец, цифровизация требует наличия высококвалифицированных специалистов и развития цифровых навыков у населения. ГЧП может помочь в разработке и реализации программ обучения и тренингов по цифровым навыкам, сотрудничая с частными компаниями и учебными заведениями. Данное исследование имеет важное практическое значение, так как оно предоставляет информацию и аналитику, которая может быть использована для разработки политических и стратегических решений в области ГЧП. Кроме того, статья способствует повышению осведомленности и образованности как в области ГЧП, так и цифровизации, а также может быть использована в образовательных программах и курсах, связанных с этой тематикой.
государственно-частное партнерство
роль гчп
цифровизация экономики
цифровая экономика
гчп
1. Сиваев С.Б., Маркварт Э. Государственно- и муниципально-частное партнерство в России и за рубежом: учебное пособие. М.: Дело, 2018. 42 с.
2. Ираева Н.Г., Ираев Д.Г., Байбурин Р.Р. Современные тенденции развития цифровой экономики: опыт России и США // Вестник УГНТУ. 2023. №1 (43). С. 14-20.
3. Глобальный инновационный индекс – 2022 – Новости – Институт статистических исследований и экономики знаний – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/news/777572032.html?ysclid=ljvqtzsnbx563690650 (дата обращения: 10.07.2023).
4. ГЧП в IT | РОСИНФРА [Электронный ресурс]. URL: https://rosinfra.ru/spec/gcp-v-it?ysclid=lhm 8d9oeap728300612 (дата обращения: 08.07.2023).
5. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 29 (часть I).
6. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 30 (часть II).
7. Реализация национальных проектов в эпоху цифровой экономики через институцию ГЧП – Цифровая экономика [Электронный ресурс]. URL: http://digital-economy.ru/stati/realizatsiya-natsionalnykh-proektov-v-epokhu-tsifrovoj-ekonomiki-cherez-institutsiyu-gchp?ysclid=ljvps6ecx6910239704 (дата обращения: 09.07.2023).
8. Караваева Е.В. Институциональные изменения как основа существования централизованных цифровых денег // Экономика и управление. 2023. № 4. С. 3-8.

Целью научной статьи является изучение и определение ключевых ролей государственно-частного партнерства в условиях цифровизации экономики.

Материалы и методы исследования

В процессе написания статьи использовались теоретические методы анализа и синтеза, обобщения и классификации. Были изучены данные нормативно-правовой базы, экономическая литература в области государственных и частных партнерских отношений в рамках цифровой экономики.

Результаты исследования и их обсуждение

Влияние цифровых технологий на институциональный характер взаимодействия государства и частных инвесторов отражает изменение структуры и характера экономических отношений. Стремление государства решить вопрос рационального использования бюджета страны связана с взаимодействием участников и изменением совершения сделок.

Цифровизация формирует новые правила и участников, на первый план для обеспечения функционирования цифровой экономики выходят понятия цифровой инфраструктуры, стартапов и технологических компаний. Из-за огромной сложности создания больших объектов инфраструктуры, которую необходимо не только создать, но и поддерживать в рабочем состоянии, государство делит данные задачи с частным бизнесом через соглашение о государственно-частном партнерстве (далее – ГЧП).

При использовании ГЧП уполномоченные государственные органы подготавливают концепцию проекта и на первый план выходит обеспечение нормативно- правовой базы и соответствие общественным интересам и благополучию. Частные организации, в свою очередь, должны обладать финансовыми ресурсами и технологиями, специфическими навыками и возможностями.

Современное понятие «государственно-частное партнерство» принято относить ко второй половине 20 века с началом внедрения первых проектов, государство искало способы привлечь частный бизнес для решения проблем бюджетного ограничения и повышения эффективности финансирования [1].

С того момента произошло множество изменений как в частном, так и в государственном секторе. В частности, развитие технологий и совершенствование цифровых коммуникаций стали основой появления такого фактора мирового развития как цифровая экономика, понятие которой официально появилось в 1995 году.

