Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА

Платонова Т.Е. 1
1 Московский государственный институт международных отношений (Университет)
Актуальность исследования обусловлена ростом конкуренции в гостиничном бизнесе, как на российском, так и международном рынке, что требует повышения эффективности деятельности предприятий этого бизнеса, особенно в сложных условиях развития индустрии гостеприимства в современной экономике России. Научная статья посвящена исследованию методов оценки экономической эффективности с применением различных показателей деятельности гостиничных предприятий. Повышение эффективности и финансовой отдачи особенно важно при исследовании вариантов выхода предприятий гостиничного хозяйства из провала, вызванного пандемийными запретами. Для более глубокой оценки результативности деятельности гостиничных предприятий в статье был проведен анализ финансовых показателей ЗАО «ГК «Астория». Несмотря на внушительный рост выручки и прибыли отеля, было установлено, что рентабельность активов снизилась в 2022 году по сравнению с 2021 годом с 38,1% до 30,3 %, или более чем на 7,8 %. Факторный анализ этого снижения позволил диагностировать неэффективное использование оборотных активов предприятия. Применение методологии более глубокой методологии анализа работы гостиничных комплексов позволит выявить многие проблемы, возникающие в их работе, и своевременно предпринять нужные меры для их устранения менеджментом гостиниц.
эффективность гостиничного бизнеса
показатели экономической эффективности гостиниц
факторы
влияющие на рентабельность гостиниц
анализ данных зао «гк «астория»
1. Экономика и управление гостиничным предприятием: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. М.Ю. Лайко. М.: Кнорус, 2022. 156 с.
2. Яресь О.Б. Капустина Н.В. Повышение эффективности гостиничного бизнеса в условиях новой реальности // Экономика и предпринимательство. 2022. № 12(149). С. 732-736.
3. ЗАО «Гостиничный комплекс «Астория»: бухгалтерская отчетность и финансовый анализ. URL: https://www.audit-it.ru/buh_otchet/7830002896_zao-gostinichnyy-kompleks-astoriya (дата обращения: 04.06.2023).

Введение

В современной экономике России индустрия гостеприимства развивается быстрыми темпами и положительно влияет на развитие таких отраслей, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, торговля и общественное питание и др. Несмотря на трудности функционирования данного вида бизнеса в период пандемии, в отдельных регионах темпы развития гостиничного бизнеса достигали 15-20 % в год.

Для профессионального управления гостиничным бизнесом необходимо обеспечивать высокую эффективность его деятельности, конкурентоспособность и устойчивую тенденцию развития современных технологий услуг. Эффективность работы гостиничного комплекса определяется несколькими группами показателей.

Целью исследования является применение показателей оценки экономической эффективности деятельности гостиниц на примере гостиницы «Астория» (г.Санкт-Петербург).

Материал и методы исследования

Выводы статьи базируются на основе анализа данных бухгалтерской отчетности ЗАО «ГК Астория» за 2021 и 2022 гг с применением методики расчетов динамических характеристик показателей экономической эффективности оборотных фондов предприятия.

Результаты исследования и их обсуждение

Проблемы в гостиничном бизнесе начались в период пандемии с 2020 года, а также в связи с ограничениями на зарубежные поездки. Эти трудности выразились в построении новой тенденции на рынке туризма России: многие граждане, предпочитающие отдых преимущественно за рубежом, стали проводить его внутри страны. В 2022 году сложности с заграничными поездками также сохраняются, но уже ввиду других причин, в связи с чем, для туристической отрасли и индустрии гостеприимства России сохраняется потенциал дальнейшего развития.

Если рассмотреть в этих условиях показатели туристической отрасли г.Санкт-Петербурга, то по данным комитета по туризму, в 2022 в городе побывали более 8,08 млн туристов, что на 33% превышает показатель 2021 г. (6,07 млн туристов), однако количество туристов все еще не выросло до пандемийных показателей 2019 г. (10,4 млн).

