Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДОСТУПНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Костырин Е.В. 1 Саакян О.О. 2
1 ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)»
2 Открытое акционерное общество «Управляющая компания Русэнергокапитал»
В РФ существенное значение в реализации принципа охраны здоровья граждан играет доступность медицинской помощи. Доступность медицинской помощи характеризуется, прежде всего, равными экономико-правовыми условиями для медицинских организаций при оказании одних и тех же медицинских услуг. Региональные тарифные соглашения в сфере ОМС, при таких обстоятельствах, должны отвечать реальным потребностям в финансировании. Однако, на территории разных субъектов РФ составляющие элементы доступности медицинской помощи являются различными. Так, в разных регионах РФ отсутствуют единые тарифы на оказание медицинской помощи. Причины этого кроются в отсутствии в федеральном законодательстве требований к выработке единого подхода к формированию тарифов; различных исходных данных и структуре заболеваемости по регионам РФ и т. п. Механизмами повышения доступности медицинской помощи, на наш взгляд, будут являться оспаривание субъектами обязательного медицинского страхования тарифных соглашений; закрепление на уровне действующего федерального законодательства единых методик расчета тарифов в субъектах РФ, единых кодификации, наименований и содержания отдельных услуг; исключении финансирования нецелевых затрат медицинских учреждений из затрат, включаемых в тариф на оказание медицинской помощи.
доступность медицинской помощи
тарифное соглашение
обязательное медицинское страхование
структура тарифа
оспаривание тарифов
1. Конституция Российской Федерации / КонсультантПлюс: справ. прав. система. URL: http: // www.consultant.ru / data.html (дата обращения: 10.10.2023).
2. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ; в ред. от 01.06.2023 / Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.
3. Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования: приказ Минздрава России от 28.02.2019 №108н; в ред. от 01.01.2023 / Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 17.05.2023).
4. Об утверждении Требований к структуре и содержанию тарифного соглашения: приказ Минздрава России от 10.02.2023 N 44н; в ред. от 01.05.2023 / Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 12.06.2023).
5. Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования Волгоградской области за 2023 год / КонсультантПлюс: справ. прав. система. URL: http: // www.consultant.ru / data.html (дата обращения: 10.10.2023).
6. Тарифное соглашение о реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования Костромской области за 2023 год / КонсультантПлюс: справ. прав. система. URL: http: // www.consultant.ru / data.html (дата обращения: 10.10.2023).
7. Тарифное соглашение на оплату медицинской помощи, оказываемой по Территориальной программе обязательного медицинского страхования города Москвы на 2023 год / КонсультантПлюс: справ. прав. система. URL: http: // www.consultant.ru/data.html (дата обращения: 10.10.2023).

Введение

Принцип доступности оказания медицинской помощи – это один из основополагающих принципов, сопряжённый с охраной здоровья как высшим правом гражданина, закреплённым в Конституции РФ [1]. Так, статья 41 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Таким образом, несмотря на то что принцип доступности медицинской помощи прямо не закреплён в Конституции РФ, он императивно регламентирован в федеральном законодательстве, а именно, в статье 10 Федерального закона №323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (далее – № 323-ФЗ) [2], а значит, должен соблюдаться в государстве.

Анализ научных работ, посвящённых вопросам формирования тарифов в сфере обязательного медицинского страхования (ОМС), а также ряда локальных нормативных актов, регулирующих тарифообразование в рамках региональных программ ОМС, позволил выделить ряд экономико-правовых проблем, которые напрямую влияют на составляющие элементы доступности оказания медицинской помощи всем категориям граждан на территории РФ, что определяет актуальность настоящего исследования. При этом в российском законодательстве понятие доступности медицинской помощи до сих пор не определено.

Целью исследования является анализ экономико-правовых аспектов доступности оказания медицинской помощи в разрезе исследования региональных тарифов на медицинские услуги, оказываемые населению РФ в системе ОМС.

