Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ, НА ПРИМЕРЕ США

Воблая И.Н. 1 Сейфиева Е.Н. 1 Воблая С.А. 1
1 ФГОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Новороссийский филиал
Негативные последствия коррупции затрагивают практически все аспекты жизни общества. Коррупция усугубляет экономическое, политическое и в том числе социальное неравенство, снижает эффективность деловой среды, зачастую приводит к конфликтам, а так же ведет к ухудшению способности государства своевременного реагирования на кризисы в различных областях. Тем не менее, стоит отметить, что в глобализированном мире кризисы ни одной страны не остаются в стороне, особенно когда они влияют на соседние государства. Цепь коррупции ставит печать на одной стране за другой, разрушая благосостояние развитых стран и усугубляя бедность развивающихся. Злоупотребление властными полномочиями ради личной выгоды, как на международном рынке, так и на внутреннем и есть коррупция, а противодействие коррупции – в США является одним из методов регулирования ввоза на рынки зарубежных стран, в том числе. В статье рассмотрен механизм, направленный на сдерживание уровня коррупции на низком уровне, на примере Соединённых Штатов Америки.
коррупция
комплаенс
ответственность
прозрачность
антикоррупционная политика сша
1. Куракин А.В., Савостин А.А., Тюрин В.А. Международные, европейские и национальные аспекты борьбы с коррупцией в системе государственной службы РФ // Право и политика. 2005. № 8. С. 53-60.
2. Марчук В.В. Профилактика коррупции в структуре менеджмента. URL: https://ilex.by/profilaktika-korruptsii-v-strukture-menedzhmenta/ (дата обращения: 30.06.2023).
3. Камназаров М.М., Сарсенов А. Анализ национальных законодательств зарубежных государств в сфере борьбы с коррупцией (Сингапур, Южная Корея, США, Россия). Научно-исследовательские материалы по противодействию коррупции. 2015. URL: https://www.sud.gov.kz/rus/content/analiz-nacionalnyh-zakonodatelstv-zarubezhnyh-gosudarstv-v-sfere-borby-s-korrupciey-singapur (дата обращения: 22.04.2023).
4. Лафитский В.И., Жидков О.А. Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты / Пер. с англ.; сост. В.И. Лафитский; под ред. и со вступ. ст. О.А. Жидкова. М.: Прогресс, Универс, 1993. 768 с.
5. Петрова Ю.И., Бутова Т.В. Международный опыт антикоррупционной политики в системе государственной службы на примере США // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2015. № 31. С. 24–28.
6. Информационный бюллетень: Стратегия США по противодействию коррупции / Посольство и консульство США в Российской Федерации. 2021. URL: https://ru.usembassy.gov/ru/fact-sheet-u-s-strategy-on-countering-corruption-ru/ (дата обращения: 20.04.2023).
7. Воблая И.Н., Пасалиди А.К. К вопросу коррупционных рисков в период пандемии COVID-19: причины и способы борьбы// Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021. Т. 11, № 4. С. 37-42.

Введение

Коррупция подрывает возможности правительств разных стран защитить своих граждан и ведет к ухудшению общественного доверия, что усложняет контроль над угрозами безопасности. В свою очередь, конфликты создают благоприятные условия для коррупции, ослабляя действия властей по борьбе с ней.

На современном этапе возникает острая необходимость формирования комплекса знаний о механизмах построения антикоррупционной системы копмлаенс политики, определения процедуры контроля на всех уровнях деятельности организации.

Цель исследования – повести анализ важнейших направлений антикоррупционной политики на примере США.

Материалы и методы исследования

Основными методами исследования являются анализ и синтез.

Как показывает анализ международного опыта, сегодня, многие организации вынуждены приспосабливать свою деятельность к коррупционной плоскости. Неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру и организация экономического сотрудничества и развития каждый год публикует данные и по итогу – ежегодно в мире около 2 триллионов долларов предоставляется взяток, что означает – один доллар из каждых 30 в мировом ВВП является взяткой [1]. Необходимо отметить, что коррупция напрямую увеличивает затраты на ведение бизнеса в среднем на 10 пунктов, а это приводит к увеличению стоимости товаров и услуг [2].

