Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Угурчиев О.Б. 1 Угурчиева Р. О. 1
1 ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет»
Формирование инновационного потенциала и инновационная активность в совокупности влияют на инновационную деятельность региона. Внешние условия инновационной деятельности характеризуются инновационной инфраструктурой, ее составляющие частично повторяют составляющие инновационного потенциала и активности, поэтому внешние условия инновационной деятельности региона оказывают влияние на инновационный потенциал и активность, а значит и на саму инновационную деятельность в регионе. Из анализа понятия инновационной деятельности прослеживается взаимосвязь с понятиями инновационного потенциала, инновационной активности, инновационной инфраструктуры. Под инновационным потенциалом понимается способность быстро реагировать на изменения в рыночной конъюнктуре посредством улучшения и производства новой продукции, роста конкурентоспособности и внедрения новшеств.
экономика
регион
развитие
инновации
устойчивое развитие
реальный сектор экономики
инновационная инфраструктура
инновационная активность
инновационный потенциал
экономический рост
1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика». Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 316 (ред. на 27.05.2023).
2. Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank /41449/page/1 (дата обращения: 03.06.2023).
3.Постановление Правительства РИ № 433 от 30.06.2012 г. «О стратегии инновационного развития Республики Ингушетия на период до 2025 года».
4. Об утверждении методики расчета показателя «Уровень инновационной активности организаций». Приказ Федеральной службы государственной статистики от 27.12.2019 № 818.
5. Антонова З.Г. Переход экономики России на инновационный путь развития // Известия Томского политехнического университета. 2013. Т. 322. № 6. С. 26–31.
6. Еферина Т.В., Лизунова В.О., Просянюк Д.В., Шинова Д.А. Инновационная инфраструктура как фактор межрегиональной дифференциации в Российской Федерации // Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. № 1. С. 191-212.
7. Краснянская О.В. Теория и методы активизации инновационного развития промышленности: монография. М.: СОЛОН-Пресс, 2021. 140 с.
8. Уровень инновационной активности организаций по субъектам Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/14477 (дата обращения 22.06.2023)
9. Угурчиев О.Б., Угурчиева Р.О. Диагностирование инновационности региональной экономической системы посредством использования детерминированного подхода // Вестник Академии знаний. 2020. № 2 (37). С. 341-345.
10. Угурчиев О.Б., Гатагажев Б.М. Инвестиционная стратегия на региональном продовольственном рынке в современных условиях // Региональная экономика: Теория и практика. 2009. № 41. С. 52-56

Введение

В условиях перехода российской экономики на инновационный путь развития и реализации указа Президента «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» [1,2,4] наблюдается повышение интереса государства и бизнеса к вопросам активизации инновационной деятельности в регионах. При этом последнее, в свою очередь, является одной из ключевых составляющих их развития.

Со своей стороны, регионы, заинтересованные в повышении темпов инновационной деятельности, должны уделять больше внимания развитию инновационной инфраструктуры, поэтому они нуждаются в поддержке государства в вопросах обеспеченности благоприятными внешними условиями инновационной деятельности [3].

Одним из важнейших факторов инновационной деятельности регионов во время цифровизации экономики является интенсивный рост эффективности различных видов производств. Это приводит к увеличению ВВП страны, вызывает рост благосостояния граждан, что является одной из основных целей государства. Для эффективного стимулирования инновационной деятельности предприятий регионов необходимо оценить их уровень развития. Это поможет федеральным и региональным органам правильно выбрать предприятия для оказания эффективной финансовой помощи.

Понятие «инновационная деятельность» в целом характеризует процессы, направленные на создание инноваций [5]. Таким образом оно включает не только деятельность по непосредственному осуществлению инноваций, то есть инновационную активность, но и деятельность по созданию инновационной инфраструктуры, созданию условий для осуществления инноваций. Из анализа понятия инновационной деятельности прослеживается взаимосвязь с понятиями инновационного потенциала, инновационной активности, инновационной инфраструктуры. Под инновационным потенциалом понимается способность быстро реагировать на изменения в рыночной конъюнктуре посредством улучшения и производства новой продукции, роста конкурентоспособности и внедрения новшеств [6].