Задачи исследования:

1. Проанализировать нормативно-правовые акты, регулирующие структуру формирования тарифов в субъектах РФ, а также установить ответственные за принятие тарифных соглашений уполномоченные органы.

2. Провести сравнительный анализ тарифов на предоставление населению РФ стоматологической помощи на примере Волгоградской, Костромской областей и г. Москвы.

missing image file

Рис. 1. Объекты исследования

3. Оценить экономико-правовые последствия применения на практике разных тарифов на предоставление населению стоматологической помощи в субъектах РФ.

4. Разработать экономико-правовые механизмы и инструментарий повышения доступности медицинской помощи гражданам РФ, осуществить их сравнительный анализ.

Объектами исследования выступают нормативно-правовые, подзаконные и локальные акты, отраслевые нормативные документы, составляющие основу законодательного регулирования доступности медицинской помощи в разрезе исследования регионального тарифообразования (рис. 1).

Субъектами исследования являются сравнительно-правовой анализ нормативно-правовых актов и формально-юридический метод.

Материалы и методы исследования

Для выполнения задач исследования изучена судебная практика, а также научные статьи, отражающие анализ экономико-правовых аспектов доступности медицинской помощи, в том числе, проблемы существования различных подходов к тарифообразованию в сфере ОМС в различных субъектах РФ.

В силу 30 №326-ФЗ, тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой, утверждённой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Анализ существующего законодательства в системе ОМС [3] позволяет сделать вывод о том, что субъектам РФ предоставлены широкие полномочия в сфере установления тарифов на оказание медицинской помощи, которые регулируются тарифным соглашением.

Требования к содержанию и структуре тарифного соглашения определены Приказом Минздрава России от 10.02.2023 N 44н «Об утверждении Требований к структуре и содержанию тарифного соглашения» [4].

Анализ тарифных соглашений позволяет сделать вывод о том, между субъектами имеется существенная разница в тарифах на медицинскую помощь, что напрямую влияет на её доступность, оказываемую населению в системе ОМС по регионам России.

Причины установления различных тарифов в региональных тарифных соглашениях, на наш взгляд, заключаются в следующем:

1. Различные исходные данные по регионам государства, влияющие на формирование затрат, включаемых в структуру тарифа (заработная плата медицинских работников, транспортные расходы в виду различных климатических условий, разный тариф на энергоресурсы и проч.).

2. Различные принципы расчёта и подходы к формированию тарифа (например, в одних регионах текущие тарифы принимаются исходя из тарифов, принятых ранее на предыдущий период тарифного регулирования; существование различных подходов к финансированию амбулаторной, неотложной, стационарной видов медицинской помощи в рамках одного региона РФ).

3. Различная структура заболеваемости в субъектах РФ.

Экономико-правовой анализ тарифных соглашений в сфере ОМС Волгоградской, Костромской областей и г. Москвы на 2023 год на примере доступности стоматологического обслуживания населения. В табл. 1 представлены фрагменты тарифных соглашений в сфере ОМС Волгоградской, Костромской областей и г. Москвы на 2023 год [5-7].

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ табл. 1 показывает, что:

1) услуги и тарифы на оказание стоматологических услуг являются различными в рассматриваемых субъектах РФ;

2) в указанных субъектах нет единого подхода к формированию тарифов на оказание стоматологической помощи в ОМС;

3) в Костромской области при указании тарифа имеет значение вид медицинской помощи, а также профиль (специальность) врача, в то время как в Волгоградской области указанного разделения нет, тарифы формируются указанием на конкретную услугу, а в г. Москве тарифы на стоматологические услуги формируются совершенно иным способом – исходя из дифференцированных подушевых нормативов на прикрепившихся лиц; указанием на конкретную услугу в Москве устанавливаются лишь тарифы по лицам, воспользовавшимся стоматологическими услугами в Москве, но застрахованным по ОМС в другом субъекте РФ и по некоторым другим группам лиц;

Таблица 1

Фрагменты тарифных соглашений в сфере ОМС Волгоградской, Костромской областей и г. Москва на 2023 год

Волгоградская область

Код услуги

Наименование услуги

Взрослый тариф, руб.