Рассмотрим в этих условиях более подробно показатели деятельности конкретного гостиничного бизнеса на примере гостиницы «АСТОРИЯ». Гостиница «Астория» была построена в 1912, накануне предстоящего празднования 300 лет правления династии Романовых на центральной площади Санкт-Петербурга напротив Исаакиевского собора. Роскошные интерьеры в стиле «Северный Модерн» привлекали и привлекают самых известных и привилегированных гостей. В 1997 фирма «ОТЕЛИ РOCCO FORTE» приобрела долю участия в гостинице «АСТОРИЯ» в размере 30,33% акций. В 2000 году гостиница «АСТОРИЯ» прошла обязательную сертификацию гостиничных услуг и получила категорию уровня 5 звёзд и была принята членом престижной международной ассоциации The Leading Hotels of the World (Ведущие отели мира). Номерной фонд отеля представлен «Царским» и «Президентским» люксами, полулюксами и включает 205 номеров на 390 гостей.

Рассмотрим основные экономические показатели финансовой деятельности этой гостиницы за последние 4 года (рисунок).

missing image file

Динамика выручки и чистой прибыли гостиницы «Астория» за 2010–2022 гг., тыс. руб. Источник: составлено автором по данным финансовой отчетности [3]

Показатели прибыли от продаж, оборотных и внеоборотных активов ЗАО «ГК «Астория»

Показатели

2021 г

2022 г

Абсолютный

прирост, тыс.руб.

Темп прироста, %

Выручка от продаж, тыс. руб.

1395580

1473504

77624

105,6

Себестоимость продаж, тыс.руб.

781166

838425

53659

106,9

Прибыль от продаж, тыс. руб.

239793

284332

44539

118,6

Внеоборотные активы, тыс. руб.

490035

536455

46420

109,5

Оборотные активы, тыс. руб.

138968

402749

263781

289,8

Рентабельность совокупных активов, %

38,1

30,3

-7,8

79,4

Источник: составлено по [3].

Анализ данных графика 1 показывает, что наименьший объем выручки отеля был получен в 2020 году (626,9 млн рублей), в 2021 и 2022 году наблюдался значительный рост выручки, однако ее объем пока не достиг допандемийного уровня 2019 года. Чистая прибыль гостиницы также значительно колебалась, в 2020 году был получен убыток в сумме 198 млн рублей, но в 2022 году удалось выйти на уровень чистой прибыли в размере 179, 8 млн рублей.

Для более глубокого исследования и оценки экономической эффективности гостиничного бизнеса используются специфические показатели, такие как: доход со свободного номера (RevPAR); доход от сдачи номеров (Room Revenue); средние отпускные расценки (ADR); средняя выручка на посетителя (RevPAC) и др.[1]

Целесообразно также использовать и общие экономические показатели оценки эффективности как абсолютные, так и относительные. К абсолютным можно отнести: чистую прибыль, собственный капитал, чистые активы, собственные оборотные активы и т.п. Достаточную глубину анализа можно получить при расчете таких относительных показателей, как: коэффициент роста капитала компании, коэффициент рефинансирования прибыли, коэффициент экономического прироста компании, различные виды рентабельности. Одним из интересных показателей рентабельности является рентабельность совокупных активов, которая отражает степень отдачи таких ресурсов, как оборотные и внеоборотные активы предприятия [2].

Рассчитаем влияние изменения этих факторов на рентабельность совокупных активов по данным бухгалтерской отчетности ЗАО «ГК «Астория» за 2021 и 2022 гг. (таблица) [3].

Рентабельность совокупных активов рассчитывается по формуле:

Ra = П / (ВА + ОА),

где Ra – рентабельность совокупных активов;

П – прибыль от продаж;

ВА – внеоборотные активы;

ОА – оборотные активы.