Замена ручного труда искусственным интеллектом, появление новых видов ресурсов в области информационных технологий и автоматизация – лишь малая часть процесса цифровизации. Проникновение цифровизации в экономику и жизнь людей в разных странах происходит по-разному, в частности, это зависит от степени вовлеченности населения в процесс, от уровня технической оснащенности и должного образования [2].

Понятие цифровизации тесно связано с таким понятием, как инновационная система. В рамках инновационной системы России цифровизация играет ключевую роль, так как она позволяет улучшить процессы управления, оптимизировать бизнес-процессы, повысить качество услуг и товаров, а также создать новые цифровые продукты и сервисы. К сожалению, нынешняя инновационная система России связана со слабостью институциональной инфраструктуры и неразвитостью законодательной базы в данной сфере. К этому пришли исследователи Global Innovation Index – 2022 – международного рейтингового измерения инновационного потенциала и эффективности развития в различных странах мира (рис. 1).

Несмотря на слабые стороны инновационной системы России, процесс цифровизации активно влияет на государственно-частное партнерство. В частности, на это указывает высокий рост появления IT-проектов.

Согласно данным Росинфры, с 2015 года и на данный момент реализовано 17 крупных IT-проектов с общим объемом частных инвестиций 226.54 миллиарда рублей [4].

Что касается законодательной базы по развитию государственно-частного партнерства в России, на федеральном уровне законодательной базой являются Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5] и Федеральный закон «О концессионных соглашениях» [6].

missing image file

Рис. 1. Сильные и слабые стороны инновационной системы России: 2018-2022 Источник: данные глобального инновационного индекса [3]

В рамках государственно-частного партнерства предполагается использование соглашений о государственно-частном, муниципально-частном партнерстве, лизинговых и концессионных механизмов, финансирование с привлечением частных инвестиций социальных программ и стратегических инвестиционных проектов, имеющих общенациональное и региональное значение [3]. Доля IT-проектов по формам реализации имеет следующие соглашения (рис. 2).

Соглашение о ГЧП/МЧП (224-ФЗ) является наиболее используемой по форме реализации, концессионное соглашение является второй по популярности формой реализации IT-проектов. В частности, обусловлено это тем, что концессионные соглашения представляют собой форму аутсорсинга, позволяющую всем сторонам воспользоваться сравнительными преимуществами.

Необходимо отметить тот факт, что в России IT-отрасль до сих пор остается «частной»: по некоторым оценкам, государство вкладывает в нее не более одно десятой от общих инвестиций. Этих средств недостаточно для покрытия «цифровых» потребностей страны [7].

Несмотря на это, государство, как упоминалось ранее, направило всю свою институциональную среду на «цифровизацию» экономики. В частности, это предполагает реализацию масштабных проектов, которое во многом превосходит возможности государственного бюджета. Именно поэтому на системной основе и привлекается бизнес.

missing image file

Рис. 2. Доля IT-проектов по формам реализации Источник: платформа поддержки инфраструктурных проектов Росинфра [4]

ГЧП проекты в отрасли цифровизации

Название ГЧП проекта

Отрасль

Описание

Создание системы цифровой маркировки и прослеживания (мониторинга) оборота товаров

Цифровизация в сфере логистики

Проект направлен на обеспечение получения оперативной и достоверной информации о движении товаров в рамках хозяйственной деятельности организаций.

Eurasian Stock Exchange – блокчейн платформа токенизации интеллектуальной собственности и маркетплейс верифицированных интеллектуальных активов

Цифровизация в сфере госуправления

Платформа монетизирует нематериальные активы по модели IP Assets Staking.

Механизм позволяет блокировать ЦФА и международные активы ИС в смарт контрактах сервиса и получать доход, на основе годовой процентной доходности, количества активов ИС в стейкинге и их стоимости, без необходимости продавать права на объекты интеллектуальной собственности.

Блокчейн аналитика. Расследование криптопреступлений. Противодействие отмыванию средств в блокчейне.

Центры обработки данных

Проект нацелен на аналитику ключевых показателей криптовалюты в разрезе РФ, а также расследование краж криптовалюты и помощи (консультаций) правоохранительным органам в этом вопросе, противодействию отмыванию средств в криптовалютах и разметке пользователей криптовалют среди клиентов банков.