Для создания эффективных механизмов борьбы с коррупцией, странам следует обратиться к успешным примерам зарубежного опыта и адаптировать их к своим национальным особенностям.

Важными аспектами являются: разработка прозрачных процедур для государственной службы, проведение антикоррупционных обучений и тренингов, установление строгих законов и норм, а также поддержка открытого диалога и сотрудничества между государственными и частными структурами.

Результаты исследования и их обсуждение

На сегодняшний день особое внимание необходимо уделить обеспечению независимости правосудия и правоохранительных органов от политического влияния, что позволит более эффективно бороться с коррупцией на всех уровнях.

Механизмы сдерживания коррупции в международной практике представлены в таблице 1.

Законодательство США жестко регулирует вопросы коррупции. Существует ранжирование ответственности по степени тяжести преступления. К примеру, только официальные поощрения от правительства могут быть представлены в качестве благодарности правительственному служащему за государственные услуги, любые подарки, материальные поощрения от иных лиц и прочие ценностно-предметные вещи не могут быть переданы или получены; нарушение данного правила влечёт за собой лишение свободы на два года или крупный штраф.

Таблица 1

Анализ нормативных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией [3]

Государство

Название нормативно- правового акта

Дата принятия

Антикоррупционный орган

Сингапур

Акт о предотвращении коррупции

от 17 июня 1960 г.

Бюро по расследованию случаев коррупции

Южная Корея

Закон «О борьбе

с коррупцией»

от 1 января 2002 года

Комитет по аудиту и инспекции, Министерство Юстиции, Министерство административного самоуправления и внутренних дел, Министерство обороны (военная прокуратура), Министерство финансов и экономики, Комиссия по справедливой торговле, Налоговая служба, Национальное полицейское управление и Комитет по борьбе с коррупцией.

США

Глава 11, 29, 41, 93

Раздела 18 Свода Законов

От 25 июня 1948 года

Отдел Министерства Юстиции; ФБР

За так называемую взятку, предоставляемую в качестве благодарности за мелкие услуги, «кикбек», за иные действия, связанные со взяточничеством, государством санкционированы серьёзные штрафы в размере до трёхкратной суммы взятки, также виновный может быть лишён свободы сроком на 15 лет, или его действия могут быть расценены в такой степени, что коррупционер потерпит оба наказания одновременно. Положение виновного может быть осложнено при наличии отягчающих обстоятельств, тогда будет назначено лишение свободы сроком на 20 лет. Также уголовно наказуемыми является незаконное трудоустройство на государственную службу, за которую подельник в качестве «благодарности» за помощь требует материальные средства и как следствие может привести к тюремному заключению, штрафу, либо оба наказания одновременно.

missing image file

Рис. 1. Постулаты Кодекса этики правительственной службы США 1958 года [4]

Примечательно, что любой чиновник может быть привлечён к ответственности, даже если в настоящий момент виновный не связан с государственной службой, отстранён от должности. Отсутствие иммунитета для должностных лиц – одно из главных преимуществ политики США в антикоррупционной деятельности.

Антикоррупционная политика США подкрепляется исторически сложившимся феноменом правительственной морали. Это перечень дисциплинарных правил, фундаментальных основ, которым обязаны следовать все госслужащие, и следование данным нормам, их реализация обеспечивают здоровое функционирование общей системы государственной службы.

Стоит отметить, что первый Кодекс этики правительственной службы не был распространён повсеместно и имел рекомендательный характер, однако он заложил основы правовой регламентации правительственной этики государственных служащих США.

С основными положениями первого Кодекса можно ознакомиться ниже (рисунок 1).