Формирование инновационного потенциала и инновационная активность в совокупности влияют на инновационную деятельность региона. Внешние условия инновационной деятельности характеризуются инновационной инфраструктурой, ее составляющие частично повторяют составляющие инновационного потенциала и активности, поэтому внешние условия инновационной деятельности региона оказывают влияние на инновационный потенциал и активность, а значит и на саму инновационную деятельность [9].

Материалы и методы исследования

Государство поддерживает инновационную деятельность регионов, развивая инновационную инфраструктуру региона, обеспечивая предпринимателей консультационными услугами, организуя бизнес-встречи, обучая сотрудников. Для этого оно строит центры лицензирования, защиты интеллектуальной собственности, тестирования, испытаний и измерения.

В системе государственного управления активно внедряются следующие инновации – безбумажные технологии, предоставление государственных услуг в электронной форме и др.

Согласно государственной программе «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.14 №316, региональным органам власти выделяются средства, которые в соответствии с региональными программами государственной поддержки распределяют ими среди предприятий [6].

Для обеспечения прозрачности и обоснованности проведения процедуры выбора предприятий используются различные методы оценки их инновационной деятельности.

Отдельной проблемой является неприспособленность системы государственной статистики к целям управления инновационным развитием регионов. Статистические данные, отражающие ключевые параметры инновационного развития, становятся доступными с временным разрывом в несколько лет. Сама структура статистических показателей во многом отражает задачи государственного управления индустриальной эпохи и не вполне соответствует задачам текущего дня. Актуальное представление о состоянии и тенденциях развития в инновационной сфере сегодня можно составить в основном по результатам опросов и обследований, которые проводятся не систематически по инициативе общественных организаций и частных организаций.

Рассмотрим инструменты, направленные на инновационное развитие регионов. Одни из них направлены на развитие существующих типов инновационной инфраструктуры, например, акселераторы, обеспечивающие, в первую очередь, наставничество; бизнес-инкубаторы, предоставляющие помещения и оборудование: центры технического творчества, которые способствуют ведению инновационных проектов молодежью: коворкинги, предоставляющие услуги бэк-офиса предприятиям. Другие инструменты направлены на создание новых элементов инновационной инфраструктуры. Это стартап-хабы, занимающиеся созданием новых предприятий и объединением единомышленников; софт-лендинговые сервисы, привлекающие иностранных инвесторов; лаборатории, формирующие инновационный потенциал у молодежи; единая цифровая платформа, обеспечивающая взаимосвязь участников и др. [7, 8, 9].

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ инновационного потенциала социально-экономического развития Республики Ингушетия позволяет выявить основные проблемы и перспективы ее развития [3, 9, 10]. В регионе около 75% всех инвестиций в основной капитал осуществляется за счет бюджетных средств, что и сказывается на низких темпах роста экономики. Низкая инвестиционная активность в регионе обусловлена рядом факторов:

- неблагоприятное финансовое состояние предприятий реального сектора экономики;

- высокий удельный вес убыточных предприятий;

- нехватка у многих предприятий собственных средств и сложность с получением и использованием кредитных ресурсов на инвестиционные цели в условиях сохранения высокой стоимости банковских кредитов;

- значительная налоговая нагрузка на предприятия реального сектора экономики;

- низкая развитость инфраструктуры;

- недостаток информации о возможностях инвестирования в ту или иную отрасль или проект;

- длительные оформительские процедуры, связанные с получением разрешительной документации на строительство или открытие предприятия.

В настоящее время в республике продолжается реализация Инновационной стратегии, рассчитанной на период до 2025 года [3]. Важным фактором для успешной реализации Инновационной стратегии является последовательная политика органов государственной власти Республики Ингушетия по формированию инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в республике.

Выбор инновационного пути развития Республики Ингушетия, определение приоритетных направлений инновационной стратегии основаны на анализе конкурентных преимуществ республики.