Детский тариф, руб.

2.78.54

Обращение с лечебной целью к врачу-стоматологу-терапевту

2 070,0

 

2.78.55

Обращение с лечебной целью к врачу-стоматологу-терапевту

(при лечении заболеваний пародонта)

3 296,0

 

…………….

2.80.37

Врачебный приём в неотложной форме детским стоматологом

 

1 022,0

2.80.38

Приём зубного врача при оказании медицинской помощи в неотложной форме

913,0

1 022,0

Костромская область

№ п/п

Вид медицинской помощи

Профиль/специальность

Взрослый тариф, руб.

Детский тариф, руб.

Тариф обращения по заболеванию при оказании стоматологической медицинской помощи (независимо от уровня медицинской организации)

1

Первичная доврачебная

медико-санитарная помощь

Стоматология

753,53

753,53

2

Стоматология профилактическая

Х

Х

3

Первичная специализированная медико-санитарная помощь

Ортодонтия

Х

1 015,80

4

Стоматология детская

Х

753,53

5

Стоматология терапевтическая

753,53

Х

6

Стоматология хирургическая

652,05

652,05

7

Стоматология общей практики

753,53

753,53

г. Москва

№ п/п

Код услуги

Наименование услуги

Взрослый тариф, руб.

516

9401

Прием врача-стоматолога первичный, амб.

116,84

517

9402

Прием врача-стоматолога повторный, амб.

106,63

518

9403

Прием врача-стоматолога-хирурга первичный, амб.

151,47

………………

533

9459

УФО или ОКУФ-терапия (1 поля) в стоматологии

30,74

534

9460

УФО или ОКУФ-терапия (2 полей) в стоматологии

59,11

4) в Костромской области услуги подразделяются на следующие: при обращении по заболеванию, с профилактической целью, а также с применением анестезии. В Волгоградской области и Москве нет разделения услуг с наличием анестезии и без таковой;

5) в Волгоградской области и г. Москве услуги кодифицированы (столбец 1 табл. 1), в Костромской – кодификации услуг нет.

На основе проведённого анализа разработаны следующие рекомендации о внесении изменений в действующее законодательство о тарифном регулировании в сфере ОМС:

1) о необходимости введения единой кодификации, где каждой услуге по всем регионам присваивался бы единый код; 2) о приведении наименований, а также содержания услуг по регионам к единообразию, в том числе, необходимости указания услуг с учётом обращения с анестезией или без неё; 3) о необходимости выработки единого подхода к формированию стоимости услуг.

Экономико-правовой анализ последствий формирования разных тарифов на оказанную медицинскую помощь на уровне субъектов РФ, которые влияют на доступность оказания медицинской помощи:

1. Проблема неравных экономических условий медицинским организациям для ведения медицинской деятельности при оказании одних и тех же услуг, когда объём оказанной помощи в одних регионах не покрывает объём выделенного финансирования в системе ОМС, а в других – покрывает.

Таблица 2

Сравнительный анализ экономико-правовых механизмов и инструментария повышения доступности медицинской помощи гражданам РФ

№ п/п

Наименование

Преимущество

Недостаток

1

Судебный вариант

Наибольшая эффективность данного инструмента в существующих реалиях

Длительность и невозможность спрогнозировать точный результат (выигрыш медицинской организации в суде)

2

Внедрение единых тарифов и подходов к тарифообразованию в сфере ОМС на всей территории РФ

Нивелирование проблемы доступности медицинской помощи в случае унификации тарифов и услуг в сфере ОМС

Практическая сложность внедрения единых тарифов в РФ ввиду различных стоимостных характеристик затрат на территории разных субъектов РФ

3

Исключение финансирования затрат медицинских учреждений на эксплуатационные услуги из затрат, включаемых в тариф на оказание медицинской помощи