Изменение рентабельности совокупных активов

ΔRa = Rо – Rб ,

где Rо – рентабельность активов отчетного периода

Rб – рентабельность активов базисного периода

ΔRa = 30,3% – 38,1 = -7,8%.

Рентабельность совокупных активов в 2021 году уменьшилась на 7,8 %, т.е. на рубль совокупных активов прибыль от продаж уменьшилась на 7,8 коп.

Определим влияние изменения факторов на прирост рентабельности совокупных активов, использую трехфакторную модель.

R = П : (ВА + ОА),

1. Определим влияние изменения прибыли от продаж на прирост рентабельности активов:

ΔR(П) = (По – Пб) : (ВАб + ОАб) =

= ( 284332-239793) : (490035+138968) = 0,

0708 или 7,1 %

За счет увеличения прибыли рентабельность совокупных активов увеличилась на 7,1 %.

2. Определим влияние изменения внеоборотных активов на прирост рентабельности:

ΔR(ВА) = По : (ВАо + ОАб) – По : (ВАб + ОАб)

284332 : (536455 + 138968) – 284332 : (490035 + 138968) = -0,031 или (– 3,1) %

За счет увеличения внеоборотных активов рентабельность совокупных активов уменьшилась на 3,1 %.

3. Определим влияние изменения оборотных активов на прирост рентабельности:

ΔR(ОА) = По : (ВАо + ОАо) – По : (ВАо + ОАб)

284332 : (536455 + 402749) – 284332 : (536455 + 138968) = – 0,1182 или (-11,8) %

За счет увеличения оборотных активов рентабельность уменьшилась на 11,8 %.

Рассчитываем и проверяем сумму влияния всех факторов:

7,1 % – 3,1% – 11,8 = – 7,8 %

Таким образом, на рентабельность совокупных активов положительно повлиял, в основном, прирост прибыли от продаж, что было вызвано ростом выручки ЗАО «ГК «Астория» в связи с окончанием пандемии и значительным увеличением загрузки отеля. За счет этого фактора рентабельность гостиницы выросла на 7,1 %. Однако быстрый рост оборотных и внеоборотных активов отеля привел к уменьшению рентабельности, что свидетельствует неэффективном использовании активов гостиничного комплекса «Астория». Рост объема внеоборотных активов привел к снижению рентабельности на 3,1 %, а увеличение объема оборотных активов в структуре баланса предприятия свело на нет все положительные факторы, и привело к снижению рентабельности деятельности ГК «Астория» на 11,2 %. Следовательно, за счет влияния всех трех факторов рентабельность активов уменьшилась на 7,8 %.

Заключение

За последние десять лет туристическая отрасль в России была связана с существенным увеличением активности гостиничных операторов, ростом числа иностранных и внутренних туристов, повышением эффективности гостиничного менеджмента, изменением качества предоставляемых гостиничных услуг. Вынужденные ограничения, обусловленные пандемией, а также различными политическими факторами привели к негативным последствиям в тенденциях развития гостиничного бизнеса. Однако в последние два года эта отрасль стала восстанавливаться быстрыми темпами на всей территории РФ, в том числе и в г.Санкт-Петербурге. Для более глубокой оценки результативности деятельности гостиничных предприятий в статье был проведен анализ финансовых показателей ЗАО «ГК «Астория». Несмотря на внушительный рост выручки и прибыли отеля, было установлено, что рентабельность активов снизилась в 2022 году по сравнению с 2021 годом с 38,1% до 30,3 %, или более чем на 7,8 %. Факторный анализ этого снижения позволил диагностировать неэффективное использование оборотных активов предприятия. Таким образом, применение методологии более глубокой методологии анализа работы гостиничных комплексов позволит выявить многие проблемы, возникающие в их работе, и своевременно предпринять нужные меры для их устранения менеджментом гостиниц.


Библиографическая ссылка

Платонова Т.Е. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 10-2. – С. 243-246;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3018 (дата обращения: 16.05.2024).