С точки зрения технологического потенциала региона наиболее перспективными областями являются:

- образование;

- информационные технологии;

- промышленность и строительные материалы;

- сельское хозяйство;

- туристско-рекреационный комплекс.

Анализ показывает, что одним из важнейших сохраняющихся у республики конкурентных преимуществ с точки зрения инновационного развития является человеческий капитал. Охват всего населения базовым образованием остается на достаточно высоком уровне: в 2022 г. он составлял 90%, в то же время ситуация в этой сфере характеризуется рядом негативных тенденций, которые в перспективе могут фактически девальвировать это конкурентное преимущество.

Во-первых, продолжает снижаться, как и в РФ в целом, качество образования на всех уровнях – от базового, начального и среднего профессионального образования, до вузовского и послевузовского.

Во-вторых, кроме качества образования, значительную роль для инновационного развития играют и формируемые у человека жизненные установки, модели поведения, которые либо способствуют распространению инноваций в экономике и общественной жизни, либо препятствуют ему.

В этом плане ситуация в Ингушетии неоднозначна. С одной стороны, данные по уровню проникновения мобильной связи, частоте смены телефонных аппаратов и вниманию к современным «опциям» телефонов (по опросам различных организаций в сфере телекоммуникаций), которые могут быть использованы в качестве характеристики восприимчивости к инновационному потреблению, находятся на сравнительно высоком уровне.

С другой стороны, по такому показателю, как готовность потребителей приобретать новые инновационные товары взамен используемых, Республику Ингушетия можно отнести к одному ин из самых консервативных регионов России. Недостаточно высокий уровень проникновения сети Интернет (около 60%), при том, что в последние годы и компьютер, и сеть Интернет стали финансово доступны самым широким слоям населения, также показывает определенную консервативность населения по отношению к технологическим новациям.

Ключевые для инновационного предпринимательства личностные качества – мобильность, желание обучаться в течение всей жизни, склонность к предпринимательству и принятию риска также не являются пока характерными особенностями значительной части населения республики. В Ингушетии, по данным Министерства образования и науки Республики Ингушетия участие населения (в возрастной группе 25-64 лет) в непрерывном образовании в 2022 г. составило 5%. При этом в регионах с высокой инновационной активностью этот показатель значительно выше.

Восприимчивость бизнеса к инновациям технологического характера остается низкой, в 2022 году разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли 1,5% от общего числа предприятий промышленности, что значительно ниже значений, характерных для регионов с высоким уровнем инновационной активности. Мала доля предприятий, инвестирующих в приобретение новых технологий (0,9%). Низка не только доля инновационно активных предприятий, но и интенсивность затрат на технологические инновации, составляющая в республике в среднем 0,1% [8, 9].

Слабо используются предприятиями региона современные информационные технологии. Доля предприятий, использующих сеть Интернет для размещения заказов, в 2022 г., составила в республике 30% по сравнению с 55-72% в других регионах России. Доля предприятий, имевших собственный Интернет-сайт, в 2022 г. составила 40% по сравнению с 50-80% в большинстве регионов России. Доля высокотехнологичной инновационной продукции в общем объеме выпуска (0,8%) остается на значительно низком уровне.

При этом, кроме «количественного» отставания региональных организаций по уровню инновационной активности, есть еще и значительные структурные проблемы в организации управления инновациями на уровне самих организаций. По показателю «способность организаций к заимствованию и адаптации технологий», по оценкам рейтинговых агентств, Ингушетия в 2022 г. находилась на 80 месте среди всех регионов РФ. Индекс инновационной активности Республики Ингушетия составил 0,0168, тогда как индекс г. Москвы – 0,9333.

Абсолютное доминирование передовых типов инновационного поведения (заимствование готовых технологий и т.д.) характеризует республиканскую инновационную систему как ориентированную на имитационный характер, а не на создание радикальных нововведений и новых технологий.