Социальная ориентированность; согласование с основными принципами организации ОМС в РФ («деньги следуют за пациентом»); возможность налаживания соответствия целевого использования денежных средств в системе ОМС, при котором взносы, полученные от граждан в рамках страховых взносов, отчисляемых из фонда оплаты труда, будут напрямую поступать за оказанные услуги, а бремя содержания лечебных учреждений не будет ложиться на обычного гражданина

Трудозатратность введения законодательных новелл; длительность (прохождение законопроектов в нескольких чтениях и т.п.), риск признания инструмента не отвечающим интересам властных структур

2. Проблема качества оказания медицинских услуг гражданам и недоступности отдельных видов медицинской помощи для регионов. В силу недостаточности финансирования ОМС в одних регионах качество оказания медицинских услуг является низким, а в других – оптимальным.

3. Отсутствие единых тарифов на оказание медицинской помощи на территории всех регионов РФ, определение тарифов на уровне регионов без учёта реальной потребности в финансировании.

4. Проблема возможности региональной комиссии по разработке территориальной программы ОМС по пересмотру тарифов в текущем периоде тарифного регулирования в сторону уменьшения, и, как следствие, ухудшение положения медицинской организации в виде несения убытков, когда в определённые виды медицинских услуг был заложен больший тариф.

5. Проблема использования денежных средств из фонда ОМС, являющихся взносами из доходов граждан, на цели оплаты затрат, включённых в тариф (таких как коммунальные услуги, арендные платежи и т.п.) и непосредственно не связанных с медицинскими услугами, а являющихся расходами на содержание медицинского учреждения.

6. Проблема злоупотреблений менеджеров на местах, когда требуемый к оплате объём ОМС не соответствует объёму оказанных медицинских услуг.

Экономико-правовые механизмы и инструментарий повышения доступности медицинской помощи гражданам РФ основаны на комплексном подходе, учитывающем рост мотивации и вовлечённости всех субъектов оказания медицинской помощи населению: начиная с пациентов, заканчивая субъектами, формирующими тарифы, а также органами государственной власти, и представлены в табл. 2.

Выводы

1. В настоящем исследовании проанализированы основные противоречия, возникающие при анализе финансовой составляющей тарифа на оказание медицинских услуг в сфере ОМС и ведущие к значительной разнице в доступности оказания медицинской помощи на территории субъектов РФ, что вызывает, в частности, необходимость судебных разбирательств между субъектами и участниками ОМС.

2. На примере сравнительного экономико-правового анализа тарифных соглашений, Волгоградской, Костромской областей и г. Москвы, отмечена существенная разница как в подходах для формирования тарифов, так и в стоимостных выражениях тарифов и содержании конкретных медицинских услуг. На основе анализа табл. 1 и 2 разработаны рекомендации законодателю о необходимости введения единой кодификации услуг в тарифных соглашениях, приведению наименований и содержания услуг к единообразию, выработки единых подходов к формированию стоимости услуг.

3. Установлены причины, а также последствия утверждения различных тарифов в региональных тарифных соглашениях. Наиболее деструктивными последствиями формирования разных тарифов являются: неравные экономические условия, в которые ставятся медицинские организации при оказании одних и тех же услуг; ухудшение качества оказания медицинских услуг организациями при недостаточности финансирования; проблема использования денежных средств из фонда ОМС на цели оплаты затрат, включённых в тариф и непосредственно не связанных с медицинскими услугами, а являющихся расходами на содержание медицинского учреждения.

4. Решение экономико- правовых проблем доступности медицинской помощи в РФ состоит в комплексном подходе, включающем в себя несколько механизмов: внесение изменений в действующее законодательство по тарифообразованию в сфере ОМС с целью унификации содержания тарифных соглашений, подходов к формированию тарифов до судебного оспаривания конкретной медицинской организацией принятого тарифного соглашения в регионе, а также предъявления требований, вытекающих из несогласия с объёмом и стоимостью оказанных медицинских услуг.


Библиографическая ссылка

Костырин Е.В., Саакян О.О. ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДОСТУПНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 10-2. – С. 197-202;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3011 (дата обращения: 16.05.2024).