Платформа Pragmacore

Цифровизация в сфере промышленности

Данный проект позволяет управлять стройкой онлайн, митигировать риски и экономить ресурсы заказчика.

Региональная коммуникационная платформа 2NETS APP PLATFORM

Цифровизация в сфере госуправления

2NETS APP PLATFORM предоставляет инструменты для создания суперприложений и имплементации технологической парадигмы суперприложений в приложениях для «умного города».

Источник: составлено автором на основе данных платформы поддержки инфраструктурных проектов Росинфра [4].

На сегодняшний день в отрасли цифровизации реализуется множество ГЧП проектов, начиная от проектов в сфере логистики и заканчивая цифровизацией в сфере государственного управления и введения цифрового рубля (таблица) [8].

Указанные в описании цели проектов обусловливают рассмотрение и некоторых ролей. Авторами данной статьи выделены следующие роли государственно-частного партнерства в условиях цифровизации экономики.

Роль 1. Данная роль заключается в том, что государственно-частное партнерство оказывает помощь в привлечении частных инвестиций для разработки и внедрения цифровых инфраструктур.

Обусловлено это, прежде всего, высокой актуальностью цифровых инфраструктур в нынешнее время, так как именно цифровые инфраструктуры позволяют оптимизировать бизнес-процессы за счет автоматизации, что, в свою очередь, повышает эффективность работы предприятий и улучшает качество предоставляемых товаров или услуг.

Роль 2. Вторая роль государственно-частного партнерства в условиях цифровизации экономики охватывает цифровые навыки и образование.

Для начала необходимо отметить, что под цифровыми навыками подразумеваются определенные навыки и умения работать с программным обеспечением и компьютерами, обрабатывать цифровую информацию из интернета и поисковых систем, а также понимать основы информационной безопасности и защиты данных.

Государственно-частное партнерство оказывает помощь разработке и дальнейшей реализации различных программ обучения по цифровым навыкам за счет тесного сотрудничества с частными компаниями и учебными заведениями.

Роль 3. Данная роль охватывает цифровые услуги. К таким услугам относятся электронное правительство, отличным примером которого является единый портал государственных услуг (Госуслуги), электронная коммерция, позволяющая использовать электронный перевод денежных средств и обрабатывать транзакции онлайн, онлайн-образование и здравоохранение.

Именно государственно-частное партнерство задействовано в расширении доступа к цифровым услугам населению.

Частный сектор предоставляет инвестиции и технические решения. Государство, в свою очередь, обеспечивает регулирование и нормативную базу для развития данных услуг. Благодаря партнерству государства и частного сектора, обеспечивается их доступность для всех слоев населения.

Роль 4. Одна из важных ролей партнерства государства и частного сектора – это содействие инновациям и стартапам.

Инновации и стартапы, являющиеся актуальной темой на данный момент, меняют и развивают общество и экономическую систему в целом. Успешные проекты создают новые рабочие места, решают множество общественных проблем, начиная от социальных и заканчивая экологическими, а также содействуют эффективности уже существующих отраслей.

При данном партнерстве проектам и стартапам все чаще предоставляется финансовая поддержка и грамотная экспертиза.

Роль 5. Заключительная роль государственно-частного партнерства в условиях цифровизации экономики, которую следует выделить, – это разработка регулирования и защиты прав потребителей. На данный момент это является априори важной темой, так как общество все чаще сталкивается с проблемами взломов и кражи личных данных, с проблемами кибербезопасности и другими проблемами, появившимися на современном этапе цифрового развития.

Заключение

Государственно-частное партнерство играет важную роль в стимулировании цифровизации экономики за счет использования сильных сторон обоих секторов. Они расширяют инновации, доступ к финансированию и предоставлению услуг, одновременно решая проблемы и риски, связанные с цифровой трансформацией. Однако эффективное управление и регулирование необходимы для обеспечения того, чтобы эти партнерства отдавали приоритет общественным интересам и соблюдали этические стандарты.


Библиографическая ссылка

Караваева Е.В., Байбурин Р.Р. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 10-3. – С. 316-321;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3050 (дата обращения: 17.05.2024).