Очень скромно выглядят предприятия республики и на внешних рынках. Так, в 2022 г. доля произведенных ими товаров и услуг в общероссийских объемах экспорта высокотехнологичной продукции гражданского назначения составила 0,008% [8, 9].

Поддержка инновационной деятельности органами государственной власти РФ и РИ оказывается за счет федеральных, региональных и внебюджетных средств и включает в себя финансово-кредитную, имущественную, техническую, консультационную, информационную поддержку, поддержку внешнеэкономической деятельности, межрегионального сотрудничества, участия в выставках и ярмарках, мер по развитию трудовых ресурсов для инновационной деятельности, мер по развитию деятельности по предоставлению субъектам инновационной деятельности финансовых и иных услуг, а также других направлений поддержки, которая предусмотрена в государственных и муниципальных программах по развитию инновационной деятельности.

Государство создает объекты инновационной инфраструктуры регионов, которые облегчают доступ предприятий к оборудованию, площади, коммуникациям, кадрам. Предприятиям, которые нуждаются в материальных средствах, выделяются гранты и субсидии, предоставляются налоговые льготы. Обеспечивается информационно-маркетинговая, консультационная и экспертная поддержка в виде рекламных компаний, выставок и конференций, центров консультаций. Поддержку можно разделить на создание новых сервисов и на поддержку уже существующих, на создание физических объектов и на организацию сервисов и услуг.

В настоящее время в Республике Ингушетия государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность инновационной направленности, предоставляется по линии Регионального Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции Республики Ингушетия в рамках республиканской целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Ингушетия на 2022-2027 годы».

Механизм предоставления данного вида государственной поддержки предусматривает возмещение до 75 % затрат на разработку и внедрение инновационных изобретений и опытно-конструкторских разработок в серийное производство. Максимальный размер субсидии составляет 5 млн рублей.

В рамках реализации Инновационной стратегии необходимо привлечь внешние инвестиции (преимущественно в высокотехнологическую сферу). Целью этого направления является использование конкурентных преимуществ Республики Ингушетия для привлечения инвестиций в регион. Привлечение внешних инвестиций может привести к увеличению реальных ресурсов для экономического развития региона. Важной предпосылкой этого направления является ориентация научного сообщества Республики

В целом по региону, в условиях кризиса, ситуация в бизнесе остается неблагоприятной. Большинство предприятий, столкнувшись с необходимостью жесткой оптимизации издержек, в первую очередь, экономят на технологическом развитии, откладывая на неопределенное будущее инновационные проекты, расходы на НИОКР и техническое перевооружение.

Заключение

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Инфраструктура инновационной деятельности в Республике Ингушетия в целом недостаточно развита. Поэтому в ней создаются объекты инновационной инфраструктуры, которые облегчают доступ предприятий к оборудованию, площади, коммуникациям, кадрам. Предприятиям, которые нуждаются в материальных средствах, выделяются гранты и субсидии, предоставляются налоговые льготы. Обеспечивается информационно-маркетинговая, консультационная и экспертная поддержка в виде рекламных компаний, выставок и конференций, центров консультаций. Поддержку можно разделить на создание новых сервисов и на поддержку уже существующих, на создание физических объектов и на организацию сервисов и услуг.

Критическими проблемами инновационного развития сегодня являются создание мотивов инновационного поведения всех субъектов экономики и углубление их кооперации с сектором исследований и разработок с опорой на развивающуюся инновационную инфраструктуру.

Таким образом, инновационная деятельность в республике находится на стадии становления, начинается активная работа по созданию «инновационного климата» в республике. В последние годы предпринимаются меры по поддержке инновационной активности предприятий, однако финансирование научной и инновационной сферы пока что производится в недостаточном объеме.

Общий вывод по текущей ситуации с факторами инновационного развития Республики Ингушетия заключается в том, что в ее экономике окончательно не сформировалась тенденция инновационного поведения бизнеса.


Библиографическая ссылка

Угурчиев О.Б., Угурчиева Р. О. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 8-2. – С. 262-266;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2965 (дата обращения: 16.05.2024).