В ходе развития правовых стандартов, Конгрессом США были приняты нормы поведения выборных должностных лиц для членов верхней и нижней палат парламента и министров, описанные в новом Кодексе 1962 года.

Линдоном Джонсоном, 36-ым президентом США, была утверждена нравственная этика поведения чиновников в 1965 году в доработку к имеющемуся закону. Впоследствии в 1978 году эти правила были преобразованы в Закон «Об этике служащих государственных органов».

Кодекс претерпел изменения и в 1989 г., когда Конгрессом США был принят Закон «О реформе Закона об этике». После изменений, включающих в себя уточнение стандартов, призванных обеспечивать соответствующе гуманное и современное поведение чиновников, положения Кодекса стали распространяться на все три ветви федеральной власти: исполнительная; законодательная; судебная.

Принципы этики поведения должностных лиц и служащих гос. аппарата, закреплённые в законе США №12731, регламентировали ограничение в правах как высокопоставленных чиновников, так и рядовых государственных служащих. Перечень ограничения прав для госслужащих США представлен на рисунке 2.

Установленные нормы требуют реализации, обеспечения и контроля. Существуют лица или группы лиц специального назначения, входящие в комиссии в различных государственных управлениях и отделах, которые наделены определенными полномочиями для того, чтобы проводить служебное расследование для контроля исполнения установленных норм, вызвать чиновника на беседу, запросить необходимую дополнительную информацию и др.

missing image file

Рис. 2. Ограничение прав для госслужащих США

В итоге частичная/полная дисквалификация, понижение в должности, привлечение к уголовной ответственности, предусматривается как мера наказания.

Для всех государственных служащих, кроме членов Сената США, предусмотрено ограничение в допустимом вторичном заработке. Заработная плата от деятельности по совместительству не должна превышать 15% оклада от его основной занимаемой должности.

Эти меры способствуют укреплению доверия к государственным институтам, снижению коррупции и улучшению общественного мнения о деятельности государственных служащих и чиновников.

Позитивный опыт разных стран в борьбе с коррупцией может стать источником полезных знаний и стратегий для других государств, стремящихся сократить коррупционные явления и улучшить качество государственной службы. Изучение и адаптация успешных антикоррупционных программ и мер, доказавших свою эффективность на практике, могут предоставить большие возможности для перенимания положительного зарубежного опыта.

Новые правила были разработаны для определения условий получения подарков и наград от иностранных представителей, с учетом особенностей. Если подарок, полученный государственным служащим от представителя другой страны, является проявлением вежливости или сувениром и не превышает «минимальной стоимости», то его можно принять. Если подарок выше «минимальной стоимости», должностное лицо может принять его только если это способствует развитию научных и медицинских отношений между США и другими странами, и отказ может повлиять на международные отношения или обидеть дарителя.

Также одним из ключевых аспектов антикоррупционной политики США являются единые для всех ветвей государственной власти правила, ограничивающие право должностного лица на получение подарков от частных лиц и организаций, с которыми можно ознакомиться в таблице 2.

Сегодня, следуя указанию Президента, Администрация Байдена-Харрис представляет беспрецедентную Стратегию США по противодействию коррупции. В документе приводится комплексный межведомственный подход, направленный на укрепление борьбы с коррупцией.

Стратегия акцентирует внимание на более глубоком осознании транснациональных аспектов коррупционной угрозы и противодействии им, включая разработку дополнительных мер для ограничения возможности коррумпированных субъектов использовать американские и международные финансовые системы в целях сокрытия активов и отмывания доходов, полученных в результате коррупционных действий.

Для осуществления руководства Стратегией объединены усилия правительства США в борьбе с коррупцией посредством пяти комплексно взаимосвязанных компонентов (рисунок 3).

Таблица 2

Правила получения подарков от частных лиц и организаций государственными служащими [5]

Государственные служащие

Правила получения подарков от частных лиц

Сенатор США и сотрудники его штаба

не имеют права получать подарки от частных лиц или организаций, которые могут быть заинтересованы в одобрении Сенатом определенных законов, если стоимость подарков в течение года в общей сложности превышает 100 долларов. Стоимость подарков, полученных сенатором из других источников, за исключением родственников, в течение года не должна превышать 300 долларов.

Члены палаты представителей Конгресса США

могут получать подарки суммарной стоимостью не более 250 долларов за год от одного источника. Это ограничение также применимо к сотрудникам их штаба. Вместе с тем, любой подарок, даже тот, который был предназначен супругу должностного лица и «справедливая рыночная стоимость» которого превышает 100 долларов, должен быть заявлен. Эти ограничения распространяются на все подарки, за исключением подарков от родственников.

Государственный служащий и его супруг(а)

могут принимать подарки, стоимость которых в общей сложности не превышает 100 долларов за год. Если подарок превышает допустимую стоимость, государственный служащий должен в течение 60 дней передать его соответствующему органу своего ведомства.

missing image file

Рис. 3. Стратегия борьбы с коррупцией. Американская практика [6]

Рассмотрим более побробно.

1. Модернизация, согласование и обеспечение ресурсами мероприятий правительства США в борьбе с коррупцией: несмотря на то, что США давно занимают лидирующие позиции в мировой антикоррупционной борьбе, противостояние этой проблеме в качестве национально-безопасного приоритета требует обновленной стратегии:

- Углубленное осмысление транснациональных коррупционных аспектов и ответ на них, в частности, путем присвоения высокого приоритета сбору и анализу разведданных о коррумпированных субъектах и их связях.

- Повышение акцента на антикоррупционные мероприятия как ключевой приоритет в основных ведомствах и учреждениях федерального правительства США, включая координационные структуры в Государственном департаменте, Министерстве финансов и Министерстве торговли, а также в Агентстве США по международному развитию (USAID).

- Расширение ресурсов правоохранительных органов и усиление обмена информацией между разведывательными сообществами и правоохранительными структурами.

2. Контроль над неправомерным финансированием: Коррумпированные субъекты и их пособники опираются на слабые места в американских и глобальных финансовых системах для скрытого контроля активов и легализации доходов от противоправной деятельности [4]. В качестве крупнейшей экономики мира, США обязаны устранить пробелы в национальной регулятивной системе и сотрудничать с союзниками и партнерами для достижения аналогичных результатов. В этом контексте предполагается устранение недостатков, в частности путем:

- Введения правил прозрачности в отношении бенефициарного собственника, способствующих раскрытию злоумышленников, скрывающихся за непрозрачными компаниями.

- Разработки новых нормативных актов, направленных на тех, кто находится на переднем крае сделок с недвижимостью, чтобы обнаруживать случаи использования недвижимости для сокрытия незаконных средств или легализации преступных доходов.

- Взаимодействия с Конгрессом и применения существующих правил с целью усложнения уклонения от ответственности для некоторых «хранителей» финансовой системы, включая адвокатов, бухгалтеров, представителей услуг по созданию трастов и компаний.

- Сотрудничества с партнерскими странами через международные форумы, дипломатическое взаимодействие, взаимодействие правоохранительных органов и укрепление потенциала для усиления режимов борьбы с отмыванием денег с целью повышения прозрачности международной финансовой системы.

3. Привлечение к ответственности коррупционеров [7, с. 41]: Хотя Правительство США устраняет пробелы в законодательстве и работает с партнёрами и союзниками, с тем, чтобы они делали то же самое, мы также будем привлекать к ответственности тех, кто решит участвовать в коррупции, в том числе путём:

- Усиление дипломатических и развивающих мероприятий для поддержки, защиты и содействия представителям гражданского общества и СМИ, включая журналистов-расследователей, раскрывающих коррупцию.

- Инициирование нового подхода для привлечения стран-партнеров к обнаружению и противодействию взяточничеству за пределами своих границ.

- Создание программы вознаграждений за возврат активов клептократов, что позволит правительству США расширить возможности по обнаружению и возврату украденных активов, связанных с коррупцией в зарубежных госструктурах, хранящихся в американских финансовых учреждениях.

- Взаимодействие с частным сектором для улучшения международной деловой среды путем поощрения разработки и соблюдения антикоррупционных программ американскими и глобальными компаниями.

4. Защита и усиление многоаспектной архитектуры противодействия коррупции: Правительство США нацелено на укрепление международной структуры борьбы с коррупцией, включающей многосторонние проекты, обязательства и критерии, стимулирующие страны к существенным улучшениям в борьбе с коррупцией. Соединенные Штаты продолжат поддерживать и усиливать эту важную структуру, включая меры, такие как:

- Сотрудничество с G7 и G20 для реализации строгих мер по обеспечению прозрачности и борьбе с коррупцией на министерском уровне.

- Создание и развитие отчетных, эффективных и устойчивых институтов, борющихся с коррупцией в областях финансов, закупок и управления персоналом.

- Усиление участия США в ряде инициатив, таких как Партнерство открытого правительства и Инициатива прозрачности в ресурсоориентированных отраслях.

5. Оптимизация дипломатического сотрудничества и использование средств внешней помощи для реализации антикоррупционных целей: Дипломатическое сотрудничество и внешняя помощь, в том числе в области безопасности, играют решающую роль в стремлениях Соединенных Штатов по борьбе с коррупцией. В целом, эти меры могут укрепить способности и решимость правительств-партнеров в противодействии коррупции, а также поддержать гражданское общество и других активистов в проведении пропагандистских мероприятий и конкретных действий. Для обеспечения того, чтобы выделенные средства помощи не способствовали поддержке коррупционеров, США совершенствуют свои процессы управления рисками и получат более глубокое понимание местной политической, экономической и социальной динамики. В связи с этим, Соединенные Штаты будут усиливать, расширять свои мероприятия, включая:

− Приоритет на антикоррупционную работу в рамках дипломатических мероприятий.

− Пересмотр и оценка критериев предоставления государственной помощи, включая прозрачность и ответственность.

− Расширение американской помощи, направленной на борьбу с коррупцией, и контроль эффективности этой помощи.

− Обеспечение дополнительной гибкости инициативам по борьбе с коррупцией и более широким мерам по оказанию помощи в ответ на непредвиденные ситуации во всем мире.

− Усиление антикоррупционных возможностей и поддержки государственного сектора, в том числе с учетом независимых аудиторских и контрольных органов.

Заключение

В заключении отметим, что проведенный анализ указывает на наличие в США эффективной системы, которая обеспечивает основу для эффективной борьбы с коррупцией. Стратегия борьбы с коррупцией в Соединенных Штатах является новым этапом в усилиях страны по преодолению разрушительного влияния коррупции. Так как отчетность играет критическую роль, федеральные министерства и ведомства будут ежегодно представлять Президенту информацию о продвижении в достижении целей стратегии. Это подчеркивает решимость Соединенных Штатов вести активную борьбу с коррупцией и поддерживать транспарентность на международном уровне.

В итоге стоит отметить, что анализ и дальнейшее применения зарубежного опыта борьбы с коррупцией дает возможность выстраивания более эффективной работы соответствующих органов. Ответственность и сотрудничество с государствами-партнерами позволят расширить международные меры по борьбе с коррупцией и в конечном итоге создать более справедливый и стабильный мировой порядок. Учитывая множество вызовов, с которыми сталкиваются современные государства, эффективная антикоррупционная политика будет играть ключевую роль в установлении доверия между народами, правительствами и частным сектором.


Библиографическая ссылка

Воблая И.Н., Сейфиева Е.Н., Воблая С.А. АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ, НА ПРИМЕРЕ США // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 8-2. – С. 145-152;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2949 (дата обращения: 16.05.2024).